«Чего хочет верующий? – продолжает Н.Н. Неплюев. – Он верит, что Книга Жизни содержит в себе вечную истину правды Божией, главная цель его не может быть иною, как познать святую волю Бога Живаго, во всей ее вечной неизменной стройности. Для него Божественное Откровение содержит все то, что исходящий от Отца Дух Святый благоволил открыть людям ради их духовного воспитания и вечного спасения, чтобы они могли разумно жить, согласно правде воли Отца Небесного».
«При чтении Евангелия, – внушает еп. Игнатий (Брянчанинов), – не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину.
Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это Книга Жизни, и надо читать ее жизнию.
Раскрывая для чтения книгу – св. Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы, и, смотря по тому, каковы были здесь по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни. Бог открыл свою волю ничтожной пылинке – человеку! Книга, в которой изложена эта великая и всесвятая воля – в твоих руках. Ты можешь и принять, и отвергнуть волю Создателя и Спасителя твоего, смотря по тому, как тебе угодно. Твои вечная жизнь и вечная смерть в руках твоих: рассуди же, насколько нужно тебе быть осторожным, благоразумным. Не играй своей участью вечною!»
Исторические подробности – дело второстепенное; долго останавливаться на них, особенно при самом начале чтения Библии, не полезно
Вопросы о том, когда, кем и по какому поводу было изречено то или другое слово Божие, не могут иметь для верующего, относительно познания вечной истины правды Божией, ровно никакого значения. Для верующего, – через кого, когда и по какому поводу ни снизошел на землю тот или другой луч Божественного света, – все Откровение исходит от Духа Святого, Господа Животворящего, и, исходя от Бога Неизменного, в Котором нет «ни тени перемены», оно не может не иметь всеобщего и вечного значения, как непреложная воля Бога Живого, земной отблеск неизменной вечной истины правды Божией.
Исторические события имеют сами по себе второстепенное значение для христианского мировоззрения; всего важнее и в них внутренний, непреходящий смысл, который могут только затемнить выдвигаемые на первый план исторические подробности.
Большая часть этих исторических исследований способна удовлетворить не разумную потребность сознания, а скорее бесцельное любопытство. Легкомысленные увертки так свойственны воле грешного человечества, что всякая новая историческая подробность дает повод превращать сокровища Божественного Откровения в никому не нужные исторические справки.
Необходимо ясно понимать, что Книга Жизни есть Слово Божие, имеющее значение не местное и не временное, а общечеловеческое и вечное; что это общечеловеческое, вечное значение присуще всякому лицу, о котором говорит Библия, и всякому слову Откровения.
«Евангелие, – пишет Н.А. Астафьев, – не есть история событий, раз случившихся, давно прошедших; оно всегда современно, оно вечно, как вечны истины, в нем заключающиеся и непрерывно осуществляющиеся в жизни людей, из рода в род».2
Именно понимание этого внутреннего смысла Библии и затемняется для многих историческими подробностями, отвлекающими внимание от вечного к временному, преходящему.
Вот почему и возможно всем нам знакомое прискорбное явление, что люди, обладающие обширными познаниями в области богословия и истории Церкви, могут не уметь ни думать, ни чувствовать по-христиански.
В Библии следует искать уяснения смысла жизни, а не разрешения научных вопросов
«Некоторые, – говорит один писатель, – обращаются к Слову Божию, думая найти в нем исторические сведения о древних веках, и действительно находят; но это не есть цель Слова. Другие ищут сведений относительно геологии и усердно стараются привести или геологию к Писанию, или Писание к геологии. Мы можем всегда быть вполне уверены, что истина никогда не противоречит себе; но, так как никто еще пока не может вполне знать геологии – потому что ее факты не были еще объяснены удовлетворительной теорией, – мы подождем, пока философы разрешат свои вопросы, и мы уверены, что, когда они найдут истину, она будет вполне согласна с тем, что Бог открыл. Во всяком случае, мы можем предоставить науки ученым. Главное учение Св. Писания – о спасении людей, о рае, о падении первых людей, о повреждении природы человеческой и о средствах искупления. Прочтите все Писание, и вы найдете, что его главный предмет – все, что относится к самым важным интересам людей, и не как евреев или язычников, но как всех людей одной крови, – не как варваров и скифов, или греков, или рабов, или свободных, но как людей, которые все призваны на праздник благодати. И тот неправильно читает Слово Божие, кто не слышит его говорящим о том, что более всего касается его и его ближних.
