Цель христианской жизни
ЭТО БЫЛО В ЧЕТВЕРГ. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая снежнаякрупа, когда батюшка о. Серафим начал беседу со мной на ближней пажинке своей, возле той же его ближней пустынькипротив речки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее.
Поместил он меня на пне только что срубленного им дерева, а сам стал против меня на корточках.
"Господь открыл мне," - сказал великий старец, - "что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цельжизни нашей христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали."
Я должен сказать тут, что с 12-ти летнего возраста меня эта мысль неотступно тревожила, и я, действительно, ко многимиз духовных лиц обращался с этим вопросом, но их ответы меня не удовлетворяли. Старцу это было неизвестно.
Но никто, - продолжал о. Серафим, - не сказал вам о том определенно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, творязаповеди Божии, твори добро - вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вызаняты небогоугодным любопытством и говорили вам: высших себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я,убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем, действительно, эта цель состоит.
Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в деланиитолько их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истиннаяже цель жизни христианской состоит в накоплении Духа Святого Божьего. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, ивсякое Христа ради делаемое доброе дело есть средства для накопления Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, чтотолько лишь ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя идоброе, но мзды в жизни будущего века не представляет да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почемуГосподь Иисус Христос сказал: "Кто не собирает со Мной, тот расточает" (Лк. 11:23). Доброе дело иначе нельзя назвать,как собиранием, ибо хотя оно и не ради Христа делается, однако же доброе. Писание говорит: "Во всяком народе боящийсяБога, и поступающий по правде, приятен Ему" (Деян. 10:35).
И как видим из последовательности священного повествования, этот "делающий правду" до того приятен Богу, что Корнилию,сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду, явился ангел Господень во время молитвы его и сказал: "Пошли в Иоппию кСимону кожевнику и призови Симона, называемого Петром, и тот скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь домтвой." Итак, Господь все Свои Божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за своидобрые дела не лишиться награды в жизни паки-бытия. Но для этого надо начать здесь правой верой в Господа нашегоИисуса Христа, Сына Божия, пришедшего в мир грешные спасти, и приобретением себе благодати Духа Святого, вводящего всердца наши царствие Божие и прокладывающего нам дорогу к приобретению блаженства жизни будущего века. Но тем иограничивается эта приятность Богу добрых дел, не ради Христа делаемых: Создатель дает средства на их осуществление.За человеком остается осуществить их или нет. Вот почему Господь сказал Евреям: "Если бы вы были слепы, то не имели быгреха; но как вы говорите что видите, то грех остается на вас" (Ин. 9:41). Воспользуется человек, подобно Корнилию,приятностью Богу своего дела, не ради Христа сделанного, и уверует в Сына Его, то такого рода дело вменится ему, какбы ради Христа сделанное и только за веру в Него. В противном же случае человек не в праве жаловаться, что добро егоне пошло в дело. Этого не бывает никогда только при делании какого либо добра Христа ради, ибо добро, ради Негосделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человекаблагодатью Духа Святого и притом, как сказано: "Не мерою дает Бог Духа" (Ин. 3:34).
Так то, ваше Боголюбие. Так и в накоплении этого то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, амолитва, пост, бдение, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели есть только средства к накоплению ДухаБожьего.
- Как же накопление? - спросил я батюшку Серефима - я что то этого не понимаю.
