Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+24
Мафусал
Нюся
Валерий (Миклош)
Андрей Кир
Михаил_
Veronika
Елена-христианка
noname
Александр А
Aleksandr ark
miha61
Сан-Саныч
Перестукин
Luchik
Национал - патриот
Джек Восьмеркин
КамазЪ
Дим21
Смердяков
Евгений Сумский
Алина
Михаил55
Admin
Стахий
Участников: 28
Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 481
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
На круги своя
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 482
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Что-то я не пойму... Вы сами себе противоречите. На 2-ой брак Церковь дала разрешение, иначе бы и брака этого не было.Михаил_ пишет:Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006
1526 год. 21 января Василий III сочетался вторым браком с Еленой Глинской
«[1526 г.] Разрешив узы своего брака, Василий по уставу церковному не мог вторично быть супругом: чья жена с согласия мужа постригается, тот должен сам отказаться от света. Но Митрополит дал благословение, и Государь чрез два месяца женился на Княжне Елене, дочери Василия Глинского, к изумлению наших Бояр, которые не думали, чтобы род чужеземных изменников удостоился такой чести.
http://library.narod.ru/saga/osnova309.htm
А.Л.Никитин
ОСНОВАНИЯ РУССКОЙ ИСТОРИИ
Мифологемы и факты
Детей у великокняжеской четы не было, поэтому братья Василия III числились холостяками на своих уделах, ожидая смерти старшего брата, чтобы занять московский трон. Такое положение дел, предопределившее раздоры в великокняжеской семье и грозящее смутами для государства постоянно поднимало вопрос о расторжении брака Василия с Соломонией и заключении нового, однако для этого требовалось разрешение православной Церкви, отвергавшей такую возможность при живой жене и требовавшей следом ухода в монастырь и ее бывшего мужа (
В чем тут незаконность? князь Василий не в блуде родил Иоанна .
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 483
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Во времена Иоанна Третьего в 15 веке Русская Православная Церковь была поражена так называемой ересью жидовствующих. И даже митрополит московский, что в то время было высшей церковной степенью, так как патриаршества на Руси ещё не было, также был ей поражён. Разве это значит, что Церковь нужно отменить? Нет.Михаил_ пишет:
А если не отдельные, а значительная или подавляющая их часть превышала свои полномочия? Стоит ли в таком случае так клеймить? Спросил не потому, что изучал опричнину, а просто из интереса.
И кстати именно Иоанн Грозный от этой ереси смог Церковь нашу очистить. А что касается Опричнины, так кроме обвинений в адрес Малюты Скуратова, которого тоже принято рисовать кровавым монстром, да вольных художественных импровизаций А. Толстого в его романе "Князь Серебряный", на Опричнину ничего и нет.
Повторю ещё раз. Все попытки в новой демократической России создать эффективный орган для контроля бюрократии привели лишь к созданию неоопричнины - ОНФ.
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 484
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Мафусал пишет:Если отдельные опричники превышали свои полномочия, совсем не обязательно клеймить Опричнину как исчадие ада.
Михаил_ пишет:А если не отдельные, а значительная или подавляющая их часть превышала свои полномочия? Стоит ли в таком случае так клеймить?
Да хоть и есть, стоит ли клеймить, как исчадие ада? Кто-то клеймил?Мафусал пишет: на Опричнину ничего и нет.
Кто-то обвинял его необоснованно?Мафусал пишет:обвинений в адрес Малюты Скуратова
Творческие люди имеют право выразить своё вИдение художественными средствами, не опираясь на твёрдую доказательную/обосновательную базу, чего не следует делать учёным при изложении ими истор. фактов.Мафусал пишет:Малюты Скуратова, которого тоже принято рисовать кровавым монстром, да вольных художественных импровизаций
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 485
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Лен, ты на себя пример Соломонии примерь. Может, поймёшь.Елена-христианка пишет:
Что-то я не пойму... Вы сами себе противоречите. На 2-ой брак Церковь дала разрешение, иначе бы и брака этого не было.
В чем тут незаконность? князь Василий не в блуде родил Иоанна .
Акромя измены нельзя развод церковный давать было. А она праведной была, Соломония, царица царя Всея Руси. Ну, нет детей. Коль мудрён царь да праведен - присмотрись, помолись,совет с церковью держи - Бог и открыл бы кого из ДОСТОЙНЫХ бояр на Руси после себя поставить на трон под старость.
Нет же - всё себе. О России оне думали...
Очень похожая ситуация была у султана
Засохли оба корня, что султана, что царя Иоанна...Кто виноват? Никто.
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 486
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Ольга София пишет:Н.А. ВЕСЕЛОВА
Оклеветанные историей: Иоанн IV (Грозный)
Окончание разбора труда Н. Веселовой.
Н. Веселова:
«Карамзин, когда работал над сим капитальным трудом, и заведомо был предвзят в своих выводах, намеренно подгоняя их под собственное частное мнение»
… — не смог достойного слова подобрать.
