Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!



Join the forum, it's quick and easy

Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

Апология

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

православный общественно-политический форум

Последние темы

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12

» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39

» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41

» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39

» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34

» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19

» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11

» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09

» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52

» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23

» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47

» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47

» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54

» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20

» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43

» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

+4
Ingwar
noname
Sevlagor
pokrov
Участников: 8

    Читаем Библию. Книга Бытия

    Ingwar
    Ingwar
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума


    Сообщения : 4183
    Дата регистрации : 2011-12-07
    Возраст : 60
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : католик

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Ingwar 14.07.16 9:21

    Я думаю, что не стоит забывать, что все эти реки были до Великого Потопа. Во время него всё было смыто. Позже Ной и его дети могли дать аналогичные названия тем или иным рекам, появившимся после Потопа. Но нынешние тигры и ефвраты никоем образом не соответствуют допотопным.
    Так что их можно толковать только аллегорически.
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 14.07.16 13:30

    Возникает вопрос, как соотносится рай, описанный в Книге Бытия, с раем, где пребывают души праведных.

    «Рай, по учению Церкви (Простр. Кат. Филарета стр. 22), есть определенное место на небе, где Бог особенным образом являет Себя блаженным духом и избранным Своим, являет Себя им во всей Своей вечной славе, где присутствует Господь Иисус Христос со Своим прославленным телом.
    Где же на небе рай? Небо — велико! Письменный ответ находим в Откровении, в книге Бытия. Моисей пишет, что Бог насадил рай сладости на востоке (Быт.2:8). Рай — первое небо, ближайшая к земле горняя страна, за которой следуют другие небеса». (Монах Митрофан. Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти).

    Здесь рай Книги Бытия в какой-то мере отождествляется с «местом на небе». Но почему рай – это «первое небо» и какие еще есть небеса, автор не поясняет.
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 20.07.16 17:40

    И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
    а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт. 2: 16 – 17)


    Часто спрашивают: почему сказано «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь», если после вкушения запретного плода Адам жил сотни лет? Некоторые критики даже обвиняют Бога во лжи. Традиционный ответ: или имеется в виду смерть духовная, или «день» надо понимать очень широко.

    «И если надлежит сказать слово справедливее, то прежде тела гибла душа, потому что преслушание есть грех произволения, а не тела; произволение же, от которого возымело начало все бедствие естества, есть собственность души, как неложная Божия угроза свидетельствует, сказав: «в онъже аще день» коснутся запрещенного, за вкушением без замедления последует смерть (Быт. 2, 17). Поелику же состав человеческий двояк, то смерть, соответственно тому и другому, производит лишение двоякой жизни, действующей в умерщвляемом. И как есть смерть телесная, угашение чувствилищ и разложение стихий на сродное им, так, по сказанному, «душа же согрешающая, та умрет» (Иез. 18, 20). А грех есть отчуждение от Бога, сей истинной и единственной жизни. Посему многие сотни лет по преслушании жил первозданный, но не солгал Бог, сказав: «в онь же аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2,17), ибо по причине отчуждения его от действительной жизни в тот же самый день утвержден над ним смертный приговор, а после сего в последствии времени последовала с Адамом и телесная смерть». (Свт. Григорий Нисский. Опровержение Евномия. Кн. 2)

    «Когда днем смерти назначается самый день вкушения от древа познания, сие можно разуметь или так, что день знаменует здесь вообще время после грехопадения, или так, что в день первого грехопадения совершается смерть духовная и начинается всеобщее владычество смерти». (Свт. Филарет Московский (Дроздов). Толкование на Книгу Бытия).

    Но блаж. Иероним и блаж. Феодорит предлагают несколько иное понимание, ссылаясь на перевод Симмаха:

    «"Но в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь". Лучше перевёл Симмах. У него говорится: "Ты будешь смертным"». (Блаженный Иероним. Еврейские вопросы на Книгу Бытия)

    «Почему, когда Бог изрек: "в онь же аще день снеси от древа, смертию умреши" (Быт. 2.17), человек, преступив, заповедь, не тотчас умер?
       … Надлежало бы паче песнословить, а не винить благость Божию. Богу обычно большим угрожать и посылать наказания меньшие угроз. И это можно нередко находить в Божественном Писании. Впрочем, здесь смертью Он назвал смертное определение. Ибо так перевел и Симмах: "с того дня, в который вкусишь от древа, будешь смертен"; потому что человек по произнесении Божия приговора, каждый день, так сказать, ожидал себе смерти. Подобно сему уверовавшие во Владыку Христа, и умерщвляемые пребывают живы, ожидая воскресения Небесного Царствия, "упованием бо спасохомся" (Рим. 8.24)». (Феодорит Кирский. Толкование на Книгу Бытия).
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 21.07.16 11:10

    И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. (Быт. 2: 18)

    Распространено толкование, что женщина должна была стать помощницей мужчине в произведении потомства.

    «И так как только от мужа не могло происходить размножение человеческого рода, то Господь сказал, что не хорошо человеку быть одному. Поэтому следовало, чтобы жена была соединена с мужем ради рождения потомства, поскольку именно это возвещают слова Бога, говорящего, что не хорошо человеку быть одному».  (Свт. Амвросий Медиоланский. О Рае).

    «Если же мы спросим, для чего должна была явиться эта помощница, то наиболее вероятным будет ответ, что (она явилась) ради рождения детей, подобно тому, например, как земля служит помощницей семени, чтобы от обоих их вместе рождался кустарник. <…> А если жена сотворена не для рождения детей, то для чего? Если для того, чтобы вместе возделывать землю, то обработка земли еще не была таким трудом, чтобы была нужда в помощнике, но если бы и была, то помощником скорее был бы дан мужчина; то же можно сказать и об утешении, если допустить, что муж скучал от одиночества. Ибо в этом смысле гораздо сообразнее было бы жить вместе двум друзьям, нежели мужчине и женщине. А если им следовало жить вместе так, чтобы один приказывал, а другой повиновался, дабы враждебные воли не нарушали мира сожителей, то для поддержания мира достаточно было бы такого порядка, чтобы один был сотворен раньше, а другой позже, в особенности если младший был сотворен от старшего, как сотворена женщина. Разве только кто-нибудь скажет, что из ребра мужчины Бог мог сотворить только женщину, но никоим образом не мужчину? Поэтому я не нахожу, для какой помощи мужу была сотворена жена, если не иметь при этом в виду деторождения». (Блаженный Августин. О Книге Бытия буквально. IX. 3, 5)

    «Так как предвидящий Бог знал, что человек совершит преступление и подвергнется тлению, то Он создал из него жену, помощницу ему и подобную ему. Помощницей она ему должна была быть в том, чтобы род человеческий и после преступления преемственно сохранился посредством рождения; ибо первоначальное образование человека называется творением, а не рождением». (Преп. Иоанн Дамаскин. ТИПВ. II. 30)

    Но здесь есть момент, который, возможно, делает это толкование не совсем удобным. Далее, в Быт. 2: 19 – 20 говорится: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему».
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 21.07.16 23:53

    Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
    И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. (Быт. 2: 19 – 20)


    А. Кураев почему-то относит падение сатаны именно к этому моменту.

