Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+24
Мафусал
Нюся
Валерий (Миклош)
Андрей Кир
Михаил_
Veronika
Елена-христианка
noname
Александр А
Aleksandr ark
miha61
Сан-Саныч
Перестукин
Luchik
Национал - патриот
Джек Восьмеркин
КамазЪ
Дим21
Смердяков
Евгений Сумский
Алина
Михаил55
Admin
Стахий
Участников: 28
Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Дим21- Модератор
- Сообщения : 1975
Дата регистрации : 2011-10-08
Возраст : 56
Откуда : Нижний Новгород
Вероисповедание : православный
- Сообщение 61
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Вот вроде и приходим к общей точке зрения.
Михаил55- Корифей форума
- Сообщения : 10800
Дата регистрации : 2011-02-03
Возраст : 69
Откуда : Ярославль
Вероисповедание : .православный
- Сообщение 62
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Последним достойным завершением опричных деяний явился царский указ 1572 г. о запрещении употреблять самое название «опричнина». Нарушителям указа. грозило строгое наказание: «Виновного (болтавшего об опричнине) обнажали по пояс и били кнутом на торгу». Эта мера, казалось бы, свидетельствовала о полном искоренении опричных порядков и служила своеобразной оценкой опричнины со стороны Грозного и его «нового руководства». Но более верным представляется другое объяснение. Власти боялись нежелательных толков и старались предотвратить критику ненавистных опричных порядков, принуждая всех к молчанию.
Здесь
Дмитрий, к сожалени, пока нет.
Чем тогда объясните, что огромная держава созданная с такими страданиями и муками так бысто (через какие то десятки) лет оказалась на грани гибели?
Здесь
Дмитрий, к сожалени, пока нет.
Чем тогда объясните, что огромная держава созданная с такими страданиями и муками так бысто (через какие то десятки) лет оказалась на грани гибели?
Михаил55- Корифей форума
- Сообщения : 10800
Дата регистрации : 2011-02-03
Возраст : 69
Откуда : Ярославль
Вероисповедание : .православный
- Сообщение 63
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Руслáн Григóрьевич Скрынников (8 января 1931, Кутаиси — 16 июня 2009, Санкт-Петербург) — известный советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор Ленинградского, затем Санкт-Петербургского университета.
Автор значительного числа исследований в области отечественной истории XVI—XVII веков: «Начало опричнины» (1966), «Опричный террор» (1969), «Иван Грозный» (1975) и др.
Думаю, стоит почитать его исследования.
Автор значительного числа исследований в области отечественной истории XVI—XVII веков: «Начало опричнины» (1966), «Опричный террор» (1969), «Иван Грозный» (1975) и др.
Думаю, стоит почитать его исследования.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 64
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Миша, в этой теме вопрос канонизации не поднимается.
Если церковные власти доверяют прозападной клевете на царя и не хотят изучить собственную историю, то значит им так удобно.
А я хочу разобраться.
Теперь о летописях по опричнине.
Из Никоновской летописи (1565г.):
...в его государьские несвершеные лета, бояре и все приказные люди его
государьства людем многие убытки делали и казны его государьские тощили,
а прибытков его казне государьской никоторой не прибавляли, также бояре
его и воеводы земли государьские себе розоимали, и другом своим и
племяни его государьские земли роздавали; и держачи за собою бояре и
воеводы поместья и вотчины великие, а жалования государьские кормленые
емлючи, и собрав себе великие богатства, и о государе и о его
государьстве и о всем православном християнстве не хотя радети, и от
недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя
крестиянства обороняти, наипаче же крестияном насилие чинити, и сами от
службы учали удалятися, и за православных крестиян кровопролитие против
безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели; и в чем он,
государь, бояр своих и всех приказных людей, также и служилых князей и
детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити ...
...своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему,
государю, были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и
животы их и статки имати; а учинити ему на своем государьстве себе
опришнину, двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной, а бояр и
околничих и дворецкого и казначеев и дьяков и всяких приказных людей,
да и дворян и детей боярских и столников и стряпчих и жилцов учинити
себе особно; и на дворцех, на Сытном и на Кормовом и на Хлебенном,
учинити клюшников и подклюшников и сытников и поваров и хлебников, да и
всяких мастеров и конюхов и псарей и всяких дворовых людей на всякой
обиход, да и стрелцов приговорил учинити себе особно.
http://www.hrono.ru/dokum/1500dok/1565oprich.php
Если церковные власти доверяют прозападной клевете на царя и не хотят изучить собственную историю, то значит им так удобно.
А я хочу разобраться.
Теперь о летописях по опричнине.
Из Никоновской летописи (1565г.):
...в его государьские несвершеные лета, бояре и все приказные люди его
государьства людем многие убытки делали и казны его государьские тощили,
а прибытков его казне государьской никоторой не прибавляли, также бояре
его и воеводы земли государьские себе розоимали, и другом своим и
племяни его государьские земли роздавали; и держачи за собою бояре и
воеводы поместья и вотчины великие, а жалования государьские кормленые
емлючи, и собрав себе великие богатства, и о государе и о его
государьстве и о всем православном християнстве не хотя радети, и от
недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя
крестиянства обороняти, наипаче же крестияном насилие чинити, и сами от
службы учали удалятися, и за православных крестиян кровопролитие против
безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели; и в чем он,
государь, бояр своих и всех приказных людей, также и служилых князей и
детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити ...
...своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему,
государю, были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и
животы их и статки имати; а учинити ему на своем государьстве себе
опришнину, двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной, а бояр и
околничих и дворецкого и казначеев и дьяков и всяких приказных людей,
да и дворян и детей боярских и столников и стряпчих и жилцов учинити
себе особно; и на дворцех, на Сытном и на Кормовом и на Хлебенном,
учинити клюшников и подклюшников и сытников и поваров и хлебников, да и
всяких мастеров и конюхов и псарей и всяких дворовых людей на всякой
обиход, да и стрелцов приговорил учинити себе особно.
http://www.hrono.ru/dokum/1500dok/1565oprich.php
Михаил55- Корифей форума
- Сообщения : 10800
Дата регистрации : 2011-02-03
Возраст : 69
Откуда : Ярославль
Вероисповедание : .православный
- Сообщение 65
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
По поводу канонизации...ответил на твой пост №13. Или все принимать на веру?
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 66
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Я в этом посте что указала?Михаил55 пишет:По поводу канонизации...ответил на твой пост №13. Или все принимать на веру?
Правильно- насколько помню- вот из этого и исходи.
Михаил55- Корифей форума
- Сообщения : 10800
Дата регистрации : 2011-02-03
Возраст : 69
Откуда : Ярославль
Вероисповедание : .православный
- Сообщение 67
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Значит все что от меня - НЕПРАВИЛЬНОЕ?Елена-христианка пишет:
Я в этом посте что указала?
Правильно- насколько помню- вот из этого и исходи.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 68
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Ты имеешь ввиду Смутное время? Ну так постарайся сам объяснить.Чем тогда объясните, что огромная держава
созданная с такими страданиями и муками так бысто (через какие то
десятки) лет оказалась на грани гибели?
Лично я вижу в этом не доведенную до конца политику царя Иоанна Грозного. Вылезло все боярское продажное мурло, которое не казнили, а помиловали и продалось врагам. Если из этого исходить, то тогда и вопросов не возникает - отчего и почему.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 69
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Я этого не говорила. Но реферат- это просто.....Михаил55 пишет:
Значит все что от меня - НЕПРАВИЛЬНОЕ?
