Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. (Быт. 3: 1).
А.П. Лопухин. Толковая Библия: «Природа этого змия довольно загадочна: по некоторым своим признакам, напр., по самому своему имени, по принадлежности к животному виду, по отличающей его хитрости (Мф.10:16) и по наложенному на него наказанию – ползания по земле (Быт.3:14) – он, несомненно, представляется в Библии обыкновенным, естественным змием, но целый ряд других признаков, как-то: дар речи, осведомленность в существовании заповеди, необыкновенная хитрость и коварство, а также утверждение необычайной для естественного змия продолжительности его существования – все это говорит нам о каком-то высшем сознательно разумном существе. Посему, правильным пониманием этого змия будет то, которое объединит все эти вышеуказанные черты, как, напр., это и делает святой Иоанн Златоуст, говоря: «следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману завистью (Прем.2:24), а этим животным (т. е. обыкновенным змием) воспользовался как удобным орудием» (Иоанн Златоуст).
Присутствие в этом змие диавола-искусителя согласно утверждается и многими другими местами Священного Писания, в которых диавол называется «человекоубийца от начала» (Ин.8:44), первовиновником на земле зла (1Ин.3:8; Прем.2:24) и даже прямо «древним змием» (Откр.12:9–10)».
Если относить змея "к животному виду", считать "естественным змием", то в каком смысле он "хитрее" всех зверей? А если под змеем понимать дьявола, то, само собой, сатана, как разумное существо, "хитрее" животных, лишенных разума. Зачем же подчеркивается его хитрость по сравнению со зверями?
А.П. Лопухин. Толковая Библия: «Природа этого змия довольно загадочна: по некоторым своим признакам, напр., по самому своему имени, по принадлежности к животному виду, по отличающей его хитрости (Мф.10:16) и по наложенному на него наказанию – ползания по земле (Быт.3:14) – он, несомненно, представляется в Библии обыкновенным, естественным змием, но целый ряд других признаков, как-то: дар речи, осведомленность в существовании заповеди, необыкновенная хитрость и коварство, а также утверждение необычайной для естественного змия продолжительности его существования – все это говорит нам о каком-то высшем сознательно разумном существе. Посему, правильным пониманием этого змия будет то, которое объединит все эти вышеуказанные черты, как, напр., это и делает святой Иоанн Златоуст, говоря: «следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману завистью (Прем.2:24), а этим животным (т. е. обыкновенным змием) воспользовался как удобным орудием» (Иоанн Златоуст).
Присутствие в этом змие диавола-искусителя согласно утверждается и многими другими местами Священного Писания, в которых диавол называется «человекоубийца от начала» (Ин.8:44), первовиновником на земле зла (1Ин.3:8; Прем.2:24) и даже прямо «древним змием» (Откр.12:9–10)».
Если относить змея "к животному виду", считать "естественным змием", то в каком смысле он "хитрее" всех зверей? А если под змеем понимать дьявола, то, само собой, сатана, как разумное существо, "хитрее" животных, лишенных разума. Зачем же подчеркивается его хитрость по сравнению со зверями?