Sevlagor пишет:Мне кажется, что понятие "свобода" очень близко к осознанной необходимости. И человек свободно принявший волю Божию и полюбивший Бога может быть истинно свободен исполняя ее.
Да, я тоже так думаю. Только спинозовская "осознанная необходимость" немного тесновата.
Я полагаю, что
быть человеку свободным - значит соответствовать Божьему замыслу о человеке. Бог создал человека безгрешным, человек согрешил - поработился дьяволу, стал несвободен. Христос освобождает человека, дает ему путь к исцелению от греха:
Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8,36).
Воссоздание во Христе изначального замысла Бога о человеке есть свобода.
Так же, например, с другими тварями. Волк в клетке - несвободен, Бог замыслил волка живущим в лесу. А корова в стойле? Корова в стойле свободна - Бог так замыслил, что корова дана в услужение человеку, поэтому она свободна в стойле, в застенке. А выпустить корову в лес? Там она несвободна, зимой ей станет нечего жрать, да и до зимы волки задерут. Т.е., где одна тварь (волк) свободна, там другая тварь (корова) несвободна, и наоборот. Потому что для каждой твари у Бога свой замысел. Не так ли и для человека -
Божий замысел, чтобы человек был богом, богом по благодати (святоотеческая формулировка: "Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом"). Через Христа это и происходит.
Ну, это чисто мои измышления. Могу ошибаться.