    «Я расскажу один апокриф, но апокриф высокого значения, статуса. Этот апокриф мы читаем в «Повести временных лет», в первой русской летописи. Там рассказывается, что когда князь Владимир слушал проповедь греческого философа о христианстве, то этот греческий философ рассказал ему следующее.
    Когда Адам нарекал имена животным, то он нарекал имена и ангелам также. Тут смущаться не надо. Для церковно-славянского языка слово «животное» относится к ангелам точно так же. У нас в молитвах Великого повечерия мы читаем: животные шестокрыльные серафимы.
    Ну вот, всей твари, всем живым существам Адам нарекает имя, утверждая свой высший статус. И вот тут согласно «Повести временных лет», ну конечно, рассказывается как некая более древняя легенда, просто она фиксируется здесь только в «Повести временных лет», и произошло падение Сатаны, Денницы. Когда ангелам Адам нарекал имена, и все они должны были поклониться ему и служить, – а это очень важная и характерная черта православной антропологии, то, что человек выше ангелов; ангелам дано повеление служить людям: «ангелам Своим заповесть о тебе», – то вот среди этих ангелов был и Денница, я бы сказал так: ангел-хранитель планеты Земля, такой наш планетарный логос. Вот он тоже должен был служить человеку, но тут-то согласно «Повести временных лет» его и зациклило. Как это я, высший из ангелов, какой-то лысой обезьяне служить буду?
    Очень интересный рассказ. Это означает, что из-за человека идет сверхчеловеческая война во Вселенной. То есть человек настолько серьезен, что из-за него произошло даже восстание ангелов против Бога. Это стоит помнить, потому что есть красивая и опасная в своей красоте фраза Достоевского: здесь дьявол с Богом борются, и поле битвы сердца людей. Видите ли, в чем опасность этой фразы. Человек в этой фразе предстает в качестве просто мата, борцовской подстилки, по которой топчутся два атлета, Бог и дьявол, а человек – просто поле, арена их сражения. Нет, человек это не татами, не мат, не борцовская подстилка. Человек – это такая ценность, ради которой Бог и Сатана сражаются между собой». (Лекция "В чем согрешили Адам и Ева").

    Но посмотрим текст ПВЛ:

    «И начал философ говорить так:

    В начале, в первый день, сотворил Бог небо и землю. Во второй день сотворил твердь посреди воды. В тот же день разделились воды — половина их взошла на твердь, а половина сошла под твердь. В третий день сотворил он море, реки, источники и семена. В четвертый день — солнце, луну, звезды, и украсил Бог небо. Увидел все это первый из ангелов — старейшина чина ангельского и решил: «Сойду на землю, и овладею ею, и поставлю престол свой на облаках северных, и буду подобен Богу». И тотчас же был свергнут с небес и вслед за ним пали те, кто находился под его началом — десятый ангельский чин. Было имя врагу — Сатанаил, а на его место Бог поставил старейшину Михаила. Сатана же, обманувшись в замысле своем и лишившись первоначальной славы своей, назвался противником Богу. Затем, в пятый день сотворил Бог китов, и гадов, и рыб, и птиц пернатых, и зверей, и скотов, и гадов земных. В шестой день сотворил Бог человека. В седьмой же день почил Бог от дел своих, это и есть суббота. И насадил Бог Рай на востоке в Едеме и ввел в него человека, которого создал, и заповедал ему есть плоды каждого дерева, а плодов одного дерева — познания зла и добра — не есть. И был Адам в Раю, видел Бога и славил его, когда ангелы славили Бога, и он с ними. И навел Бог сон на Адама, и уснул Адам, и взял Бог одно ребро у Адама, и сотворил ему жену, и привел ее к Адаму, и сказал Адам: «Вот кость от кости моей и плоть от плоти моей; она будет называться женою». И нарек Адам имена всем скотам и птицам, зверям и гадам, и дал имена даже самим ангелам. И подчинил Бог Адаму зверей и скот, и обладал он всеми, и все его слушали. Дьявол же, увидев, как почтил Бог человека, и позавидовав ему, преобразился в змия, пришел к Еве, и сказал ей: «Почему не едите от дерева, растущего посредине Рая?» И сказала жена змию: «Сказал Бог: не ешьте, а не то — смертью умрете». И сказал жене змий: «Смертью не умрете; ибо знает Бог, что в день тот, в который съедите от дерева этого, откроются очи ваши и будете, как Бог, ведать добро и зло». И увидела жена, что дерево съедобное, и взяв, съела жена плод и дала мужу своему, и ели оба, и открылись им очи, и поняли они, что наги, и сшили себе перепоясание из листвы смоковницы. И сказал Бог: «Проклята земля за твои дела, в печали будешь питаться все дни твоей жизни». И сказал Господь Бог: «Когда прострете руки и возьмете от дерева жизни, — будете жить вечно». И изгнал Господь Бог Адама из Рая».

    Сказано, что дьявол позавидовал Адаму, но само падение Сатанаила произошло раньше, в четвертый день. Про поклонение и служение ангелов человеку вообще не говорится.

    Другой древнерусский автор об этом:

    «суть же еретици глаголющи. яко диявол Адаму не поклонися. и за то отпаде. то несть тако. диявол убо первие отпаде. Адам же последи создан бысть. вторая тварь Божия». (Святитель Кирилл, митрополит Ростовский. Слово о небесных силах).
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 22.07.16 14:05

    «Следствие обозрения и наречения животных было то, что человеку не нашлось помощника подобного ему. Не нашлось более значит, нежели не было. Первое предполагает понятие, искание или желание предмета. Из сего видно, что рассматривание животных, сотворенных по четам, привело человека к мысли о чете человеческой. Было ли особенное намерение Божие ввести его в сию мысль или он вошел в нее, только следуя образам чувственного мира, сего вопроса Моисей не разрешает. По крайней мере, Бог оправдывается в сотворении опасной помощницы тем, что человек сам измыслил ее». (Святитель Филарет Московский (Дроздов). Толкование на Книгу Бытия).
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 25.07.16 12:03

    Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. (Быт. 2: 24)

    Блаженный Иероним: «Первый человек, Адам, как первый пророк, прорек это о Христе и о Церкви, — что оставит Господь наш и Спаситель Отца Своего Бога и матерь Свою, Иерусалим небесный, и придет на землю ради тела Своего — Церкви, и образует ее из ребра Своего: для чего Слово и бысть плоть». (Цит. по: Святитель Феофан Затворник. Толкование на послание святого апостола Павла к Ефесянам).

    Иаков Афраат: «Мы слышим из закона: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. Это великое и тайное пророчество. Кто покидает своего отца и матерь, когда берет себе жену? Вот каково значение этих слов: человек в своем изначальном состоянии любил и почитал Бога, своего Отца, и Святого Духа, свою Матерь. Он не знал никакой другой любви. Для того чтобы взять жену, человек покидает своих Мать и Отца, о которых сказано выше. И этим ум его обращен к миру. Его душа и разум отпадают от Бога и влекутся в этот мир, которым он восхищается и которым утешается, как женою юности своей (Притч. 5:18). Любовь к жене отлична от любви к отцу и матери. Писание добавляет: и будут одна плоть. Это правда, что некоторые люди становятся одной плотью и душою с их женами, и их умы и мысли отдаляются от отцов и матерей. Так что тот, кто никогда не вступает в брак и остается один, имеет один дух и ум со своим Отцом». (Доказательства).
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 25.07.16 16:04

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 2n03qm9

    Грехопадение прародителей. Собор Монреале


    Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт. 3: 1)

    Как известно, по мнению св. отцов, через змея действовал дьявол. Св. Фотий Константинопольский излагает историю грехопадения таким образом:

    «Указав на одно из цветущих своею красотою деревьев, Бог дал заповедь, запрещающую вкушать плоды только от одного этого древа. Но лукавый оный зверь и главный виновник зла, коего называют диаволом, обративший свой взор на человека с самаго его создания, воспользовался, как орудием, другим животным — змием, вступил с женою в льстивую и усладительную беседу и, излив обильную хулу на Законоположника, убеждает жену, а чрез нее и мужа пренебречь заповедью, вкусить от того древа, от коего заповедано было не вкушать, и они, вместе с тем как преступили повеление, лишились и всех даров: к сему и стремился клеветник и все его злокозненное деяние было направлено к этому. Отсюда, грех от прародителей перешел на потомков, и клеветник этим путем покорил себе весь человеческий род». (Свт. Фотий Константинопольский. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы).

