Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+13
Русский
dennis scheck
ириней
иерей Сергий
Defence
Робовенгр
miha61
Елена-христианка
noname
Евгений Сумский
отец Сергий Еремеев
nichar
Иофан
Участников: 17
Православие и лютеранство.
Иофан- Пользователь
- Сообщения : 155
Дата регистрации : 2011-11-12
Откуда : ✡Эрец-Исраэль ✡
Вероисповедание : ✡а у вас? ✡
- Сообщение 1
Православие и лютеранство.
В чем же схожесть и в чем различие? Я слышал, что лютеране признают Вселенские соборы и Никое-Цареградский Символ Веры... Если это так, точто же мешает им стать православными и быть с вселенским православием в Евхаристическом общении?
nichar- Бакалавр форума
- Сообщения : 3163
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 58
Откуда : Москва
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 2
Re: Православие и лютеранство.
Это ты у них спроси. Только оня тебя пошлют далеко и надолго.Иофан пишет:В чем же схожесть и в чем различие? Я слышал, что лютеране признают Вселенские соборы и Никое-Цареградский Символ Веры... Если это так, точто же мешает им стать православными и быть с вселенским православием в Евхаристическом общении?
отец Сергий Еремеев- Почетный форумчанин
- Сообщения : 381
Дата регистрации : 2011-09-16
Вероисповедание : православие
- Сообщение 3
Re: Православие и лютеранство.
Много схожего между православием и лютеранством. Лично я считаю, что лютеране к нам ближе чем католики. Но, увы, разность традиций и некоторых моментов вероучения имеют сильное значение.Иофан пишет:В чем же схожесть и в чем различие? Я слышал, что лютеране признают Вселенские соборы и Никое-Цареградский Символ Веры... Если это так, точто же мешает им стать православными и быть с вселенским православием в Евхаристическом общении?
отец Сергий Еремеев- Почетный форумчанин
- Сообщения : 381
Дата регистрации : 2011-09-16
Вероисповедание : православие
- Сообщение 4
Re: Православие и лютеранство.
Прямо-таки и пошлют..?nichar пишет:Это ты у них спроси. Только оня тебя пошлют далеко и надолго.
отец Сергий Еремеев- Почетный форумчанин
- Сообщения : 381
Дата регистрации : 2011-09-16
Вероисповедание : православие
- Сообщение 5
Re: Православие и лютеранство.
Среди православных существует много мифов о лютеранах. Также и среди лютеран существует много мифов о православных. Это очень мешает диалогу. Проблему может решить любовь и образование.
отец Сергий Еремеев- Почетный форумчанин
- Сообщения : 381
Дата регистрации : 2011-09-16
Вероисповедание : православие
- Сообщение 6
Re: Православие и лютеранство.
Например, многие православные думают, что лютеране отвергли Предание, отвергли святых и Пресвятую Богородицу. Думают, что у лютеран нет Причастия, а если и есть, то чисто символически. Думают, что у лютеран нет института священства. И т.д.
Многие лютеране думают, что православные поклоняются иконам, мощам, святым и Богородице. Думают, что мы заменили Писание Преданием. И т.д. Видите, какие ужасные мифы?! Кто что может сказать по этому поводу?
Многие лютеране думают, что православные поклоняются иконам, мощам, святым и Богородице. Думают, что мы заменили Писание Преданием. И т.д. Видите, какие ужасные мифы?! Кто что может сказать по этому поводу?
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 7
Re: Православие и лютеранство.
Пускай свое слово скажет Святая Инквизиция.
nichar- Бакалавр форума
- Сообщения : 3163
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 58
Откуда : Москва
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 8
Re: Православие и лютеранство.
Если начать тщательно копать, то у лютеран достаточно различий с Православием. Сюда относятся, как таинства, которые у них заменены одни на другие, также и взможность женского священства и разрешение однополых браков.отец Сергий Еремеев пишет:Например, многие православные думают, что лютеране отвергли Предание, отвергли святых и Пресвятую Богородицу. Думают, что у лютеран нет Причастия, а если и есть, то чисто символически. Думают, что у лютеран нет института священства. И т.д.
Многие лютеране думают, что православные поклоняются иконам, мощам, святым и Богородице. Думают, что мы заменили Писание Преданием. И т.д. Видите, какие ужасные мифы?! Кто что может сказать по этому поводу?
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 9
Re: Православие и лютеранство.
Лютеране протестанты - а значит они дальше от нас, чем католики. Моё мнение.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 10
Re: Православие и лютеранство.
Лютеранство
Общество
лютеран (часто называемое протестантством) составляют народы, исповедующие
христианскую веру в том виде, как установлено это на Западе в XVI веке под
главным влиянием Мартина Лютера. Сравнительно с учением Православной Церкви,
лютеранство заблуждается в следующих пунктах своего вероучения: 1) о Св.
