это не столько кара, а повреждение естественного состояния. Мы об этом много говорили, дорогая Ольга.Если кара за неправильный выбор неотвратима,
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+35
Смердяков
Nuklon
Нюся
Анфиса
пинна
Дим21
Алексей П
Валенсия
Алексей0909
Tverskoy
Стахий
Семёнов Алексей
lelik
монархист
Евгений Сумский
Валерий (Миклош)
А-теист
Алекс@ндр
Admin
miha61
Вера
Ksertoo
Wimar
loretta
Сумрак
Елена-христианка
Татьяна
Петр Петрович
Dum
иерей Сергий
nadizar
Михаил55
alismanka
Перестукин
noname
Участников: 39
Лев Толстой и Православие
miha61- Модератор
- Сообщения : 6917
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 63
Откуда : Москва
Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ
- Сообщение 271
Re: Лев Толстой и Православие
lelik- Бакалавр форума
- Сообщения : 1648
Дата регистрации : 2011-02-03
Возраст : 40
Откуда : Раменский р-он
Вероисповедание : неофит
- Сообщение 272
Re: Лев Толстой и Православие
Михаил,состояние у всех поврежденное,даже у самых дисциплинированных Православных.Никуда не денешься. И страстишки есть у всех.
А Бога и так все принимают субъективно,кто как карающее правосудие,кто как милостивого отца,кто как ревнивого отца....И если Вы попробуете доказать ортодоксу, что муки ада не бесконечны,он скорее уйдет в раскол, чем примет такого Бога.И наоборот.Все по-тому, что человек не может заставить себя любить ТО, что он не может полюбить.И назвать хорошим То, что он считает плохим.
А. Кураев, объясняя этот феномен,говорит просто:это твои , брат, проблемы.
А Бога и так все принимают субъективно,кто как карающее правосудие,кто как милостивого отца,кто как ревнивого отца....И если Вы попробуете доказать ортодоксу, что муки ада не бесконечны,он скорее уйдет в раскол, чем примет такого Бога.И наоборот.Все по-тому, что человек не может заставить себя любить ТО, что он не может полюбить.И назвать хорошим То, что он считает плохим.
А. Кураев, объясняя этот феномен,говорит просто:это твои , брат, проблемы.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 273
Re: Лев Толстой и Православие
Вы сами дали письмо митр.Антония, но ,видимо , плохо прочли его, где он указывает, почему Церковь отлучила графа и почему его грех непростителен, как хула на Св.Духа.Wimar пишет: Зесь я так понимаю, вы вопросы ставите в утвердительной форме, что Толстой горит в аду без всякого сомнения. Напротив, митрополит Антоний уже после анафемы взывает к Господу о помиловании
Да, при этом, как человек он взывает о помиловании из сострадания к его близким. Вот и все.
Если бы я писала кому-то письмо, то из сострадания к близким тоже смягчила бы тон. Но мы тут не письма пишем , а дискутируем о том, находится ли граф Толстой в аду или нет. У меня, как и у Церкви, нет в этом сомнений.
.Наше расхождение не в отношении к Толстому или его произведениям, а более глубокие в духовном бытие. Как понимаю, для вас анафема равносильна исполнению приговора
Наше расхождение в вере в Бога и в понимании страха Божиего.
А в части анафемы, насколько я знаю, то церковную анафему может снять только Церковь, а не наши с Вами пожелания.
Я тоже взираю на милость Божию и молюсь об этом за своих ближних грешниках. Но Вы упорно не хотите понимать, что Бог- это Праведный Судия, без человеческого гуманизма и либерализма.Я взираю на милость Божию и помилование даже после приговора, тем паче, исполнение всем нам будет на Страшном суде, который ещё будет.
Давайте определимся с грешниками.Есть грехи , когда при жизни человек не раскаялся в них. А есть непростительные грехи, в которых не раскаялся грешник при жизни.
За первых мы молимся вместе с Церковью, за вторых возможна только келейная молитва близких.
А что касается Страшного Суда, то он определяет конечную участь души. По церковному учению, до Страшного Суда души имеют предварительный суд Божий и определяются в преддверия ада или рая. Но это не значит, что Бог просто пересматривает их участь на Страшном Суде. Это значит, что до Страшного Суда можно вымолить грешника из преддверия ада. В основном, это касается грешников без непростительных грехов.
Бывают исключения (в Патерике) , но это когда высокодуховные ближние по благословению церковному вымаливают души своих близких.
А никто и не выносит. Я повторила то, что решила Церковь. Если для Вас Церковь- это частное мнение, то для меня нет.ни в коем разе нельзя выносить приговор душе человека, ибо это не нашего ума дело, и весьма душевредно.
Семёнов Алексей- Бакалавр форума
- Сообщения : 3495
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : Санкт - Петербург
Вероисповедание : книжник
- Сообщение 274
Re: Лев Толстой и Православие
Верил ли Лев Толстой во Христа или отвергал всякое о Нём упоминание?
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 275
Re: Лев Толстой и Православие
Алисманка, скажите, за чем вообще Бог создал Церковь на земле?Для разнообразия что ли, чтобы люди не скучали?alismanka пишет:noname пишет:
Толстой был не в лесу.