    Но почему же о змее сказано, что он был хитрее (или мудрее) всех зверей полевых?

    Часть отцов относит эту хитрость к свойствам змея-животного.

    «Змий был хитрее бессловесных животных, которыми управлял человек, но если и превосходил хитростью ту степень, на какой поставлены звери, то не следует отсюда, что он возвышался до степени человека. Змия Бог сотворил хитрее бессловесных скотов и лукавее неразумных животных, но поскольку не было у него разума, то явно, что он не имел и мудрости человеческой. Адам превосходил змия и по самому образу сотворения, и по душе, и по уму, и по славе, какой был облечен, и по месту жительства своего, а потому видно, что он безмерно выше змия и по хитрости. Адам превосходил мудростью всех зверей, потому что Бог поставил его владыкой и правителем их; он был хитрее всех, потому что всем нарек имена. Как Израильтяне не могли без покрывала взирать на лицо Моисеево, так животные не могли взирать на светлый зрак Адамов. Потупив очи, проходили они перед ним, когда нарекал им имена, потому что очи их не могли взирать на славу его. Итак, хотя змий был хитрее зверей, однако же неразумен пред Адамом и Евой, владыками зверей». (Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на Книгу Бытия).

    Спойлер:

    Но, как замечают критики,  «в сущности, змею трудно назвать умным  животным. Змеи относятся  к пресмыкающимся,   а  пресмыкающиеся  в  целом   уступают   млекопитающим   в интеллекте». (А. Азимов. В начале).

    Другое мнение состоит в том, что хитрость, собственно, приписывается не змею, а самому дьяволу.

    Блаж. Августин:

    «"Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог" (Быт. 3:1). Хитрейшим или, как можем прочесть во многих латинских кодексах, мудрейшим он назван в переносном смысле слова (а не в собственном, в каком понимается добрая сторона мудрости Бога, или ангелов, или разумной души) подобно тому, как мы называем мудрыми пчел и даже муравьев за их действия, представляющие подобие мудрости. Впрочем, змей этот может быть назван мудрейшим из всех зверей не по своей неразумной душе, а по чужому, т. е. диавольскому духу. Ибо хотя ангелы-отступники и свергнуты с горних седалищ за свою извращенность и гордость, однако по своему уму они гораздо выше всех зверей.
       И что удивительного в том, что диавол, исполнив змея своим инстинктом и сообщив ему свой дух, каким обыкновенно исполняет он демонских пророков, сделал его мудрейшим из всех зверей, живущих сообразно с живой и неразумной душою?». (О книге Бытия буквально. 11. 2).

    Это, второе, мнение представляется более убедительным. Но в том-то и дело, что действительно нет ничего удивительного, что дьявол «по своему уму гораздо выше всех зверей». Однако хитрость змея особо оговаривается.
    Ingwar
    Ingwar
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума


    Сообщения : 4183
    Дата регистрации : 2011-12-07
    Возраст : 60
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : католик

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Ingwar 26.07.16 16:41

    Верно. Змей не своей мудростью был мудр. (Или хитростью.) А дьявольской.
    Известно, что чем утончённей мимика, тем умнее существо. А у змей мимики почти нет. Значит, змей получил мудрость от кого-то другого. Первого падшего ангела.
    Кстати, есть версия, что у этого змея были лапы. Но он их утерял после слов Бога, что "будешь ходить на чреве своём".
    В общем, это был динозавр.
    Не утверждаю, что так оно и было, но как версия вполне допустима.
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 30.07.16 21:37

    Ну, если говорить о том, как змей выглядел, то пытливыми умами издавна высказано на эту тему немало догадок, что отразилось, как известно, в искусстве.

    «Повторяя мысль Исидора Севильского, некоторые авторы писали, что дьявол вошел в прямоходящую змею фарею, которая могла передвигаться вертикально на хвосте. О том, что змеи до проклятья имели конечности и могли ходить, говорится в Книге Юбилеев и более поздней иудейской литературе. По наблюдению Н. Флорес и Х. Келли, с IX в. здесь распространяется мысль, что змей-искуситель был похож на верблюда, а когда Бог проклял его, утратил конечности и стал ползать на брюхе – эта мысль проникла и в христианскую литературу, и ее повторял и Василий Великий. Вслед за текстами, европейская миниатюра наделяла змея-искусителя разными атрибутами животных: ногами, крыльями, собачьей головой, а в византийских рукописях XII в. змей до падения в самом деле похож на верблюда. Наконец, с XII в. эдемская рептилия обретает женские черты и превращается в серпентоморфную деву». (Д.И. Антонов. Змей, женщина, сфинкс и верблюд: кто искусил Адама и Еву в Эдеме // Демонология как семиотическая система. Тезисы докладов IV Международной научной конференции. Москва, РГГУ, 15–17 июня 2016 г. / Сост. и ред. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М., 2016. – 164 с.)
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 30.07.16 21:47

    И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. (Быт. 3: 4-5)

    «Сатана говорит Еве: «Вы будете как боги». Здесь первый намек на политеизм — существование каких-то неведомых богов. Лжебоги — это демоны, поэтому стать «как боги» — это значит через преслушание Богу и грех стать демоноподобными и демононравными. Само язычество, возникшее от богоборчества, представляет собой генезис демонологии». (Архимандрит Рафаил Карелин. Векторы духовности).
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 31.07.16 11:35

    И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. (Быт. 3: 6)

    «Адам, вместо того, чтобы проявить данную ему власть и остановить падение жены своей, сам ниспал вместе с нею. Библия не говорит, что Ева уговаривала его. Скорее здесь проявилась бесовская солидарность, извращение врожденного коллективизма, свойственного "животному общественному", которая в будущем породит множество самых жутких преступлений - от групповых подростковых убийств до ужасов революций. Адам не пожелал поступить по заповеди Господней и предпочел свою любовь к жене любви к Создателю. В результате он лишился и того, и другого. Без Бога невозможно по настоящему любить кого бы то ни было, ибо Он Сам есть любовь, а вне Его лишь ненависть». (Священник Даниил Сысоев. Летопись Начала).

    А, может, и уговаривала…

    «Ева, предавшись пожеланию очей своих и вожделев быть богом, что обещал ей змий, срывает запрещенный плод и вкушает тайно от мужа своего, а потом дает и мужу, который также вкушает. Поскольку Ева поверила змию, то поспешила и вкусила прежде мужа, надеясь, что уже облеченная божеством возвратится к тому, от кого произошла человеком. Она поспешила вкусить прежде мужа, чтобы стать главой того, кто был ее главой, соделаться повелительницей того, от кого должна была принимать повеления, явиться по божеству старее того, пред кем моложе по человечеству. Когда же вкусила и не стала превосходнее прежнего, хотя и не умалилась, но и не приобрела того, чтобы отверзлись у ней очи, потому что не сделалась богом, как ожидала, не приметила также, чтоб отверзлись у ней очи увидеть свою наготу, — тогда принесла плод и мужу своему, и многими просьбами убедила его вкусить, хотя и не написано, что упрашивала его». (Ефрем Сирин. Толкование на Книгу Бытия).