Не увидел доказательств предвзятости и подгонки. Кухарки управляют государством, поэтессы ГОЛОСЛОВНО и БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНО обвиняют историков в ЗАВЕДОМО ЛОЖНОМ изложении исторических фактов. А самое главное, что конечной целью поэтессы является ОБЕЛЕНИЕ личности ОБОЛГАННОГО государя.
… — ещё раз.
Н. Веселова:
«…источники, на которые опирался Карамзин, и на которые традиционно пытаются опираться даже некоторые современные историки, подобраны, мягко говоря, тенденциозно»
Во как. Не умеют работать росс. историки с подбором источников, но ничего, сказочницы и поэтессы научат их.
Н. Веселова:
«…почему-то неоспоримой истиной считает он записки иезуита Антония Поссевина»
На основании чего можно судить, что Карамзин так считает? По-моему, любой историк знает, что не существует исторических источников, содержащих НЕОСПОРИМЫЕ факты. Просто не всякой поэтессе известно о том.
Н. Веселова:
«…создал не выдерживающий никакой критики миф об убийстве царём своего сына Иоанна»
Ну, и где та самая хоть какая-то невыдерживаемая «никакая критика»? Зачем что-то доказывать, если за свои слова не придётся отвечать?
Н. Веселова:
«эпохальный труд, написанный рукою недружественного иностранца Штадена, начиная с Карамзина и до сих пор считается «историческим свидетельством»»
А каким же его следует назвать, как не историческим? Что удивительного сей сказочнице? Её единственный труд по истории как правильнее назвать: историческим или сказочным?
Н. Веселова:
«Это с лёгкой руки Карамзина и в отношении всех других государей стал применяться принцип: «Хороший царь – добрый царь, а если он правит твёрдой рукою, то это плохой царь»»
Кем, где, когда стал применяться этот «принцип»? Ничего не понял, а в сказке сей её автором о том умалчивается.
И, наконец, самое-самое. «Вы хотите посмеяться? Ну, так смейтесь.» (из выступления М. Задорнова).
Возвращаемся в начало её статьи:
Н. Веселова:
«Это всё пока присказка, продолжим же её»
Т.е., ВСЁ, что было изложено ей в этом труде до этой фразы было присказкой, а как правильно назвать ВСЁ, что следует после? Что следует за присказкой? Об этом даже малые дети знают.
Вот это да. Сама же призналась)). Воистину прав народ в своих пословицах: «Бог шельму метит».
Радио «Эхо», где вы? Это не ваш ли секретный сотрудник пытался очернить Карамзина и росс. историческую науку? Ну, очень похожа по направленности вещания и приёмам подачи материала.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 487
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Вы, Михаил, роман-то "Князь Серебряный" читали? Прочтите. Вот с этого-то и началась истерия интеллигенции по поводу тирании русских монархов. Не забывайте, в это время Александр Второй отменил крепостное право, а его всё равно убили. Столыпин открыл путь простому народу к индивидуальному предпринимательству, а его всё равно убили. Николай Второй сформировал Думу, сделал шаг к конституционной монархии, а его всё равно убили.Михаил_ пишет:
Кто-то обвинял его необоснованно?
Творческие люди имеют право выразить своё вИдение художественными средствами, не опираясь на твёрдую доказательную/обосновательную базу, чего не следует делать учёным при изложении ими истор. фактов.
И всё это именно под крики интеллигенции, типа Некрасова, об ужасах царской тирании в России. Это было началом апостасии - отступлением народа от Бога. Это апостасия и увенчалась кровью революции и гражданской войны. Кровью Великой Отечественной. Мученичеством тысяч христиан в ГУЛАГе. Теперь вот апогей - война киевской хунты с Новороссией и война Вашингтона с Москвой.
И всё под истерические крики об ужасах имперского мышления.
пинна- Корифей форума
- Сообщения : 7377
Дата регистрации : 2012-11-05
Вероисповедание : православная христианка.
- Сообщение 488
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Сегодня в храме купила книгу:"Царь Иоанн Грозный:личность и судьба",избранное из сочинений Н.М.Карамзина,С.М.Соловьева,В.О.Ключевского и царя Иоанна Грозного.Купила в подарок человеку и надо срочно дарить,а издание красивое и главное,-самой почитать интересно!Прям дилемма.
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 489
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Ещё советую книгу "Корсары Ивана Грозного", там подробно про опричнину.
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 490
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Михаил_ пишет:Кто-то обвинял его необоснованно?
Творческие люди имеют право выразить своё вИдение художественными средствами, не опираясь на твёрдую доказательную/обосновательную базу, чего не следует делать учёным при изложении ими истор. фактов.
Читал.Мафусал пишет:Вы, Михаил, роман-то "Князь Серебряный" читали?