Ну и что.Я не думаю что если церковь поставила на нем крест и Бог тоже значит ставит,может он его простил.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 276
Re: Лев Толстой и Православие
Видимо, в той ситуации признание разбойником на кресте заслуженного наказания и являлось его раскаянием. Иначе бы Господь не сказал, что сегодня же он будет с Ним в раю.монархист пишет:
Елена, Вы можете привести доказательства, что разбойник покаялся? В Библии сказано, что
он (разбойник)признает, что получил по заслугам а I.Христос страдает безвинно. Что же
получается, за простое сочувствие разбойник попадает в Рай?
В том числе. В каждой притче сокрыт огромный смысл на многие случаи жизни. Иначе Евангелие было бы огромным, чтобы на каждый вопрос был отдельный ответ.В своем толковании,
Феофилакт Болгарский, говорит что понимать это надо как притчу: "...по левую руку от распятого
I.Христа разбойник злословящий Господа -это иудеи не принявшие I.Христа, а по правую
руку благоразумный разбойник, читай язычники, уверовшие в Господа. Теперь становится
понятно, почему другие ЕВАНГЕЛИСТЫ говорили, что оба разбойника злословили ЕГО.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 277
Re: Лев Толстой и Православие
Спаси Вас Господи, Вера!Вера пишет:lelik пишет:Ну, вот не захотел принять Толстой обрядовость,воинственность и проч. кач-ва христианской религии.НЕ ужели только за это Бог будет жарить его на вертеле?Я не разделяю его взглядов.Но если человек не может полюбить др. человека,его же за это не осудят, правда? так почему же должен быть жестоко наказан в вечности человек,не сумевший принять Церковь?
Неужели Бог будет мстить человеку в вечности за личную обиду?
Ну вот никак не пойму,почему человеку должно быть по сердцу ВСЕ, что связано с религией? Ну а если нет? и человек не хочет лицемерить и изображать ханжу?Ну что-то ему явно не по сердцу и он об этом говорит.
Скажите: "гордый дух......"
Ну не нравится мне классическая музыка, вот хоть убейте, что тут поделаешь?Гордость тут не при чем.И еще мне много чего не нравится, ЧТО ДОЛЖНО нравится хорошему человеку.И что теперь только за это меня надо жарить?
Если в чем-то не согласен человек,значит неприменно в АД,да в самое пекло.Откуда Вам знать, как решилась его судьба?
Не соглашусь вот с чем.
Таинства Церкви установлены Богом. "Если не будете есть Плоти Моей и пить Крови Моей, не будете иметь жизни вечной". Это слова Христа. Церковь исполняет это повеление в Тантстве Причащения. Если человек отказывается от этого, он делает хуже только себе.
И не надо думать,что ходящие в Церковь все изображают из себя хонжу. Есть 4 заповедь "Шесть дней трудись, седьмой отдай Богу". Поэтому верующий человек идет в храм. но и не только по этому. Храм это место, где человек посредством Таинств может непосредственно общатся с Богом. Нигде, ни через общение с космосом, природой человек не ощутит этого, потому что основание Церкви заложил Христос, Бог, сказав "Я создам Церковь Божию, и врата ада не одолеют ее". Церковь Свята не потому что в ней святые люди, мы все грешники, и прихожане, и священники. Церковь Свята из-за присутствия в ней Бога. Те, кто причащался знает состояние после этого Таинства и не спутает его ни с чем другим, и ни в какой более вещи, обряде не найдет этого.
А то, что "иногда у невоцерковленного больше сострадания и миролюбия, чем у ортодокса" не совсем корректное выражение.
1. Человек не может спастись делами, он спасается верой в Бога, поэтому Христос и пришел на землю, потому что человек не может исполнить всех заповедей, хотя и они нужны. Чем больше человек приближается к Богу, тем больше он видит себя грешником, тем лучше относится к людям. Да, это медленный процесс, но люди меняются, меняются в лучшую сторону. Сама знаю эти случаи.
2. Доброта человека - дело хорошее, но без веры в Бога она немного теряет смысл. Потому что к каждому делу человека, к мысли привязана грязь - грех. Все естество человека заражено грехом, и не каждое доброе дело угодно Богу, а только сделанное без гордости и со смирением. А смирится человеку практически невозможно без помощи Бога. Иногда этот процесс занимает всю жизнь. В нас всегда сидит червячок гордости, даже в добром человеке. Это мысли Святителя Игнатия Брянчаннинова.
Еще. Если человек может спастись по добрым делам - зачем Бог пришел на землю? Именно потому, что мы настолько испорчены, что и наше добро смешивается со злом, Бог пришел на землю, пострадал и искупил нас. Наше дело - вера в Него и исполнение заповедей. Без правльной веры наши по человеческим меркам добрые дела ничто.
И еще. Никто никого "жарить" на том свете не будет. Человек сам "изжарит" себя, своими страстями, своим неудовлетворением. Если в этой жизни человек не соприкасался с Богом, какого будет ему в будущей жизни, ведь Бог "есть огнь поядающий"?Бог никому не желает зла, не создает ада и не обрекает человека на ад. На ад обрекает себя сам человек.
