В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много
- Спойлер:
Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 16, ст. 4–12.
4. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут.
5. Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию.
6. У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду.
7. Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит.
8. В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы,
9. ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много.
10. Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я.
11. Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями.
12. А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно.
(1 Кор. 16, 4–12)
Дорогие братья и сестры, мы с вами приблизились к окончанию Первого послания апостола Павла к Коринфянам. Так же, как и в Послании к Римлянам, 16-я глава является последней. Заметьте, что два самых больших по размеру послания апостола – это послания к Римлянам и Первое послание к Коринфянам. Скорее всего, когда авторы составляли оглавление, они помещали послания одно за другим именно по принципу размера: самые большие послания были поставлены в начало, а потом меньшие. Единственное: Послание к Евреям тоже очень большое, но находится позади. Наверное, это потому, что оно вызывало больше вопросов относительно авторства, чем другие послания.
Напомню, что хронологически все обстоит совсем по-другому. В свое время, говоря о Первом послании к Фессалоникийцам, мы обозначили тот факт, что с точки зрения библеистики оно является самым ранним. Первое послание к Коринфянам было написано, возможно, даже после Послания к Галатам. А Послание к Римлянам – еще позже, поскольку писалось Павлом в то время, когда он, желая попасть в Рим, идет сначала в Иерусалим, где, как мы помним из книги Деяний, над ним происходит суд и его отправляют в Рим уже как преступника. То есть это уже ближе к его последним дням жизни.
В 16-й главе Первого послания к Коринфянам, как и в Послании к Римлянам, апостол Павел в основном прощается, приводит какие-то благопожелания, наставления, рассказывает о своих планах. Помните, в Послании к Римлянам он говорил, что хочет прийти в Рим познакомиться с местными христианами и потом проследовать в Испанию, чтобы и там проповедовать слово Божие. Здесь мы читаем похожий отрывок, который не содержит практически никаких моментов для богословского анализа, тем не менее мы его читаем как часть Послания и вспоминаем каких-то личностей, территории. Например, начинается отрывок с 4-го стиха:
4. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут.
5. Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию.
Здесь фигурирует территория Македонии. Те, кто регулярно смотрят наши встречи, знают, что Македония – одна из провинций Римской империи, которая соответствует нынешней северной материковой Греции. Человеку, совершенно далекому от новозаветной эпохи, географии и Посланий апостола Павла, на ум сразу приходит современная страна Македония, которая находится в районе Балканского полуострова. Конечно, она не имеет отношения к той территории, о которой говорится в Новом Завете. Здесь Македония – это именно провинция Римской империи со столицей Фессалоники, как мы помним. Есть целых два послания к Фессалоникийцам. Апостол Павел часто бывал в Фессалоникийской, Филиппийской церквях и очень любил их. Мы помним, что Павел постоянно собирал пожертвования в пользу Иерусалимской церкви, и именно македонские церкви – Филиппы, Фессалоники – всегда были очень отзывчивы в этом отношении. Их никогда не приходилось заставлять собирать пожертвования, подгонять или давить на них, они с радостью делали это сами, прилагая достаточно большие усилия.
В Коринфе, напомню, была другая ситуация: люди не слишком охотно приносили пожертвования для Иерусалима, поэтому апостол Павел иногда ставит в пример коринфянам церкви Македонские. Но об этом пойдет речь во Втором послании к Коринфянам, в которой будет много говориться о сборе пожертвований. Там будет даже целая система, где Павел разными способами психологически воздействует на читателей, чтобы пробудить в них желание внести пожертвование. Об этом мы будем говорить уже завтра, когда перейдем ко Второму посланию к Коринфянам.
6. У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду.
7. Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит.
8. В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы,
9. ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много.
Эфес тоже часто упоминается в Новом Завете: и в посланиях Павла, и в книге Деяний. Напомню, что это достаточно большой по тем временам город, столица Римской провинции Асии. Особенно много мы говорили об этом городе, когда читали книгу Апокалипсис и Послание Ефесской церкви. Хотя там было послание не только ей, но и другим Асийским церквям, провинция Асия в первую очередь ассоциируется со столицей – городом Эфесом. Сейчас это Малая Азия, современная Турция. Некоторые останки города Эфеса и сейчас доступны для просмотра. Когда люди едут в Турцию не только на курорты, но и с экскурсионными, просветительскими целями, то могут посмотреть все, что там осталось интересного с более древних и уже христианских времен.
В Эфесе Павел собирается пробыть, как он пишет: до Пятидесятницы, ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много. Великая и широкая дверь – это метафорический образ того, что там у апостола Павла много миссионерской работы, много людей, которые нуждались и были потенциально способны воспринять Евангельскую весть. Поэтому он останется до Пятидесятницы, то есть еще на какое-то время, для того чтобы проповедовать Евангелие. Но и противников много, здесь тоже об этом сказано.
Далее упоминаются Тимофей, верный спутник апостола Павла, и Аполлос, человек красноречивый, великолепный христианский оратор. Он ни в коем случае не был противником Павла, поскольку они делали одно дело, но вы помните, что в начале Послания говорится о том, что сами коринфяне делились на партии: Павловы, Аполлосовы, Христовы, Кифины (то есть Петровы). Поэтому личность Аполлоса в этом отношении у нас на слуху. Однако сам Аполлос, конечно, не был основной причиной того, что происходило это разделение.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов