Зачем ты размываешь всегда чей-то ответ или вопрос СВОИМИ домыслами? Зачем?Мафусал пишет:
Вопрос: разве Господь не знал, каков Саул? Знал. Почему же Он помазал его на царство? Для этого нужно увидеть и понять саму суть возникновения царя. Об этом во всей подробности рассказывает Ветхий Завет. Изначально, как говорит Библия, каждый имел закон Божий в своём сердце и исполнял его. То есть имел чистую совесть и пребывал в воле Божьей. Но после вавилонского смешения в народе возникло разногласие, ибо каждый стал понимать закон Божий по-своему и исполнять Его волю тоже по-своему.
Поэтому когда народ оказывался перед выбором, куда пойти: налево или направо - трудно было прийти к общему решению. Возникла необходимость как-то узнавать волю Божью, чтобы действовать согласно ей. Тогда Господь дал народу пророков, которые и возвещали народу Его волю. Вот что говорит Священное Писание в Книге Исход.
Пророк стал посредником между народом и Богом. Но, как позже говорит Иисус Христос: нет пророка в своём отечестве. Ибо грех стал умножаться в человечестве, и вера пророкам стала угасать. Люди стали требовать нечто более очевидное для них, чем просто человек. Господь предусмотрел это и дал народу рукотворное устройство, посредством которого мог бы возвещать Свою волю. Это устройство мы называем сегодня: оракул. А в Библии оно описано как Скиния Ковчега, устроенная по слову Господа Моисеем.
И пр. и пр.
.
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+24
Мафусал
Нюся
Валерий (Миклош)
Андрей Кир
Михаил_
Veronika
Елена-христианка
noname
Александр А
Aleksandr ark
miha61
Сан-Саныч
Перестукин
Luchik
Национал - патриот
Джек Восьмеркин
КамазЪ
Дим21
Смердяков
Евгений Сумский
Алина
Михаил55
Admin
Стахий
Участников: 28
Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 631
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 632
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Елена, старообрядец старообрядцу рознь. Факт то, что они сохранили до наших дней многое из древности в неповреждённом виде. А это очень важно. Это ценить нужно.Елена-христианка пишет:
Если мы будем рассматривать историю России через призму раскольников, то никогда не придем к правде.
А насчет Филиппа и Корнилия все есть в летописях. В этой теме ранее уже озвучено.
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 633
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Вот именно, что нелепо, но ведь нашлись такие и ныне находятся.Мафусал пишет:Отчаяние - да, присутствует. Но именно безысходное, безумное отчаяние. Обвинять художника конечно нелепо.
Да и увидел антипод в одном монархе.Мафусал пишет:Он увидел обратную сторону абсолютной монархии. Антипод её Божественной сущности.
Дайте, конечно, но разве это изменит св. Предание, в котором тоже "всё по полочкам разложено"? Как с ним быть? Мы имеем слова св. ПРЕДАНИЯ против слов КОГО конкретно? КОМУ мы более верим: ПРЕДАНИЮ или КОМУ-ТО? Хотелось бы узнать их имена. "Страна должна знать своих героев".Мафусал пишет:Насчёт предания о Филиппе и Корнилии объяснения есть. У старообрядцев это всё по полочкам разложено. Если вспомню и найду что, дам ссылку.
http://azbyka.ru/days/sv-filipp-kolychev
Святитель Филипп Московский (Колычев), митрополит
ЖИТИЕ
…царь со всей дружиной двинулся против Новгорода и Пскова и отправил впереди себя опричника Малюту Скуратова в Отрочь монастырь. Святой Филипп за три дня предсказал о предстояв-шей своей кончине и приготовился к ней принятием Святых Таин. Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. «Не кощунствуй, — сказал ему святой Филипп, — а делай то, зачем пришел». Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты (23 декабря 1569 г.)
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6898.htm
«…царь со всей дружиной двинулся против Новгорода и Пскова и отправил впереди себя опричника Малюту Скуратова в Отрочь монастырь. Святой Филипп за три дня предсказал о предстояв-шей своей кончине и приготовился к ней принятием Святых Таин. Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. «Не кощунствуй, — сказал ему святой Филипп, — а делай то, зачем пришел». Малюта бросился на святителя и задушил его.»
http://days.pravoslavie.ru/Life/life179.htm
«23 декабря 1569 года, святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова.»
http://www.patriarchia.ru/db/text/1047493.html
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского
«…царь дает указание Малюте Скуратову убить митрополита, что тот и совершает.»