Все сказанное выше - не мое мудроствование, а слова из Евангелия и Святых Отцов.
Спаси всех Господь.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 278
Re: Лев Толстой и Православие
Михаил, Мария Египетская причащалась два раза за свою отшельничью жизнь. Именно потому, что была в пустыне , вдали от людей и молилась Богу.Михаил55 пишет:Оля Вы меня опередили. Я только вчера об этом подумал.. Опоздал
Если кто-то сегодня имеет такую же святость, то вперед!
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 279
Re: Лев Толстой и Православие
Вот только что прочитал в "Воскресении" Льва Толстого его отношение к Литургии.
- Спойлер:
- И никому из присутствующих, начиная с священника и смотрителя и кончая Масловой, не приходило в голову, что тот самый Иисус, имя которого со свистом такое бесчисленное число раз повторял священник, всякими странными словами восхваляя его, запретил именно все то, что делалось здесь; запретил не только такое бессмысленное многоглаголание, и кощунственное волхвование священников-учителей над хлебом и вином, но самым определенным образом запретил одним людям называть учителями других людей, запретил молитвы в храмах, а велел молиться каждому в уединении, запретил самые храмы, сказав, что пришел разрушить их и что молиться надо не в храмах, а в духе и истине; главное же, запретил не только судить людей и держать их в заточении, мучать, позорить, казнить, как это делалось здесь, а запретил всякое насилие над людьми, сказав, что он пришел выпустить плененных на свободу.
Никому из присутствующих не приходило в голову того, что все, что совершалось здесь, было величайшим кощунством и насмешкой над тем самым Христом, именем которого все это делалось. Никому в голову не приходило того, что золоченый крест с эмалевыми медальончиками на концах, который вынес священник и давал целовать людям, был не что иное, как изображение той виселицы, на которой был казнен Христос именно за то, что он запретил то самое, что теперь его именем совершалось здесь. Никому в голову не приходило, что те священники, которые воображают себе, что в виде хлеба и вина они едят тело и пьют кровь Христа, действительно едят тело и пьют кровь его, но не в кусочках и в вине, а тем, что не только соблазняют тех "малых сих", с которыми Христос отожествлял себя, но и лишают их величайшего блага и подвергают жесточайшим мучениям, скрывая от людей то возвещение блага, которое он принес им.
Священник с спокойной совестью делал все то, что он делал, потому что с детства был воспитан на том, что это единственная истинная вера, в которую верили все прежде жившие святые люди и теперь верят духовное и светское начальство. Он верил не в то, что из хлеба сделалось тело, что полезно для души произносить много слов или что он съел действительно кусочек бога, - в это нельзя верить, - а верил в то, что надо верить в эту веру. Главное же, утверждало его в этой вере то, что за исполнение треб этой веры он восемнадцать лет уже получал доходы, на которые содержал свою семью, сына в гимназии, дочь в духовном училище. Так же верил и дьячок и еще тверже, чем священник, потому что совсем забыл сущность догматов этой веры, а знал только, что за теплоту, за поминание, за часы, за молебен простой и за молебен с акафистом, за все есть определенная цена, которую настоящие христиане охотно платят, и потому выкрикивал свои "помилось, помилось", и пел, и читал, что положено, с такой же спокойной уверенностью в необходимости этого, с какой люди продают дрова, муку, картофель. Начальник же тюрьмы и надзиратели, хотя никогда и не знали и не вникали в то, в чем состоят догматы этой веры и что означало все то, что совершалось в церкви, - верили, что непременно надо верить в эту веру, потому что высшее начальство и сам царь верят в нее. Кроме того, хотя и смутно (они никак не могли бы объяснить, как это делается), они чувствовали, что эта вера оправдывала их жестокую службу. Если бы не было этой веры, им не только труднее, но, пожалуй, и невозможно бы было все свои силы употреблять на то, чтобы мучать людей, как они это теперь делали с совершенно спокойной совестью. Смотритель был такой доброй души человек, что он никак не мог бы жить так, если бы не находил поддержки в этой вере. И потому он стоял неподвижно, прямо, усердно кланялся и крестился, старался умилиться, когда пели "Иже херувимы", а когда стали причащать детей, вышел вперед и собственноручно поднял мальчика, которого причащали, и подержал его.
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 280
Re: Лев Толстой и Православие
Обыкновенный протестантизм-сектантство. У Толстого на старости лет крыша поехала.
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 281
Re: Лев Толстой и Православие
Ну видишь, он очень серьезно изучал Православие, однако пришел к выводу, что эта церковь не истинная и занимается обычным стяжательством и откровенным колдовством.
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 282
Re: Лев Толстой и Православие
Лев Толстой под анафемой, он горит в аду.
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 283
Re: Лев Толстой и Православие
Ну в аду или в раю, это не нам решать.
Стахий- Магистр форума
- Сообщения : 5827
Дата регистрации : 2011-02-25
Откуда : Нижний Новгород
Вероисповедание : православный
- Сообщение 284
Re: Лев Толстой и Православие
Если бы ,серьезно занимался не стал бы свое Евангелие писать.Евгений Сумский пишет:Ну видишь, он очень серьезно изучал Православие, однако пришел к выводу, что эта церковь не истинная и занимается обычным стяжательством и откровенным колдовством.