Давай пытаться изучатьсвою историю, а не поддерживать клевету. Тут не может быть амбиций, главное - исторические факты.
В части Опричнины их и так мало, больше вражеских фантазий.
Михаил55- Корифей форума
- Сообщения : 10800
Дата регистрации : 2011-02-03
Возраст : 69
Откуда : Ярославль
Вероисповедание : .православный
- Сообщение 70
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Начало оформления крепостного права, конечно не в счет (режим "заповедные лет")?Елена-христианка пишет:
Ты имеешь ввиду Смутное время? Ну так постарайся сам объяснить.
Лично я вижу в этом не доведенную до конца политику царя Иоанна Грозного. Вылезло все боярское продажное мурло, которое не казнили, а помиловали и продалось врагам. Если из этого исходить, то тогда и вопросов не возникает - отчего и почему.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 71
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Вот , как я вижу историю, исходя из той же летописи:
Царь Иоанн разгневался на бояр и воевод,поскольку мало того, что они разворовали государство, прибрав к рукам государские земли, казну и проч, пока Иоанн был ребенком. Так еще и не хотели защищать это государство, окопавшись в своих вотчинах, не хотели слушать государя и исполнять его повеления.
Им было наплевать и на народ, и на веру, и на Помазанника Божия. Главное- это собственная выгода и власть.
Это прекрасная иллюстрация сегодняшней либеральной власти.
И я считаю, что царь Иоанн верно поступил, когда создал Опричнину. Без нее бояре просто сожрали бы царя, продались врагам Руси ( что и произошло в Смутное время- но ненадолго)и конец Русскому государству и вере Православной!
Щас бы жили в католической польско-литовской стране со всеми вытекающими.
Бог не попустил через Благоверного царя Иоанна Грозного. Слава Богу за все!
Царь Иоанн разгневался на бояр и воевод,поскольку мало того, что они разворовали государство, прибрав к рукам государские земли, казну и проч, пока Иоанн был ребенком. Так еще и не хотели защищать это государство, окопавшись в своих вотчинах, не хотели слушать государя и исполнять его повеления.
Им было наплевать и на народ, и на веру, и на Помазанника Божия. Главное- это собственная выгода и власть.
Это прекрасная иллюстрация сегодняшней либеральной власти.
И я считаю, что царь Иоанн верно поступил, когда создал Опричнину. Без нее бояре просто сожрали бы царя, продались врагам Руси ( что и произошло в Смутное время- но ненадолго)и конец Русскому государству и вере Православной!
Щас бы жили в католической польско-литовской стране со всеми вытекающими.
Бог не попустил через Благоверного царя Иоанна Грозного. Слава Богу за все!
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 72
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Кем начато?Михаил55 пишет:
Начало оформления крепостного права, конечно не в счет (режим "заповедные лет")?
Михаил55- Корифей форума
- Сообщения : 10800
Дата регистрации : 2011-02-03
Возраст : 69
Откуда : Ярославль
Вероисповедание : .православный
- Сообщение 73
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Земельная реформа Ивана IV Грозного
Судебник 1550 г., принятый при Иване IV в условиях политики социаль-ного компромисса, сохранил право перехода крестьян в Юрьев день, хотя слу-жилые люди настойчиво требовали ликвидации этого права. Была лишь увели-чена плата за «пожилое» и установил дополнительную пошлину «за повоз», ко-торая уплачивалась в случае отказа крестьянина выполнять обязанности при-везти с поля урожай землевладельца. При этом Судебник обязал господина от-вечать за преступления своих крестьян, что усиливало их личную (внеэкономи-ческую) от него зависимость.
В начале 80-х гг. XVI в. под воздействием экономического кризиса и за-пустения в России началась перепись вотчинных и помещичьих хозяйств. С 1581 г. на территориях, где проводилась перепись, стали вводиться «заповед-ные годы», в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день. Режим заповедных лет вводился правительством в тот или иной год не по всей стране, а в пределах отдельных земельных владений или административных единиц и распространялся как на сельскую местность, так и на город.
Здесь
Судебник 1550 г., принятый при Иване IV в условиях политики социаль-ного компромисса, сохранил право перехода крестьян в Юрьев день, хотя слу-жилые люди настойчиво требовали ликвидации этого права. Была лишь увели-чена плата за «пожилое» и установил дополнительную пошлину «за повоз», ко-торая уплачивалась в случае отказа крестьянина выполнять обязанности при-везти с поля урожай землевладельца. При этом Судебник обязал господина от-вечать за преступления своих крестьян, что усиливало их личную (внеэкономи-ческую) от него зависимость.
В начале 80-х гг. XVI в. под воздействием экономического кризиса и за-пустения в России началась перепись вотчинных и помещичьих хозяйств. С 1581 г. на территориях, где проводилась перепись, стали вводиться «заповед-ные годы», в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день. Режим заповедных лет вводился правительством в тот или иной год не по всей стране, а в пределах отдельных земельных владений или административных единиц и распространялся как на сельскую местность, так и на город.
Здесь
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 74
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Опять рефераты...
Ты хочешь, чтобы мы на форуме мыслили на уровне 20-летних студентов? И какое-такое правительство было в 16 веке?
Еще один вопрос- холопы появились при Иоанне Грозном или до него?
Ты хочешь, чтобы мы на форуме мыслили на уровне 20-летних студентов? И какое-такое правительство было в 16 веке?
Еще один вопрос- холопы появились при Иоанне Грозном или до него?
Дим21- Модератор
- Сообщения : 1975
Дата регистрации : 2011-10-08
Возраст : 56
Откуда : Нижний Новгород
Вероисповедание : православный
- Сообщение 75
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
А как Россия в начале прошлого века из быстрорастущих лидеров мировой экономики всего за десяток лет влетела на тачанке в кровопролитную гражданскую войну?Михаил55 пишет:
Дмитрий, к сожалени, пока нет.
Чем тогда объясните, что огромная держава созданная с такими страданиями и муками так бысто (через какие то десятки) лет оказалась на грани гибели?
Ну и давайте не забывать, что после Иоанна Грозного было пятнадцатилетнее правление Феодора Иоанновича, прозванного Блаженным. На Западе называли Юродивым, Слабоумным. При нем территория Руси увеличилась чуть не в четыре раза. Вот такой Юрод.
А Смутные времена последовали после честолюбивого Бориса Годунова.
Я ошибаюсь?
Михаил55- Корифей форума
- Сообщения : 10800
Дата регистрации : 2011-02-03
Возраст : 69
Откуда : Ярославль
Вероисповедание : .православный
- Сообщение 76
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Все молодые такие глупые?Елена-христианка пишет:Опять рефераты...
Ты хочешь, чтобы мы на форуме мыслили на уровне 20-летних студентов? И какое-такое правительство было в 16 веке?
Еще один вопрос- холопы появились при Иоанне Грозном или до него?
Само слово "правительство" согласен не очень уместно.
При чем тут "холопы"...конечно до него. Статьи про холопство были прописаны в "Правдах" Киевской Руси.
Холопство - одна из форм рабства.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 77
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Нет. Рабства никогда не было на Руси.Михаил55 пишет:
Все молодые такие глупые?
Само слово "правительство" согласен не очень уместно.
При чем тут "холопы"...конечно до него. Статьи про холопство были прописаны в "Правдах" Киевской Руси.
Холопство - одна из форм рабства.
холопство- это и есть крепостная зависимость .