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 634
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
http://www.predanieneo.com/t7347p750-topic#438639
Давайте повременим несколько с закрытием.Нюся пишет:Я предлагаю тему о царя Иоанне закрыть. Мне уже всё равно - убил, не убил.
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 635
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
В отношении св. Корнилия имеется и свидетельство от арх. Иоанна Крестьянкина.
Так кому верить будем? Авторитетным источникам или рЫволюционным домыслам?
http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/saint/30-prepodobnomuchenik-kornilij-igumen-pecherskij — сайт Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
Вот что записано о мученической кончине преподобного игумена Корнилия в летописи XVII века, составленной иеродиаконом Питиримом и являющейся первоисточником наших сведений: «…от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище…»
В одной древней рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевской Лавры (Устрялов И. Сказания кн. Курбского, изд. II. — СПб., 1842; “Синодик”, с. 422; Описание... с. 53), написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь.
http://www.patriarchia.ru/db/text/909327.html — оф. сайт МП
http://azbyka.ru/days/sv-kornilij-pskovo-pecherskij
Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский, игумен
ЖИТИЕ
…в летописи, составленной иеродиаконом Питиримом, записано: «…от тленнаго сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище…»
В древней рукописи Троице-Сергиевой Лавры написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота с крестом на встречу царя, разгневанный ложным наветом Иоанн своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».
http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Krestjankin/propovedi-raznoe
…проповеди насельника Псково-Печерской обители, нашего монастырского духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Krestjankin/propovedi-raznoe=1_9
Слово о печерском игумене преподобномученике Корнилии
…
Знаете вы, что есть в обители «кровавая дорожка», по которой по преданию раскаявшийся царь на своих руках нес обезглавленное тело до Успенского храма.
…
Как говорит предание, увидев окровавленное бездыханное тело, царь «опомнился»...
Он-то опомнился и раскаялся в своем поступке, но прекрасная светлая жизнь игумена монастыря прервалась...
…эти вдумчивые глаза последний раз посмотрели на Иоанна Грозного в тот самый момент, когда он занёс меч над головой преподобного. Царь часто рассказывал, что взгляд игумена в последующее время не давал ему покоя, вставая перед его мысленным взором.
…
Совершив роковую ошибку, царь опомнился и раскаялся... Но прекрасная жизнь человека прервалась и труды его прекратились.
Проверим себя. Не повторяем ли и мы поступка грозного царя? А ведь многие из нас считают позволительным для себя не сдерживать вспышек гнева. С недопустимой легкостью оправдывают они свое поведение, говоря о себе: «Я очень раздражительный», будто бы этим можно извинить их грубость и резкие, оскорбительные поступки. Мы сейчас не носим при себе оружия. Но как часто наш «отточенный» злой язык повторяет необузданность Иоанна Грозного и мы совершаем ту же роковую ошибку. И хорошо еще, если мы раскаемся, подобно Грозному. Но часто и этого у нас не бывает...
….
20 февраля (5 марта) 1981 года
Слово в день памяти преподобномученика Корнилия
…
…назидает нас и мученическая его кончина.
Вспышка гнева царя, поверившего клевете на блаженного игумена, прервала прекрасную жизнь человека... Как повествует летопись, царь сразу раскаялся в своем безумном поступке. Но вернуть преподобному жизнь уже не мог. Он поднял безжизненное тело и на своих руках донес до Успенской церкви. Кровь, струясь из раны, падала на землю. И в память об этом событии аллея от святых врат до церкви до сих пор носит название «кровавой дорожки».
Что же здесь поучительного для нас, дорогие мои? Царь раскаялся – а жизнь прервана. Подумайте, как часто и мы, не убивая физически, наносим смертельный удар ближнему, подчас совсем и не виновному.
Да еще и оправдываем себя тем, что мы очень раздражительны и не можем себя сдерживать. Нет, дорогие мои, это не оправдание для верующего человека.
…гнев, дорогие мои, это гибельная болезнь нашей души, с которой мы должны всеми силами бороться.
...