Писании, как единственном источнике и единственном правиле веры; 2) о состоянии
человека по падении и об оправдании его верою, без добрых дел; 3) о Церкви, как
невидимом обществе святых, что повлекло за собою отрицание иерархии; 4) о
таинствах и 5) об отношении между Церковью земною и небесною. Кроме того, имеют
также отличительные особенности лютеранское 6) нравоучение и 7) богослужение.
1.
Главным исходным пунктом протестантских заблуждений послужило то, что
протестанты отвергли всякий авторитет церковный в деле веры - авторитет
Предания, учителей Церкви, Соборов [1]. Отвергая значение в делах веры всякого
вообще предания, лютеранство единственным источником и правилом веры признало
Св. Писание. Читать и толковать Св. Писание в лютеранстве, в противоположность
римско-католическому запрещению читать Библию мирянам, разрешается каждому по
его уразумению и личному воззрению, не подчиняясь никакому стороннему внешнему
руководству и авторитету. Каждый христианин непосредственно озаряется и
освящается Духом Святым, умудряющим его в уразумении истины Христовой и
открывающим ему эту истину. Единственным руководительным принципом при изъяснении
Св. Писания должно служить само же Священное Писание: сопоставление одних мест
с другими, объяснение неясных мест ясными и т.п.
2.
Первобытная праведность человека, по учению лютеран, состояла в полном
совершенстве его природы. Грех глубочайшим образом повредил природу человека,
извратил ее и испортил до самой глубины ее, в самых ее основах; через падение
человек лишился не только подобия Божия (как у католиков), но и образа Божия.
Как потерявший свою свободу, сам человек нравственно действовать не может, если
бы даже и хотел. Спасение его поэтому всецело совершается Богом, силою Его
благодати. Именно едва только грешный человек, услышав евангельскую проповедь о
спасении, признает свою греховность и виновность перед Богом, свое полное
бессилие исполнить божественный закон и через то спастись и твердо уверует, что
примирен с Богом через Иисуса Христа, тотчас подается ему ради веры его,
божественная благодать [2]. Поданная человеку благодать вменяет ему заслуги
Христовы, оправдывает его или, точнее, объявляет его праведным и святым, хотя,
на самом деле, он и не становится таковым; она же производит в нем и все его
добрые дела, во свидетельство его веры, но без всякого с его стороны участия, к
которому он положительно не способен вследствие своего полного бессилия. Таким
образом, по Лютеру, человек заслуживает свое спасение или спасается
исключительно верою, но не делами [3], потому что вера его есть единственный
акт, к которому он оказывается самостоятельно способным, хотя и благодаря
благодати (евангельской проповеди о спасении).
3.
По лютеранскому учению. Церковь есть невидимое общество святых, в котором верно
проповедуется Евангелие и правильно совершаются таинства. Под святыми,
составляющими Церковь, нужно разуметь не святых людей, находящихся на небе, а
истинно верующих на земле, оправданных и возрожденных. Могут быть в Церкви и
дурные члены, но они только по имени, номинально принадлежат к ней, а не
действительно - реально, почему при определении понятия Церкви и не берутся в
расчет. Отрицая Церковь видимую, лютеранство вместе с тем отрицает иерархию как
богоучрежденное сословие людей, которым одним, и по Господню установлению, и по
силе благодати, полученной ими в таинстве священства, принадлежит право и
обязанность учить, священнодействовать и управлять. По лютеранскому учению, все
верующие по силе таинства крещения суть равно священники и из среды себя
избирают особых мужей, как своих представителей, для отправления духовных
обязанностей, как-то: для проповедования Евангелия, совершения таинств, духовного
руководствования ко Христу. Эти духовные лица, назначенные на служение Церкви,
не составляют особенного сословия, не суть священники в собственном смысле, а
только проповедники в наставники (пасторы) и по сану все существенно равны
между собою, по божественному праву (jиге divinо) имеют одни и те же
служебные полномочия и от прочих верующих отличаются только должностью (Аmt)
или служебными обязанностями, а не свыше дарованными им правами и благодатными
дарами.
4.
По воззрению лютеран, действенность таинств исключительно зависит от веры лиц,
приемлющих таинства, так что таинство бывает таинством и имеет свою силу только
во время самого принятия и употребления его с верою, а вне употребления или в
случае принятия без веры оно не есть таинство и остается бесплодным. Таинства
сами по себе не суть проводники благодати, а только знаки для возбуждения и
укрепления веры в Искупителя,- напоминания о том, что благодатью Его род
человеческий спасен. Уверенность человека в его спасении без внешних
напоминаний может ослабевать,- и вот для поддержания и воспитания ее и даны
таинства - эти внешние знаки. И насколько таинство в момент совершения его
возбуждает в душе верующего веру в Искупителя и сообразное с нею настроение,
настолько оно и имеет для него силу и значение. Установив такой взгляд на
таинства, лютеране большую часть из них отвергают, именно: миропомазание [4],
священство, брак, елеосвящение. Относительно таинства покаяния Лютер некоторое
время колебался и сперва признавал его за таинство, находя, что оно, имея своею
целью отпущение грехов через веру во Христа, возбуждает эту веру, но потом
отверг и его. Протестанты утверждают, что исповедь совершенно невозможна,
потому что, по словам псалма, "грехопадения кто разумеет";
исповедание грехов они признают тайное и внутреннее перед Богом, а не перед
священником. Имеющими все признаки таинства лютеране считают таинства крещения
и евхаристию, но и эти таинства видоизменяют сообразно со своими взглядами.