Вот она гордынюшка ,я сам с усам и умнее всех,поставил своё я выше Церкви Христовой.
З.Ы. Евгений а вы тоже так считаете ,как Лев Толстой?
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 285
Re: Лев Толстой и Православие
Нет, я так не считаю.Тем более он передергивает,Христос не призывал молиться исключительно в одиночестве , а также не говорил о разрушении всех храмов.Про храм веры он говорил, а не про здания.
Стахий- Магистр форума
- Сообщения : 5827
Дата регистрации : 2011-02-25
Откуда : Нижний Новгород
Вероисповедание : православный
- Сообщение 286
Re: Лев Толстой и Православие
Осенью 1994 года ко мне в Сретенский монастырь спешно приехал мой институтский товарищ Дмитрий Таланкин. Я не видел его уже много лет. Дима принес печальную весть: профессор нашего института, великий актер и режиссер Сергей Федорович Бондарчук был при смерти. Дмитрий разыскал меня, чтобы позвать исповедовать и причастить умирающего, который был другом их семьи.
Взято здесь http://www.pravoslavie.ru/jurnal/45754.htm
- Спойлер:
- Я не видел Сергея Федоровича со своих студенческих времен. Но знал, что последние его годы были омрачены отвратительной травлей. Ее устроили этому замечательному художнику коллеги по кинематографическому цеху. Сергей Федорович стойко выдержал все. Кроме разносторонних талантов, Бондарчук обладал еще и очень сильным, мужественным характером. Но здоровье его необратимо пошатнулось.
Что касается духовной жизни Сергея Федоровича, то, крещенный в детстве, он воспитывался и жил в атеистической среде. Мне было известно, что на склоне лет он сам пришел к познанию Бога. Но вероучение обрел не в Церкви, а в религиозных трудах Льва Николаевича Толстого, перед писательским гением которого он преклонялся. Толстой, как известно, в конце XIX века предложил миру созданную им самим религию. Несколько поколений русских интеллигентов пережили искушение толстовством. Для некоторых из них отношение к своему кумиру порой принимало форму настоящего религиозного почитания.
Дима Таланкин рассказал, что в последние недели к физическим страданиям Сергея Федоровича прибавились еще и какие-то весьма странные и тяжкие духовные мучения. Перед ним, как наяву, представали образы давно умерших людей, прежде знакомых Сергею Федоровичу, – знаменитых актеров, коллег по искусству. Но теперь они являлись в самом чудовищном, устрашающем виде и истязали больного, не давая ему покоя ни днем ни ночью. Врачи пытались чем-то помочь, но безуспешно. Измученный этими кошмарами, Сергей Федорович пытался найти защиту в той самой своей религии. Но странные пришельцы, врывавшиеся в его сознание, лишь глумились и мучили его еще сильнее.
На следующее утро в квартире Бондарчуков меня встретили супруга Сергея Федоровича, Ирина Константиновна, и их дети – Алена и Федя. Повсюду в доме царил печальный полумрак. Все здесь, казалось, было наполнено страданиями – и умирающего больного, и его любящих близки
Сергей Федорович лежал в большой комнате с наглухо зашторенными окнами. Болезнь очень изменила его. Напротив кровати, прямо перед взором больного, висел большой, прекрасного письма портрет Толстого.
Поздоровавшись с Сергеем Федоровичем, я присел к его постели. Вначале я не мог не рассказать ему о том, с какой благодарностью мы, выпускники разных факультетов ВГИКа, вспоминаем встречи с ним в наши студенческие годы. Сергей Федорович с благодарностью сжал мою руку. Это ободрило меня, и я перешел к главной цели моего приезда.
Я сказал, что нахожусь здесь для того, чтобы напомнить о том драгоценном знании, которое Церковь хранит и передает из поколения в поколение. Церковь Христова не только верит, но и знает, что смерть физическая – это совсем не конец нашего существования, а начало новой жизни, к которой предназначен человек. Что эта новая жизнь открывается людям воплотившимся Богом – Господом Иисусом Христом. Я поведал и о прекрасном, удивительном мире, бесконечно добром и светлом, куда Спаситель вводит каждого, кто доверится Ему от всего сердца. И о том, что к великому событию смерти и перехода в новую жизнь надо подготовиться.
Что же касается устрашающих видений, так жестоко донимавших больного, то здесь я без обиняков рассказал об учении Церкви о влиянии на нас падших духов. Современный человек с большим трудом воспринимает эту жесткую тему, но Сергей Федорович, на своем опыте испытавший реальность присутствия в нашем мире этих беспощадных духовных существ, слушал с большим вниманием.