20 февраля (5 марта) 1986 года
Так кому верить будем? Авторитетным источникам или рЫволюционным домыслам?
http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/saint/30-prepodobnomuchenik-kornilij-igumen-pecherskij — сайт Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
Вот что записано о мученической кончине преподобного игумена Корнилия в летописи XVII века, составленной иеродиаконом Питиримом и являющейся первоисточником наших сведений: «…от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище…»
В одной древней рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевской Лавры (Устрялов И. Сказания кн. Курбского, изд. II. — СПб., 1842; “Синодик”, с. 422; Описание... с. 53), написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь.
http://www.patriarchia.ru/db/text/909327.html — оф. сайт МП
http://azbyka.ru/days/sv-kornilij-pskovo-pecherskij
Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский, игумен
ЖИТИЕ
…в летописи, составленной иеродиаконом Питиримом, записано: «…от тленнаго сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище…»
В древней рукописи Троице-Сергиевой Лавры написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота с крестом на встречу царя, разгневанный ложным наветом Иоанн своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».
http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Krestjankin/propovedi-raznoe
…проповеди насельника Псково-Печерской обители, нашего монастырского духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Krestjankin/propovedi-raznoe=1_9
Слово о печерском игумене преподобномученике Корнилии
…
Знаете вы, что есть в обители «кровавая дорожка», по которой по преданию раскаявшийся царь на своих руках нес обезглавленное тело до Успенского храма.
…
Как говорит предание, увидев окровавленное бездыханное тело, царь «опомнился»...
Он-то опомнился и раскаялся в своем поступке, но прекрасная светлая жизнь игумена монастыря прервалась...
…эти вдумчивые глаза последний раз посмотрели на Иоанна Грозного в тот самый момент, когда он занёс меч над головой преподобного. Царь часто рассказывал, что взгляд игумена в последующее время не давал ему покоя, вставая перед его мысленным взором.
…
Совершив роковую ошибку, царь опомнился и раскаялся... Но прекрасная жизнь человека прервалась и труды его прекратились.
Проверим себя. Не повторяем ли и мы поступка грозного царя? А ведь многие из нас считают позволительным для себя не сдерживать вспышек гнева. С недопустимой легкостью оправдывают они свое поведение, говоря о себе: «Я очень раздражительный», будто бы этим можно извинить их грубость и резкие, оскорбительные поступки. Мы сейчас не носим при себе оружия. Но как часто наш «отточенный» злой язык повторяет необузданность Иоанна Грозного и мы совершаем ту же роковую ошибку. И хорошо еще, если мы раскаемся, подобно Грозному. Но часто и этого у нас не бывает...
….
20 февраля (5 марта) 1981 года
Слово в день памяти преподобномученика Корнилия
…
…назидает нас и мученическая его кончина.
Вспышка гнева царя, поверившего клевете на блаженного игумена, прервала прекрасную жизнь человека... Как повествует летопись, царь сразу раскаялся в своем безумном поступке. Но вернуть преподобному жизнь уже не мог. Он поднял безжизненное тело и на своих руках донес до Успенской церкви. Кровь, струясь из раны, падала на землю. И в память об этом событии аллея от святых врат до церкви до сих пор носит название «кровавой дорожки».
Что же здесь поучительного для нас, дорогие мои? Царь раскаялся – а жизнь прервана. Подумайте, как часто и мы, не убивая физически, наносим смертельный удар ближнему, подчас совсем и не виновному.
Да еще и оправдываем себя тем, что мы очень раздражительны и не можем себя сдерживать. Нет, дорогие мои, это не оправдание для верующего человека.
…гнев, дорогие мои, это гибельная болезнь нашей души, с которой мы должны всеми силами бороться.
...
20 февраля (5 марта) 1986 года
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 636
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Нет, Миш, не будем касаться светлой памяти св.Митрополита Филиппа и св.Корнилия Печерского, не позволим, вернее Церковь Христова не позволит!
Это уже перебор! Кому-то очень хочется поколебать Русскую Православную Церковь, помутить водичку, рыбёху некую словить...
И царя Ивана приплели потиху...
Закрывайте, просим, тему про царя Ивана. Пусть мирно почивает. А то не красиво совсем получается.
Это уже перебор! Кому-то очень хочется поколебать Русскую Православную Церковь, помутить водичку, рыбёху некую словить...
И царя Ивана приплели потиху...
Закрывайте, просим, тему про царя Ивана. Пусть мирно почивает. А то не красиво совсем получается.
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 637
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
"Человек окружён непонятностями:
иные разъясняются ему в течение жизни, а иные оставляются до другой жизни: там узрится. И это даже для богопросвещенных умов.
