Ну а если понимать библейские рассказы не буквально, то как? Иносказательно, аллегоpически? Скажем, каждый день твоpения — это не 24 часа, а огpомная космологическая эпоха, истинную пpотяженность котоpой смеpтным постичь не дано? Так, например, считают Свидетели Иеговы. Но растянуть антропогенез до масштабов научной шкалы все равно не удастся: Библия перечисляет довольно ограниченное число вполне конкретных поколений людей, начиная с Адама, которым было бы слишком просторно в эпохе длительностью в миллионы лет (даже при том, что многие библейские персонажи жили сотни лет).
А как быть с пpоисхождением видов и человека — пpизнавать теоpию Дарвина или встать на точку зpения креационизма — что всё это возникло сpазу в готовом виде? Известно, что эволюционная теория уязвима для критики и встречает массу трудностей, например, отсутствие многих переходных форм (хотя геологические слои, кажется, не подряжались хранить в себе останки абсолютно всех промежуточных видов). Одно из самых частых и веских возражений состоит в следующем. Случайное развитие высокоорганизованных живых существ из чего-то изначально примитивного менее вероятно, чем случайная сборка ураганом новехонького суперлайнера из самолетных обломков. Есть и другие возражения. Например, меня еще со студенческих лет мучил вопрос: как в процессе эволюции у пауков могла выработаться способность плести паутину? Представить себе этот процесс постепенным невозможно: ведь паутинкой миллиметрового размера много мух не наловишь, и паук помрет с голоду, не успев передать потомству зачатки своего искусства.
Однако при всем кажущемся неправдоподобии случайного эволюционного процесса он все-таки правдоподобнее акта творения. Худо-бедно эволюция дает хоть какой-то ответ на вопрос о происхождении жизни, тогда как креационизм просто от ответа уходит. Он предлагает отказаться от маленького чуда и в качестве альтернативы поверить в чудо огромное, прямо-таки исполинское. Но достаточно чуть-чуть подумать и задаться простым вопросом:
— Хорошо, раз процесс эволюции настолько невероятен, что кажется просто чудом, примем — по Библии — акт сотворения. Но попробуем детально представить, как он происходил. Не было жирафа — и вот он появился. Как? Бог слепил его руками из глины? Или жираф выткался из воздуха, наподобие материализовавшегося привидения? Как можно представить себе соответствующий эпизод фильма "Сотворение жизни"?
В ответ на этот вопрос один православный раздраженно заявил, что его подобные вещи не волнуют, что есть верующие биологи-антидарвинисты — вот пусть они и решают эту проблему. Учитывая повышенную возбудимость собеседника, я уж не посмел его спросить: а как, интересно, этот биолог-антидарвинист будет выяснять истину — по науке? Так она, скорее всего, приведет к теории эволюции. По Библии? Так ведь она деталей не дает и в принципе дать не может.
Петр Тревогин
http://www.atheism.ru/old/TreAth2.html