Крещение, по их учению, не доставляет верующему во Христа совершенного очищения
от всех (первородного и личных) грехов (как учит Православная Церковь), а
только служит символом или внешним знаком прощения их ему. Через крещение
изменяются только отношения человека к Богу: из отверженного он становится
сыном Божьим, имеющим надежду на вечную жизнь, и участником в дарах благодати,
которые получаются им не через самое таинство, а невидимым образом и вне всяких
внешних условий: природа же его нимало не изменяется, и грех по-прежнему
продолжает царствовать в нем. Вечеря Господня, по учению лютеран, установлена
для утверждения нас в вере, для внешнего исповедания нашей веры и для
возвращения благодеяний Христовых; через нее и в ней мы получаем отпущение
грехов; тело и кровь Христовы, духовно принимаемые с истинною верою, питают нас
в жизнь вечную, и при сем через Святого Духа, обитающего во Христе и в нас, мы
более и более соединяемся с Его телом. Значение евхаристии, как жертвы,
лютеранами отрицается. По их учению, хлеб и вино не пресуществляются в тело и
кровь Христову. Но отрицая действительность пресуществления хлеба и вина в тело
и кровь Христовы, лютеране, вместе с тем, учат, что Иисус Христос невидимо и
таинственно присутствует в таинстве хлеба и вина, пребывает Своим телом здесь
же вместе с хлебом, и вкушающий хлеб и вино невидимо вкушает тело и кровь
Христовы не духовным только, но и плотским образом. Как это так, на это
лютеране отвечают обыкновенно следующими, ничего не объясняющими выражениями: "In
pane, cum pane, sub pane" (в хлебе, с хлебом и под хлебом).
5.
Так как человек оправдывается только верою в Искупителя, через которую он
входит в непосредственное общение с Ним, и если для оправдания человека ничего
не нужно, кроме внутренней личной уверенности в своем спасении, то, само собою
понятно, для него не могут иметь никакого значения предстательства и
ходатайства прославленных на небе святых и после его смерти молитвы за него
оставшихся в живых его собратий. Посему лютеране считают совершенно неуместным
почитание и призывание святых, почитание их мощей и изображений – икон [5] и
молитвы за умерших [6].
6.
Что касается нравоучения, то, отрицая вообще значение добрых дел в
спасении, лютеране особенно восстают против всяких внешних подвигов
благочестия: странствований к святым местам, соблюдения постов, аскетических подвигов
самоотречения, безбрачия. Протестанты отвергли их не только как бесполезные, но
как излишние и вредные, так как будто ими заменяются для людей внутреннее
нравственное настроение и дается повод к тщеславию и лицемерию. Отвергая высшие
нравственные подвиги самообуздания и самоотречения и ограничивая всю
нравственность общими обыденными обязательствами и требованиями, лютеране
нравственную жизнь христиан приводят к одному невысокому нравственному уровню.
7.
Отвергая внешние выражения благочестия в жизни, протестанты, вместе с тем,
стараются, сколько возможно, упростить всякую внешность - обрядность в
богослужении. Отвергнув большую часть церковных украшений, служб и обрядов, они
оставили в своих храмах только изображение распятия, некоторые иконы, удержали
пение и музыку при богослужении, колокольный звон, некоторые церковные
процессии и вместо древних, оставленных ими, молитв и гимнов составили свои
новые.
Примечание:
[1]
На практике, впрочем, протестанты далеко не вполне проводят свой принцип.
Вопреки отрицанию предания на словах, они на деле многое удерживают из старого
церковного предания, именно: канон священных книг, о чем в самом Писании не
говорится, три древние символа - никейский, так называемый апостольский, и
известный под именем Афанасия Великого.
[2]
По Лютеру, стоит только человеку прикоснуться мыслью к идее Христа, чтобы быть
блаженным. Стоит быть уверенным в получении блаженства, чтобы в
действительности обладать им. Оправдывающая субъективная вера протестантов есть
не просто признание новозаветного Откровения, но и уверенность в том, что
человеку прощены грехи, что он оправдан и будет блажен. Смысл всех рассуждений
Лютера об оправдании сводится к следующему положению: "Мысли о деле
спасения, и оно будет твоим достоянием".