Отчего же не открывается теперь? Оттого, что иное невместимо, стало быть нечего и говорить о нём; иное не сказывается по врачебным целям, т. е. было бы вредно знать преждевременно. В другой жизни многое разъяснится, но откроются другие предметы и другие тайны. Сотворённому уму никогда не избыть тайн непостижимых. Ум бунтует против этих уз: но бунтуй - не бунтуй, а уз таинственности не разорвёшь. Смирись же, гордый ум, под крепкую руку Божию и веруй!"
( св. Феофан Затворник. Мысли на каждый день) Сегодня.
иные разъясняются ему в течение жизни, а иные оставляются до другой жизни: там узрится. И это даже для богопросвещенных умов.
Отчего же не открывается теперь? Оттого, что иное невместимо, стало быть нечего и говорить о нём; иное не сказывается по врачебным целям, т. е. было бы вредно знать преждевременно. В другой жизни многое разъяснится, но откроются другие предметы и другие тайны. Сотворённому уму никогда не избыть тайн непостижимых. Ум бунтует против этих уз: но бунтуй - не бунтуй, а уз таинственности не разорвёшь. Смирись же, гордый ум, под крепкую руку Божию и веруй!"
( св. Феофан Затворник. Мысли на каждый день) Сегодня.
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 638
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Не позволит, Нюся, и я хотел это наглядно показать.Нюся пишет:Нет, Миш, не будем касаться светлой памяти св.Митрополита Филиппа и св.Корнилия Печерского, не позволим, вернее Церковь Христова не позволит!
Не получится.Нюся пишет:Это уже перебор! Кому-то очень хочется поколебать Русскую Православную Церковь, помутить водичку, рыбёху некую словить...
И царя Ивана приплели потиху...
Нюся, я только начал "въезжать" в тему.Нюся пишет:Закрывайте, просим, тему про царя Ивана. Пусть мирно почивает. А то не красиво совсем получается.
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 639
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
23 страницы...
Просматривается вывод, что Ни по характерным личным качествам, Ни по поступкам, часто противоречащим поступкам святого человека - царь Иоанн IV, он же Грозный Не может по совести прославлен, как святой жизни и веры человек. А взятие Казани и "чистка" бояр и недовольных - это не повод, как не посмотри. Кому нравится такой ТИП правления в корне - дело выбирающего этот тип. Если этот тип правления будет явлен - то на это Бог посмотрит. Врагов надо пресекать, но перед этим надо Бога вопросить, Святого Духа. Есть таковые во властех? Я не знаю.
Просматривается вывод, что Ни по характерным личным качествам, Ни по поступкам, часто противоречащим поступкам святого человека - царь Иоанн IV, он же Грозный Не может по совести прославлен, как святой жизни и веры человек. А взятие Казани и "чистка" бояр и недовольных - это не повод, как не посмотри. Кому нравится такой ТИП правления в корне - дело выбирающего этот тип. Если этот тип правления будет явлен - то на это Бог посмотрит. Врагов надо пресекать, но перед этим надо Бога вопросить, Святого Духа. Есть таковые во властех? Я не знаю.
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 640
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
В теме до сих пор не было авторитетных отзывов о статье о. Иоанна Снычёва, процитированной Ольгой Софией. Начну, пожалуй.
http://www.k-istine.ru/pseudoconfession/pseudoconfession-022.htm
Осторожно: искушение псевдоправославием
Иоанн Грозный - для современников Иоанн Мучитель
Фома, № 4 (36) апрель, 2006
Александр Леонидович Дворкин…
В 1980 году закончил Нью-йоркский университет со степенью бакалавра по специальности "Русская литература". Продолжил образование в Свято-Владимирской Православной духовной академии, которую закончил в 1983 году со степенью кандидата богословия. В 1988 году в Фордхемском университете (Нью-Йорк) под руководством протопресвитера Иоанна Мейендорфа защитил докторскую диссертацию "Иван Грозный как религиозный тип" ("Ivan the Terrible as a Religious Type"), которая недавно издана в России отдельной книгой.
Те, кто считают Грозного мудрым и высоконравственным правителем, чаще всего основываются на книге "Самодержавие духа", подписанной именем покойного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) .
Но в книге все эти сенсационные заявления не снабжены никакими ссылками, там нет никакого справочного аппарата.
оснований нет, а есть лишь голословные заявления
эти идеи, будто некое тайное сообщество сфальсифицировало историческую науку – любимая тема малограмотных историков.
жестокость царя Ивана была безусловной жестокостью и по меркам XVI века.
Жестокость, бессудность и кровопролитие для русской истории, в целом, нехарактерны...
два самых жестоких русских правителя – это два западника на троне нашего государства: Иван Грозный и Петр Первый.
