Св. Иоанн Златоуст отвергает идею о множестве небес.
««И нарече, – говорит, – твердь небо», – это видимое небо. Как же, скажешь, некоторые утверждают, что создано много небес? Они учат так не из божественного Писания, но по собственным соображениям. Блаженный Моисей ничему больше этого не учит нас. Сказав: «в начале сотвори Бог небо и землю», потом показав причину, по которой земля была невидима, т. е. что покрыта была тьмою и бездною вод, (Моисей) после сотворения света, соблюдая известный порядок и последовательность, говорит: «и рече Бог, да будет твердь». Далее, объяснив с точностию назначение этой тверди и сказав: «да будет разлучающи посреде воды и воды», эту самую твердь, производящую разделение между водами, он назвал небом. Кто же, после такого объяснения, может согласиться с теми, которые говорят решительно от своего ума, и осмеливаются, вопреки божественному Писанию, утверждать, будто много небес?». (Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия. IV).
Блаж. Феодорит Кирский насчитывал два неба.
«Одно ли небо, или их два? Поскольку Божественное Писание учит, что «в начале сотвори Бог небо и землю», потом говорит, что, по создании света, во второй день сотворена твердь, то вопрос сей показывает великое неразумие спрашивающих. И по времени и по способу сотворения должно было уразуметь различие небес: одно создано прежде света, другое – после света; одно – из ничего, другое из вод. Ибо сказано: «да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды» (Быт. 1: 6). Потом, сказав, что слово стало делом (ибо это обозначается словами: «и бысть тако») писатель учит, как оно стало. Ибо говорит: «и сотвори Бог твердь: и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже над твердию. И нарече Бог твердь небо» (Быт. 1: 7 – 8). Первое небо не названо твердью, но с самого начала наименовано небом. А сие получило наименование от самой вещи. Поскольку составилось из текучей сущности вод, и жидкое вещество стало непроницаемым и твердым, то наименовано твердью. А потом, поскольку оно вверху, и заменяет для нас первое небо, то наименовано небом. Водное же естество Бог всяческих разделил на две части: и одну часть поместил над твердью, а другую оставил внизу, чтобы воды, которые вверху, своей влажностью и холодностью препятствовали огню светил причинять вред тверди, а воды, оставшиеся внизу, своими испарениями питали воздух, согреваемый и иссушаемый огнем, который вверху. Посему, кто не допускает второго неба, тот идет не правым путем; а кто покушается насчитывать много небес, тот следует басням, пренебрегая учением Божественного Духа. Божественное же Писание именует небеса во множественном числе, говоря: «небеса небес» (Пс. 148: 4), потому что на еврейском языке ни небо, ни вода не именуются в единственном числе». (Толкование на Книгу Бытия).
Св. Василий Великий говорит о трех небесах.
«…мы столько далеки от мысли не верить второму небу, что взыскуем и третьего неба, видеть которое удостоен был блаженный Павел (2 Кор. 12: 2). Псалом же, наименовывая «небеса небес» (Пс. 148: 4), подал мне мысль и о большем числе небес». (Беседы на Шестоднев. III).
Некоторые отцы упоминают семь небес. Например, святые Ириней Лионский и Викторин Петавийский говорят о семи небесах, соответствующих семи дарам Святого Духа.
«…мир окружен семью небесами, на которых обитают силы и ангелы и архангелы, совершая служение поклонения Богу Вседержителю и Творцу всего, не потому, что Он будто бы нуждается в этом, но чтобы они не были праздными и бесполезными и безблагодатными. И поэтому Дух Святый обилен при Своем вселении и пророком Исаиею исчисляется в семи образах служения, которые почили на Сыне Божием, т. е. на Слове, когда Он пришел, как человек. Ибо «Дух Божий, — говорит Он, — почиет на Нем: дух премудрости и разума, дух совета и крепости (дух ведения) и благочестия, дух страха Божия исполнит Его» (Ис. 11. 2—3). Итак, первое небо сверху, которое обнимает прочия, есть мудрость, и второе за ним — небо разума, а третье — совета, и четвертое, считая сверху, — небо крепости, и пятое — небо ведения и шестое — небо благочестия, и седьмое — эта твердь над нами, которая полна страхом озаряющего это наше небо Духа (ср. Прем. 1:7). Ибо Моисей отсюда взял образец светильника с семью ветвями, который непрерывно светил во святилище; потому что он устроил это богослужение по небесному образу, как Слово говорит к нему: «Ты должен изготовить его точно по тому образцу, который ты видел на горе» (Исх. 25. 40)». (Св. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди).
«Семь также небес, которые соответствуют семи дням. Ибо истинно сказано: Словом Господним небеса утвердились и Духом уст Его все воинство [букв. сила] их (Пс. 32: 6). Эти небеса — семь духов. Имена этих духов, которые почили на Христе Божием, написаны у пророка Исаии: И почиет на Нем дух мудрости и разума, дух совета и крепости, дух знания и благочестия, и исполнит Его Дух страха Божия (Ис. 11: 2 – 3). Вследствие этого самое высокое — небо мудрости, второе — разума, третье — совета, четвертое — крепости, пятое — знания, шестое — благочестия, седьмое — страха Божия. Оттуда гремят громы, распространяются молнии, образуя шары огня, являются раскаленные глыбы, сияют созвездия, мерцают удивительные лучи света, иногда даже солнце и луна приближаются, совершая попеременно встречу, порождая внезапно огромный свет, сияния которого вызывают остроту зрения». (Св. Викторин Петавийский. О сотворении мира (De fabrica mundi)).
Семь небес упоминает и св. Епифаний Кипрский («Похвальное слово Пресвятой Богородице»).
Св. Феофан Затворник говорит о восхищении апостола Павла до третьего неба (2 Кор. 12: 2):
«Небеса сии сокровенны, хотя для способного видеть различны одни от других, разные содержат предметы и разное имеют значение. Внутри, или во глубине, видимого нами мира, сокрыт другой мир, столько же действительный, как и этот, — духовный, или тонко вещественный, Бог весть; но то несомненно, что в нем витают Ангелы и святые. По степени сих последних и степени небес. Как этих степеней много, то и небес, вероятно, много. Апостол был восхищен до третьего неба; но не говорит, что оно последнее. Притом смысл его слов такой, что он миновал два неба и на третьем остановился; но возможно миновать не только два, а пропустить десятки и остановиться на двадесятом». (Толкование на Второе послание коринфянам).