[3]
Хотя всякий христианин, по учению лютеран, возрожденный Духом Святым,
содействуя Богу в деле своего оправдания, обязан творить добрые дела из чувства
благодарности и ради повиновения Богу, однако эти дела его не имеют никакого
значения для получения им вечного спасения, так что когда идет речь об этом
последнем спасении, то о добрых делах человека не следует и упоминать, потому
что они не суть средства к спасению, и христианин не должен делать их с целью
получить награду в вечной жизни; вечная блаженная жизнь приобретается одною
верою.
[4]
Отвергнув миропонимание, как таинство, Лютер превратил его в простой
благочестивый обряд, сохраняемый лютеранами доныне под именем конфифмации и
являющийся на самом деле не более, как публичным экзаменом отрока-христианина в
знании истин веры, совершаемом с торжественною обстановкою.
[5]
Почитание святых, по Лютеру, есть унижение заслуг Иисуса Христа, как
единственного Ходатая между Богом и людьми; призывать святых в молитвах, как
наших ходатаев и заступников перед Богом, значит смешивать заслуги Христа с
человеческими подвигами, которые сами по себе ничто, - с человеческою слабостью
и бессилием. Святые, по учению Лютера, - только замечательные исторические
лица, о которых нужно воспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым
нельзя обращаться с молитвою. Другими словами, святым, по Лютеру, нужно
воздавать почтение только гражданское, но не религиозное.
[6]
В лютеранском молитвослове (см. Краткий Молитвослов Евангелическо-лютеранской
Церкви. Изд. А.В. Ферман, Москва, 1906 г.) в молитве "за все
человечество" имеется моление об усопших; откуда следует, что, по крайней
мере, современные нам лютеране творят частные молитвы за умерших (см. подр. Ц.
В. 1906, 28).
http://profi-rus.narod.ru/pravoslavie/text/k-bulg.htm
Вот интересно, а Символ Веры у лютеран католический, с филиокве? По-моему, да.
Общество
лютеран (часто называемое протестантством) составляют народы, исповедующие
христианскую веру в том виде, как установлено это на Западе в XVI веке под
главным влиянием Мартина Лютера. Сравнительно с учением Православной Церкви,
лютеранство заблуждается в следующих пунктах своего вероучения: 1) о Св.
Писании, как единственном источнике и единственном правиле веры; 2) о состоянии
человека по падении и об оправдании его верою, без добрых дел; 3) о Церкви, как
невидимом обществе святых, что повлекло за собою отрицание иерархии; 4) о
таинствах и 5) об отношении между Церковью земною и небесною. Кроме того, имеют
также отличительные особенности лютеранское 6) нравоучение и 7) богослужение.
1.
Главным исходным пунктом протестантских заблуждений послужило то, что
протестанты отвергли всякий авторитет церковный в деле веры - авторитет
Предания, учителей Церкви, Соборов [1]. Отвергая значение в делах веры всякого
вообще предания, лютеранство единственным источником и правилом веры признало
Св. Писание. Читать и толковать Св. Писание в лютеранстве, в противоположность
римско-католическому запрещению читать Библию мирянам, разрешается каждому по
его уразумению и личному воззрению, не подчиняясь никакому стороннему внешнему
руководству и авторитету. Каждый христианин непосредственно озаряется и
освящается Духом Святым, умудряющим его в уразумении истины Христовой и
открывающим ему эту истину. Единственным руководительным принципом при изъяснении
Св. Писания должно служить само же Священное Писание: сопоставление одних мест
с другими, объяснение неясных мест ясными и т.п.
2.
Первобытная праведность человека, по учению лютеран, состояла в полном
совершенстве его природы. Грех глубочайшим образом повредил природу человека,
извратил ее и испортил до самой глубины ее, в самых ее основах; через падение
человек лишился не только подобия Божия (как у католиков), но и образа Божия.
Как потерявший свою свободу, сам человек нравственно действовать не может, если
бы даже и хотел. Спасение его поэтому всецело совершается Богом, силою Его
благодати. Именно едва только грешный человек, услышав евангельскую проповедь о
спасении, признает свою греховность и виновность перед Богом, свое полное
бессилие исполнить божественный закон и через то спастись и твердо уверует, что
примирен с Богом через Иисуса Христа, тотчас подается ему ради веры его,
божественная благодать [2]. Поданная человеку благодать вменяет ему заслуги
Христовы, оправдывает его или, точнее, объявляет его праведным и святым, хотя,
на самом деле, он и не становится таковым; она же производит в нем и все его
добрые дела, во свидетельство его веры, но без всякого с его стороны участия, к
которому он положительно не способен вследствие своего полного бессилия. Таким
образом, по Лютеру, человек заслуживает свое спасение или спасается
исключительно верою, но не делами [3], потому что вера его есть единственный
акт, к которому он оказывается самостоятельно способным, хотя и благодаря
благодати (евангельской проповеди о спасении).
3.