Это Книга, которая говорит лично нам. Она говорит не о том, что на луне или на планете Юпитере, не о том только, что было в давно прошедшее время, и не о том, главным образом, времени, которое настанет; но она касается нас, наших настоящих обязанностей, – говорит о том, как грех может быть сегодня прощен, и как наши души могут быть приведены в единение со Христом».
Упомянутый нами мудрец в одном своем сочинении указывает, что христианин должен читать Евангелие не как поэт, не как ученый профессор, не как толкователь, историк: «Читайте его, – пишет он, – как человек. Есть нечто выше воображения, науки, ума, гения, хотя бы это был ум всего мира или величайший гений; есть нечто, стоящее выше всего этого, и вы не станете возражать мне, что это нечто есть совесть, которою и нужно читать Евангелие».
В самом деле, было бы грубою ошибкой с нашей стороны, если бы мы искали в Библии разрешения всех вопросов, какие ставит нам ненасытная пытливость нашего ума. Из вечной истины правды Божией Господь благоволил открыть человечеству именно то, что необходимо для понимания смысла земной жизни и разумного выполнения на земле воли Божией. Не будем же искать удовлетворения прихотей разума там, где содержится вечная истина правды Божией в размере насущного хлеба для человеческого сознания.
Не будем искать в Библии ответов на те вопросы по астрономии, геологии, физиологии или анатомии, которые не имеют никакого значения для понимания смысла земной жизни человека, и будем уверены, что найдем ответы на все те вопросы из области этих наук, которые нужны для понимания смысла земной жизни и разумного выполнения воли Божией. Зато будем твердо помнить, что все то, что поведало нам Божественное Откровение, есть абсолютная истина, что не сравнивать с нею, а проверять ею мы должны те научные гипотезы, которые так часто основаны на наивных, нелепых научных сказочках, не имеющих часто ни малейшего научного основания, как произведения самонадеянной фантазии какого-либо ученого авторитета.
Не будем искать в исторической части Библии подробного изложения развития исторических событий, согласно требованиям «современной научной мысли», требований, основанных на теории постепенного развития и полной зависимости духовной жизни человека от породившей его среды и окружающих его обстоятельств. Библия не знает наших временных увлечений и порождаемых ими гипотез.
Признавая свободу воли человека, Библия постоянно помнит, что жизнь человеческая зависит от настроения духа миллионов живущих, разумных и свободных людей, а не настроения духа – от роковой деятельности машинообразного общественного организма. Библия показывает, что ни среда, ни обстоятельства не заставили св. пророка Моисея ни чувствовать, ни думать, ни жить так, как жили современные ему евреи и египтяне; она говорит, что, если Савл мог обратиться в апостола Павла, возможны и другие духовные преображения наперекор измышленным законам постепенной эволюции духа, столь удобным для усыпления совести и безмятежного выполнения собственных прихотей.
О понимании Св. Писания и руководстве Св. Отцов
Понимание Библии в общем не представляет собою непреодолимых трудностей. Говоря вообще, нет такого человека, для которого эта Книга была бы совершенно недоступна и непонятна. «Благодать Св. Духа, – справедливо замечает Иоанн Златоуст, – для того и употребила мытарей, рыбарей, скинотворцев и пастырей, простых и неученых людей, к написанию сих книг, чтобы никто из неученых не жаловался на трудность уразумения, чтобы все понимали, что эти книги говорят, чтобы ремесленник и слуга, вдова и самый необразованный человек получали от слушания пользу и назидание».
Тем не менее, нельзя сказать, чтобы в Библии все было понятно, и для каждого. Не следует забывать, что Священные книги писались при известных исторических условиях, на протяжении более полутора тысяч лет, и имеют свойственные известному времени особенности речи. Затем, в Библии, как откровении Бога, заключаются столь возвышенные истины, что для правильного понимания их нужно особое руководство.
Необходимо руководство при изучении Библии
Все это предполагает в читателе, желающем уразуметь глубокий смысл этой Книги, и некоторые специальные познания, и некоторую особую осторожность, а главное – руководствование такими пособиями, которые помогали бы ему непогрешительно уразумевать глубокий и таинственный смысл Св. Писания. Где же искать такие пособия? Чтобы понимать поэта, нужно, говорят, идти в страну поэта. Чтобы правильно понимать Библию, нужно идти в Церковь, потому что эта Книга явилась в недрах Церкви и в ней всегда хранилась. Поэтому Церковь и является первой и единственной истолковательницей Библии. Каждый, желающий правильно понимать ее, должен прежде всего обращаться к церковной сокровищнице, к дошедшей до нас святоотеческой литературе.