К тому времени уже были известны труды Карамзина, содержащие его версию царствования Иоанна 4, никто из историков не выдвинул иной версии, потому-то к А. Толстому не должно быть претензий: разве он не добросовестно отработал имеющийся в то время истор. материал?Мафусал пишет:Вот с этого-то и началась истерия интеллигенции по поводу тирании русских монархов.
Творческая интеллигенция всю жизнь истерит об ужасах, имею возможность в этом убеждаться вживую. Для того-то и нужны МУДРЫЕ правители, чтобы даже и к таким суметь найти подход. Между народными прозвищами "Красное солнышко", "Грозный" и "Кровавый" чувствуется разница?Мафусал пишет:И всё под истерические крики об ужасах имперского мышления.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 491
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Как говорит Евангелие: каждый ответит перед Богом за всякое сказанное слово. Перед нами Толстому оправдываться конечно не в чем. А перед Богом - придётся.Михаил_ пишет:
К тому времени уже были известны труды Карамзина, содержащие его версию царствования Иоанна 4, никто из историков не выдвинул иной версии, потому-то к А. Толстому не должно быть претензий: разве он не добросовестно отработал имеющийся в то время истор. материал?
Грозный - это Божественное свойство. Гнев Божий - по своей природе имеет позитивный смысл. Это абсолютное неприятие всего греховного. Неприступная и непробиваемая стена для всякого греха.Творческая интеллигенция всю жизнь истерит об ужасах, имею возможность в этом убеждаться вживую. Для того-то и нужны МУДРЫЕ правители, чтобы даже и к таким суметь найти подход. Между народными прозвищами "Красное солнышко", "Грозный" и "Кровавый" чувствуется разница?
Как свидетельствует предание, во время рождения царя Иоанна была сильна гроза. Отсюда и прозвище: Грозный. Но это было и знамением. Для всего еретического и греховного в Московском Царстве царь Иоанн Грозный действительно был грозой. Потому-то и Европа на него и ополчилась, что не смогла развратить и погубить Русь при Иоанне Грозном, хотя была уже в одном шаге от этого.
Точь-в-точь это повторяется теперь в отношении Путина. А народ, опять же по свидетельству дошедших преданий, царя Иоанна любил. Отсюда и выражение: строгий, но справедливый. Что касается прозвища Кровавый в отношении к Царю-мученику, то это уже стопроцентный проект революционеров, который они как ядовитый вирус всадили в массовое сознание советских людей. Никто при жизни Николая кровавым не называл. А вот то, что он кровь свою пролил и освятил ею русскую землю - это факт. Так что, Кровавый и в самом деле царь Николай, но в позитивном смысле.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 492
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Я могла бы с тобой согласиться, если бы это касалось не князя, но у князя должны быть наследники, иначе после его смерти началась бы междоусобная смута среди его родни. Кому это надо? Никому, особенно народу . Вот поэтому Церковь сделала исключение ради спокойствия в княжестве.Нюся пишет:
Лен, ты на себя пример Соломонии примерь. Может, поймёшь.
Акромя измены нельзя развод церковный давать было. А она праведной была, Соломония, царица царя Всея Руси. Ну, нет детей.
Да и как мы с тобой можем судить решения Церкви того периода, не зная многих нюансов?
Помнишь, как Господь сказал а хлебах, которые никому не разрешалось есть, а царь Давид нарушил?
«Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда, будучи голоден, вошел в храм и ел хлебы предложения, которых никто, кроме священников, не должен был есть?»
Петра- Бакалавр форума
- Сообщения : 2199
Дата регистрации : 2012-10-15
Возраст : 64
Откуда : м.Свобода
Вероисповедание : Православная христианка
- Сообщение 493
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Да. Подтверждение вашим словам, Михаил, из Священного Писания:Мафусал пишет:
Грозный - это Божественное свойство. Гнев Божий - по своей природе имеет позитивный смысл. Это абсолютное неприятие всего греховного. Неприступная и непробиваемая стена для всякого греха.
Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами? (Песн.6:10)
Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна, как полки со знаменами (Песн.6:4).
"Возлюбленная" здесь - это образ и Церкви, и души человека-христианина, и Матери Божией по отношению к Богу.
И смотрите, какие эпитеты: и прекрасна, и светла, и любезна, но и грозна!
Но вообще, фигура и судьба ЛЮБОГО правителя трагична и сложна, "двусоставна", если он христианин. Если поставлен на царство Божиим Промыслом, то должен воспринимать это как послушание и быть, как бы, отцом в семье - строгим и справедливым, заботливым по отношению к "домочадцам", защитником, отстаивающим интересы своей семьи-государства, если на них посягают чужие.
Если посмотреть на правление царя Иоанна Грозного с этой точки зрения, то можно понять, что духовное состояние народа - от крестьянина до боярина - и окружение государства по границам в то время было таково, что именно такой царь и требовался, как больному с опухолью требуется хирург, не до благодушия и толерантности, но никто не назовёт хирурга кровавым тираном, хотя руки его и в крови пациента.
