В целом так. Но, поскольку без начала не бывает завершения, то они едины и неразделимы.Admin пишет:Ветхий Завет это обетование, а Новый это исполнение обетования.
Христос открыл возможность иного пути в сравнении с ветхозаветными путями, ни в коем случае не отменив ветхозаветные. Ведь, если подумать, закон - это обязанности. Например: человек просто обязан по Ветхому Завету отомстить, ведь сказано: око за око, зуб за зуб - а это закон, кто так не делает, тот преступник закона.
Подумать только: Св. Иосиф Обручник был преступник закона Моисеева! Потому что он обязан был предать Марию на побиение камнями - таков закон. А он, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее (Мф. 1,9). Он замышлял преступление и сам подлежал суровому наказанию!
А Христос говорил: Аз же глаголю вам... - открывая путь, "альтернативный" пути ветхого закона, но никак не отрицающий и закон: Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5,18). Поэтому для христиан закон Христов предпочтителен, но он не отрицает и актуальность ветхого закона.
Иначе чем объяснить, что Святые (например, Св. преп. Иосиф Волоцкий, да и не только он) ставили нам в пример ветхозаветную ярость Илии, Финееса, Давида, Иисуса Навина и других ветхозаветных праведников в борьбе с врагами Церкви! И, наконец, Ветхий Завет включен Церковью в состав Священного Писания, а не позиционируется как нечто отдельное и устаревшее, служащее лишь для понимания Нового Завета и больше ни для чего.