«Самым важным, незаменимым пособием при чтении Слова Божия, для правильного понимания его, должно служить для православного христианина, – пишет Н.А. Астафьев – объяснение Слова Божия, святого, непогрешимого, Православной Церковью, объяснение, предлагаемое ею в творениях Св. Отцов Церкви. Почти нет места в Писании, на которое нельзя было бы найти объяснения у того или иного Отца. К этим-то объяснениям и нужно обращаться, чтобы не впасть в заблуждение при чтении Слова Божия. В случае надобности нужно обращаться к живым учителям Церкви – пастырям».
«Благоговейно читая словеса Духа Божия, помни, христианин, что не нашему бедному, грешному уму исчерпать всю глубину премудрости Божией, сокровенной в слове Божием, – говорит епископ Игнатий (Брянчанинов). – Сказано: «в злохудожну душу не внидет премудрость» (Прем. 1:4), ибо сама премудрость для человека есть прежде всего – благочестие (Иов. 28:28)».
Достоинство Св. Отцов и их толкований на Св. Писание
Были люди святые, сердцем чистые, духом смиренные и к Богу близкие; они читали Слово Божие и просили у Бога вразумления, как понимать Книгу словес Его; и Бог просвещал их Своею благодатию, и они, умудренные благодатию Духа Божия, оставили нам в своих писаниях толкования на Слово Божие. К сим богомудрым толковникам обращайся и ты, смиренный читатель Слова Божия; не мудрствуй сам паче меры ума твоего; безопаснее довериться в уразумении тайн Божиих тому, кто святою жизнию очистил свое сердце от страстей и сам стал обителию Духа Божия; безопаснее вопросить такового богопросвещенного мужа, нежели самому, одним своим умом, пускаться в неисследимую глубину Божией премудрости. Слово царское лучше понимает и объясняет царский слуга; Слово Божие лучше разумеет и разъясняет близкий Богу муж. А таковы и были богомудрые пастыри и учители Церкви Божией, которая, по слову апостола Христова, сама есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Они сами изъясняли Св. Писание, руководствуясь преданием, от св. апостолов к ним дошедшим. Так, св. Златоуст в одном месте говорит: «Не смущайтесь, если сказанное мною для вас странно; я говорю здесь не свои слова, но слова отцов наших, чудных и знаменитых мужей».
Так Дух Божий, пребывая согласно Христову обетованию в Церкви, избирал святых мужей, и чрез них сохранял и хранит доселе чистоту истинного истолкования Св. Писания. Их толкование есть разумение самой Церкви. «Только в Церкви, – говорит Климент Александрийский, – хранится истинное ведение; кто толкует Писание вопреки церковному преданию, тот потерял правило истины». «Кто не в Церкви, – говорит св. Иларий, – тот вовсе не может разуметь Божественного Слова». После этого нам ли грешным, со своим близоруким умом, со своим нечистым сердцем браться за такое великое дело?» ...
«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Св. Писания, – внушает тот же епископ-подвижник. – Святый Дух, произнесший через Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез Святых Отцов. И Слово Божие, и толкование его – дар Святаго Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада! Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его Святыми Отцами, Св. Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание.
Для понимания Слова Божия необходимо исполнение его – исправление жизни
Оставь греховную жизнь, оставь пристрастия и наслаждения, отрекись души своей: тогда сделается для тебя доступным и понятным Евангелие. «Ненавидяй души своея в мире сем, – сказал Господь, – души, для которой от падения грехолюбие сделалось как бы природным, как бы жизнью, – в живот вечный сохранит ю» (Ин. 12:25). Для любящего душу свою, для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает букву, но слово жизни, как дух, остается для него под непроницаемой завесой.Когда Господь был на земле пресвятою плотию, многие видели его – и вместе не видели. Что пользы, когда человек смотрит телесными очами, общими у него с животными, а ничего не видит очами души – умом и сердцем? И ныне многие ежедневно читают Евангелие, и вместе никогда не читали его, вовсе не знают его.
«Евангелие, – сказал преподобный Марк Подвижник, – умом чистым читается; понимается по мере исполнения заповедей его самым делом. Но точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать в себе собственными усилиями: это дар Христов.
Дух Святый, вселившись в верного и истинного служителя Своего, соделывает его и совершенным читателем, и истинным исполнителем Евангелия».