А думать по-другому - это уже хула на Промысел Божий, поставивший в то время и на то место именно такОго царя.
Что касается прозвища Кровавый в отношении к Царю-мученику, то это уже стопроцентный проект революционеров, который они как ядовитый вирус всадили в массовое сознание советских людей.
Абсолютно согласна.
А вот то, что он кровь свою пролил и освятил ею русскую землю - это факт. Так что, Кровавый и в самом деле царь Николай, но в позитивном смысле.
Так и есть, и более того: ради этой жертвы (а также и других святых мучеников), не противившейся своим мучителям и молившейся за них, Господь даровал, через некоторое время "запустения" после разрушения "первого храма" - Православия в нашей стране - возрождение и строительство "второго храма", которое и наблюдаем сейчас: пусть и не в той славе, как до революции, но главное, что потом будет второе пришествие Христово - уже для Суда.
Святой царственный страстотерпец Николай для России - то же, что Христос для всего человечества.
И то, что наследник, царевич Алексей, болен был от рождения не какой-нибудь другой болезнью, а гемофилией, при которой кровь не сворачивается, и любое повреждение грозит гибелью, тоже можно считать знамением от Бога, только сомневаюсь, что смогу хорошо сформулировать то, как я его понимаю, поэтому не буду говорить, простите.
Петра- Бакалавр форума
- Сообщения : 2199
Дата регистрации : 2012-10-15
Возраст : 64
Откуда : м.Свобода
Вероисповедание : Православная христианка
- Сообщение 494
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Не смешите меня, дорогой Нонейм , мне и так из дома в цирк ходить не обязательно. Не берите на себя роль "святого инквизитора" - напрасный труд.noname пишет:
Ересь царебожия.
Другому бы я не сказала, а вам скажу (поскольку вы и сами любите рассказывать об откровении вам Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, чему я верю): мне Бог открыл, что ЭТО - так, о чём я выше сказала. Даже больше вам скажу: мой лично сын для меня и моей семьи - то же, что Христос для человечества, а св.царств. страстотерпец Николай - для России.
Божий Промысел на разных уровнях действует.
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 495
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Суд Богу, Лена. Мы все ждём Суда. Или уже столь праведны, что скажем: "не Идем Суд?" Я от себя не скажу.Елена-христианка пишет:
Я могла бы с тобой согласиться, если бы это касалось не князя, но у князя должны быть наследники, иначе после его смерти началась бы междоусобная смута среди его родни. Кому это надо? Никому, особенно народу . Вот поэтому Церковь сделала исключение ради спокойствия в княжестве.
Да и как мы с тобой можем судить решения Церкви того периода, не зная многих нюансов?
Ты так относишься к событиям и решениям Церкви разных периодов, а вот святой той же Церкви Максим Грек - с точки зрения Евангелия.
Не погибла бы Русь от неимения детей у царя Василия и царицы Соломонии. Это факт. А благословение Божье брака честного - не всегда на чадородие. Промысел Божий обошли, чего уж тут. Вот и прервался род Рюриковичей со смутою и такими скорбями и кровями на Руси - оёй! А Казань думается, не царь Иван взял, так иной бы воин, что Бог послал.
Упокой, Господи, души всех православных христиан, как на Панихиде и поем!А соглашаться со мною - так я и не прошу.
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 496
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
И Св. Евангелие было нарушено, и устав церковный. Благословил глава Церкви развод и брак, но видится, что было это попущением Божиим, снизошёл Господь к немощи княжеской, как снизошёл и к иудеям в своё время, потребовавшим у Бога себе первого царя, желая тем самым уподобиться другим, небогоизбранным народам. Не было то по Божьей воле, отговаривал их Он, но они продолжали настаивать, перечили воле Отца небесного и своего Царя, и получили просимое, но вопреки воле Бога, только по попущению, по снисхождению.Нюся пишет:...святой той же Церкви Максим Грек - с точки зрения Евангелия.
И мне так видится. Русь и не такое стерпела и выстояла и святой осталась.Нюся пишет:Не погибла бы Русь от неимения детей у царя Василия и царицы Соломонии. Это факт.
У бога ничего не бывает случайного. По грехам нашим.Нюся пишет:А благословение Божье брака честного - не всегда на чадородие. Промысел Божий обошли, чего уж тут. Вот и прервался род Рюриковичей со смутою и такими скорбями и кровями на Руси - оёй!
Аминь.Нюся пишет:Упокой, Господи, души всех православных христиан, как на Панихиде и поем!
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 497
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Это уже другое дело, это хорошо, что А. Толстого Вы не обвиняете, а то уж подумалось, что Вы хотели обвинить его как бы в организации начала интеллигентской истерии:Мафусал пишет:Перед нами Толстому оправдываться конечно не в чем.