- Накопление все равно, что приобретение, - отвечал мне он: - ведь вы разумеете, что значит накопление денег. Так всеравно и накопление Духа Божия. Ведь вы, ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле накопление? Цель мирскойжизни обыкновенных людей есть накопление, или наживание денег, а у дворян сверх того - получение почестей, отличий идругих наград за государственные заслуги. Накопление Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, ион, как и денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень сходными друг с другом. БогСлово, Господь наш Богочеловек, Иисус Христос уподобляет нашу жизнь торжищу, и дело нашей жизни на земле именуеткуплею и говорит всем нам: "употребляйте их в оборот, пока Я возвращусь" (Лк. 19:13), "дорожа временем, потому что днилукавы" (Еф. 5:16) т. е. выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары этодобродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа. В притче о мудрых и юродивых девах,когда у юродивых недоставало елея, сказано: "Пойдите лучше к продающим и купите себе" (Мф. 25:9). Но когда, оникупили, двери в брачный чертог уже были затворены и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елеяу юродивых дев означает недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое понимание не вполне правильное. Какой же этонедостаток у них в добрых делах, когда они, хоть и юродивыми, но все же девами называются? Ведь девство естьнаивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское и могло бы служить заменой само по себе всех прочихдобродетелей.
Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божьего не доставало. Творя добродетели, девы эти, подуховному своему неразумию, полагали, что в том и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы,мол, добродетель и тем, мол, и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божиего, достиглили они ее, им дела не было. Про такие образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательногоиспытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодать Духа Божьего, и говорится в отечественных книгах:"Иногда некоторый путь кажется благим, но конец его ведет в ад." Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит протаких дев: "многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают,что в нас действуют три воли: 1-я Божия, всесовершенная и всеспасительная; 2-я собственная своя, человеческая, т.е.если не пагубная, то и не спасительная, и 3-я бесовская - вполне пагубная. И вот эта-то третья вражеская воля инаучает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не радиХриста. Вторая - собственная воля наша учит нас делать все в услаждение нашим похотям, и то идя, как враг научает,творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать им приобретаемую. Первая же - воля Божия и всеспасительная- в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для накопления Духа Святого, как сокровища вечного,неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего.
Оно то, это накопление Духа Святого, собственно и называется тем елеем, которого недоставало у юродивых дев. За то онии названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святого, без которого и спасенияникому быть не может, ибо: "Святым Духом всяка душа оживляется и чистотой возвышается." Сам Дух Святой вселяется внаши души, и это то самое вселение Его, Вседержителя, в души наши, и сопребывание с духом нашим Его ТроическогоЕдинства и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны накопление Духа Святого, которое и приуготовляет в нашейдуше и плоти престол Божьему всетворческому с духом наши сопребыванию, по непреложному слову Божиему: "Вселюсь в них ибуду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2 Кор. 6:16; Лев. 26:12).
Вот это то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этимигорящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего в полунощи и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же,увидев, что светильники их угасают, хотя и пошли на торжище купить елея, но не успели возвратиться во время, ибо двериуже были затворены. Торжище - жизнь наша; двери чертога брачного затворенные и не допустившие к Жениху - смертьчеловеческая. Девы мудрые и юродивые - души христианские. Елей не дела, но получаемая через них благодать ВсесвятогоДуха Божия претворяющего оное от сего в сие, т.е. от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы всвет, от вертепа существа нашего, где страсти привязаны, как скоты и звери, - в храм Божества, в пресветлый чертогвечного радования о Христе Иисусе нашем, Творце и Избавителе и Вечном Женихе душ наших.
Сколь велико сострадание Божие к нашему бедствию, т. е. невниманию к Его о нас попечению, когда Бог говорит: "Се стоюу двери и стучу"(Откр. 3:20), разумея под дверями течение нашей жизни, еще не затворенной смертью! О, как желал бы я,ваше Боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием. "В чем застану, в том и сужу," говорит Господь.
Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечением и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его ипротив лица гнева Его кто станет. Вот почему сказано: "бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение" (Мк.14:38), т.е. да не лишиться Духа Божьего, ибо бдение и молитва приносят нам благодать Его.
Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потомучто она как бы всегда в руках наших, как оружие для накопления благодати Духа. Захотели бы Вы, например, в церковьсходить, да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать, захотелибы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по вашему сложению или по усилиям вражеских козней, которым вы почеловеческой немощи не можете противостоять; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тожесил нет, или случая сыскать не можно. А к молитве это уже никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность- богатому и бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведнику и грешнику.