Просто вначале это было, как добровольное жительство при князе, с учетом защиты от врагов.
Постепенно превратилось в узаконенное право князей и бояр над крестьянами. И это началось задолго до царя Иоанна.
При чем на западе было тоже самое. И никто до сих пор не плюется на запад.
Последний раз редактировалось: Елена-христианка (29.10.12 21:19), всего редактировалось 1 раз(а)
Михаил55- Корифей форума
- Сообщения : 10800
Дата регистрации : 2011-02-03
Возраст : 69
Откуда : Ярославль
Вероисповедание : .православный
- Сообщение 78
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Это другая тема. Я с тобой не согласен! Ты спросила. я ответил. Тебе открывать тему.Елена-христианка пишет:
Нет. Рабства никогда не было на Руси.
холопство- это и есть крепостная зависимость .
Михаил55- Корифей форума
- Сообщения : 10800
Дата регистрации : 2011-02-03
Возраст : 69
Откуда : Ярославль
Вероисповедание : .православный
- Сообщение 79
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Тогда еще и я вопрос задам -кто такие были обельные холопы?
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 80
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
О крепостном праве начал ты, так что сам и открывай. Но меня крепостное право , на самом деле , не интересует. Оно было везде.Михаил55 пишет:
Это другая тема. Я с тобой не согласен! Ты спросила. я ответил. Тебе открывать тему.
Я дополнила свой пред.пост.
Veronika- Корифей форума
- Сообщения : 7758
Дата регистрации : 2012-01-16
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 81
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Очень интересная тема.Стахий пишет:Интересная статья.
Спаси Христос, Стахий!
Смердяков- Магистр форума
- Сообщения : 5564
Дата регистрации : 2011-08-02
Откуда : Европа, черта русской оседлости
Вероисповедание : унитарий-универсалист
- Сообщение 82
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Вы думаете, что если размеры государства увеличиваются, то это обязательно хорошо? Не думаю! Если у человека увеличиваются размеры печени, то это считается не хорошо, а цирроз!Дим21 пишет:после Иоанна Грозного было пятнадцатилетнее правление Феодора Иоанновича, прозванного Блаженным. На Западе называли Юродивым, Слабоумным. При нем территория Руси увеличилась чуть не в четыре раза. Вот такой Юрод.
А Смутные времена последовали после честолюбивого Бориса Годунова.
Дим21- Модератор
- Сообщения : 1975
Дата регистрации : 2011-10-08
Возраст : 56
Откуда : Нижний Новгород
Вероисповедание : православный
- Сообщение 83
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Вы хрен с политикой не путайте. Ваша печень и государство - разные вещи.Смердяков пишет:
Вы думаете, что если размеры государства увеличиваются, то это обязательно хорошо? Не думаю! Если у человека увеличиваются размеры печени, то это считается не хорошо, а цирроз!
А печень лечите, еще может пригодится.
Стахий- Магистр форума
- Сообщения : 5827
Дата регистрации : 2011-02-25
Откуда : Нижний Новгород
Вероисповедание : православный
- Сообщение 84
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Какое верное замечание,конечно это безобразно плохо,что у России такая территория ,вот как бы здорово было,чтобы Россия скукожилась в рамках Садового кольца,вот где была бы благодать.Смердяков пишет:
Вы думаете, что если размеры государства увеличиваются, то это обязательно хорошо? Не думаю! Если у человека увеличиваются размеры печени, то это считается не хорошо, а цирроз!
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 85
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Последний новгородский летописець описывал московские зверства: “И повелел государь приводити из Великого Новаграда владычных боляр, и иных многих служивых детей боярских, и гостей, и всяких градских и приказных людей, и изрядных и именитых торговых людей, и жен их и детей, пред себя. И повелел государь их пред собою горце и люте и безчеловечне различными муками мучити, и по многих неисповедимых горких различных муках повеле государь телеса их некоею составною мудростию огненною поджигати, иже именуется поджар; и своим государевым детем боярским повелевает государ тех мученых и поджареных людей за руки и за ноги и за главы онако вязати, различно, тонкими ужищи, и привязывати их повеле по человеку к санем, и повели их быстро за санми влещи на великий Волховский мост и метати с мосту в реку Волхов. А жены их и дети, мужеский пол и женский, повеле государь привозити их на великий Волховский мост и возводити на высоту, иже ту устроено место, и вязаху за руци и за ноги онако назад, а младенцев к матерем своим вязаху, и с великия высоты повеле государь метати их в воду в реку Волхов. И иные в ту пору государевы люди, дети боярские и воинские люди, в малых судех ездаху по реке Волхову со оружием, с рогатыни и с копьи и с багры и с топоры: и которые люди, мужи и жены и всяк возраст, из глубины речной вверх на воду спловет, и они, прихватывая багры, тех людей копьи и рогатынями прободаху, и топоры секуще во глубину речную без милости сурово погружаху, предающе их лютой и горцей смерти”
Дим21- Модератор
- Сообщения : 1975
Дата регистрации : 2011-10-08
Возраст : 56
Откуда : Нижний Новгород
Вероисповедание : православный
- Сообщение 86
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Ссылку на документ
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 87
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Да пожалуйста.Новгородский погром 1570 года // Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен.— М.: Издание Т-ва “Мир”.— Т. 2. Приложение.— С. 7–8.Дим21 пишет:Ссылку на документ
Дим21- Модератор
- Сообщения : 1975
Дата регистрации : 2011-10-08
Возраст : 56
Откуда : Нижний Новгород
Вероисповедание : православный
- Сообщение 88
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Из кармана ее не выну))
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 89
Иван грозный- судьба
Иван Грозный - судьба.
Всходила новая заря над нашей Русью,
И в сердце юного царя теплилась мудрость.
Он, Слово Божие открыв, пытался править
В совете мудрости седин, и Бога славить.
Но 'земли новой возжелав, собрал он войско,
поля и нивы истоптал, и стал он Грозный!
Златой венец, породный конь, род благородный:
И кровь побед зажгла огонь. И стал он - гордый.
Что значит гордый властелин? – Месть и презренье,
Великий воин и сам-один, и подозренья…
И став на старый путь царей ветхозаветных,
Он мёл опричниной своей и малолетних.
Но мало Грозному царю страною править –
Он Церковь Божью, как свою, решил управить,
Не вняв, что Церковь – не его, Она – Христова,
Он Крест Спасителя сваво кровавил снова.
И все убитые пред ним в виденьях стали,
Перед мучителем своим Христу взывали!
Но, не умевши принести плод покаянья,
Он, грех на грех, своей души вершил закланье…
Но иногда, в один из дней на землю падал
В поклоне пред Царём царей и слезно плакал
О прегрешении своём, о казнях тоже!
«О, что за мука быть царём! Помилуй, Боже!»
Ослабла сильная рука, упала палка
Из рук больного старика, и стал он жалкий,
А рядом не было души родной и близкой,
И только ангел слёзы лил над ложем низким…
И я за этого царя вздыхаю тоже,
За упокой свеча моя. Помилуй, Боже!
Царь умер. Время настаёт династий новых.
Но не умрёт один лишь род детей Христовы
Всходила новая заря над нашей Русью,
И в сердце юного царя теплилась мудрость.
Он, Слово Божие открыв, пытался править
В совете мудрости седин, и Бога славить.
Но 'земли новой возжелав, собрал он войско,
поля и нивы истоптал, и стал он Грозный!
Златой венец, породный конь, род благородный:
И кровь побед зажгла огонь. И стал он - гордый.