    ««И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4-5). Если на основании этих слов она поверила, что им воспрещено от Бога нечто доброе и полезное, то не существовало ли уже в душе ее любви к собственной власти и гордого самопревозношения, которые нужно было этим искушением победить и уничтожить? Затем, не удовольствовавшись словами змея, она взглянула на дерево, «увидела... что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно» и не веря, чтобы можно было от него умереть (вероятно, она подумала, что слова «чтобы вам не умереть» были изречены Богом для какого-нибудь знаменования), взяла от плода его, ела и дала мужу своему, с каким-нибудь, может быть, словом убеждения, о чем Писание умолчало и оставило только догадываться (Быт. 3:6). А может быть, впрочем, муж не имел уже и надобности в убеждении, раз видел, что жена не умерла от этого вкушения». (Блаж. Августин. О книге Бытия буквально. 11. 30)
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 31.07.16 14:05

    И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. (Быт. 3: 7)

    «Господь не без причины проклял смоковницу (не думай так, ненасытимый испытатель Божественного), но с намерением показать неблагодарным Иудеям, что Он имеет достаточную силу и для наказания. Поскольку при всех чудесах Его видели, что Он никому не причиняет ничего скорбного, то предполагали, что Он может только благотворить и не имеет власти порочных людей подвергать злостраданию. Посему Господь на примере существа неодушевленного уверяет, что может и наказывать, но не соизволяет сего по Своей благости. Итак, дерево засохло, чтобы устрашить людей. Но с этим соединен и некий таинственный смысл, дошедший до нас по преданию от мудрых старцев, а именно, что смоковница есть древо преслушания и листья ее употребили преслушавшие заповедь для прикрытия наготы. И проклята она Христом человеколюбиво — чтобы не приносила более плода, послужившего причиною греха. Ибо Второе Пришествие Бога будет уже не для вочеловечения, но для воздаяния каждому за соделанное». (Преп. Исидор Пелусиот. Трибуну Феопомпу. О проклятой смоковнице).
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 31.07.16 23:45

    И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.  (Быт. 3: 8)

    «Ты скажешь мне: Бог, по твоим словам, не должен ограничиваться местом, как же ты теперь говоришь, что Он ходил в раю? — Послушай, что скажу тебе. Бог и Отец всего необъятен и не находится в каком-либо месте, ибо нет места успокоения Его. Слово же Его, чрез которое Он все сотворил, будучи Его силою и премудростию, приняв вид Отца и Господа всего, — Оно ходило в раю под видом Бога и беседовало с Адамом. И само священное Писание научает нас, что Адам говорил, что «он услышал голос». Что же такое голос, как не Слово Бог, которое есть и Его Сын?» (Феофил Антиохийский. Послание к Автолику).

    «"И услышаста глас Господа Бога ходяща в раи по полудни: и скрыстася... от лица Господа Бога посреде древа райскаго" (Быт. 3:8). Не одним долготерпением, показанным прародителям, Бог хотел им пособить, но и звуком стоп Своих желал оказать им помощь; тихие стопы Его для того и издавали глас (звук), чтобы приготовились они умолить Пославшаго этот глас. Когда же ни медлительность Его, ни предшествующий Ему глас не произвели того, чтобы они пришли и предстали Ему с молчанием, тогда Бог к гласу стоп Своих присовокупил глас уст Своих и сказал: «Адаме, где еси?» (Быт. 3:9). Но Адам, вместо того, чтобы исповедать вину свою и умолять Милосердого прежде, нежели произнесет Он на него определение суда, говорит: «глас Твой слышах... в раи, и убояхся, ибо увидел, яко наг есмь, и скрыхся» (Быт. 3:10). Глас стоп, предшествовавший Богу и возвещавший осуждение Адамово, изображал тот глас Иоаннов, который должен предшествовать Сыну Божию: «Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое... плевы же сожжет огнем... пшеницу... же очистит, чтобы положить в житницу» Свою (Мф. 3:12)». (Ефрем Сирин. Толкование на Книгу Бытия).
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 01.08.16 11:24

    …и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт. 3: 15).

    «Для сей цели Он положил вражду между змеем и женою и ее семенем, которую они сохраняют между собою: один будет уязвляем в пяту, но сам может наступать на главу врага, а другой уязвляет, убивает и препятствует хождению человека, пока не придет Семя предопределенное попрать главу его, которое и родилось от Марии; о нем говорит пророк: «ты будешь наступать на аспида и василиска и будешь попирать льва и дракона» (Пс. 90:13), показывая, что грех, который восстал и распространился против человека и сделал его подвластным смерти, лишится своей силы вместе с царствовавшею смертию, и что Им попран будет в последние времена нападающий на человеческий род лев, т. е. антихрист, и что Он свяжет «дракона, древнего змея» (Откр. 20:2) и подчинит его власти человека, некогда побежденного, для сокрушения всей его силы». (Св. Ириней Лионский. Против ересей. 3. 23. 7)
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 01.08.16 14:33

    Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. (Быт. 3: 16)

    «Но и тут разум подтверждает, что Бог освободил из плена образ и подобие Свое, плененные дьяволом, совершив ответное действие. Ибо в Еву, до тех пор деву, вкралось слово, причиняющее смерть; равно в деву должно было войти и Слово Божье, создающее жизнь, – дабы то, что через этот пол подверглось погибели, через тот же пол было направлено к спасению. Ева поверила змею; Мария поверила Гавриилу. Грех, который одна совершила, поверив, другая, поверив, загладила. – "Но Ева тогда не зачала во чреве своем от слова дьявола". – Нет, зачала. Ибо с тех пор слово дьявола было для нее семенем, чтобы рождала отвергнутое и рождала в скорби (ср. Быт. 3, 16). Родила она даже дьявола-братоубийцу. Напротив, Мария произвела на свет Того, Который некогда имел спасти телесного брата и губителя Своего, Израиль». (Тертуллиан. О плоти Христа).
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 01.08.16 22:55

    Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт. 3: 17 – 19)

    «Тот же, Кто является и главой мужа, и [настоящей] красотой женщины, — я задаю тебе вопрос, — муж Церкви Христос Иисус, какой венец возложил на Себя ради обоих полов (Мф 27:29)? Думаю, [это был венец] из шипов и колючек тёрна, как образ прегрешений, которые произвела для нас наша земля (terra carnis), но которые удалила сила креста, затупив всякое жало смерти терпением Господней главы (in dominici capitis tolerantia)». (Тертуллиан. О венце воина).