По лютеранскому учению. Церковь есть невидимое общество святых, в котором верно
проповедуется Евангелие и правильно совершаются таинства. Под святыми,
составляющими Церковь, нужно разуметь не святых людей, находящихся на небе, а
истинно верующих на земле, оправданных и возрожденных. Могут быть в Церкви и
дурные члены, но они только по имени, номинально принадлежат к ней, а не
действительно - реально, почему при определении понятия Церкви и не берутся в
расчет. Отрицая Церковь видимую, лютеранство вместе с тем отрицает иерархию как
богоучрежденное сословие людей, которым одним, и по Господню установлению, и по
силе благодати, полученной ими в таинстве священства, принадлежит право и
обязанность учить, священнодействовать и управлять. По лютеранскому учению, все
верующие по силе таинства крещения суть равно священники и из среды себя
избирают особых мужей, как своих представителей, для отправления духовных
обязанностей, как-то: для проповедования Евангелия, совершения таинств, духовного
руководствования ко Христу. Эти духовные лица, назначенные на служение Церкви,
не составляют особенного сословия, не суть священники в собственном смысле, а
только проповедники в наставники (пасторы) и по сану все существенно равны
между собою, по божественному праву (jиге divinо) имеют одни и те же
служебные полномочия и от прочих верующих отличаются только должностью (Аmt)
или служебными обязанностями, а не свыше дарованными им правами и благодатными
дарами.
4.
По воззрению лютеран, действенность таинств исключительно зависит от веры лиц,
приемлющих таинства, так что таинство бывает таинством и имеет свою силу только
во время самого принятия и употребления его с верою, а вне употребления или в
случае принятия без веры оно не есть таинство и остается бесплодным. Таинства
сами по себе не суть проводники благодати, а только знаки для возбуждения и
укрепления веры в Искупителя,- напоминания о том, что благодатью Его род
человеческий спасен. Уверенность человека в его спасении без внешних
напоминаний может ослабевать,- и вот для поддержания и воспитания ее и даны
таинства - эти внешние знаки. И насколько таинство в момент совершения его
возбуждает в душе верующего веру в Искупителя и сообразное с нею настроение,
настолько оно и имеет для него силу и значение. Установив такой взгляд на
таинства, лютеране большую часть из них отвергают, именно: миропомазание [4],
священство, брак, елеосвящение. Относительно таинства покаяния Лютер некоторое
время колебался и сперва признавал его за таинство, находя, что оно, имея своею
целью отпущение грехов через веру во Христа, возбуждает эту веру, но потом
отверг и его. Протестанты утверждают, что исповедь совершенно невозможна,
потому что, по словам псалма, "грехопадения кто разумеет";
исповедание грехов они признают тайное и внутреннее перед Богом, а не перед
священником. Имеющими все признаки таинства лютеране считают таинства крещения
и евхаристию, но и эти таинства видоизменяют сообразно со своими взглядами.
Крещение, по их учению, не доставляет верующему во Христа совершенного очищения
от всех (первородного и личных) грехов (как учит Православная Церковь), а
только служит символом или внешним знаком прощения их ему. Через крещение
изменяются только отношения человека к Богу: из отверженного он становится
сыном Божьим, имеющим надежду на вечную жизнь, и участником в дарах благодати,
которые получаются им не через самое таинство, а невидимым образом и вне всяких
внешних условий: природа же его нимало не изменяется, и грех по-прежнему
продолжает царствовать в нем. Вечеря Господня, по учению лютеран, установлена
для утверждения нас в вере, для внешнего исповедания нашей веры и для
возвращения благодеяний Христовых; через нее и в ней мы получаем отпущение
грехов; тело и кровь Христовы, духовно принимаемые с истинною верою, питают нас
в жизнь вечную, и при сем через Святого Духа, обитающего во Христе и в нас, мы
более и более соединяемся с Его телом. Значение евхаристии, как жертвы,
лютеранами отрицается. По их учению, хлеб и вино не пресуществляются в тело и
кровь Христову. Но отрицая действительность пресуществления хлеба и вина в тело
и кровь Христовы, лютеране, вместе с тем, учат, что Иисус Христос невидимо и
таинственно присутствует в таинстве хлеба и вина, пребывает Своим телом здесь
же вместе с хлебом, и вкушающий хлеб и вино невидимо вкушает тело и кровь
Христовы не духовным только, но и плотским образом. Как это так, на это
лютеране отвечают обыкновенно следующими, ничего не объясняющими выражениями: "In
pane, cum pane, sub pane" (в хлебе, с хлебом и под хлебом).
5.
Так как человек оправдывается только верою в Искупителя, через которую он
входит в непосредственное общение с Ним, и если для оправдания человека ничего
не нужно, кроме внутренней личной уверенности в своем спасении, то, само собою
понятно, для него не могут иметь никакого значения предстательства и
ходатайства прославленных на небе святых и после его смерти молитвы за него
оставшихся в живых его собратий. Посему лютеране считают совершенно неуместным
почитание и призывание святых, почитание их мощей и изображений – икон [5] и
молитвы за умерших [6].
6.
