Сейчас термин «сын Божий» воспринимается исключительно как «сын Бога», как ипостась Бога. И обозначение это предполагает одного носителя – Иисуса Христа. Вопреки общему представлению в первом веке этот термин не воспринимался так буквально.
В эллинистической культуре сыновьями Бога были герои – Геракл, Дионисий, восточные и особенно египетские правители. Знаменитые философы – Пифагор, Платон. В философии стоиков Зевс считался отцом всех людей. В иудейской традиции Израиль был коллективным «сыном Бога», сыновьями Бога были ангелы. Кумранские рукописи ясно дают понять, что Мессия это сын Бога. В литературе Ближнего Востока (Wisdom literature) праведники сами себя называли «сыновьями Бога» и молились Богу, как «Отцу». Во всех этих случаях «сын Бога» это тот, кто наделен особой милостью Бога. В случае правителей это формальный статус. Царь был представителем Бога на земле для своего народа. В широком значении «сын Бога» это человек, исполняющий волю Всевышнего. Анализ текстов евангелий позволяет придти к заключению, что Иисус не ставил отношения с Богом, как сына с отцом в качестве основы проповеди, и не предлагал ученикам считать его сыном Бога. Эти отношения (Иисус – Сын Бога) не были и знанием круга избранных, которым бы он открыл свое родство с Богом после длительного периода ученичества. Анализ также говорит о том, что он предлагал своим ученикам также стать сыновьями Бога, молиться, обращаясь к Отцу, также как и он. Он предлагал своим ученикам разделить свое родство с Богом. (Dunn, James D.G. «Jesus Remembered» 2003, стр. 709-724. Обобщает результат исследований историков за последние 30 лет. Приводится обширная библиография).