Если же на первое место ставится мощь государства – человек незаметно для себя теряет Христа.
http://www.k-istine.ru/pseudoconfession/pseudoconfession-022.htm
Осторожно: искушение псевдоправославием
Иоанн Грозный - для современников Иоанн Мучитель
Фома, № 4 (36) апрель, 2006
Александр Леонидович Дворкин…
В 1980 году закончил Нью-йоркский университет со степенью бакалавра по специальности "Русская литература". Продолжил образование в Свято-Владимирской Православной духовной академии, которую закончил в 1983 году со степенью кандидата богословия. В 1988 году в Фордхемском университете (Нью-Йорк) под руководством протопресвитера Иоанна Мейендорфа защитил докторскую диссертацию "Иван Грозный как религиозный тип" ("Ivan the Terrible as a Religious Type"), которая недавно издана в России отдельной книгой.
Те, кто считают Грозного мудрым и высоконравственным правителем, чаще всего основываются на книге "Самодержавие духа", подписанной именем покойного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) .
Но в книге все эти сенсационные заявления не снабжены никакими ссылками, там нет никакого справочного аппарата.
оснований нет, а есть лишь голословные заявления
эти идеи, будто некое тайное сообщество сфальсифицировало историческую науку – любимая тема малограмотных историков.
жестокость царя Ивана была безусловной жестокостью и по меркам XVI века.
Жестокость, бессудность и кровопролитие для русской истории, в целом, нехарактерны...
два самых жестоких русских правителя – это два западника на троне нашего государства: Иван Грозный и Петр Первый.
Если же на первое место ставится мощь государства – человек незаметно для себя теряет Христа.
- Спойлер:
- Но в этой книге просто утверждается, будто практически все предшествующие историки, писавшие об Иоанне Грозном, ошибались, были недобросовестны, исходили не из тех летописных свидетельств... а на самом деле все совсем иначе. На основании чего делаются такие выводы? Может, автор открыл новые летописные свидетельства, новые рукописи? Тогда пусть предъявит их миру, чтобы все могли с ними ознакомиться. Но в книге все эти сенсационные заявления не снабжены никакими ссылками, там нет никакого справочного аппарата. Вести научный спор в такой ситуации просто невозможно. С другой стороны, наивно возлагать на Ивана Грозного вину за все последующие беды Руси. Мы ведь не в состоянии проследить все причинно-следственные связи. Это тоже ненаучный подход. Но достаточно и тех бед, которые произошли с российским государством во время правления Ивана IV. К концу его царствования страна была в разоренном состоянии, она вовсе не была сильной – напротив, все завоевания, которые ему удалось провести в начале своего царствования, впоследствии были фактически нивелированы его разрушительной политикой. Да и Смутное время, когда русское государство, по сути, распалось, тоже было последствием царствования Ивана Грозного. Если найдутся какие-то серьезные основания для пересмотра исторической оценки царствования Ивана IV – что ж, их можно рассмотреть и оценить. Но пока таких оснований нет, а есть лишь голословные заявления. <сторонники "исторической реабилитации" Ивана Грозного > утверждают, что о злодеяниях царя Ивана мы знаем в основном по свидетельствам иностранцев. А иностранцам априори доверять нельзя, потому что все они были врагами русского государства и стремились всё оклеветать. Это – пример недобросовестной аргументации. Каждое свидетельство надо отдельно изучать и оценивать, каковы были интересы человека, его оставившего. Например, то, что Ивану Грозному после четвертого брака было запрещено причащаться, нам известно из сочинений Антонио Поссевино, иезуита и посланника Папы при дворе Ивана Грозного. Он оставил подробнейшие записки о Московии. Относился он к ней, несомненно, враждебно. Однако, поскольку его записки – не что иное как пособие для будущих католических миссионеров, которые должны были приехать на Русь и обращать московитов в римо-католичество, Поссевино был заинтересован в максимально точной информации. Иначе его пособие не принесло бы пользы. И то, что он написал о запрете царю Ивану причащаться – это скорее невольный комплимент Русской Православной Церкви того времени. Будь у него задача создать пасквиль, он бы непременно написал, что Церковь раболепствует перед безумным и развратным тираном и все ему разрешает. Вообще, все эти "теории заговора", все эти идеи, будто некое тайное сообщество сфальсифицировало историческую науку – любимая тема малограмотных историков. жестокость царя Ивана была безусловной жестокостью и по меркам XVI века. И современники Ивана Грозного были в шоке от