Что касается нравоучения, то, отрицая вообще значение добрых дел в
спасении, лютеране особенно восстают против всяких внешних подвигов
благочестия: странствований к святым местам, соблюдения постов, аскетических подвигов
самоотречения, безбрачия. Протестанты отвергли их не только как бесполезные, но
как излишние и вредные, так как будто ими заменяются для людей внутреннее
нравственное настроение и дается повод к тщеславию и лицемерию. Отвергая высшие
нравственные подвиги самообуздания и самоотречения и ограничивая всю
нравственность общими обыденными обязательствами и требованиями, лютеране
нравственную жизнь христиан приводят к одному невысокому нравственному уровню.
7.
Отвергая внешние выражения благочестия в жизни, протестанты, вместе с тем,
стараются, сколько возможно, упростить всякую внешность - обрядность в
богослужении. Отвергнув большую часть церковных украшений, служб и обрядов, они
оставили в своих храмах только изображение распятия, некоторые иконы, удержали
пение и музыку при богослужении, колокольный звон, некоторые церковные
процессии и вместо древних, оставленных ими, молитв и гимнов составили свои
новые.
Примечание:
[1]
На практике, впрочем, протестанты далеко не вполне проводят свой принцип.
Вопреки отрицанию предания на словах, они на деле многое удерживают из старого
церковного предания, именно: канон священных книг, о чем в самом Писании не
говорится, три древние символа - никейский, так называемый апостольский, и
известный под именем Афанасия Великого.
[2]
По Лютеру, стоит только человеку прикоснуться мыслью к идее Христа, чтобы быть
блаженным. Стоит быть уверенным в получении блаженства, чтобы в
действительности обладать им. Оправдывающая субъективная вера протестантов есть
не просто признание новозаветного Откровения, но и уверенность в том, что
человеку прощены грехи, что он оправдан и будет блажен. Смысл всех рассуждений
Лютера об оправдании сводится к следующему положению: "Мысли о деле
спасения, и оно будет твоим достоянием".
[3]
Хотя всякий христианин, по учению лютеран, возрожденный Духом Святым,
содействуя Богу в деле своего оправдания, обязан творить добрые дела из чувства
благодарности и ради повиновения Богу, однако эти дела его не имеют никакого
значения для получения им вечного спасения, так что когда идет речь об этом
последнем спасении, то о добрых делах человека не следует и упоминать, потому
что они не суть средства к спасению, и христианин не должен делать их с целью
получить награду в вечной жизни; вечная блаженная жизнь приобретается одною
верою.
[4]
Отвергнув миропонимание, как таинство, Лютер превратил его в простой
благочестивый обряд, сохраняемый лютеранами доныне под именем конфифмации и
являющийся на самом деле не более, как публичным экзаменом отрока-христианина в
знании истин веры, совершаемом с торжественною обстановкою.
[5]
Почитание святых, по Лютеру, есть унижение заслуг Иисуса Христа, как
единственного Ходатая между Богом и людьми; призывать святых в молитвах, как
наших ходатаев и заступников перед Богом, значит смешивать заслуги Христа с
человеческими подвигами, которые сами по себе ничто, - с человеческою слабостью
и бессилием. Святые, по учению Лютера, - только замечательные исторические
лица, о которых нужно воспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым
нельзя обращаться с молитвою. Другими словами, святым, по Лютеру, нужно
воздавать почтение только гражданское, но не религиозное.
[6]
В лютеранском молитвослове (см. Краткий Молитвослов Евангелическо-лютеранской
Церкви. Изд. А.В. Ферман, Москва, 1906 г.) в молитве "за все
человечество" имеется моление об усопших; откуда следует, что, по крайней
мере, современные нам лютеране творят частные молитвы за умерших (см. подр. Ц.
В. 1906, 28).
http://profi-rus.narod.ru/pravoslavie/text/k-bulg.htm
Вот интересно, а Символ Веры у лютеран католический, с филиокве? По-моему, да.
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 11
Re: Православие и лютеранство.
Сравнительное богословие, Васечко, Лютеранство:
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasechko/comparative/20.html
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasechko/comparative/20.html
отец Сергий Еремеев- Почетный форумчанин
- Сообщения : 381
Дата регистрации : 2011-09-16
Вероисповедание : православие
- Сообщение 12
Re: Православие и лютеранство.
Какие таинства заменены? Это чушь. Женское священство и однополые браки существуют не у лютеран, а в "свободных" церквах, именующих себя лютеранскими.Если начать тщательно копать, то у лютеран достаточно различий с Православием. Сюда относятся, как таинства, которые у них заменены одни на другие, также и взможность женского священства и разрешение однополых браков.
Последний раз редактировалось: отец Сергий Еремеев (24.11.11 13:43), всего редактировалось 1 раз(а)
miha61- Модератор
- Сообщения : 6917
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 63
Откуда : Москва
Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ
- Сообщение 13
Re: Православие и лютеранство.
Что может быть общего между Светом и тьмой?отец Сергий Еремеев пишет:
Много схожего между православием и лютеранством.
