miha61 пишет: Св. апостол Павел пишет о том, что внутри нас происходит борение
Спасибо Оленька! Вами хорошо приведены слова о том, что уже является подвигом, т.е. борьбы зла со злом, происходящих внутри человека, а не в не его. Об этом я и говорил. Лена, утверждала, что бесы внутри человека маловероятны и борьба человека происходит только с внешним врагом.
Хуже, когда мы впустим в себя врага и ничего не делаем с ним.
Михаил, вот еще нашла такое высказывание проф.Андрея Кураева http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/prichaschenie/5g8_1_9-all.shtml :
[...Патристика различает две человеческие воли. У каждого из нас есть воля природная. Это естественная «гравитация», стремление человеческой души. И тела, между прочим, тоже. Например, стремление удовлетворить чувство голода, стремление к любви, стремление к знаниям, совестное чувство, жажда познания… Это все благие естественные порывы человеческого естества. Поэтому стремления этих вот воль называется природной волей.
Но каждый из нас есть личность. Каждый из нас своей личностной свободой, своим решением определяет, какой из этих импульсов моей природы я реализую здесь и сейчас. Вот во мне есть масса импульсов – одновременно и поесть хочется, и поспать, и почитать чего-нибудь, и пообщаться с другим человеком – все это мне хочется одновременно. Но этих импульсов много, а я один. Моя личность говорит: вас много, а я одна. И личность решает, какой же из этих многих импульсов, которые толпятся на пороге бытия – какой из них пустить в реализацию, какой из них воплотится в эту минуту в моих всецелых действиях.
Поэтому православие различает две воли человека: воля личностная (гномическая воля) и воля природная.
И вот представьте себе: откуда рождается грех? Грех рождается тогда, когда некое благое само по себе стремление нашей природы (это очень четкий догмат православия – все, что есть в человеке – все добро, в человеке нет ничего лишнего, от нашего разума до нашей сексуальности, все добро сотворено Богом) – зло рождается тогда, когда тот или иной импульс реализуется не вовремя и некстати...]
Тут, кажется, расхождение со словами преп. Никодима Святогорца о том, что низшая воля в человеке желает лишь зла. Или, скорее, преп. Никодим рассматривал природную волю человека как состоящую из двух частей (высшую и низшую), а то, что в лекции проф. А.Кураева именуется личностной волей, преп. Никодим называет произволением. Вывод один: важно не то, какие естественные желания посещают человека, а то, какой выбор он сделает.
Бесы (находясь вне человека), внушая свои помыслы, стремятся склонить человека к тому, чтобы он принял их как свои, и реализовал бывшие изначально естественными, негреховными желания в искаженной, извращенной форме в неположенное время в неположенном месте и т.д. по наклонной вниз. Если им это систематически удается, они полностью подчиняют человека своей воле и реально могут вселиться в него.
Возможно, я ошибаюсь в своем понимании, в таких сложных вопросах не сильна.