Что значит гордый властелин? – Месть и презренье,
Великий воин и сам-один, и подозренья…
И став на старый путь царей ветхозаветных,
Он мёл опричниной своей и малолетних.
Но мало Грозному царю страною править –
Он Церковь Божью, как свою, решил управить,
Не вняв, что Церковь – не его, Она – Христова,
Он Крест Спасителя сваво кровавил снова.
И все убитые пред ним в виденьях стали,
Перед мучителем своим Христу взывали!
Но, не умевши принести плод покаянья,
Он, грех на грех, своей души вершил закланье…
Но иногда, в один из дней на землю падал
В поклоне пред Царём царей и слезно плакал
О прегрешении своём, о казнях тоже!
«О, что за мука быть царём! Помилуй, Боже!»
Ослабла сильная рука, упала палка
Из рук больного старика, и стал он жалкий,
А рядом не было души родной и близкой,
И только ангел слёзы лил над ложем низким…
И я за этого царя вздыхаю тоже,
За упокой свеча моя. Помилуй, Боже!
Царь умер. Время настаёт династий новых.
Но не умрёт один лишь род детей Христовы
Дим21- Модератор
- Сообщения : 1975
Дата регистрации : 2011-10-08
Возраст : 56
Откуда : Нижний Новгород
Вероисповедание : православный
- Сообщение 90
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
А вот разбор данного "событи"
- Спойлер:
Ложь о «разгроме Новгорода»
В 1570 г. опричниками Ивана IV Грозного
было истреблено почти всё население Новгорода до младенцев.
(Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»
http://www.mojgorod.ru/novgorod_obl/vnovgorod/)
Википедия: «зима 1569—1570 — войско опричников, лично возглавлявшееся Иваном Грозным, выступило в поход на Новгород, поводом к которому послужил донос и подозрения в измене. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода, по пути Малюта Скуратов лично задушил в тверском Отроческом монастыре митрополита Филиппа. Число жертв в Новгороде было по разным источникам современников от 27 тысяч до 700 тысяч человек… В Новгороде разгром длился 6 недель, людей тысячами пытали и топили в Волхове…. Город был разграблен. Имущество церквей, монастырей и купцов было конфисковано»
Вот что найдет неискушенный читатель о времени правления первого православного царя, помазанника Божьего, при котором Московское княжество стало Россией. О царе, победившем грозных врагов на востоке (Казанское, Астраханское, Сибирское ханства), отбившем у Отоманской порты и Крымского ханства желание разорять Московию; уничтожившем воинственный Ливонский орден на западе; стремившемся укорениться на Балтике и даже создать флот – о этом царе первое что он прочтет: тиран, самодур, уничтожавший собственный народ, многоженец, садист и прочие ужасы.
И первое на что укажут - это разорение Новгорода в 1570м году. И не просто разорение, а убийство десятков тысяч и даже сотен тысяч (даже вплоть до младенцев) ни в чем не повинных горожан.
Православному христианину, любящему отчизну и желающему гордиться своей историей следовало бы знать, откуда идет такая информация, и можно ли ей доверять. Как говорит юриспруденция: хочешь распутать преступление – ищи мотив, и тех, кому это выгодно. Давайте и мы попытаемся хоть немного разобраться в истории.
Какова же была причина для такого ужасного истребления населения Новгорода и окрестных городов? Как отмечает большинство хронографов, цель: «Помешать заговорщикам оторвать Псков и Новгород от Русского государства» (Флоря Б.Н. «Иван Грозный»)
«… осенью 1569 года царь получил сведения о новом.. опасном заговоре…. На этот раз в нашем распоряжении имеются уже не сообщения иностранцев, а запись о подлинном следственном деле в Описи архива Посольского приказа 1626 года: «Статейной список из сыскного из изменного дела... на наугороцкого (новгородского. — Б.Ф.) архиепискупа на Пимена и на новогородцких дьяков, и на подьячих, и на гостей, и на владычних приказных, и на детей боярских... о здаче Великого Новагорода и Пскова, что архиепископ Пимин хотел с ними Новгород и Псков отдати литовскому королю, а царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Руси хотели злым умышленьем извести, а на государство посадити князя Владимира Андреевича». Речь шла не о тайном сговоре группы представителей знати, а омасштабном заговоре, в который оказались вовлечены и вся приказная администрация, управлявшая Новгородской землей, и социальные верхи ее населения (гости — богатые купцы, и дети боярские), и сам глава Новгородской епархии — архиепископ Пимен со своим двором. (Епископы на Руси издавна имели свои большие земельные владения и своих военных вассалов, которые управляли их землями).» Флоря Б.Н. «Иван Грозный»
«О причине этого похода Владимир Варенцов и Геннадий Коваленко пишут в «Хронике „бунташного века“»: «Поводом к походу опричников на Новгород послужила сдача литовцам в январе 1569 г. русского пограничного города Изборска, являвшегося одной из наиболее неприступных крепостей России того времени... … по распоряжению царя наиболее неблагонадежные лица псковского и новгородского посадов были выселены. Из Пскова выселено 500 семей, а из Новгорода — 150….
Еще большее недоверие к новгородцам проявилосьпосле раскрытия опричниками в октябре 1569 г. заговора в земщине в пользу двоюродного брата царя — князя Владимира Старицкого...
Поиск заговорщиков, связанных с новгородцами, привел к одному из видных представителей государственного аппарата управления — земскому боярину В[асилию] Д[митриевичу] Данилову, возглавлявшему Пушкарский приказ…
В. Д. Данилов под пытками сознался в измене. Обвинение... сводилось к тому, что заговорщики хотели „Новгород и Псков отдати литовскому королю, а царя и великого князя Ивана Васильевича хотели злым умышленьем извести“» (А. Шарымов «Предыстория Санкт-Петербурга» книга 1. Разд 1 (http://gorchev.lib.ru/ik/Predystoriya%20SPb_1703god/B1_Razdel_1/1_1_22.html )
Итак, первое: у погрома был мотив и весьма серьезный. Северо-восточные земли зарождающегося Российского государства, еще недавно бывшие отдельными независимыми княжествами (присоединены дедом Иоанна IV) могли быть потеряны для России, и перейти в подчинение Литовского королевства в результате «масштабного заговора, в который оказались вовлечены и вся приказная администрация, управлявшая Новгородской землей, и социальные верхи ее населения (гости — богатые купцы, и дети боярские), и сам глава Новгородской епархии — архиепископ Пимен» Готовился по сути политический переворот, или если совсем на современный лад – «цветная революция», как вариант предполагавшая свержение действующего правителя и (или) уход в подданство Литвы.
Если бы он удался, то Россия лишилась бы почти трети территории, выхода к Балтике, и получила бы враждебные города в непосредственной близости к жизненным центрам, откуда бы Литва без сомнения продолжила вести военные действия.
Как видим, угроза была не шуточная. И можно сказать – смертельная для воюющего на два фронта молодого государства. Напомним, что с юга постоянно нападали крымско-турецкие войска, на западе шла война с Литвой, Польшей, а на северо-западе периодически отбивали нападения Шведов.