отец Сергий Еремеев- Почетный форумчанин
- Сообщения : 381
Дата регистрации : 2011-09-16
Вероисповедание : православие
- Сообщение 14
Re: Православие и лютеранство.
Как раз нет. Реформаторы пытались очистить Католическую Церковь от заблуждений, которых у православных никогда не было (папизм, индульгенции, сатисфакция, сокровищница заслуг и т.д.). Поэтому реформаторы никогда не восставали против Восточной Церкви, потому что придраться было не к чему.noname пишет:Лютеране протестанты - а значит они дальше от нас, чем католики. Моё мнение.
miha61- Модератор
- Сообщения : 6917
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 63
Откуда : Москва
Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ
- Сообщение 15
Re: Православие и лютеранство.
Православный христианин, это состояние человека, имеющего постоянное желание нужды в Боге. Все остальные, называющие себя таковыми, имеют нужду в самооправдании своих грехов, ища в Библии и во внешних действий, это
отец Сергий Еремеев- Почетный форумчанин
- Сообщения : 381
Дата регистрации : 2011-09-16
Вероисповедание : православие
- Сообщение 16
Re: Православие и лютеранство.
Елена, вы привели документ, содержащий ошибки.
Лютеране не отвергли Предание. Они лишь считают его творением людей, однако весьма полезным и нужным (а мы считаем богодухновенным). Толковать Писание "как вздумается" не разрешается. Есть такое понятие, как analogia fide, означающее, что при толковании мы должны брать во внимание толкование Отцов.
Лютеране, всё-таки, не отрицают иерархию. В настоящее время, они даже признают важность апостольского преемства. Что касается таинств, то, действительно, за таинства они признают только два: Крещение и Причащение. Остальные таинства у них тоже есть, но они считаются обрядами. Лютеране отрицают пресуществление хлеба и вина, с чем согласно и православное богословие. Всё-таки, по их учению, Христос реально присутствует в Дарах. Лютеране не отвергают святых. Они, например, строят храмы в честь святых. В храме, действительно, они молятся только Господу.
Лютеране не отвергли Предание. Они лишь считают его творением людей, однако весьма полезным и нужным (а мы считаем богодухновенным). Толковать Писание "как вздумается" не разрешается. Есть такое понятие, как analogia fide, означающее, что при толковании мы должны брать во внимание толкование Отцов.
Лютеране, всё-таки, не отрицают иерархию. В настоящее время, они даже признают важность апостольского преемства. Что касается таинств, то, действительно, за таинства они признают только два: Крещение и Причащение. Остальные таинства у них тоже есть, но они считаются обрядами. Лютеране отрицают пресуществление хлеба и вина, с чем согласно и православное богословие. Всё-таки, по их учению, Христос реально присутствует в Дарах. Лютеране не отвергают святых. Они, например, строят храмы в честь святых. В храме, действительно, они молятся только Господу.
отец Сергий Еремеев- Почетный форумчанин
- Сообщения : 381
Дата регистрации : 2011-09-16
Вероисповедание : православие
- Сообщение 17
Re: Православие и лютеранство.
Лютеране никогда не восставали против почитания святых, икон и мощей. Они восставали против злоупотреблений и суеверий, имевших место у католиков. У лютеран есть посты. Вот примерно так.
Робовенгр- Новичок
- Сообщения : 72
Дата регистрации : 2011-10-11
Откуда : Робовенгрия
Вероисповедание : христианство
- Сообщение 18
Re: Православие и лютеранство.
miha61 пишет:Что может быть общего между Светом и тьмой?
Не судите - да не судимы будете...
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 19
Re: Православие и лютеранство.
О. Сергий меня второй раз за эту неделю ваши посты приводят в некоторое замешательство-вы веру сменить не собрались?То колоратки, то лютеране.
miha61- Модератор
- Сообщения : 6917
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 63
Откуда : Москва
Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ
- Сообщение 20
Re: Православие и лютеранство.
Не понялРобовенгр пишет:
Не судите - да не судимы будете...
Я задал вопрос.
отец Сергий Еремеев- Почетный форумчанин
- Сообщения : 381
Дата регистрации : 2011-09-16
Вероисповедание : православие
- Сообщение 21
Re: Православие и лютеранство.
Нет, не собрался, и никогда так не сделаю. По поводу колоратки - что в этом плохого? У вас на Украине многие православные священники носят колоратки. Колоратка - символ чистоты и высоты священного сана. Что вы против этого имеете?Евгений Сумский пишет:О. Сергий меня второй раз за эту неделю ваши посты приводят в некоторое замешательство-вы веру сменить не собрались?То колоратки, то лютеране.
По поводу лютеран. Вам обидно, когда про православных говорят всякую чушь? Вот именно. Хочется владеть объективной информацией. Что плохого в том, что я чуть глубже изучаю западные конфессии? Это чисто научный интерес.