Если этой фразой Вы А. Толстого не хотели ни в чём обвинить, значит, вопрос можно считать исчерпанным: перед нами он ни в чём не виноват.Мафусал пишет: …роман-то "Князь Серебряный"... Вот с этого-то и началась истерия интеллигенции по поводу тирании русских монархов.
Не лукавство ли в эту фразу заложено: с одной стороны — «каждый ответит», в том числе и А. Толстой, с другой стороны — «Толстому оправдываться… придётся». К чему такое уточнение? Если «каждый ответит», то и «каждому оправдываться… придётся», но Вы непременно пожелали А. Толстого выделить как бы в отдельную категорию, ему якобы придётся не только ответить, наравне со всеми, а ещё и оправдываться как бы дополнительно?Мафусал пишет:Как говорит Евангелие: каждый ответит перед Богом за всякое сказанное слово… Толстому оправдываться… перед Богом - придётся.
Хорошо, хорошо, оставим до поры. Лично меня интересует более доказательства того факта, что не было сыноубийства средневековым царём, а то ведь утверждений-то горячих об этом полно (в сети), а с доказательствами как-то слабовато было до сих пор. «Лучшее» из доказательств в этом обсуждении пока выглядит, как «найдите доказательство сами»).Мафусал пишет:прозвища Кровавый в отношении к Царю-мученику, то это уже стопроцентный проект революционеров
И ещё очень интересны доказательства обвинений Карамзину в предвзятости и заведомо ложном изложении фактов. Надеюсь, что Вы убедились уже в поэтическо-сказочном) уровне тех обвинений.
Так что ждём-с). Ну, конечно же и я прилагаю усилия в поиске, но пока не располагаю достаточным временем, чтобы повнимательнее изучить уже отобранный мною из сети материал.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 498
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Прекрасно сказано, Петра! Лучше не сформулируешь.Петра пишет:
"Возлюбленная" здесь - это образ и Церкви, и души человека-христианина, и Матери Божией по отношению к Богу.
И смотрите, какие эпитеты: и прекрасна, и светла, и любезна, но и грозна!
Если посмотреть на правление царя Иоанна Грозного с этой точки зрения, то можно понять, что духовное состояние народа - от крестьянина до боярина - и окружение государства по границам в то время было таково, что именно такой царь и требовался, как больному с опухолью требуется хирург, не до благодушия и толерантности, но никто не назовёт хирурга кровавым тираном, хотя руки его и в крови пациента.
А думать по-другому - это уже хула на Промысел Божий, поставивший в то время и на то место именно такОго царя.
Петра пишет:Святой царственный страстотерпец Николай для России - то же, что Христос для всего человечества.
Конечно, в выражении то же скрыта опасность неправильной трактовки. Понятно, что сравнивать с Христом никого из людей невозможно. Никто не может сделать то же, что Христос. Если мыслить не в том направлении можно начать воспринимать выражение то же как вместо. А это уже идея антихриста. Понимание царя как того, кто может заменить Христа - это и есть ересь царебожия.noname пишет:Ересь царебожия.
Но в то же время, Церковь Христова - это как раз тот инструмент, которым Христос продолжает действовать на земле после вознесения Иисуса Христа. И святые Церкви - это именно те, через кого действует Христос. Они, исполняя Его волю, продолжают делать то, что делал Иисус Христос. Царь Николай действительно повторил в России то, что сделал Иисус Христос в Израиле. Но он лишь исполнил волю Божию, предоставив себя как тело и инструмент для её свершения. Не каждому дано вместить это.
Так и есть, и более того: ради этой жертвы (а также и других святых мучеников), не противившейся своим мучителям и молившейся за них, Господь даровал, через некоторое время "запустения" после разрушения "первого храма" - Православия в нашей стране - возрождение и строительство "второго храма", которое и наблюдаем сейчас: пусть и не в той славе, как до революции, но главное, что потом будет второе пришествие Христово - уже для Суда.
Святой царственный страстотерпец Николай для России - то же, что Христос для всего человечества.
И то, что наследник, царевич Алексей, болен был от рождения не какой-нибудь другой болезнью, а гемофилией, при которой кровь не сворачивается, и любое повреждение грозит гибелью, тоже можно считать знамением от Бога, только сомневаюсь, что смогу хорошо сформулировать то, как я его понимаю, поэтому не буду говорить, простите.[/quote]
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 499
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Толстой - один из. И Карамзин - один из многих. Каждый из них в той или иной мере послужил кризису между народом и монархом. Вместо того, чтобы совершенствовать эти отношения, они поставили под сомнение само монархическое устройство. Усугубили ложные домыслы в отношении царей. Поэтому нет никакого лукавства. Мы, как народ, виноваты в том, что приняли соблазн от сомневающейся интеллигенции. Вместе с ними стали кричать: долой царя! Они - в том, что впустили в народ этот соблазн. И вы, Михаил, знаете, что говорит Иисус Христос о тех, через кого соблазн приходит.Михаил_ пишет:
Не лукавство ли в эту фразу заложено: с одной стороны — «каждый ответит», в том числе и А. Толстой, с другой стороны — «Толстому оправдываться… придётся». К чему такое уточнение? Если «каждый ответит», то и «каждому оправдываться… придётся», но Вы непременно пожелали А. Толстого выделить как бы в отдельную категорию, ему якобы придётся не только ответить, наравне со всеми, а ещё и оправдываться как бы дополнительно?