Теперь давайте посмотрим, что пишут хронографы о событиях этих дней:
«Передовые отряды опричного войска подошли к Новгороду 2 января 1570 года и сразу окружили его, «кабы ни един человек из града не убежал». 6 января прибыл сам царь и стал укрепленным лагерем на Городище, там, где жили князья во времена независимости Новгорода. 8 января, в воскресенье, царь направился к обедне в храм Святой Софии. На «Волховском мосту великом» его встречал архиепископ Пимен со всем новгородским духовенством. По обычаю, архиепископ хотел благословить царя, но царь не принял благословения и «повелел» архиепископу идти в храм и служить литургию. После обедни архиепископ пригласил царя в свои палаты «хлеба ясти». Однако, как только начался обед, царь «возопи гласом великим яростию к своим князем и боярам... и тотчас повеле архиепископлю казну и весь двор его и келий пограбити, и бояр его и слуг переимати и за приставы отдати до своего государева указа, а самого владыку, ограбив, повеле за сторожа единаго отдати и крепко стрещи» (стеречь). …Из Новгорода Пимена повезли в Москву … На созванном в Москве церковном соборе Пимен был лишен сана. Он был заточен в Никольский монастырь в Веневе…
Таубе и Крузе впоследствии с некоторым удивлением писали: царь велел в Слободе «во искупление своих грехов построить две большие каменные церкви и наполнить их знаменитыми иконами, колоколами и другим, так что у всех составилось мнение, и он сам так думал, что ему прощены все грехи Господом Богом». Дворяне — протестанты — не понимали логики действий и размышлений царя. Для них новгородский заговор был актом политической измены, попыткой перехода под власть иного государя. Иначе выглядело дело с точки зрения царя: это был прежде всего акт отступничества от веры, попытка перехода под власть правителя «латинян» и еретиков, у которых от христианства осталось только имя. Изъять святыни из рук людей, осквернивших себя замыслами отделения от «святой земли» и общением с еретиками, и взять их под собственную защиту было с точки зрения царя в высшей степени богоугодным поступком.(По книге: Б. Н. Флоря. Иван Грозный)
Пока мы видим логику в действиях власти. Мятежные области оцеплены войсками. И видим, что царь прежде встречается с изменниками – возможно даже общается с ними, и присутствует на Литургии, которую ведет мятежный архиепископ, позже отстраненный и лишенный сана.
А вот дальше начинаются по мнению современных историков такие ужасы, которые не вяжутся не только со званием Православного царя, а вообще не походят на действия здравомыслящего человека. Все это крайне удивительно, особенно для тех, кто знает историю и богобоязенность, набожность и милосердный характер Иоанна IV неоднократно прощавшего своих врагов. Прежде чем привести «свидетельства» мы должны сказать, что благодаря историософу Карамзину с XIX века сложилось мнение считать, что царь Иоанн IV до 1560 года был добрым и милующим, а после стал почему-то злобным и неуправляемым. Мы же склонны думать, что такого «преображения» попросту не было, и историков ввели в заблуждение «свидетельские показания» которых, как оказывается на поверку до нас дошли единицы. Прежде всего это некая «Повесть о разгроме Новгорода Иваном Грозным», текст которой попал в том или ином виде в большинство летописей. Вот что читаем на сайте института русской литературы РАН «Повесть… была широко распространена в древнерусской письменности. С. А. Морозов зафиксировал свыше 80 списков разных ее редакций в составе летописных сводов, исторических сборников, в Латухинской Степенной книге»(http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4564)
Там же на сайте можно подробно изучить метаморфозы, которые приключились с этим источником «свидетельских показаний», как он стал кочевать из летописи в летопись. С каждой новой редакцией приобретая все большую достоверность в глазах современников. А между тем, важно то, что по мнению историков
«цифры в десятки тысяч убитых – преувеличение», «Повесть писалась новгородцем осуждающим царя», и «По-видимому, в Новгороде после похода Ивана Грозного возникло предание, стремящееся отвести от новгородцев подозрение в измене». Кроме того, сама повесть была написана в 80-90х гг XVI века - через 10-20 лет после событий, и могла писаться «как очевидцем, так и с чьих-то слов».
Кроме «Повести..» написанной людьми, заинтересованными отвести от новгородцев подозрение в измене, и возможно стремившимся опорочить царя, мы имеем набор показаний иностранцев, которые, как увидим далее, часто просто ссылаются на неких «достойных доверия» новгородцев, рисуя с их слов такие ужасы, что просто волосы встают дыбом. Притом, зачастую показания иностранных «свидетелей» изобилуют грубейшими неточностями (хронологическими, географическими и проч.) откуда видно, что это пересказ с чужих слов.
Теперь почитаем, что нам преподносят сегодня как правду:
9 января на Городище начался суд над арестованными и другими людьми, заподозренными в измене. «Царь и великий князь сед на судище и повеле приводити из Великаго Новагорода владычних бояр, и служилых детей боярских, и гостей, и всяких городцких и приказных людей, и жены, и дети, и повеле перед собою люте мучити». После пыток царь приказывал «телеса их некою составною мудростию огненною поджигати, иже именуется пожар». Затем осужденных привязывали за руки и за ноги к саням, волокли от Городища на «великий Волховский мост» и бросали в реку. Дело происходило зимой, когда Волхов был покрыт льдом, и его, очевидно, пришлось специально разбивать. Такой выбор способа казни вызывает удивление. Правда, в вечевом Новгороде именно так казнили преступников, но вряд ли Иван IV ставил своей целью возродить новгородские обычаи» (По книге: Б. Н. Флоря. Иван Грозный)
Вот на этом моменте хотелось бы остановиться подробнее. Сравнение описаний событий связанных с мостом и рекой у разных «очевидцев» оказывается весьма показательным, для оценки степени их достоверности и объективности. Из данного описания видно, что повествование, на которое опирается историк, составлялось, новгородцем, для которого обычным был способ казни, практиковавшейся в «вечевом Новгороде»: волочить преступника на мост и сбрасывать в воду. А вот для московита Иоанна IV такой способ казни несколько странен (не говоря уже о вере и набожности царя, перед началом «опустошения Новгорода», велевшего опальному архиерею, прежде всего, служить Литургию).
Согласитесь, проще было бы тут же на Городище казнить, а не «волочить из Городища на великий Волховский мост», чтобы утопить (Городище расположено в 2 км от центра современного Новгорода, а по свидетельству И. Таубе и Э. Крузе в четверти пути" от Новгорода).
Плюс надо учитывать, что дело происходит в январе и река должна быть покрыта толстым слоем льда, который «очевидно, пришлось специально разбивать». Если вместе с ИРЛИ РАН предположить, что «Повесть…» писалась с желанием отвести от новгородцев подозрение в измене, то этот момент становится понятен.
Странность казни пытаются объяснить по-разному. Так, если Иоанн IV не ставил себе целью «возродить новгородские обычаи» тогда зачем такие сложности? Вот одно из предположений из той же книги:
«А. Л. Юрганов указал на отразившееся во многих русских фольклорных текстах устойчивое представление о связи ада, преисподней с пропастью, дном рек. Отсюда делается вывод о том, что казни новгородцев имели символический характер: вероотступников прямо посылали в ад»(Б. Н. Флоря. Иван Грозный)).
Однако, образы и мифы имеют тенденцию обрастать новыми подробностями. И вот уже читаем:
«Людей кололи ножами, рубили топорами, заливали на морозе водой. Их связывали веревками и десятками сбрасывали с Волховского моста в реку. По реке на лодках ездили опричники и добивали выплывших баграми и топорам» («Хроники „бунташного века“» В.Варенцов и Г. Коваленко)
Напомним что дело должно было происходить в январе. И лед на реке как предположили ранее «вероятно пришлось разбить», чтобы затем можно было плавать на лодках и добивать баграми и топорами десятки казненных, которых приволокли из Городища, находящегося «в четверти пути от Новгорода».