нее. Кстати говоря, прозвище "Грозный" появилось уже после его смерти. А при жизни его называли "Мучителем". И тут я бы вот еще что отметил. Есть либеральная точка зрения, согласно которой Иван Грозный – это такое же типичное явление русской истории, как и Петр Первый, и Сталин. Беззаконие, казни, кровь – это, дескать, было у нас всегда, в отличие от просвещенной Европы. Другая точка зрения – противоположная: кровь и казни – это все русофобские выдумки, а на самом деле все у нас было замечательно, была тишь да гладь... Я же считаю, что не правы ни те, ни другие. Жестокость, бессудность и кровопролитие для русской истории, в целом, нехарактерны... А вот для европейского Ренессанса жестокость и кровопролитие были намного более типичными. Вот и Иван Грозный – типичный правитель эпохи Возрождения, его модель правления – совершенно западноевропейская. Это, кстати, один из главных выводов моего исследования об этом государе. Его поведение скорее было характерно для Западной Европы, чем для православного государства. Поэтому осуждение его жестокости не очерняет русскую историю, а напротив, обеляет – именно потому, что правление Грозного было совершенно нетипичным для Руси. Собственно, два самых жестоких русских правителя – это два западника на троне нашего государства: Иван Грозный и Петр Первый. У православного человека должна быть определенная иерархия ценностей, высшая из которых – Христос, а все остальное имеет значение лишь в той мере, в какой соотносится с Ним. Если же на первое место ставится мощь государства – человек незаметно для себя теряет Христа."
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 641
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
[quote="Михаил_"]
Да, показано в теме не мало, что царь Иоанн - фигура противоречивая, а Церковь - не фальсификатор фактов. Иначе на Ней не было бы Святого Духа. Не надо Его хулить.
Вот житие и прославление Церковью младенца-мученика Гавриила Белостокского. В некоторым его кратких житиях уже НЕ встречается, что его убил ...еврей, еврей, ненавистник Христианства и Самого Христа. Да и в Церкви нонешной как-то не стараются на день этого святого что-то и сказать с амвона. Надеюсь, не везде. Про евреев надо говорить только хорошо и желательно только как о пострадавших. Но разве это так? Нет евреев, после Распятия Христа и лишения за это их храма, ненавидящих Христа и христиан? Но мальчик оказался святым, и свидетельств было много, думаю, и сейчас найдутся.
Cвятой младенец-мученик Гавриил Белостокский
Дни памяти: Апрель 20, Май 9, Июнь 4 (Белорус.)
Cвятой младенец-мученик Гавриил Белостокский рРодился 22 марта 1684 г. в деревне Зверки, Белостокского уезда, Гродненской губернии, в семье благочестивых крестьян Петра и Анастасии. Он рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность к созерцательному уединению. В 1690 г. 11 апреля мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле. Вскоре приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увёз его в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила, при большом стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ храма.
Через 30 лет после погребения мощи св. Гавриила оставались нетленными. В 1746 г. храм, в котором был погребен младенец, сгорел, но святые мощи уцелели. Частично обгорела ручка, но когда святые мощи были перенесены в монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей. Св. Гавриил считается целителем детей. Святые мощи его несколько раз меняли место своего пребывания. С 1944 по 1992 гг. они хранились в Гродненской Покровской церкви, откуда торжественно были перенесены в Свято-Никольский собор г. Белостока.[/img]
Св. Гавриил считается целителем детей. Святые мощи его несколько раз меняли место своего пребывания. С 1944 по 1992 гг. они хранились в Гродненской Покровской церкви, откуда торжественно были перенесены в Свято-Никольский собор г. Белостока.
Да, показано в теме не мало, что царь Иоанн - фигура противоречивая, а Церковь - не фальсификатор фактов. Иначе на Ней не было бы Святого Духа. Не надо Его хулить.
Вот житие и прославление Церковью младенца-мученика Гавриила Белостокского. В некоторым его кратких житиях уже НЕ встречается, что его убил ...еврей, еврей, ненавистник Христианства и Самого Христа. Да и в Церкви нонешной как-то не стараются на день этого святого что-то и сказать с амвона. Надеюсь, не везде. Про евреев надо говорить только хорошо и желательно только как о пострадавших. Но разве это так? Нет евреев, после Распятия Христа и лишения за это их храма, ненавидящих Христа и христиан? Но мальчик оказался святым, и свидетельств было много, думаю, и сейчас найдутся.