    «"Земля, проклятая в делах Адама", есть плоть Адама, вследствие дел его, то есть страстей оземлянившегося ума, всегда подвергаемая проклятию в виде бесплодия добродетелей — этих дел Божиих. Эту плоть и вкушает со многим страданием и печалью Адам, наслаждаясь лишь малым от нее удовольствием. А за такое тленное наслаждение эта плоть и взращивает для него заботы и попечения, подобно "терниям", и великие искушения и опасности, подобно "волчцам" болезненно жалящие его со всех сторон, — и в разуме, и в яростном (начале), и в [начале] желающем, так что едва может добыть и вкусить, то есть получить, здоровье и благосостояние плоти, словно увядшую траву, а затем, после многого круговращения ужасных [страданий], в поте лица, то есть в тяжелом труде бесполезного рассмотрения чувственного бытия в чувственном [опыте], иметь, подобно хлебу, основание для устроения здешней жизни либо путем ремесла, либо путем какой-нибудь иной придуманной для [поддержания] жизни изощренности.
       Или лучше: "земля" есть сердце Адама, принявшее за преступление [заповеди] "проклятие" — лишение небесных благ. Эту землю во многих скорбях по деятельному любомудрию вкушает [человек], очищая ее от "проклятия" совести — постыдных дел. А затем, очищая разумом произрастающие в ней подобно «терниям» размышления о происхождении телесного бытия и, подобно "волчцам", сухие рассуждения о промысле и суде касательно нетелесных [сущностей], он вкушает, как "траву", духовным образом созерцание. И так, словно "в поте лица", путем умелого навыка в ведении, [человек] вкушает нетленный Хлеб богословия, который только один и является подлинно животворным и сохраняет в нетлении бытие вкушающих. Итак, вкушаемая "земля" в хорошем смысле есть очищение сердца через [духовное] делание, "трава" же — знание тварных [существ, достигаемое] в естественном созерцании, а "хлеб" — истинное тайноводство по богословию». (Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. V).
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 03.08.16 16:45

    И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. (Быт. 3: 20)

    «Она предзнаменована была Евою, в прообразе получивши название матери живущих (Быт. 3:20). Та названа была материю живущих, и притом после того, как совершив преступление, услышала слова: «земля еси, и в землю отъидеши» (Быт. 3:19). Удивительно, что после преступления получила она это великое наименование. И со стороны внешней, от той Евы получило начало всякое рождение человеческое на земле. Таким же образом и от Марии истинно родилась для мира самая жизнь, чтобы Мария, родив Живущаго, соделалась и материю живущих. Итак материю живущих Мария названа прообразовательно. Ибо о двух женах сказано: «кто дал есть жене мудрость, или испещрения хитрость» (Иов. 38:36)? Потому что первая мудрая Ева сшила чувственныя одежды для Адама, котораго сделала нагим: ей дан был этот труд. Так как чрез нее произошло обнажение, то ей же и дано было одевать чувственное тело вследствие чувственной наготы; Марии же дано было от Бога родить нам Агнца и Овча, и от славы этого Агнца и овцы, как бы от руна, мудро устроена нам Его добродетелию одежда нетления. Но и нечто другое удивительно в отношении к этим обеим женам: Еве и Марии, — чтобы о том поразмыслить. Ева была причиною смерти для людей; ибо чрез нее вошла смерть в мир (ср. Рим. 5:12). А Мария соделалась причиною жизни: чрез нее рождена нам жизнь. И ради этого Сын Божий пришел в мир, и: «идеже умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим. 5:20); и откуда произошла смерть, там наступила жизнь, чтобы вместо смерти родилась жизнь, уничтожившая произшедшую от жены смерть, то есть Родившийся нам от жены, как Жизнь. И поелику там Ева, еще будучи девой, обнаружила уклонение к преслушанию: то и здесь опять чрез Деву явлено послушание благодати, когда благовещено было сошествие с неба Воплощаемаго и жизни вечной. Там Бог говорит змию: «и вражду положу между тобою, и между нею, и между семенем твоим, и между семенем тоя» (Быт. 3:15). Но семени жены нигде не оказывается; поэтому не иначе, как иносказательно, к Еве относится вражда между раждаемым от нея и змием и бывшим в змие диаволом и завистию». (Свт. Епифаний Кипрский. Панарион).
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 07.08.16 14:39

    И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло... (Быт. 3: 22)

    "Адам стал как один из Нас" - божественная ирония или что-то еще?

    «В словах: «бысть яко един от Нас», — Бог открывает тайну Святой Троицы, но вместе посмевается Адаму, напоминая сказанное змием: «будете яко бози, ведяще доброе и лукавое»». (Ефрем Сирин. Толкование на Книгу Бытия).

    Спойлер:
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 07.08.16 17:39

    «Алонзо Банкер, который в конце девятнадцатого века прожил тридцать лет среди каренов, так рассказывает о типичном вечернем уроке, проводимом каренскими букхо в джунглях Бирмы, неподалеку от Таунгу:

    "Почти невозможно описать ни торжественный и почтительный тон, с которым эти белые как лунь старики перечисляли вслух свойства И-Ва, ни то, с каким благоговейным вниманием слушали их дети... они были словно магнитом притянуты к этой группе старцев. <…>
    Затем последовало... вдохновенное чтение древних стихотворных преданий... Старик... произносил их с естественной выразительностью, которую легко почувствовать, но невозможно описать:
    - Сотворив Та-наи и И-у, поместил их И-Ва в сад и сказал: "Семь разных деревьев я создал для вас... и семь разных плодов они несут на себе. Есть среди семи деревьев одно, плоды которого есть не следует... Стоит вам отведать их - и вы станете стареть, сделаетесь больными и умрете... Ешьте и пейте с осторожностью. Я буду навещать вас раз в семь дней".
    Как-то явился к мужчине и женщине Му-ко-ли и сказал:
    - А вы почему здесь?
    - Отец наш здесь нас поселил, - отвечали они.
    - Чем вы тут питаетесь? - спросил Му-ко-ли.
    - Господин наш И-Ва создал нам пищу - пищу, которая не кончается.
    - Покажите мне вашу пищу - сказал Му-ко-ли. Они стали указывать на плоды, говоря:
    - Вот этот - вяжет, а этот - сладкий, этот - кислый, этот - горчит, вон тот пряный, а этот жгуче-острый... Но вкуса этих плодов мы не знаем - кислы они или сладки. Отец наш, господин И-Ва сказал:
    "Не ешьте плодов этого дерева. Если съедите их, вы умрете".
    Тогда Му-ко-ли сказал:
    - Это не так, дети мои. Ваш отец И-Ва сердцем не с вами. Это сочнейшие и сладчайшие плоды... Если вы отведаете их, вы обретете сверхъестественную силу. Вы сможете вознестись на небеса... Я люблю вас и говорю правду, ничего от вас не утаивая. Если вы мне не верите - не ешьте этих плодов. Но если вы только попробуете их, тогда вы будете знать все... Далее в этой истории мужчина Та-наи отказывается от соблазна и уходит прочь. Женщина же задерживается, поддается искушению и пробует плод, а затем соблазняет и своего мужа, который тоже его отведывает. Рассказ Алонзо Банкера продолжается: Женщина вернулась к Му-ко-ли и сказала: "Муж мой поел плода".
    Безумно расхохотался Му-ко-ли.
    - О, побежденные мной мужчина и женщина! Вы послушались моих слов и подчинились мне.
    На следующее утро И-Ва пришел их проведать. Но они не пошли за ним, как бывало, распевая ему хвалу. И-Ва приблизился к ним и сказал:
    - Зачем вы отведали плоды дерева, с которого я запретил вам есть?.. Теперь вы будете стареть, начнете страдать от болезней и умрете.
    Прокляв человека, И-Ва покинул его... Со временем пришли болезни. Заболел один из детей Та-наи и И-у. Тогда они сказали друг другу: "И-Ва отказался от нас. Мы не знаем, что делать. Надо пойти и спросить Му-ко-ли".
    Итак, они пошли к Му-ко-ли и сказали ему:
    - Мы поверили твоему слову и отведали плодов. Теперь наш ребенок заболел... Что ты нам посоветуешь?
    - Вы не подчинились своему отцу, господину И-Ва, - отвечал Му-ко-ли, - Вы послушались меня. Отныне, раз вы покорились однажды, подчиняйтесь мне до конца.
    Затем старый пророк, все продолжая древнюю стихотворную притчу своего народа, рассказал, как Му-ко-ли научил их основным жертвоприношениям, необходимым в случае разных болезней. Эти жертвы следовало приносить его слугам - натам (духам), которые распоряжались каждой болезнью, равно как и несчастьями.
    Рассказал старик и о том, как Му-ко-ли научил их колдовать с помощью птичьих костей, которые стали для этих жителей холмов средством разрешения почти всех жизненных положений». (Ричардсон Д. Вечность в их сердцах).
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 07.08.16 19:57