Символизм «посылания в ад» оборачивается каким-то чрезвычайно сложным способом казни. Если конечно предполагать, что так все на самом деле и происходило.
Теперь приведем «свидетельства» иностранцев. Будем выделять места связанные с Новгородским мостом через реку Волхов.
Якоб Ульфельдт, «Путешествие в Россию», 1578 г.: «Лет 9 тому назад, если не ошибаюсь, у великого князя возникло некое подозрение на своего единоутробного брата – подозрение в том, что тот задумал ему навредить и строит козни. Было ли это так – знает Бог. Итак, он вызвал его к себе [и] поднес ему яд. После того как тот выпил его, он заболел и умер. Затем [великий князь] отобрал 300 опричников, предоставив им власть над жизнью и смертью людей, а также над всем имуществом, домами и домашним скарбом. Они обошли все пространство между Москвой и Псковом [и] сравняли с землей великое множество домов; по своему усмотрению убивали мужчин, женщин и детей, грабили купцов, уничтожали рыбные пруды, а рыбу сжигали [и] вообще все настолько расстроили и разорили, что страшно об этом [даже и] говорить, а не то что видеть… При этом в то же самое время царь созвал в Новгород большое количество людей, словно намеревался обсудить с ними неотложные дела. Когда они туда прибыли, он приказал всех их согнать на мост недалеко от города – тот, который мы видели каждый день. Собрав их, он [велел] сбросить их в текущую там реку. Были убиты и задушены многие тысячи людей, которых он подозревал из-за брата, [еще] раньше устраненного им с помощью яда, – [подозревал в том,] что они якобы были на его стороне. И что более всего удивительно, [так это то], что утонуло такое множество людей, что вышеупомянутая река заполнилась трупами сверх всякого человеческого ожидания и была настолько ими запружена, что не могла течь по своему прежнему руслу, но разлилась по зеленеющим лугам и плодородным полям и все затопила своей водой. Хотя это и кажется маловероятным и далеким от истины, однако все это в действительности так и было, как я узнал в России от людей, достойных доверия, то есть от тех, которые до сих пор живут в Новгороде под властью Московита. Иначе я, что называется, не стал бы писать об этом…» (Якоб Ульфельдт. Путешествие в Россию. М., 2002).
Про «зеленеющие луга» в январе писал явно не очевидец. К тому же путешественник прямо говорит, что узнал это от людей, до сих пор живущих в Новгороде. То есть не был очевидцем, а передает чужое мнение. И в его повествовании логика не нарушается – людей не судят на Городище, а сразу загоняют на мост (несколько тысяч) чтобы задушить (!) и утопить. Но путешественник не знает, что была зима, и река была покрыта льдом.
«Хотя это кажется маловероятным», но Якоб Ульфельдт поверил людям, которые «живут в Новгороде», и вероятно прилагают массу усилий для убеждения окружающих в достоверности того, что «кажется ... далеким от истины».
Продолжим речную тему:
Иоганн Таубе и Элерт Крузе, «Послание к Готхарду Кеттлеру, герцогу Курляндскому и Семигальскому», 1572 г. Когда он достиг известного города Новгорода, остановился он в четверти пути от него в монастыре, называемом Городище, и приказал обложить город и все улицы, а на следующий день поймать всех знатных новгородцев….Имеются также определенные и достоверные сведения, что он приказал убить 12.000 именитых людей, мужчин и храбрых женщин. Что касается до безвестных бедных ремесленников и простого народа, то было их больше 15.000. Большая знаменитая река Волга, которая в два раза больше, чем Прегель под Кенигсбергом, была так наполнена мертвыми телами, что окрасилась в этом месте в цвет крови и должна была остановиться у мостов…. Кровожадный тиран, пробыв 6 недель в Новгороде, опустошив город и близлежащие окрестности более, чем на 150 немецких миль кругом, так что ничего не осталось.. (показательно оканчивается это повествование)… На основании всего вышеизложенного, разумные люди поймут, что с Божьей милостью и помощью можно завоевать Русское государство и нет причин бояться таких бедных, раздетых, бессильных людей…(Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе // Русский исторический журнал. Книга 8. 1922).
Напомним, и то, что Иоанн IV был в Великом Новгороде, который стоит на реке Волхов. На Волге находится другой город - Нижний Новгород, отношения к повествованию не имеющий. Складывается впечатление, что автор повествования при написании посмотрел на карту, и просто… перепутал города.
... Или вот еще одно описание «бесчинств тирана» в Новгороде на Волге, созвучное с предыдущим своей показательной ошибкой в названии реки (или города)
«Истинно правдивое описание», 1571 г.: Потом великий князь двинулся дальше к Новгороду (это большой торговый город) и ограбил все села и деревни и убил много людей. Затем за неделю до начала поста он внезапно напал на Новгород и учинил большую беду грабежом и убийствами. Не было ни одного дома, где бы они не переломали и не разбили ворота, двери и окна. Это были постыдные и жалкие деяния. Стрельцы принуждали к блуду благородных и честных женщин и девиц и насиловали их позорным образом. Потом они взяли примерно несколько сотен женщин и девиц, раздели их донага и привели их на приготовленное место, выстланное досками. И их ставили по пятьдесят человек на это место совсем обнаженными. И когда великий князь ходил туда, он их спрашивал, что они сделали. И так эта аудиенция продолжалась, пока они не замерзали. Потом тех людей для потехи и удовольствия бросали в воду, которая еще не совсем замерзла и топили их. Потом они захватили несколько тысяч пленников, связав мужчин и женщин вместе за руки и привязав детишек на грудь матерям, бросали их всех вместе скопом в огромную реку, под названием Волга, которая там имеет глубину 8 фаденов (около 14-16 м). Из-за этого река ото дна до верху была совсем заполнена, течение реки задержалось и пришлось заталкивать мертвые тела под лед, чтобы течение унесло их прочь. («Истинно правдивое описание» // Отечественная история. 1999. № 1).
Следующий «очевидец»:
Альберт Шлихтинг, «Краткое сказание о характере и жестоком правлении Московского тирана Васильевича», нач. 70-х гг. XVI в.: Обычным родом казни у него был тогда следующий: он приказывал оградить частоколом обширное место, поручал привести туда огромную толпу знатных лиц и купцов, которых знал за выдающихся, садился на коня с копьем в руке и, пришпорив коня, пронзал копьем отдельных лиц, а сын его смотрел на эту забаву и одинаково занимался тою же игрой. Когда конь уставал, тиран сам, “усталый, но не насыщенный”, возвысив голос, кричал убийцам из опричнины, чтобы убивали без разбора всех и рассекали на куски. Те, унося оттуда куски, бросали их в реку. Был придуман и другой способ казни: множество людей получало приказ выйти на воду, скованную льдом, и тиран приказывал обрубать топорами весь лед кругом; и затем этот лед, придавленный тяжестью людей, опускал их всех в глубину…. дома горожан были спалены огнем. Таким образом этот старый город славян, местопребывание князей новгородских, можно видеть уничтоженным и сравненным с землей…(Новое известие о времени Ивана Грозного. Л., 1934).
Царь и царевич (вероятно Федор Иоаннович, ставший после царем и получивший прозвище «блаженный на троне» за свой тихий и богобоязненный нрав) на конях в загоне с копьями в руках убивают знатных горожан, а потом кусками их тел вероятно и была запружена то ли Волга, то ли Волхов… так что вышла из берегов. Как говорится, без комментариев.