Я не юрист, но о презумпции невиновности знаю. Доказывать нужно реальность убийства, а не его отсутствие. А реальность убийства под большим сомнением. Достаточно, ещё раз повторю, посмотреть источники, которыми пользовался Карамзин.Лично меня интересует более доказательства того факта, что не было сыноубийства средневековым царём,
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 500
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Если нет лукавства, то что это было? «Перед нами Толстому оправдываться конечно не в чем», но ЛИЧНО перед Вами есть в чём? Вы же только что выдвинули обвинение в тяжком преступлении.Мафусал пишет: «Перед нами Толстому оправдываться конечно не в чем»
«Толстой… И Карамзин… ПОСТАВИЛИ ПОД СОМНЕНИЕ САМО МОНАРХИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО»
«никакого лукавства»
Доказывайте, весь внимание.Мафусал пишет:Я не юрист, но о презумпции невиновности знаю. Доказывать нужно…
Вы своей обвинительной формулировкой сделали мне соблазн. Или исправьте формулировку обвинения, или снимите само обвинение, или докажите его истинность. Что говорил Христос, Вы хорошо помните.Мафусал пишет:…впустили в народ этот соблазн. И вы, Михаил, знаете, что говорит Иисус Христос о тех, через кого соблазн приходит.
Согласен, но находятся таковые, которые ТВЁРДО настаивают, что сыноубийства не было. Так вот я и прошу таковых настаивающих представить твёрдые доказательства в подтверждение своих слов, а мне в ответ — «найдите сами». Свидомые украинцы отдыхают.Мафусал пишет:Доказывать нужно реальность убийства, а не его отсутствие.
Так это же совсем другое дело. У кого-то большие сомнения, у кого-то малые, но всего лишь сомнения. У меня вот лёгкие сомнения.Мафусал пишет:А реальность убийства под большим сомнением.
«Достаточно посмотреть» — это типа «посмотрите сами» или Вы лично уже посмотрели? Если уже посмотрели, что увидели?Мафусал пишет:Достаточно, ещё раз повторю, посмотреть источники, которыми пользовался Карамзин.
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 501
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Петра пишет:Если поставлен на царство Божиим Промыслом, то должен воспринимать это как послушание и быть, как бы, отцом в семье - строгим и справедливым, заботливым по отношению к "домочадцам", защитником, отстаивающим интересы своей семьи-государства, если на них посягают чужие.
Если посмотреть на правление царя Иоанна Грозного с этой точки зрения, то можно понять, что духовное состояние народа - от крестьянина до боярина - и окружение государства по границам в то время было таково, что именно такой царь и требовался, как больному с опухолью требуется хирург, не до благодушия и толерантности, но никто не назовёт хирурга кровавым тираном, хотя руки его и в крови пациента.
А думать по-другому - это уже хула на Промысел Божий, поставивший в то время и на то место именно такОго царя.
Мафусал, Давайте уточним кое-что из этого «Прекрасно сказано».Мафусал пишет: Прекрасно сказано, Петра! Лучше не сформулируешь.
О том и беседовали, упоминая вопрос о разводе и повторном браке Василия 3. А если не по воле Божией, а по попущению Божию, то НЕ «должен… быть, как бы, отцом в семье - строгим и справедливым, заботливым по отношению к "домочадцам"»?Если поставлен на царство Божиим Промыслом… должен… быть, как бы, отцом в семье - строгим и справедливым, заботливым по отношению к "домочадцам"
Свою точку зрения на попадание на престол царский Иоанна 4 уже я описал ранее. Так вот у меня по-другому всё видится: если бы было проявлено послушание воле Божией, Бог дал бы мудрого врачевателя, который ни с того, ни с сего за скальпель не хватается, а коли не послушались, — получите «хирурга». Мне видится, что Господь не допустил бы гибели России и Церкви православной, но мудрый врачеватель, прежде, чем что-то разрезать, тщательно убедится, что опухоль есть и даже если и есть, то такова, что сможет её вылечить и только в самом крайнем случае применит скальпель. Если же врачеватель — «хирург», который не понимает «благодушия и толерантности», который умеет только резать, хотя и хорошо, пациент будет жить, хирурга благодарить, но оставшись при этом без значительной ВПОЛНЕ ЗДОРОВОЙ части своего организма.с этой точки зрения, то можно понять, что … духовное состояние народа и окружение государства по границам в то время было таково, что именно такой царь и требовался, как больному с опухолью требуется хирург, не до благодушия и толерантности
Оставим это на совести тех, кто так называет.но никто не назовёт хирурга кровавым тираном, хотя руки его и в крови пациента
Мы же не собираемся запретить ВСЕМ чадам Церкви Христовой думать, не так, как обелители личности Иоанна 4? Слава Богу, не в средние века живём с их инквизицией и во главе государства находится человек без ярко выраженных «хирургических» склонностей.А думать по-другому - это уже хула на Промысел Божий
О Промысле уже написал ранее.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 502
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Я же подчеркнул, Михаил, что Толстой - один из. Он озвучил то, что созрело в душе народившейся к 19 веку интеллигенции. Как и Лев Толстой в своём романе "Воскресение" озвучил утрату интеллектуалами понимания Церкви как места свершающегося Таинства Божьего. Которые стали видеть лишь внешнюю сторону обряда, не понимая уже его сокровенной сути. Я выражаю своё несогласие с ними. А суд - дело Божье.Михаил_ пишет:
Если нет лукавства, то что это было? «Перед нами Толстому оправдываться конечно не в чем», но ЛИЧНО перед Вами есть в чём? Вы же только что выдвинули обвинение в тяжком преступлении.
