На моё разумение Толстой не мог принять религиозный формализм, доходивщий в извращении безграмотной России до жречества. Его христианская душа бунтовала не против Церкви, а против засилия поповщиной, как развращённой властью элиты жрецов, подмениващих собой Христа. Поэтому и ответ был адекеватный, нельзя посягать на религиозную иархию.Сергей мск пишет:
Толстого отлучили от церкви, но не от Христа. Запретить Христа
в его душе никто не был в состоянии. Кто помнит имена и фамилии тех
чиновников и их должности в Священном Синоде того времени? Помнит хоть
кто-нибудь фамилию тогдашнего обер-прокурора Святейшего Синода, бывшего
кстати частью госаппарата? Да никто!
С Толстым можно задним числом спорить, любить его или ненавидеть,
но никто и никогда не сможет отказать ему в бессмертии, до тех пор пока
по воле Божьей наш мир и существует. Такие люди, Отечеству славу принес-
шие, родятся, может быть , раз в сто лет. А мы, что имеем, то и не ценим.
Тут речь не только о Толстом, это часть целого и единого!
По сути Толстой поднял в человеке, обществе и религии проблему противоречия небесного и земного. Это противоречие раздирает каждого из нас, стыдит и возвышает, оголяет грехи и находит Бога, обличает и оправдывает. В нас язычник борется с христианином. Этой причиной Толстой не может нами быть забытым, мы восхищаемся им за человечность, и ненавидим его за свой стыд.