Рассказ бывшего опричника - немца Генриа Штадена, «Записки о Московии», 70-е гг. XVI в.:
Целых шесть недель без перерыва длились ужас и несчастье в этом городе! Все лавки и палатки, в которых можно было предполагать [наличность] денег или товару, были опечатаны. Великий князь неизменно каждый день лично бывал в застенке (Peinhofe oder Haus). Ни в городе, ни в монастырях ничего не должно было оставаться; все, что воинские люди не могли увезти с собой, то кидалось в воду или сжигалось. Если кто-нибудь из земских пытался вытащить что-либо из воды, того вешали. Затем были казнены все пленные иноземцы; большую часть их составляли поляки с их женами и детьми и те из русских, которые поженились на чужой стороне. Были снесены все высокие постройки; было иссечено все красивое: ворота, лестницы, окна. Опричники увели также несколько тысяч посадских девушек. Некоторые из земских переодевались опричниками и причиняли великий вред и озорство; таких выслеживали и убивали. (Генрих Штаден. О Москве Ивана Грозного. М., 1925)
В этом рассказе, вероятно участника событий – опричника Штадена – мы видим, что в воду сбрасывались далеко не трупы, а вещи, товары и прочий конфискат. И показан не геноцид населения, как это описывали выше, но разорение торговых мест, монастырского имущества, и домов богатых горожан (снесены все высокие здания, посечено все красивое: ворота, лестницы, окна). При этом казни иноземцев – учитывая пограничный характер территории, и причину конфликта (заговор высших кругов с целью перейти в подданство Литвы) – объясняются искоренением заговора и логикой военного времени. В то время как другие "свидетели" рисуют безумство тирана убивающего своих подданных чуть ли не ради забавы и «насыщения».
Анализируя вышеприведенные отрывки, складывается впечатление, что у авторов было желание перещеголять других повествователей в описании ужасов. И так, как большая часть текстов предназначалась для читателя западного, имевшего о «Московии» самые туманные представления, то в фантазиях не ограничивались. Были ли это фантазии авторов, или пересказчиков, с чьих слов писались эти «свидетельства», не суть важно. Важно, что историки и потомки восприняли басни за правду, и приводят их в качестве «свидетельств» очевидцев.
Если же взять новгородскую «Повесть…», то к ней тоже должно относиться критически. Ведь время ее написания Институт русской литературы РАН предположительно относит к 80-90 гг XVI столетия – т.е. она писалась через 10-20 лет после событий. Составитель, не является нейтральным, и имеет желание обелить Новгород – отвести от новгородцев подозрение в измене. Поэтому может искажать факты или гиперболизировать события.
В этой связи нужно крайне серьезно отнестись к ремарке путешественника Якоба Ульфельдта, описавшего страшные ужасы со слов неких новгородцев "это и кажется маловероятным и далеким от истины, однако все это в действительности так и было, как я узнал в России от людей, достойных доверия, то есть от тех, которые до сих пор живут в Новгороде под властью Московита". И как видим, для иностранного путешественника они "достойны доверия" только потому, что живут в Новгороде или называются современниками тех событий.
Таким образом, становится понятно, что через 8-10 лет после описанных событий, в Новгороде были люди крайне заинтересованные в распространении преувеличенной и откровено ложной информации. И, вероятно, многие из иностранцев, оставивших "свидетельства", были введены в заблуждение этими мифотворцами, и передавали своим соотечественникам то, что слышали от "людей, которые до сих пор живут в Новгороде"... Опять же важно понимать, что во время "погрома" никого из иностранцев, чьи мнения мы приводили выше, кроме опричника Г. Штадена, там скорее всего не было. И. Таубе и Э. Крузе, в своем "Послании..." тоже ссылаются на некие "достоверные сведения" об убийстве десятков тысяч людей. Возможно, что эти сведения ими почерпнуты в той же самой Новгородской "Повести..." или от людей, ее составивших.
Таким образом, мы имеем перед собой сообщения предположительно четырех видов:
- откровенно ложные или хорошо сдобренные фантазией автора или пересказчика («Истинно правдивое описание», А. Шлихтинг)
- переданные с чужих слов (Якоб Ульфельдт, возможно Иоганн Таубе и Элерт Крузе),
- предвзятые и имеющие намерение исказить суть (новгородская «Повесть…»)
- документы и свидетельства очевидцев (вероятно «Синодики опальных», и возможно Г. Штаден)
Как уже ранее было сказано, синодики говорят о 1490 казненных в Новгороде, однако, и в достоверности этого документа высказываются сомнения (см. мнение дореволюционного историка Белова Е.А. http://www.hrono.info/libris/pdf/belov_ivan4.pdf), Рассказ Г. Штадена выделяется из всех. Он как бывший опричник, видевший систему изнутри, знал не только факты, но и отчасти их мотивы, хотя не все ему могло быть известно, и не все поступки русских он мог понимать, оставаясь до конца чужаком в «этой стране», что видно из следующих фраз его автобиографического монолога: «В этой стране всякий иноземец занимает лучшее место, если он в течение известного времени умеет держать себя согласно с местными обычаями…» «Спустя некоторое время бросил я все, уехал в Рыбную Слободу и выстроил там мельницу. Но тщательно обдумывал, как бы уйти из этой страны…» (Генрих Штаден. О Москве Ивана Грозного. М., 1925).
Таким образом мы имеем в наличии крайне мало материала, чтобы составить объективную картину происходившего. И есть необходимость подвергать сомнению большую часть «свидетельств». Поэтому в случае с историей Руси второй половины XVI века, все «свидетельства» надо «делить на десять», то есть, относиться крайне критически.
Мы должны больше уделять внимания косвенным фактам, молчаливо свидетельствующим о характере и истории того времени.
Так одним из подобных косвенных опровержений «мифа об истреблении Новгородцев», может служить следующий факт: После уничтожения Москвы пожаром 1571 года, когда возникла угроза захвата столицы 120 тысячной ордой объединенных турецко-татарских войск, шедших в 1572м году на Москву, Иоанн IV перевозит в Новгород семью и ВСЮ казну тогдашней Руси. Это через два года после «Новгородского погрома»!
«В начале февраля 1572 года в Новгород прибыли обозы с царской казной в лубяных коробах на 450 санях. Казну поместили в подвалы церквей Чудотворца Николая, Пятницы и Жен-мироносиц под круглосуточной охраной стрельцов -"на всякую мощь по 500 человек в смену". Обычной нормой нагрузки подводы было летом - 20 пудов, зимой - 25 пудов. Общий вес доставленной в Новгород казны составлял около 10000 пудов. Потом царь направился в Москву на разряд полков и назначение воевод для отражения предстоящего нападения татар». (А.Р. Андреев «Неизвестное Бородино. Молодинская битва 1572 года. Сражение русского войска под началом князей Воротынского и Хворостинина с войском крымского хана Девлет Гирея под Серпуховом» Документальная хроника XVI века, М. 1997). http://www.hrono.ru/libris/lib_a/andeev08ar.html
Крайне интересный факт. Особенно если учесть, что всего два года назад, здесь якобы было поголовное истребление мирного населения. Царь решается оставить всю казну Руси, в церковных подвалах под охраной каких-то «500 человек в смену» и уезжает. Давайте подумаем, был ли он сумасшедшим, чтобы так понадеяться на город где якобы тысячами топил подо льдом женщин, матерей с детьми и т.п. Нелишне будет напомнить, что Новгородцы даже во времена Орды, однажды уничтожили хорошо вооруженную охрану ордынских «послов» (более тысячи человек) и самих послов, расценив их присутствие как угрозу для Новгорода. Это произошло в 1374 году (еще до Куликовой битвы), когда ханов боялись и князья возили дань, и получали право на княжение. И этот свободолюбивый народ, присоединенный к Московии дедом Иоанна IV, стерпел бы «убийцу», «тирана» и «злодея» в своей земле? Пусть раньше якобы имело место неожиданное нападение. Сейчас же русский царь привез семью, казну и оставил, вероятно, не более тысячи тех самых опричников. Ответ один – нет, не стерпел бы.