    Миф народа меру (восточная Кения): "Murungu (Ngai, Mwene inya) – создатель; люди жили в Mbwa, обходились без одежды, не работали; ... Бог запретил есть плоды определенного дерева; змея сказала, что отведавший их обретет разум Бога; женщина попробовала, мужчина отказался, но в конце концов согласился, образовалось адамово яблоко (кадык); Бог наказал змею, расплющив ей голову; послал крота сказать людям, что после смерти те должны возрождаться; крот встретил гиену, рассказал о поручении бога; гиена воспротивилась – ей нечего будет есть, если люди станут бессмертными; пригрозила кроту проглотить его, тот согласился сказать людям, что смерть будет окончательной; Бог наказал крота, определив ему жить под землей далеко от неба..." (Scheub 2000: 162).

    Миф народа паре (парре, - северо-восток Танзании): "Kyumbi вылепил людей из глины... К. дал людям скот и злаки, был близко; змей Kiriamage соблазнил людей есть запрещенные К. яйца; К. наказал их, послав голод, люди ели жуков, умерли, остались мужчина и женщина, они породили новых людей; люди стали строить башню до неба, чтобы пойти туда войной; бог K. вызвал землетрясение, башня упала, придавила строителей; после этого К. удалил небо от земли" (Millroth 1965: 28).

    Миф пигмеев эфе (экваториальные леса северо-восточного Конго (Заира)): "С помощью Месяца Бог вылепил первого человека Baatsi, прикрыл кожей, оросил кровью, тот ожил; Бог шепнул ему, что тот будет должен порождать детей; разрешил есть плоды разных деревьев, кроме дерева tahu; однажды беременной женщине очень захотелось этого плода, она попросила мужа дать его ей; тот сорвал плод, кожуру спрятал в листьях, это заметил Месяц, сообщил Богу; тот в наказание сделал людей смертными" (Schebesta 1936: 130 в Abrahamsson 1951: 95 (=Beier 1966: 63), в Millroth 1965: 202, в Котляр 2009, № 416: 218, пересказ в Scheub 2000: 21, текст отнесен к мбути)).

    Миф группы народов фанг (пангве, пахуин, фанве, – юг Камеруна, Экваториальная Гвинея и север Габона): "У бога Essamnyamaböge четверо сыновей: Mode (человек), горилла, шимпанзе, змея; он оставляет М. и женщину, велит им не есть плоды ebon, не совокупляться; посылает Гориллу, затем Шимпанзе отнести им кукурузу, маниок, арахис, огонь и пр., те останавливаются есть, не доносят; тогда посылает Змея, тот подговаривает М. съесть запретный плод; Э. пришел в селение М., М. с женщиной спрятались за бананом; Э. велел женщине рожать, каждый второй ребенок будет умирать" (Tessmann в Abrahamsson 1951: 11, 94).

    Миф народа мири (Северо-Восток Индии (индийский Тибет)): "Si-Duinye (солнце) вылепил мужчину и женщину... С. велел им жить вместе, но они не умели сойтись; Змея дала сладкий плод женщине, та устыдилась наготы, дала съесть мужчине, тот тоже прикрылся; С. сказал, что теперь они должны будут работать, рожать детей и умирать; Змее отрубил руки и ноги..." (Elwin 1958b, № 5: 361-363).

    Миф народа Багобо (Филиппины): Первые люди Tuglay и Mona могли видеть богов; змея дала им плод, сказала, что если они его съедят, их глаза откроются; Бог разгневался, больше люди богов не видят (Benedict 1913, № 2: 16).

    Миф обитателей острова Банаба (Ошен, - Микронезия, к западу от архипелага Гилберта (Кирибати)): "Когда небо и земля еще не разделились, от их трения родились Tabakea и его сестра Tituabine; на верхней поверхности неба возник Banaba – множество островов; на Б. брат сошелся с сестрой, у них много детей, старший Nakaa; эти люди не знали секса, сыновья Т. жили на северо-западе в Bouru, дочери – на юго-востоке; у мужчин были неистощимые верша и дерево жизни Tarakaimaiu (срываешь один кокос, появляется новый, то же с рыбой); у женщин было дерево Karikibai, «дерево-женщина»; Н. предупредил братьев не рвать цветы с К., но тех привлек аромат, они сорвали по цветку и сошлись с Женщиной (played with her); Н. обнаружил цветы в волосах мужчин и женщин, сказал, что теперь те станут умирать; еще раз предложил выбрать между деревом Жизни и деревом Женщины; они выбрали Женщину, это дерево зовется также Деревом Смерти Tarakaimate; Н. бросил людям на затылки насекомых, они станут медленно выедать из них жизнь; забрал дерево Жизни и неистощимую вершу, ушел на запад..." (Maude, Maude 1994, № 8: 44-46 (=Grimble 1923, № 1: 370-372, цит. в Anell 1964: 15-16)).

    http://fr-hamlet.livejournal.com/255387.html
    Holder
    Holder
    Модератор
    Модератор


    Сообщения : 10612
    Дата регистрации : 2013-07-15
    Вероисповедание : православный христианин

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Holder 07.08.16 20:21

    Макгрегор, еще раз спасибо.
    Меня уже давно интересовало сходство языческих мифов разных народов и их общее сходство с нашим Преданием. Не помню, кто из Святых заметил, что это сходство - доказательство того, что все народы хранят (правда, в сильно искаженном виде) дошедшее до них свидетельство общих прародителей, вынесенное ими из утраченного рая.
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 07.08.16 22:59

    Holder пишет:Макгрегор, еще раз спасибо.
    Меня уже давно интересовало сходство языческих мифов разных народов и их общее сходство с нашим Преданием. Не помню, кто из Святых заметил, что это сходство - доказательство того, что все народы хранят (правда, в сильно искаженном виде) дошедшее до них свидетельство общих прародителей, вынесенное ими из утраченного рая.

    И Вам, Holder, спасибо за отклик.
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 08.08.16 11:48

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 B9dmqc

    Жертвоприношение Авеля и Каина. Каин убивает Авеля. Диптих. Фрагмент антепендиума алтаря Кафедрального Собора в Салерно. 1090 -1130 г.

    Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. (Быт. 4: 3 – 4)

    «Смотри, как Создатель природы вложил в совесть познание. Кто, скажи мне, привел его (Каина) к этой мысли (о принесении жертвы Богу)? Никто другой, как только познание, положенное в совести. «Принесе, — говорит, — от плодов земли жертву Господу». Он знал и понимал, что надлежит из своего имения приносить (Богу), как Владыке, какой-нибудь плод; не потому, что Бог нуждается в этом, но для того, чтобы, наслаждаясь столь великим благодеянием (Божиим), показать свою признательность». (Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия. XVIII)

    «Потом закон врожденного нам богопознания побудил этих мужей к исполнению долга приносить благодарственные жертвы всех Зиждителю и Подателю нам всякого блага Богу. Ибо, хотя и повреждена и быть может не является истинною точка зрения идолопоклонников на то, кто есть творец всяческих, однако врожденный и необходимый закон производит и самопроизвольное познание возбуждает в нас мысль о существе высшем и несравненно превосходнейшем нас, то есть Боге». (Кирилл Александрийский. Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. Книга 1).