Доказывайте, весь внимание.
Вы своей обвинительной формулировкой сделали мне соблазн. Или исправьте формулировку обвинения, или снимите само обвинение, или докажите его истинность. Что говорил Христос, Вы хорошо помните.
Согласен, но находятся таковые, которые ТВЁРДО настаивают, что сыноубийства не было. Так вот я и прошу таковых настаивающих представить твёрдые доказательства в подтверждение своих слов, а мне в ответ — «найдите сами». Свидомые украинцы отдыхают.
Так это же совсем другое дело. У кого-то большие сомнения, у кого-то малые, но всего лишь сомнения. У меня вот лёгкие сомнения.
«Достаточно посмотреть» — это типа «посмотрите сами» или Вы лично уже посмотрели? Если уже посмотрели, что увидели?
Я, Михаил, не принадлежу к кагорте образованных профессионалов, которые дотошно работают с фактами, всё фиксируя и архивируя. Хотя немножко и поучился заочно в ВУЗе именно по этому профилю. Но именно потому что поучился, и понимаю: это не моё. Я дилетант и неуч. И говорю о своих мистических переживаниях, о мире своей души, о лично полученном опыте.
Знакомство с темой историографии по вопросу Иоанна Грозного показывает, что источники базируются преимущественно (если не полностью) на европейских свидетельствах. И суть этих свидетельств тождественна тому, что мы слышим сейчас со стороны Запада в адрес Путина. Мне кажется, что лучшего доказательства необоснованности свидетельств о Иоанне Грозном как о тиране и быть не может.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 503
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Именно думать сегодня Церковь и призывает больше всего. Дискуссия - это суть нынешнего периода нашего развития. Главное, чтобы в ней участвовали те, кто действительно любит Россию и желает ей большого будущего, а не те, кто мечтает о её скорейшем конце.Михаил_ пишет:
Мы же не собираемся запретить ВСЕМ чадам Церкви Христовой думать, не так, как обелители личности Иоанна 4? Слава Богу, не в средние века живём с их инквизицией и во главе государства находится человек без ярко выраженных «хирургических» склонностей.
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 504
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 505
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Очевидна же разница между фразой
С Толстым видится всё понятным, а Карамзин-то чем мог не угодить? Просто добросовестно отработал своё, основываясь на том истор. материале, который был в его распоряжении. Он известен лично мне, как придворный воспеватель царей и монархического устройства. Уж, если он решил не воспеть хвалебных од одному из государей, видится, что к тому были у него достаточно серьёзные основания.
иМафусал пишет:Толстой… И Карамзин… ПОСТАВИЛИ ПОД СОМНЕНИЕ САМО МОНАРХИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО
Это же совсем другое дело. Если Вы никого не обвиняете, имеете своё мнение, отличное от мнения известного писателя и авторитетного историка, какие могут быть вопросы или претензии? Лично я возражаю лишь против бросания обвинениями налево-направо, особенно тех, которыми целятся в авторитетов.Мафусал пишет:Толстой… озвучил то, что созрело в душе народившейся к 19 веку интеллигенции…Я ВЫРАЖАЮ СВОЁ НЕСОГЛАСИЕ с ними. А суд - дело Божье.
…по вопросу Иоанна Грозного показывает, что источники базируются преимущественно (если не полностью) на европейских свидетельствах. И суть этих свидетельств тождественна тому, что мы слышим сейчас со стороны Запада в адрес Путина. Мне КАЖЕТСЯ, ЧТО ЛУЧШЕГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕОБОСНОВАННОСТИ СВИДЕТЕЛЬСТВ О ИОАННЕ ГРОЗНОМ КАК О ТИРАНЕ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ.