В преддверии смерти, когда человек приближается к грани нашего и иного миров, непроницаемая ранее духовная завеса между этими мирами истончается. И, неожиданно для себя, человек может начать видеть новую для него реальность. Но главным потрясением зачастую становится то, что эта открывающаяся новая реальность бывает необычайно агрессивной и поистине - ужасной. Люди, далекие от жизни Церкви, не понимают, что из-за нераскаянных грехов и страстей человек оказывается доступным воздействию духовных существ, которых в Православии именуют бесами. Они-то и устрашают умирающего, в том числе принимая облик когда-то знакомых ему лиц. Их цель – привести человека в испуг, смятение, ужас, в предельное отчаяние. Чтобы в иной мир душа перешла в мучительном состоянии полного отсутствия надежды на спасение, веры в Бога и упования на Него.
Сергей Федорович выслушал все с видимым волнением. Видно было, что многое он сам уже понял и осознал. Когда я закончил, Сергей Федорович сказал, что хотел бы от всего сердца исповедоваться и причаститься Христовых Таин.
Перед тем как остаться с ним наедине, мне надо было сделать еще два важных дела. Первое из них было несложным. Мы с Аленой открыли тяжелые шторы на окнах. Солнечный свет сразу залил всю комнату. Потом я попросил домочадцев Сергея Федоровича пройти на минуту в другую комнату, и, как мог, объяснил им, что безутешное горе и отчаяние родных еще больше усугубляют душевную боль умирающего. Переход наших близких в другую жизнь – это событие, конечно же, печальное, но совершенно не повод для отчаяния. Смерть – не только горесть об оставляющем нас человеке. Это и великий праздник для христианина – переход в жизнь вечную! Необходимо всеми силами помочь ему подготовиться к этому важнейшему событию. И уж точно не представать перед ним в унынии и отчаянии. Я попросил Ирину Константиновну и Алену приготовить праздничный стол, а Федю – найти самые лучшие из напитков, какие есть у них в доме.
Вернувшись к Сергею Федоровичу, я сообщил, что сейчас мы будем готовиться к исповеди и причащению.
– Но я не знаю, как это делать, – сказал Бондарчук доверчиво.
– Я вам помогу. Но только веруете ли вы в Господа Бога и в Спасителя нашего Иисуса Христа?
– Да, да! Я в Него верую! – сердечно проговорил Сергей Федорович.
Потом он вдруг, вспомнив что-то, замялся и перевел взгляд на висящий перед ним на стене портрет Толстого:
– Сергей Федорович! – горячо сказал я. – Толстой был великий, замечательный писатель! Но он никогда не сможет защитить вас от этих страшных видений. От них может оградить только Господь!
Сергей Федорович кивнул. Надо было готовиться к совершению таинства. Но на стене перед взором больного по-прежнему, как икона, висел портрет его гения. И единственное место в комнате, где можно было поставить Святые Дары для подготовки ко причащению, было на комоде под изображением писателя. Но это было немыслимо! Ведь Толстой при жизни не просто отказывался верить в таинства Церкви – долгие годы он сознательно и жестоко глумился над ними. Особенно изощренно писатель кощунствовал именно над таинством причащения. Сергей Федорович знал это не хуже меня и понимал, что причащаться перед портретом Толстого будет во всех отношениях кощунственно. С его разрешения я перенес портрет в гостиную. И это было вторым делом, которое необходимо было исполнить.
В доме Бондарчуков была старинная, в потемневших серебряных ризах икона Спасителя. Мы с Федей установили ее перед взором больного, и Сергей Федорович, оставив наконец позади все ветхое и временное, совершил то, к чему Господь Своим Промыслом вел его через годы и десятилетия. Он очень глубоко, мужественно и искренне исповедовался пред Богом за всю свою жизнь. Потом в комнату пришла его семья, и Сергей Федорович впервые после своего далекого-далекого детства причастился Святых Христовых Таин.
Все были поражены, с каким чувством он это совершил. Даже выражение боли и мучения, которое не сходило с его лица, теперь куда-то ушло.
Мы накрыли стол у постели. Федя налил всем понемногу прекрасного вина и любимого отцовского старого коньяка. И мы устроили настоящий безмятежный и радостный праздник, поздравляя Сергея Федоровича с первым причащением и провожая в «путь всея земли», который ему вскоре надлежало пройти.
Прощаясь, мы снова остались вдвоем с Сергеем Федоровичем. Я записал на листке и положил перед ним текст самой простой – Иисусовой – молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Никаких молитв Сергей Федорович не знал. И, конечно же, ничего более сложного выучить уже не мог. Да в этом и не было нужды! Потом я снял со своей руки монашеские четки и научил Сергея Федоровича, как по ним молиться.
Мы простились.
Прошло несколько дней. Мне позвонила Алена Бондарчук. Она рассказала, что у отца все разительно переменилось. Ужасающие видения больше не тревожили его. Он стал спокоен, но как-то явственно отрешился от мира. Алена сказала, что часто видит, как отец лежит, подолгу глядя на икону Спасителя, или, закрыв глаза, перебирает четки, шепча молитву. Иногда он прижимал к губам крестик на четках. И долго держал его так. Это означало, что физическая боль становилась нестерпимой.
Прошла неделя. 24 октября по приглашению заведующего нейрохирургическим отделением Московской областной больницы я с утра освящал операционные и реанимацию. Там-то и нашли меня Дима Таланкин и Федя Бондарчук. Оказалось, что Сергея Федоровича перевезли в Центральную клиническую больницу, и врачи объявили, что все может случиться со дня на день. Со мной были Святые Дары для причащения больных, и мы сразу же поехали в ЦКБ.