    «Приношение в жертву плодов земли могло быть действием благодарности за благословение Божие, в их изобилии ниспосланное. Разные виды сея жертвы описаны в книге Левит (II), но жертва Каина, так же как и Авеля, вероятно, была всесожжение, яко род жертвоприношения простейший в обрядах, древнейший и всеобщий в употреблении.
       Не так легко показать происхождение жертвы, вземлемой от первородных и от тука их, вместо которых пастырь мог бы также принести волну и млеко. Правило разума, повелевающее воздавать Богу видимое почтение приношением того, что для нас есть самое любезное, напрасно приемлется некоторыми за первоначальный закон жертвоприношений. Ибо если по сему правилу приносятся в жертву любимые животные, для чего непозволительно по сему же правилу приносить любимых детей? Для чего кровавые жертвы не приносятся и ныне? Для чего сами израильтяне обязаны были приносить жертву на одном, избранном от Бога месте? Притом всегда было справедливо и по разуму известно самым язычникам, что Богу не угодно всесожжение, что жертва Богу дух сокрушенный (Пс. L. 18.19). Посему приличнее положить, что Авель научился приношению в жертву первородных от Адама, Адам - от Бога, а Бог явил в них Агнца закланного от основания мира (Апок. XIII. 8) и вместе образ того, как человеки должны представлять тела свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Рим. XII. 1). Приношение первородных в особенности образует Искупителя, потому что Он есть первородный пред всею тварью (Кол. I. 15) по вечному бытию; первородный между многими братиями (Рим. VIII. 29) как образ прочих и первый естественный всеобщий наследник благ духовных; первородный из мертвых (Кол. II. 18) по славному Своему воскресению. Тук, как вещество удобовоспламеняемое, в жертвоприношении знаменует ревность, с каковою Сын Божий приносит Себя в жертву за человеков, и вместе сердечное расположение верующего, воспламеняемого любовью и Духом Святым». (Свт. Филарет, митр. Московский. Толкование на Книгу Бытия).
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 08.08.16 14:24

    И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. (Быт. 4: 4–5)

    Почему Бог «не призрел» на жертву Каина?

    Каин «несправедливо разделил» плоды, принес плоды «второстепенные»:  

    «Смотри, возлюбленный, какое несказанное снисхождение попечения! Бог видел, что Каин объят, так сказать, страстию зависти: смотри же, как Он, по благости Своей, прилагает соответствующее ему врачество, чтобы тотчас поднять его и не дать ему утонуть. «Вскую прискорбен был еси и вскую испаде лице твое» — отчего, то есть, ты одержим такою печалию, что и на лице своем выказываешь глубину скорби? «Вскую испаде лице твое?» Отчего совершившееся так тронуло тебя? Для чего ты не исполнил своего долга? Ты приносил жертву не человеку, которого можно обмануть. Разве не знаешь, что Я желаю не приношений, но искреннего расположения приносящих? «Вскую прискорбен был еси и вскую испаде лице твое? Еда, аще право принесл еси, право же не разделил еси, не согрешил ли еси»? Что тебе пришло на мысль сделать приношение, это похвально; а то, что ты несправедливо разделил (избрал плоды на жертву), это послужило причиною того, что принесенное тобою отвергнуто. Приносящий Богу должен соблюдать большую тщательность при разделении; и сколь велико различие между Приемлющим и приносящим, столько же должно делать различия и при избрании (жертвы). Но ты нисколько не подумал об этом, и принес просто что случилось: поэтому принесенное и не могло быть принято. Но, как твое расположение, с каким ты сделал приношение, нисколько не подумав о различии (между Приемлющим и приносящим), было причиною того, что принесенная тобою жертва отвергнута, так надлежащее расположение брата, показавшего великую старательность в избрании (жертвы), сделало дары его благоприятными. <…> «Согрешил еси, умолкни». Бог уже наперед знал, что (Каин) восстанет на брата, и этими словами предупреждает его. Как Бог, ведущий тайны душевные, Он знал сердечные движения Каина: поэтому в продолжительном увещании и милостивых словах предлагает ему приличное врачество и делает с Своей стороны все, хотя (Каин) и отверг лекарство и низринулся в бездну братоубийства. «Согрешил еси, умолкни». Не думай, говорит Бог, будто Я, отринув твою жертву за ненадлежащее расположение и приняв дар брата за его истинное расположение, лишаю тебя первенства и отнимаю у тебя права первородства. «Умолкни»: хотя он и удостоился от Меня чести и дар его принят, но «к тебе обращение его, и ты тем обладаешь», — так что, и после этого греха, Я за тобою оставляю преимущества первородства, и ему повелеваю быть у тебя под властию и начальством». (Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия. XVIII)

    «…священный и премудрый Авель приводит отборное и наилучшее из своего стада. «Принес, сказано, от первородных стада своего и от тука их», то есть превосходнейшее и избранное. Не неведая и самый способ священнодействия, он предлагает туки. Каин же не так, но гораздо небрежнее: наилучшие из плодов он оставил для своего удовольствия, а второстепенными почтил всех Бога, и тем оскорбил Его. Таким образом, сошедший с неба на дары Авеля огонь, истребив их, уготовал жертвоприношение». (Кирилл Александрийский. Глафиры).

    Спойлер:
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 09.08.16 14:55

    И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. (Быт. 4: 8)

    Приходилось встречать своеобразное мнение, что Каин будто бы совершил не "просто" убийство, а жертвоприношение.

    «За что Каин убил Авеля? Или: почему Каин убил Авеля? Какие у него к тому были мотивы? Что были за причины? За какую вину? Ни за что, ни почему, без мотива, без причины, ни за какую за вину… Апостол Иоанн объясняет: «Каин был от лукавого и заклал брата своего. И за что заклал его? Потому что дела его были лукавы, а дела брата его праведны» (1 Ин. 3:12).
    Каин ни за что убил брата: Авель был жертва. Каин был духовный человек. Вообще, духовный человек (будь он от Бога, либо от диавола) ведет себя достаточно бескорыстно, часто немотивированно на уровне душевных побуждений; его деяния соотносятся с другой инстанцией, которая выше, чем материальный расчет или душевное переживание. Таков Каин: неверно сказать, что он был зол, и дела его были злы. Нет, «Каин был от лукавого, и дела его были лукавы». Он не просто убил, он «восстал» и убил (Быт. 4:8), он «заклал» брата своего (1 Ин. 3:12). Заклание – это умерщвление как культовое действие.
    Преступление Каина началось с жертвоприношения, и само преступление Каина было жертвоприношением. В этом разъяснение страшных слов Господа, которые он сказал иудеям: «вы – от отца диавола» (Ин. 8:44). Какие могут быть у диавола дети?
    Самые близкие отношения в духе на символическом языке Библии выражаются через сыновство.
    Даже в Лицах Пресвятой Троицы – это Отец и Сын. Верное Богу человечество и Его ангелы – «сыны Божии» (Быт. 6:2; Иов 1:6). Те, кто служат лукавому, кто «хочет творить похоти отца» диавола (Ин. 8:44), названы «семя змея» (см. Быт. 3:15), «змеи, порождения ехидны» (Мф. 23:33), «дети диавола» (1 Ин. 3:10).
    Каин заклал брата, принес жертву завета с диаволом, он теперь полностью ему предан. На языке Писания это называется «сыновство». Когда Каин «усыновился» диаволу, он стал основателем антицеркви, оборотнической религии. Оборотническая религия – служение богопротивнику с использованием установлений истинной религии, которым сообщается противоположный знак. От Каина начинается путь погибели, который именуется в Новом Завете – «путь Каина» (Иуд. 11)». (Е.А. Авдеенко. Каин в современном мире).
    Монтгомери
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума


    Сообщения : 7356
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 36
    Вероисповедание : Православие

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Монтгомери 10.08.16 6:15

    Макгрегор пишет:http://fr-hamlet.livejournal.com/255387.html

    Тоже раньше интересовался этими "сходствами".