Cвятой младенец-мученик Гавриил Белостокский
Дни памяти: Апрель 20, Май 9, Июнь 4 (Белорус.)
Cвятой младенец-мученик Гавриил Белостокский рРодился 22 марта 1684 г. в деревне Зверки, Белостокского уезда, Гродненской губернии, в семье благочестивых крестьян Петра и Анастасии. Он рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность к созерцательному уединению. В 1690 г. 11 апреля мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле. Вскоре приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увёз его в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила, при большом стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ храма.
Через 30 лет после погребения мощи св. Гавриила оставались нетленными. В 1746 г. храм, в котором был погребен младенец, сгорел, но святые мощи уцелели. Частично обгорела ручка, но когда святые мощи были перенесены в монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей. Св. Гавриил считается целителем детей. Святые мощи его несколько раз меняли место своего пребывания. С 1944 по 1992 гг. они хранились в Гродненской Покровской церкви, откуда торжественно были перенесены в Свято-Никольский собор г. Белостока.[/img]
Св. Гавриил считается целителем детей. Святые мощи его несколько раз меняли место своего пребывания. С 1944 по 1992 гг. они хранились в Гродненской Покровской церкви, откуда торжественно были перенесены в Свято-Никольский собор г. Белостока.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 642
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Возражать Патриарху мы конечно не будем. Но я не удивлюсь, если в нужный час сам Филипп явится Церкви и засвидетельствует правду о царе Иоанне.Михаил_ пишет:
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского
«…царь дает указание Малюте Скуратову убить митрополита, что тот и совершает.»
Но, повторюсь, даже если бы сейчас мы вдруг обрели стопроцентное доказательство невиновности царя и в убийстве сына, и в убийстве Филиппа, и Корнилия, и новгородцев, это не означало бы его святости и необходимости канонизации. Это означало бы лишь то, что Иоанн Грозный - это не кровавый тиран и исчадие ада, а просто нормальный, благочестивый русский царь. Как и многие другие русские князья и цари. Означало бы реабилитацию, а не канонизацию.
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 643
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Михаил_ пишет:Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского
«…царь дает указание Малюте Скуратову убить митрополита, что тот и совершает.»
Находятся желающие и патриарху возразить, в чём лично я не усматриваю ничего противозаконного, и св. Преданию, а вот это уже посерьёзней.Мафусал пишет:Возражать Патриарху мы конечно не будем.
И я не удивлюсь.Мафусал пишет:Но я не удивлюсь, если в нужный час сам Филипп явится Церкви и засвидетельствует правду о царе Иоанне.
И я повторюсь, даже если бы сейчас мы вдруг обрели ещё одно доказательство ВИНОВНОСТИ царя и в убийстве сына, и в убийстве Филиппа, и Корнилия, и новгородцев, это перечеркнуло бы совсем попытки его реабилитации, и означало бы, что вовсе он НЕ нормальный, благочестивый русский царь, а именно кровавый тиран, как и написано в св. Предании.Мафусал пишет:Но, повторюсь, даже если бы сейчас мы вдруг обрели стопроцентное доказательство невиновности царя и в убийстве сына, и в убийстве Филиппа, и Корнилия, и новгородцев, это не означало бы его святости и необходимости канонизации. Это означало бы лишь то, что Иоанн Грозный - это не кровавый тиран и исчадие ада, а просто нормальный, благочестивый русский царь. Как и многие другие русские князья и цари. Означало бы реабилитацию, а не канонизацию.
Просто воспользовался Вашими же словами.
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 644
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
У старообрядцев, кстати, и о якобы еретичности нашей Церкви тоже "всё по полочкам разложено".Мафусал пишет:Насчёт предания о Филиппе и Корнилии объяснения есть. У старообрядцев это всё по полочкам разложено. Если вспомню и найду что, дам ссылку.
Они же кричали в своё время: "И весь народ сказал: "кровь Его на нас и на детях наших"" (Мтф.27:25). Что же тут добавить? Находятся желающие и перепроверить факты, изложенные в житие свмч. Гавриила белостокского, и в св. Евангелии усмотреть проявления антисемитизма. У ненавистников Христа тоже находятся свои обелители, но это уже отдельная большая тема.Нюся пишет:Про евреев надо говорить только хорошо и желательно только как о пострадавших. Но разве это так? Нет евреев, после Распятия Христа и лишения за это их храма, ненавидящих Христа и христиан?