Сергей Федорович нестерпимо страдал. Когда я подошел к нему, он приоткрыл глаза, давая понять, что узнал меня. В его руке были четки. Я спросил, хочет ли он причаститься? Сергей Федорович еле заметно кивнул. Говорить он уже не мог. Я прочел над ним разрешительную молитву и причастил. Потом, у его кровати, на коленях, мы со всей его семьей совершили канон на исход души.
В Церкви есть одно особенное молитвенное последование, которое называется «Когда человек долго страждет». Эту молитву читают, если душа умирающего долго и мучительно не может разлучиться с телом, когда человек хочет умереть, но не может.
Видя состояние больного, я прочел у его изголовья эту молитву. В ней Церковь предавала своего сына в руки Божии и просила разрешить его от страданий и временной жизни. Последний раз я перекрестил Сергея Федоровича и простился. Мы с Димой Таланкиным покинули больничную палату, оставив родных с умирающим.
Как ни скорбно зрелище предсмертных страданий, но жизнь продолжалась. У нас с Димой с самого утра во рту не было ни крошки, и поэтому мы решили заехать на Мосфильмовскую, домой к Таланкиным, пообедать.
На пороге нас встретили заплаканные родители Дмитрия – Игорь Васильевич и Лилия Михайловна. Только что им позвонила Алена и сообщила, что Сергея Федоровича не стало.
Здесь же, в квартире, мы сразу отслужили панихиду.
На этом историю о христианской кончине замечательного человека и великого художника Сергея Федоровича Бондарчука можно было бы и закончить. Если бы не одно, более чем странное происшествие, о котором нам с Дмитрием тогда же рассказали его родители.
Сейчас, заканчивая рассказ, я долго думал, стоит ли упоминать об этом событии. Честно говоря, не знаю, как воспримут то, о чем нам тогда рассказали родители Димы, даже церковные люди. Не скажут ли, что это какие-то непонятные, надуманные фантазии? Или, по крайней мере, просто странное совпадение… Но, в конце концов, эта история – была и остается лишь сокровенным семейным преданием семьи Таланкиных, о котором мне разрешено написать.
Есть такие странные, но совершенно реальные события в жизни людей, которые постороннему человеку скорее всего покажутся случайностью или даже смешной нелепицей. Но для тех, с кем эти события произошли, и больше того – для кого они случились, – они навсегда останутся подлинным откровением, изменившим всю их жизнь, все прежнее миропонимание. В этой книге мы еще вернемся к таким, если возможно сказать, частным откровениям, направленным к конкретному человеку, к его душе, к его жизненным обстоятельствам.
Поэтому я все же оставлю хронику того дня без купюр. А повествование, рассказанное двумя совершенно здравомыслящими людьми – народным артистом Советского Союза, режиссером Игорем Васильевичем Таланкиным и его супругой, профессором Лилией Михайловной Таланкиной, передам точно в том виде, в каком мы с Дмитрием эту историю от них услышали.
Итак, когда мы закончили первую панихиду по Сергею Федоровичу, родители Димы с растерянностью и смущением поведали нам, что за несколько минут до того, как им позвонила Алена с известием о смерти Сергея Федоровича, с ними случилась непонятная и в высшей степени странная история.
Они еще ничего не знали о смерти своего друга и были в своей комнате. Вдруг из-за окна до них донеслось громкое карканье многочисленной стаи ворон, которое постепенно все больше усиливалось и наконец стало почти оглушительным. Казалось, неисчислимое полчище воронья пролетает над их домом.
Удивленные супруги вышли на балкон. Пред ними предстала картина, подобную которой они раньше никогда не видели. Небо в буквальном смысле заслонила черная туча птиц. Их отвратительное, пронзительное карканье было нестерпимым. Балкон выходил прямо на лесной парк и на больницу, в которой, как они знали, лежал при смерти их друг. Громадная стая неслась именно оттуда. Неожиданно это навело Игоря Васильевича на мысль, которую он вдруг абсолютно убежденно высказал жене:
– Сергей умер только что… Это бесы отошли от его души!
Сказал – и сам удивился тому, что произнес.
Гигантская стая наконец пронеслась над ними и скрылась среди туч над Москвой. Через несколько минут позвонила Алена…
Все происшедшее в тот день – и саму смерть Сергея Федоровича, и необычное явление стаи птиц, случившееся в минуту этой смерти, – Игорь Васильевич и Лилия Михайловна Таланкины восприняли как послание к ним их умершего друга. Разубедить их в этом не могли ни друзья, ни мы с Димой, ни даже их собственный интеллигентский скепсис. И, сколько я помню, супруги Таланкины никогда потом больше не рассказывали о каких-либо других событиях, в которых можно было бы угадать нечто подобное мистике. Мне довелось крестить их, и постепенно они стали христианами глубокой и искренней веры.
