Мнение свящ. Максима Каскуна о проф. Осипове кого-нибудь интересует?
http://na-vopros.ru/прав-ли-профессор-осипов/
Прав ли профессор Осипов?
Вопрос – Здравствуйте, отец.
Профессор Осипов утверждает в лекциях, что люди (даже приговоренные к мучениям ада) в итоге своем попадут в Рай, так как Бог не создавал бы их изначально для мучений, зная заведомо, что они будут грешны. Многие православные расхожи с этим мнением. НО, ДОПУСТИМ, профессор прав, значит, и бесы должны в итоге своем выйти из ада, ведь Бог не создавал бы и их, зная наперед, что они станут бесами. Логику в этом я не нахожу.
Спасибо за ответ!!
Ответ – Я бы наоборот сказал, что это учение более логично, чем догматическое учение Церкви о вечности геенских мук. Как раз догматическое учение Церкви, – то, которое считается официальным церковным учением (и есть откровение Божие о том, что вечные муки будут в геенне без конца), – это учение вызывает противоречие и нарушает всякую логику. Если Бог есть Любовь, то откуда вечные муки? А некоторые из Отцов, в том числе профессор А. И. Осипов, считают, что муки эти могут закончиться, и Господь их спасет. И как раз это учение более логично. Что касается логики по отношению к людям и по отношению к демонам, то Григорий Нисский говорил о людях и о демонах одинаково – что Господь будет спасать всех. Исаак Сирин тоже говорил, что Господь будет спасать всех. А. И. Осипов сегодня утверждает то же самое – что Господь будет спасать всех. Что касается самой проблемы – почему Алексей Ильич говорит такое мнение и утверждает, казалось бы, догматически противоречащее Церковному учению (потому что догмат о вечных муках неоспорим, никто его не должен оспаривать). До Страшного Суда после смерти какие-то изменения 100% есть, можно называть это спасением, покаянием, очищением – это всё вопрос в терминах, но самое главное – суть – что процесс есть. После Страшного Суда процесса уже не будет. Хотя, у Святых Отцов, в частности у Григория Богослова, есть сомнения. Почему? Потому что эсхатология (т.е. последние судьбы) – они очень таинственны. И те догматы, которые Церковь когда-то установила, – она их установила как ограждение, что за эту территорию заходить нельзя. Но некоторые, несмотря на это, всё-таки заходили. В том числе Святые Отцы. И утверждали как раз противоположное даже Священному Евангелию и догматическому учению. Но утверждали не на основании противного духа, а на основании любви Божией, на основании бесконечной Божией благости. Потому что когда Святой познает, Кто такой Бог, то ему потому очень трудно принять какое-то утверждение, которое противоречит тому познанию, которое он приобрел. В данном случае Исаак Сирин говорит, что если человек думает, что Бог будет воздавать человеку за зло в вечной жизни, что если он думает, что Бог – мститель, то он хулит Бога, потому что Исаак Сирин познал Пресвятую Троицу и знал, что это не так. То же самое – авва Евагрий, которого осудили, но который стал отцом монашества во многих отношениях, – он тоже созерцал Святую Троицу. (И непонятно, как ему потом приписали какие-то мнения…). Сам этот процесс вообще очень таинственный. И на данный момент своей жизни я могу сказать, что Алексей Ильич от тщательнейшего изучения творений Исаака Сирина и других Отцов пришел к такому заключению – заключению любви. Что действительно возможно, что Господь кого-то помилует. Он утверждает это мнение Святых Отцов, сам тоже говорит, что это возможно. Никто точно об этом не знает. Но что такая точка зрения существует – это факт, она есть.