отец Сергий Еремеев- Почетный форумчанин
- Сообщения : 381
Дата регистрации : 2011-09-16
Вероисповедание : православие
- Сообщение 22
Re: Православие и лютеранство.
Михаил, это далеко не так. Вы слишком субъективны.miha61 пишет:Православный христианин, это состояние человека, имеющего постоянное желание нужды в Боге. Все остальные, называющие себя таковыми, имеют нужду в самооправдании своих грехов, ища в Библии и во внешних действий, это
Defence- Активный пользователь
- Сообщения : 600
Дата регистрации : 2011-04-18
Вероисповедание : Христианство
- Сообщение 23
Re: Православие и лютеранство.
То есть, если не хаешь всех подряд, кто не твоей веры, то ты уже НЕДОправославный, что ли?Евгений Сумский пишет:О. Сергий меня второй раз за эту неделю ваши посты приводят в некоторое замешательство-вы веру сменить не собрались?То колоратки, то лютеране.
Богослов обязан знать, а не эмоционально выкрикивать из-за угла.
Спасибо, что на форуме есть такой грамотный священник, чья специальность апологетика! Форум-то называется не иначе как Апология.
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 24
Re: Православие и лютеранство.
Да я ни разу не против, ругать все подряд не надо, только уж очень тепло отче про лютеран рассказывает, прямо вроде как защищает.
иерей Сергий- Почетный форумчанин
- Сообщения : 3156
Дата регистрации : 2011-03-13
Откуда : Санкт-Петербург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 25
Re: Православие и лютеранство.
Апологетика учений, противных Православию? При всем уважении к о.Сергию, я не увидел ни одной ссылки и ни одного источника, которыми он мог бы подтвердить свои слова. А по законам дискуссии, кто излагает тезис, тот его и доказывает.Defence пишет:Спасибо, что на форуме есть такой грамотный священник, чья специальность апологетика!
отец Сергий Еремеев- Почетный форумчанин
- Сообщения : 381
Дата регистрации : 2011-09-16
Вероисповедание : православие
- Сообщение 26
Re: Православие и лютеранство.
Братья и сёстры, я не защищаю лютеран. Привести ссылки сходу не могу, нужно подготовиться. Все мои сведения взяты либо из книг, либо из бесед с лютеранами. У меня есть и немало претензий к лютеранам. В данный момент я хочу сказать, что прежде чем ругать что-либо, нужно сначала знать о чём говорить.
Иофан- Пользователь
- Сообщения : 155
Дата регистрации : 2011-11-12
Откуда : ✡Эрец-Исраэль ✡
Вероисповедание : ✡а у вас? ✡
- Сообщение 27
Re: Православие и лютеранство.
То есть получается, что православие и лютеранство это почти одно и тоже? А почему тогда нет Евхаристического общения? Что препятствует лютеранам стать православными?отец Сергий Еремеев пишет:
Как раз нет. Реформаторы пытались очистить Католическую Церковь от заблуждений, которых у православных никогда не было (папизм, индульгенции, сатисфакция, сокровищница заслуг и т.д.). Поэтому реформаторы никогда не восставали против Восточной Церкви, потому что придраться было не к чему.
Воистину так.В данный момент я хочу сказать, что прежде чем ругать что-либо, нужно сначала знать о чём говорить.
отец Сергий Еремеев- Почетный форумчанин
- Сообщения : 381
Дата регистрации : 2011-09-16
Вероисповедание : православие
- Сообщение 28
Re: Православие и лютеранство.
Однажды на одном форуме баптист стал обвинять православных в том, что мы, якобы, поклоняемся иконам. Ему возразил лютеранин, написав, что православные не поклоняются иконам, а почитают их. Получается, лютеранин честно и непредвзято защитил православных. Он не стал ругать нас "за компанию", по принципу "моя хата с краю". Интересно, его потом "свои" тоже как-нибудь клеймили..?
отец Сергий Еремеев- Почетный форумчанин
- Сообщения : 381
Дата регистрации : 2011-09-16
Вероисповедание : православие
- Сообщение 29
Re: Православие и лютеранство.
Нет, это далеко не одно и тоже. Хотя в основных вопросах вероучения мы близки. Евхаристического общения нет, потому что они с нами не составляют единой Церкви.То есть получается, что православие и лютеранство это почти одно и тоже? А почему тогда нет Евхаристического общения? Что препятствует лютеранам стать православными?
Иофан- Пользователь
- Сообщения : 155
Дата регистрации : 2011-11-12
Откуда : ✡Эрец-Исраэль ✡
Вероисповедание : ✡а у вас? ✡
- Сообщение 30
Re: Православие и лютеранство.
А какие разночтения препятствуют составить им с нами единую Церквоь? Выходит, что различия серьезны, если они мешают Евхаристическому общению.отец Сергий Еремеев пишет:
Нет, это далеко не одно и тоже. Хотя в основных вопросах вероучения мы близки. Евхаристического общения нет, потому что они с нами не составляют единой Церкви.