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 645
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Да, Михаил, мы снова упираемся в точку непостижимости. Доказательств нет, но есть Предание. Верить Преданию или нет - выбор каждого.Михаил_ пишет:
И я повторюсь, даже если бы сейчас мы вдруг обрели ещё одно доказательство ВИНОВНОСТИ царя и в убийстве сына, и в убийстве Филиппа, и Корнилия, и новгородцев, это перечеркнуло бы совсем попытки его реабилитации, и означало бы, что вовсе он НЕ нормальный, благочестивый русский царь, а именно кровавый тиран, как и написано в св. Предании.
Просто воспользовался Вашими же словами.
Петра- Бакалавр форума
- Сообщения : 2199
Дата регистрации : 2012-10-15
Возраст : 64
Откуда : м.Свобода
Вероисповедание : Православная христианка
- Сообщение 646
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Царю, пророку и псалмопевцу, о котором Сам Бог сказал: нашёл Я человека по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои (Деян.13:22), - и который отвоевал у окружающих народов-идолопоклонников место на земле для обитания народа Божия, Израиля, сказано также было Богом, что не он построит дом Божий, храм, поскольку из-за войн, которые приходилось ему вести, руки у него в крови.Нюся пишет:царь Иоанн IV, он же Грозный Не может по совести прославлен, как святой жизни и веры человек. А взятие Казани и "чистка" бояр и недовольных - это не повод, как не посмотри. Кому нравится такой ТИП правления в корне - дело выбирающего этот тип.
Таков же был и первый русский царь Иоанн Грозный, исторической задачей которого было завоевание просто территории, в границах которой могла бы существовать православная Русь.
Если провести аналогию, то это - Ветхий Завет и жизнь под законом.
Последний русский царь, Николай Второй, был кротким, а не Грозным, но и его предали и убили.
Это образ Нового Завета и жизни в благодати.
Однако, есть люди, которые
1. ни под Законом не хотят ходить, как не послушные отцу дети, - жалуются и кричат о тирании и стремятся вырваться из "неволи";
2. ни по закону любви, хотя и выросли, жить и любить не могут: когда их любят - наглеют и свободу понимают как вседозволенность, вместо того, чтобы в ответ любить и служить - не рабски и поневоле, из-за страха наказания, - а как взрослый сын отцу!
Ну никак не заставишь таких Богу служить: ни принуждением совести и страхом наказания, ни любовью и лаской, и собственным примером...
32 Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.
33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.
34 Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Лк.7:32-34).
Здесь Господь укоряет таких "детей".
А не "цари виноваты".
Бог ВСЕГДА давал России таких царей, которые и нужны были в тот или иной временной отрезок её, России, развития и взросления, по духовному состоянию народа.
Veronika- Корифей форума
- Сообщения : 7758
Дата регистрации : 2012-01-16
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 647
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
У каждого свои авторитеты.Михаил_ пишет:В теме до сих пор не было авторитетных отзывов о статье о. Иоанна Снычёва, процитированной Ольгой Софией. Начну, пожалуй.
...
Продолжение следует.
...
Никаких продолжений, Михаил, "концерт" окончен! ) Пост.
Царю Иоанну Вы не повредите, а вот себе..?
На те вопросы, на которые собиралась ответить Вам, отвечать ужЕ нет никакого желания,
да и времени нет, заниматься препирательствами.
Вам, скорее всего, это не надо, Вы хотите слышать только свое мнение.
Сколько было противников прославления святого Царя Николая! Слава Богу прославили!
А я его уже и до прославления очень почитала, сердце уверилось и все.
Сходите на Службу в Архангельский собор Кремля...
В тропаре святому благоверному царевичу Димитрию сказано про родителей царевича.
Ин тропарь, глас 2:
Яко благочестиваго корене боголюбивый произыде плод, яко агня незлобиво, неповинно во младенстве заклан бысть от властолюбца вкупе и злаго раба. Тем, яко златыми крылы, душевною чистотою и младенческим незлобием к Небесней высоте возлетел еси, страстотерпче Димитрие. И ныне кровь твоя от земли тайно вопиет к Богу, яко Авеля праведнаго. Сего ради покланяемся верою ти, славяще прославльшаго тя Бога, Егоже моли стране нашей богоугодней быти и сыновом русским спастися.
Время все расставит по местам.
[mod]Тему закрываю. Думаю, что все высказались, незачем ходить по кругу.
Будет, что важное сказать по теме, пишите в ЛС, откроем после Рождества.[/mod]