И Иоанн IV будучи умным стратегом и расчетливым политиком, не поступил бы так опрометчиво. Скорее всего, он перевез бы казну в любой другой город – только не в Новгород. Хотя бы даже в тот же Псков, откуда его якобы прогнал юродивый (?), и где по причине этого опричные войска не натворили таких дел, как в Новгороде.
Однако ничего подобного. Иоанн IV Васильевич, как ни в чем не бывало привозит казну (читай золотовалютный резерв страны) на 450 санях и оставляет ее как у своих друзей почти без охраны (в подвалах церквей, которые якобы разорял. При охране в одного человека на 25 пудов золота (500 человек на 450 саней)). Правда А.Р. Андреев, пишет в тоне, характерном для большинства хроникеров того периода, что Иоанн «хотел отсидеться в Новгороде», вероятно, ставя ему в вину, что царь не руководил непосредственно военной операцией, как при взятии Казани. Хотя царь вскорости «направился в Москву на разряд полков и назначение воевод для отражения предстоящего нападения татар».
Таким образом, в Новгороде остается семья Иоанна IV и казна Московского царства, при охране ничтожного в общем-то гарнизона. И не в каком-то закрытом со всех сторон каменном кремле, а в городе, где два года назад были «снесены все высокие постройки». В конце мая он снова вернулся в Новгород, где «в преддверии сражения, томясь ожиданием написал завещание - духовную грамоту».
Неправда ли, странный выбор города для того «чтобы отсидеться» – без войск (которые все были брошены на южные рубежи) с семьей и казной. По сути, Иоанн IV временно перенес столицу в Новгород. И это после 1570 го года! Вернее после того, что о нем написано!
Далее начинается строительство Государева двора. Правда «ставка» находилась в Новгороде всего лишь до получения известия о победе в Молодинской битве (6 августа 1572 года).
На сайте посвященном Великому Новгороду, читаем о том, что при Иоанне IV произошли значительные изменения в городе и районе. Строились и расширялись улицы, возводились новые укрепления, возникла третья оборонительная стена. Правда там же присутствует «обязательное» в таких случаях упоминание о тяжести содержания Государева двора, и о «новгородском погроме» - как же без этого.
«Царский двор в Новгороде находился около церкви Никиты, которая была перестроена по приказу Ивана Грозного еще в 1555—1556 годах. Очевидно, тогда же построили и каменный дворец для царя, который с юго-запада примыкал к церкви Никиты….
Царь и его семья оставались в Новгороде до 6 августа 1572 года. По-видимому, уже к тому времени Иван Грозный решил построить в Новгороде Большой царский двор и оттуда управлять опричниками. Земли и поместья опальных новгородских бояр и купцов были переданы во владение опричникам.
Большой царский двор было решено строить на месте древнего Ярославова дворища. Летопись свидетельствует,что в 1571 году обмерили площадь Ярославова дворища, а 15 июня 1572 года «заложил государь избы ставити на споем дворе, на Дворищи». Очевидно, прежде строили вспомогательные деревянные постройки. Из писцовых новгородских книг и по изображению на иконе «Знамение» VIII века известно, что под Большой государев двор была отведена часть Торговой стороны Новгорода вдоль Волхова….
В годы царствования Ивана Грозного в Новгороде и крае произошли большие перемены. В городе, как подтвердили археологические исследования, расширяли улицы, реконструировали оборонительные сооружения. В 80-х годах XVI века в связи с широким распространением огнестрельного оружия были построены новые деревоземляные крепости в Новгороде, Старой Руссе и Ладоге. Укрепления имели не только рвы и земляные валы, но и так называемые «выводные быки» — предшественники бастионов, которые обеспечивали оборону не только по фронту, но и с флангов. Так, в 1583 году в Новгороде возникла третья оборонительная линия — малый земляной город, защищавший каменный детинец» (http://www.vnovgorod.info/oprichnik.html)
Так было или нет разорение Новгорода? Мы можем делать только предположения. Прежде всего, мы видим, что в исторической памяти о времени Иоанна IV довлеет миф о его кровавости и деспотизме, и отсюда все другие мифы – в том числе о «разорении Новгорода» с многотысячными жертвами. Описания отдельных «свидетелей» рисуют картины едва ли не нашествие язычников, убивавших ради забавы многими тысячами беззащитных и неповинных горожан. При этом или вообще не объясняются мотивы кровавых убийц, или эти мотивы ничтожны или бессмысленны (клевета, желание пополнить казну, опричнина – просто как нечто само по себе кровавое и ужасное) и т.п.
Мотивом к походу на мятежные пограничные области стало известие о желании верхнего эшелона власти двух областей осуществить государственный переворот или уйти в подданство соседствующей Литвы. В заговор была втянута вся приказная администрация, управляющая Новгородской землей, и социальные верхи населения, во главе с архиепископом. Нужны были решительные действия, чтобы предотвратить потерю земель, за которые проливали кровь русские воины; земель, которые были жизненно необходимы государству – как ворота к Балтике.
Иоанн IV Васильевич, искоренил мятеж верхов по законам военного времени. Ведь Русь тогда воевала на несколько фронтов: с Крымско-турецкими войсками на юге, Ливонией, Польшей на западе, Швецией на северо-западе и внутренними врагами в лице предателей, стремившихся растянуть страну снова на удельные княжества.
Можно спорить, было ли оправданным казнить пленных иноземцев («большую часть их составляли поляки с их женами и детьми и те из русских, которые поженились на чужой стороне»), и разорять лавки торговцев, следовало ли трогать имущество монастырей, и сносить высокие строения, «посекать все красивое» (ворота, лестницы, окна)… Но факт остается фактом, Псковская и Новгородская области не были отторгнуты от Царства Московского. В противном случае, если бы заговор удался, это сделало проблематичным не только выход к Балтике, но и само дальнейшее существование зарождающейся Руси. Более того, можно полагать, что злоба на царя и желчь, изливавшаяся долгое время потом в написании пасквилей и басен, была у верхушки, но не у горожан. Иначе бы всего через два года глава государства с семей и казной не смог бы укрываться за стенами Новгорода.
Значит, действия царя были, в общем и целом, справедливыми – в том числе и с точки зрения самих горожан. Можно предположить, что «снося высокие строения» и «посекая красивое» воины Иоанна IV карали местных «олигархов» и разоряли места их проживания – выдававшиеся на общем фоне. Вероятно, это же «неправедное» имущество конфисковывалось или топилось в реке. Далее, Г. Штаден показывает, что под видом опричников действовали и переодетые земские, желавшие грабить. Но таких выявляли и убивали. В общем практика не новая.
Если бы имело место несправедливое по народным понятиям разграбление народа Новгородского, или тем более истребление неповинных людей тысячами и десятками тысяч, то это бы вызвало восстания. И кон