    В том, почему у язычников часто можно встретить мифы, "похожие" на библейские, вижу разные причины:

    1) Совпадение. Каких только не встречал совпадений в своей жизни. В мире их масса, но они не связаны друг с другом.
    2) Плагиат. Просто некий человек прочитал или услышал от кого-то библейское учение, и по внушению дьявола, переделав его, создал новое учение, которое зачастую использовал, как средство получение власти и наживы. А дьяволу дал ещё одну веру, похожую на библейскую. Таких вероучений много было и сейчас множество есть.
    3) И просто дьявольское научение ради умножения числа вероучений похожих на Библейские. Это когда некий шаман, общающийся с падшими духами и не знающий ничего о Библии, как и народ, живущий рядом с ним, получил от падших духов такое похожее на библейское поучение.
    4) Возможно некоторые сходства действительно унаследованы от прародителей, находящихся в истинной вере, но искажение веры равно произошло от сатаны ради того же умножения числа вероучений, похожих на библейские события.

    Итог: чем больше вероучений (мифов), похожих на библейские, внушал дьявол, тем сложнее тому или иному человеку прийти к одной единственной истинной вере. Одни из-за этого числа похожих вероучений приходят к выводам, что библейское учение - есть лишь одно из копий религиозных мифов, не претендующее на исключительность. Другие и вовсе доходят до того, что объясняют этим своё непонимание того, как спастись язычникам. Тут на форуме уже были люди, которые говорили, что у всех народов своё "евангелие", которым они и спасутся; что им не нужно точного библейского события, а Богу достаточно, чтобы они верили в Него согласно своим мифам т.е. для каждого один единый Бог по разному, но равноспасительно Себя открыл.
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 11.08.16 12:31

    «"И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно" (Быт. 4, 13). Можно ли было так говорить перед лицом Бога, строгого, конечно, в правде, но и всегда готового миловать искренно кающегося? Зависть помрачила здравые понятия, преступление обдуманное ожесточило сердце, и вот Каин грубо отвечает Самому Богу: "разве я сторож брату моему?" (Быт. 4, 9). Бог хочет умягчить его каменное сердце молотом строгого суда Своего, - а он не поддается, и, замкнувшись в своем огрубении, предается той участи, какую изготовил себе завистью и убийством. То дивно, что после того он жил, как и все: имел детей, устраивал семейный быт и житейские отношения держал; печать же отвержения и отчаяния все лежала на нем. Стало быть это дело внутреннее, которое совершается в совести, из сознания своих отношений к Богу, под действием тяготящих ее дел, страстей и греховных навыков. Да внемлют этому ныне в особенности! Но вместе да воскресят веру, что нет греха, побеждающего милосердие Божие, хотя на умягчение сердца, конечно, потребуются и время и труд. Но ведь - или спасение, или погибель!». (Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года)
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 11.08.16 15:05

    И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. (Быт. 4: 15)

    «Отмстится всемеро» – выражение понимается очень по-разному. В некоторых толкованиях речь идет об отмщении не убийце Каина, а самому Каину.

    «Иные говорят, что Каин умолял здесь об избавлении от смерти, другие же утверждают, что умолял он об ускорении смерти, почему Бог и сказал ему: «не тако с тобой будет, как с убийцами после тебя». Убийцы после Каина будут предаваться смерти, как скоро откроют их, но «всяк убивый Каина, седмижды отмстится» (Быт. 4:15). Поскольку он просил себе смерти, чтобы люди не смеялись над его уничижением, то в продолжении семи родов будут видеть его уничижение, и потом уже умрет он». (Ефрем Сирин. Толкование на Книгу Бытия).

    «"И рече ему Господь Бог: не тако" (Быт.4:15). Не думай, говорит, чтобы это так случилось. Нет, нельзя всякому, кто бы ни захотел, убить тебя, но продолжением твоей жизни Я и увеличу твою скорбь, и преподам урок последующим родам, чтобы вид твой служил для них вразумлением и никто не следовал твоему примеру. <…> «И рече ему Господь Бог: не тако; всяк убивый Каина седмижды отмстится. И положи Господь Бог знамение на Каине, еже не убити его всякому обретающему его» (Быт. 4:15). Ты боишься, говорит, того, чтобы тебя не убили? Не бойся: этого не будет, потому что, кто сделает это, тот подвергает себя наказанию, в семь крат большему; для этого Я полагаю на тебе и знамение, чтобы никто не убил тебя по незнанию и не подвергся столь тяжкому наказанию. <…>
        Что же значит: «седмижды отмстится?» Во-первых, число семь в божественном Писании принимается в значении множества, и это можно найти во многих местах, напр. «неплоды роди седмь» (1 Цар. 2:5) и тому подобное. А здесь вам указывается на тяжесть греха, на то, что им (Каином) сделан не один грех, но семь грехов, и за каждый грех надлежало понести великое наказание. Как же нам перечислить их? Если расчесть, то первый грех тот, что он позавидовал брату за Божие к нему благоволение: и этого одного греха уже достаточно было, чтобы наказать его смертию; второй — что он (позавидовал) собственному брату; третий — что употребил хитрость; четвертый — что совершил убийство; пятый — что убил брата; шестой — что первый совершил убийство; седьмой — что солгал Богу. <…> Итак, говорит Бог Каину, кто покусится убить тебя, тот подвергается седьмикратному наказанию. Поэтому не бойся этого. Вот Я полагаю на тебе и знамение, по которому всякий, кто ни встретится с тобою, узнает тебя. Твое расслабление на всю жизнь будет полезно для последующих родов, и то, что ты сделал один без свидетелей, узнают все, видя тебя стенящим и трясущимся, и этим трепетанием тела как бы говорящим и взывающим ко всем так: "Никто не отваживайся на подобное дело, какое я совершил, чтобы не понести такого же наказания"». (Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. XIX).

    Спойлер:
    avatar
    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия - Страница 3 Empty Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор 14.08.16 15:43

    И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. (Быт. 4: 15)

    «По поводу знамения, данного Каину, существуют разные истолкования:

    1) он заболел проказой, и каждый, кто видел его в таком состоянии, считал Каина уже наказанным Богом;
    2) на лбу у Каина вырос рог;
    3) на его лбу Господь сделал надпись, которая нагоняла священный ужас на читающих ее. (Блаженный Феодорит: Само определение Божие было знамением, воспрещавшим умертвить его);
    4) ему был дан пес для охраны его жизни, с которым Каин не расставался и в своем жилище…». (Священник Олег Стеняев. Беседы на Книгу Бытия).

    Автор не указывает источники этих истолкований, но проказа, рог, надпись на лбу, собака – все эти своеобразные версии встречаются в традиционных иудейских комментариях.

    Толкование блаженного Феодорита в более полном виде выглядит так:

    «Какое знамение наложил Бог на Каина (Быт. 4.15)?
    Само Божие определение было знамением, воспрещающим умертвить его, и самое трясение членов делало его заметным и явным».

      Текущее время 28.04.24 18:06