Взято здесь http://www.pravoslavie.ru/jurnal/45754.htm
Tverskoy- Активный пользователь
- Сообщения : 501
Дата регистрации : 2011-09-25
Возраст : 78
Откуда : Рига
Вероисповедание : Православный
- Сообщение 287
Re: Лев Толстой и Православие
Лев Николаевич был настолько горд, что увидев Эйфелеву башню, начал ругать и её и архитектора (по словам очевидцев)). Не могло быть людей великолепней, чем он.Стахий пишет:Если бы ,серьезно занимался не стал бы свое Евангелие писать.Евгений Сумский пишет:Ну видишь, он очень серьезно изучал Православие, однако пришел к выводу, что эта церковь не истинная и занимается обычным стяжательством и откровенным колдовством.
Вот она гордынюшка ,я сам с усам и умнее всех,поставил своё я выше Церкви Христовой.
Анекдот.
Поспорили как-то Л.Н.Толстой с И.С.Тургеневым кто из них первый в русской литературе.
-Я первый,- говорит И.С.Тургенев.
-А я первый, первый,- не уступает Лев Николаевич.
-А я первый, первый, первый,- упирается Иван Сергеевич.
-Ах, так,- говорит Толстой, и пошел в спальню за пистолетами.
" Я не могу, я не должен умереть, я так люблю жизнь, люблю Полину, люблю Париж, кофе со сливками,- думает Иван Сергеевич,- а этот баптист подстрелит меня как сайгака".
Сел в бричку и уехал в Париж от греха подальше.
Алексей0909- Пользователь
- Сообщения : 106
Дата регистрации : 2012-02-02
Вероисповедание : православный
- Сообщение 288
Re: Лев Толстой и Православие
Лично вам можно читать например рассказ "Булька" о собаке. Булька,так звали собачку. Остальное как хотите. Можете читать,а можете не читать. Можете сжечь не только 12 томов Толстого,но и еще что-нибудь,например поджечь пост миллиции или свою хату. По желанию. А с первым вопросом потерпите,все когда-нибудь узнаем кто где будет находиться.noname пишет:Я сейчас перечитываю "Таинство веры" митрополита Илариона Алфеева и наткнулся на такие строки:
- Спойлер:
Л. Толстой в своих комментариях к Евангелию изощряется в кощунствах по поводу Бессеменного зачатия, Преображения, Воскресения и Вознесения Христа, а также по поводу всех исцелений и чудес: "Больной ждет 20 лет чуда. Иисус посмотрел на него и говорит: напрасно ты ждешь здесь чуда от ангела, чудес не бывает. Проснись. Собери свою постель и живи по-Божьему. Тот попробовал, встал и пошел... Я знал барыню, которая 20 лет лежала и поднималась только тогда, когда ей делали вспрыскивание морфина: через 20 лет доктор, делавший ей вспрыскивание, признался, что он делал вспрыскивание водою, и узнав это, барыня взяла свою постель и пошла".2 По сути, Толстой не столько высмеивает чудеса Христа, сколько отрицает реальность страданий человека: причиной страданий оказывается самообман. При таком подходе и исцеление, и искупление представляются просто излишними: человеку надо лишь внушить себе, что он здоров, и все встанет на свои места. Так называемый "исторический Христос", то есть освобожденный от "налета мистики и чудес", превращается в лучшем случае, как у Ренана, в Христа человеческой фантазии - слащавую картинку, имеющую мало общего с реальным Христом. В худшем случае, как у Толстого, все заканчивается карикатурой на Евангелие.
Кроме этого я читал, что в романе "Воскресенье" Толстой тоже позволяет себе кощунства. И вообще Толстой - еретик и создатель "толстовства". Он был предан анафеме.
В связи с этим вопросы:
1) Горит ли Лев Толстой в аду?
2) Можно ли читать книги кощунника Льва Толстого?
3) Надо ли сжигать книги Льва Толстого? (У меня дома собрание сочинений Льва Толстого в 12 томах.)
Тема переименована. Михаил55
Валенсия- Бакалавр форума
- Сообщения : 1047
Дата регистрации : 2013-02-04
Вероисповедание : католичка
- Сообщение 289
Re: Лев Толстой и Православие
Да мало ли. Толстой тоже под анафемой, так что теперь его романы не читать?Ingwar пишет:
Коммунисты находятся под анафемой. Или забыли?
Admin- Корифей форума
- Сообщения : 23964
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : со дна
Вероисповедание : православие
- Сообщение 290
Re: Лев Толстой и Православие
Читать можно, а вот перенимать его идеи, ведущие в Ад, нельзя. Читать Толстого и быть толстовцем это одно и то же.Валенсия пишет:Да мало ли. Толстой тоже под анафемой, так что теперь его романы не читать?Ingwar пишет:
Коммунисты находятся под анафемой. Или забыли?
Алексей П- Бакалавр форума
- Сообщения : 1099
Дата регистрации : 2013-03-18
Возраст : 56
Откуда : Союз Советских Сциалистических Республик
Вероисповедание : православный
- Сообщение 291
Re: Лев Толстой и Православие
Толстого читаю. Не толстовецAdmin пишет:Читать можно, а вот перенимать его идеи, ведущие в Ад, нельзя. Читать Толстого и быть толстовцем это одно и то же.
