священник Михаил 22.06.12 20:56
Папская революция
Император Генрих IV молит аббата Клюни и маркграфиню Матильду о заступничестве перед папой
Клюнийский аббат Одилон (994-1048) сформулировал принципы большой политики Клюни. Основная ставка была сделана на Рим. В 1046 году Одилон добился от императора Генриха III низложения трех пап, боровшихся за власть, и утверждения папы Климента II. С этого времени влияние Клюни на Рим стало монопольным. Отныне Клюни превращалось в Рим, а Рим – в Клюни. Клюнийцы первыми начали активно использовать «Лже-исидоровы декреталии» - сборник из фальшивых документов, обосновавших церковную и светскую власть папы Римского. С 1059 года дела римской курии оказались под контролем клюнийца кардинала Гильдебранда. Клюнийцы полностью отвергли принцип влияния как народа, так и светской власти на избрание папы. В 1061 году состоялся первый конклав кардиналов, самостоятельно избравший нового папу Александра II (1061-1073). Он стал первым, кто призвал Запад к крестовому походу: папа обратился к норманнам выступить против арабов на Сицилии. Александр II также благословил герцога Нормандии Вильгельма Бастарда на завоевание Англии в 1066 году, после чего весь епископат ее церкви был изгнан и замещен норманнским. Впоследствии, в 1095 году клюниец папа Урбан II (1088-1099) провозгласил крестовый поход на Иерусалим.
Именно под клюнийским влиянием в Риме в начале XI века признано Филиокве. Развитого обоснования Филиокве еще не существовало, но сама эта вставка в Символ веры становилась знаменем духовного и политического подчинения. В 1054 году клюниец кардинал Гумберт попытался поставить Константинопольский патриархат на колени перед Римом и анафематствовал греков. Подчинение Англии и разрыв с греками оформлял новые рубежи Римской церкви, которая теперь провозглашала себя Вселенской. Клюниец кардинал Гильдебранд позднее стал знаменитым папой Григорием VII (1073-1085). Именно он сформулировал «Диктат папы» (этот документ так никогда и не приобрел официального характера, но хорошо отражает курс папы Григория).
Папа Григорий VII Гильдебранд
Из «Диктата папы»:
«1. Только Римская церковь была основана Самим Господом.
2. Только Римский папа вправе называться вселенским [то есть универсальным, всемирным епископом].
3. Одному папе принадлежит право назначения и смещения епископов.
8. Один папа может носить императорские регалии.
10. Только имя папы упоминают в церквах.
12. Папа вправе низлагать императоров.
15. Тот, кого папа посвятил в сан, может быть главой любой церкви, на него не может быть возложено выполнение более низкой должности. Того, кого папа посвятил в сан, другой епископ не вправе рукоположить в более высокий сан.
16. Без распоряжения папы нельзя созывать Вселенский собор.
19. Никто не имеет права судить папу.
22. Римская церковь еще никогда не ошибалась, она, согласно свидетельству Писания, вечно будет непогрешимой.
23. Римский папа, если он был избран в соответствии с канонами, с учетом заслуг Святого Петра, несомненно, станет святым, как это подтвердил епископ Павии святой Эннодий, и с ним в этом были согласны многие Святые Отцы, это можно найти в декретах святого Симмаха.
25. Папа может смещать или возвращать на свою должность епископа без созыва собора.
26. Нельзя считать католиком [то есть принадлежащим к Христианской Церкви] того, у кого нет единства с Римской церковью».
Папе Григорию VII можно было бы напомнить слова из послания папы Григория I Двоеслова: «Я решительно утверждаю, что всякий, именующий себя вселенским епископом или желающий именоваться таковым, есть предтеча Антихриста, ибо в гордыне своей предпочитает себя другим» (Григорий Великий. Письма. VII, 33).
Опираясь на сформулированную идеологию, Григорий VII вступил в ожесточенную борьбу с германским императором Генрихом IV за инвеституру – право назначения на церковные должности. Под клюнийским влиянием в Западной церкви окончательно утвердился целибат. Церковь становилась единым военным лагерем, во главе которого стоял папа, имевший абсолютную власть и возглавлявший армии монашеских конгрегаций, безбрачных приходских священников и воинов-крестоносцев. Церковь учащая отделяла себя от Церкви учимой посредством введения причащения «под одним видом» и отлучения мирян от Крови Христовой. Второй норманнский архиепископ Кентерберийский Ансельм (1093-1109), клюниец по воспитанию, оформил западное учение о Филиокве, юридическое учение об искуплении, из которого потом будет сделаны выводы о существовании чистилища, сверхдолжных заслуг и об индульгенциях. Римская церковь, объявив себя Вселенской, вооружалась монопольным правом на политическую и духовную власть, богослужение и образование. Власть, создаваемая как бы для спасения мира, ставила спасение каждого человека в зависимость от признания самой этой власти. Власть становилась ключевым понятием в Римской церкви.
Федор Гайда
30 мая 2012 года