С Толстым видится всё понятным, а Карамзин-то чем мог не угодить? Просто добросовестно отработал своё, основываясь на том истор. материале, который был в его распоряжении. Он известен лично мне, как придворный воспеватель царей и монархического устройства. Уж, если он решил не воспеть хвалебных од одному из государей, видится, что к тому были у него достаточно серьёзные основания.
Ну, мы все дилетанты и неучи в вопросах истории. Ваш опыт очень ценен. Но кто-то же должен строго формальным подходом «уравновесить» общее направление поиска, чтобы не было сильного крена в сторону мнения тех, кто опирается более на свои переживания и эмоции.Мафусал пишет: Я дилетант и неуч. И говорю о своих мистических переживаниях, о мире своей души, о лично полученном опыте.
Последний раз редактировалось: Михаил_ (23.11.14 21:35), всего редактировалось 1 раз(а)
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 506
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Дорогой Ноунейм, мне интересно Ваше мнение.noname пишет:
Двоими участниками этого обсуждения со ссылками на Св. Писание была как бы предложена методика для оценки гос. деятельности и личности государя Иоанна 4. 22.11.2014 в 14:37 я спросил у них о возможности её применения для оценки гос. деятельности и личности государя Николая 2. Пока они не написали ответов, можно узнать Ваше мнение?
Вот мой немного исправленный вопрос:
следует ли оценивать результаты правления обоих государей: и Иоанна 4, и Николая 2 по одной и той же методике:
«посмотреть: великие поражения или великие достижения у государства были в эпоху правления» царя, «Чтобы по этим фактам оценить, устроял ли он пути свои пред лицем Господа Бога своего, или он не делал угодного в очах Господних»?
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 507
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
А что европейские источники и русские так уж взаимоисключающие?Мафусал пишет:
Знакомство с темой историографии по вопросу Иоанна Грозного показывает, что источники базируются преимущественно (если не полностью) на европейских свидетельствах. И суть этих свидетельств тождественна тому, что мы слышим сейчас со стороны Запада в адрес Путина. Мне кажется, что лучшего доказательства необоснованности свидетельств о Иоанне Грозном как о тиране и быть не может.
А вообще-то, странно, товарищи дорогие: некоторые из вас то в каждом падающем бездушном листе видят и доказывают Промысел Божий и о листе том всё Писание изроют, искавше своё мнение.
А где им ХОЧЕТСЯ в Судьбах мира, человеческих покопаться по-своему - Промысел под своё мнение изначально подведут, по Писанию...
Да Бог всевидящий не попустит молвы праведнику. Выведет правду его, как солнце. Чего всполошились-то, правоверныя??
Пётр Февронию свою не бросил! Молодец. А добрым молодцам - урок. Да как же хорош урок: до сих пор хочется им подражать. И Бог прославил и люди низко кланяются. Оставим царям - царево.
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 508
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
....Но иногда, в один из дней на землю падал
В поклоне пред Царём царей и слезно плакал
О прегрешении своём, о казнях тоже!
«О, что за мука быть царём! Помилуй, Боже!»
Ослабла сильная рука, упала палка
Из рук больного старика, и стал он жалкий,
А рядом не было души родной и близкой,
И только ангел слёзы лил над ложем низким…
И я за этого царя вздыхаю тоже,
За упокой свеча моя. Помилуй, Боже!
Царь умер. Время настаёт династий новых.
Но не умрёт один лишь род детей Христовы
В поклоне пред Царём царей и слезно плакал
О прегрешении своём, о казнях тоже!
«О, что за мука быть царём! Помилуй, Боже!»
Ослабла сильная рука, упала палка
Из рук больного старика, и стал он жалкий,
А рядом не было души родной и близкой,
И только ангел слёзы лил над ложем низким…
И я за этого царя вздыхаю тоже,
За упокой свеча моя. Помилуй, Боже!
Царь умер. Время настаёт династий новых.
Но не умрёт один лишь род детей Христовы
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 509
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Я абсолютно того же мнения, Михаил! Именно потому, что уже более сотни лет имя Иоанна Грозного безосновательно используется исключительно как символ кровавой тирании и безумия, я и предлагаю уравновесить такое отношение иным подходом к его личности.Михаил_ пишет:
Это же совсем другое дело. Если Вы никого не обвиняете, имеете своё мнение, отличное от мнения известного писателя и авторитетного историка, какие могут быть вопросы или претензии? Лично я возражаю лишь против бросания обвинениями налево-направо, особенно тех, которыми целятся в авторитетов.
Но кто-то же должен строго формальным подходом «уравновесить» общее направление поиска, чтобы не было сильного крена в сторону мнения тех, кто опирается более на свои переживания и эмоции.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 510
Re: Царь Иоанн IV Васи́льевич (Грозный)
Это очень здраво, Нюся!Нюся пишет:
И я за этого царя вздыхаю тоже,
За упокой свеча моя. Помилуй, Боже!
Царь умер. Время настаёт династий новых.
Но не умрёт один лишь род детей Христовы