Валенсия- Бакалавр форума
- Сообщения : 1047
Дата регистрации : 2013-02-04
Вероисповедание : католичка
- Сообщение 292
Re: Лев Толстой и Православие
Идеи Толстого, в основном, в его романах. Я до сих пор не знаю задачи и цели, так называемых, толстовцев и, уверена, большинство православных тоже не знает, а так же и - за что предали анафиме великого писателя?Admin пишет:Читать можно, а вот перенимать его идеи, ведущие в Ад, нельзя. Читать Толстого и быть толстовцем это одно и то же.
Алексей П- Бакалавр форума
- Сообщения : 1099
Дата регистрации : 2013-03-18
Возраст : 56
Откуда : Союз Советских Сциалистических Республик
Вероисповедание : православный
- Сообщение 293
Re: Лев Толстой и Православие
"Предали анафеме"... Звучит, прям как "ввергли в пещь огненную"Валенсия пишет:
Идеи Толстого, в основном, в его романах. Я до сих пор не знаю задачи и цели, так называемых, толстовцев и, уверена, большинство православных тоже не знает, а так же и - за что предали анафиме великого писателя?
А между тем, анафема - это как бы официальное признание того, что когда-то православный, человек перестал таковым быть, изменив свою веру, например, впав в ересь. То есть, не некое проклятие, а констатация свершившегося факта
Дим21- Модератор
- Сообщения : 1975
Дата регистрации : 2011-10-08
Возраст : 56
Откуда : Нижний Новгород
Вероисповедание : православный
- Сообщение 294
Re: Лев Толстой и Православие
Он не был предан анафеме, а был отлучен, причем, постфактум, т.е. в храм не ходил, не исповедывался, не причащался, активно подвергал ревизии учение Христа.Валенсия пишет:
Идеи Толстого, в основном, в его романах. Я до сих пор не знаю задачи и цели, так называемых, толстовцев и, уверена, большинство православных тоже не знает, а так же и - за что предали анафиме великого писателя?
То бишь, Церковь констатировала факт.
Вот: http://www.pravda.ru/science/useful/16-09-2011/1091390-leo_tolstoi_anaphema-0/
Дим21- Модератор
- Сообщения : 1975
Дата регистрации : 2011-10-08
Возраст : 56
Откуда : Нижний Новгород
Вероисповедание : православный
- Сообщение 295
Re: Лев Толстой и Православие
Если точнее, то церковь не отлучила, а констатировала факт, что Толстой отпал от православной Церкви.
Валенсия- Бакалавр форума
- Сообщения : 1047
Дата регистрации : 2013-02-04
Вероисповедание : католичка
- Сообщение 296
Re: Лев Толстой и Православие
Я знаю эту "историю", Дим. Она умышленно раздута до величины авторитета самого Толстого. Толстому такое "внимание" синода ничем не повредило, а Церкви нанесло вред.Дим21 пишет:
Он не был предан анафеме, а был отлучен, причем, постфактум, т.е. в храм не ходил, не исповедывался, не причащался, активно подвергал ревизии учение Христа.
То бишь, Церковь констатировала факт.
Вот: http://www.pravda.ru/science/useful/16-09-2011/1091390-leo_tolstoi_anaphema-0/
Алексей П- Бакалавр форума
- Сообщения : 1099
Дата регистрации : 2013-03-18
Возраст : 56
Откуда : Союз Советских Сциалистических Республик
Вероисповедание : православный
- Сообщение 297
Re: Лев Толстой и Православие
интересно - какой???Валенсия пишет:
Толстому такое "внимание" синода ничем не повредило, а Церкви нанесло вред.
Валенсия- Бакалавр форума
- Сообщения : 1047
Дата регистрации : 2013-02-04
Вероисповедание : католичка
- Сообщение 298
Re: Лев Толстой и Православие
На современном языке - имиджевый. Как бы не был велик писатель, Церкви не стоило опускаться до внимания к одной личности. Толстой - это же не Христос, и даже не апостол.Алексей П пишет:
интересно - какой???
пинна- Корифей форума
- Сообщения : 7377
Дата регистрации : 2012-11-05
Вероисповедание : православная христианка.
- Сообщение 299
Re: Лев Толстой и Православие
Ага,и я вся во внимании...Имидж церкви?Опускаться до одного человека?Это может сказать только не христианин.Алексей П пишет:
интересно - какой???
Последний раз редактировалось: пинна (18.04.13 12:52), всего редактировалось 1 раз(а)
Алексей П- Бакалавр форума
- Сообщения : 1099
Дата регистрации : 2013-03-18
Возраст : 56
Откуда : Союз Советских Сциалистических Республик
Вероисповедание : православный
- Сообщение 300
Re: Лев Толстой и Православие
Скорее, это уж тогда "антипиар" Льву Николаичу. А Церковь "опускается" до одной, отдельно взятой личности очень часто. это часть ее работы Богу.Валенсия пишет:
На современном языке - имиджевый. Как бы не был велик писатель, Церкви не стоило опускаться до внимания к одной личности. Толстой - это же не Христос, и даже не апостол.