Как велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она ото всей души возносится, судите по следующему примеруСвященного Предания: когда по просьбе отчаянной матери, лишившейся единородного сына, похищенного смертью,жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже от только что еще бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаяннойскорбью матери, возопила ко Господу: "Не меня ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем итвердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее…" и воскресил егоГосподь.
Так то, ваше Боголюбие, велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божьего, и ее удобнее всего всякомуисправлять. Блаженны будем, когда обрящет нас Господь Бог бдящими, в полноте даров Его Святого Духа. Тогда мы можемблагодарственно надеяться быть восхищенными на облаках, в сретение Господа на воздухе, грядущего со славою и силоюмногою судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его (1 Фес. 4:17, 1 Петр 4:5, Мф. 16:27).
Вот, вы за великое счастье считать изволите с убогим Серафимом беседовать, уверены будучи, что и он не лишен благодатиГосподней. Что же скажем о Самом Господе, Источнике неоскудевающей всякой благостыни и небесной и земной? А ведьмолитвой мы с Ним Самим, Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся. Но и тут надобномолиться лишь до тех пор, пока Бог Дух Святой не сойдет на нас в известных Ему мерах небесной Своей благодати. И когдаОн благоволит посетить нас, то надлежит уже перестать молиться. Чего же и молиться тогда Ему: "Прииди и вселися в ны иочисти ны от всякие скверны и спаси, Блаже, души наша," когда уже пришел Он к нам, во еже спасти нас, уповающих на Него и призывающих Имя Его святое во истине, т.е. с тем, чтобы смиренно и с любовью встретить Его пришествие.
Я вашему Боголюбию поясню это примером: вот, вы бы меня в гости к себе позвали, и я бы по зову вашему пришел к вам и хотел бы с вами побеседовать. А вы все-таки стали бы меня приглашать: милости, де, просим, пожалуйте, дескать, ко мне.То я поневоле должен был бы сказать: что это он? Из ума что ли выступил? Я пришел к нему, а он все-таки меня зовет.Так-то это и до Господа Бога Духа Святого относится. Потому то и сказано: "Остановитесь и познайте, что Я Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле" (Пс. 45:11), т.е. явлюсь и буду являться всякому верующему в Меня и призывающего Меня и буду беседовать с ним, как некогда беседовал с Адамом в раю, с Авраамом и Иаковом и с другими рабами Моими, с Моисеем, Иовом и им подобными.
Многие толкуют, что это упразднение относится только к мирским делам, т.е. что при молитвенной беседе с Богом надобно упраздниться от мирских дел. Но я вам по Богу скажу, что хотя от них при молитве необходимо упраздниться, но, когда по всемогущей силе веры и молитвы, соизволит Господь Бог Дух Святой посетить нас и придет к нам в полноте неизреченной Своей благости, то надобно и от молитвы упраздниться. Молвит душа и в молитве находится, когда молитву творит, а при нашествии Духа Святого надлежит быть в полном безмолвии, слышать явственно и вразумительно все глаголы жизни вечной,которые Он тогда возвестить соизволит. Надлежит при том быть в полном трезвении и души и духа и в целомудренной чистоте плоти. Так, было при горе Хориве, когда израильтянам было сказано, чтобы они до явления Божьего на Синае затри дня не прикасались бы и к женам, ибо Бог наш есть "огонь поедающий все нечистое" и в общение с Ним не может войти никто же от скверны плоти и духа.
- НУ, А КАК ЖЕ, БАТЮШКА, быть с остальными добродетелями, творимыми ради Христа, для накопления благодати ДухаСвятого? Ведь вы мне о молитве только говорить изволите?
- Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми изних, которые нам больше прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией из процентовневещественных, и не по четыре или по шести на сто, но по сто на один рубль духовный, но даже еще того в бесчисленноечисло раз больше. Примерно дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божьегопост, поститесь; более дает милостыня, милостыню творите и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради,рассуждайте.
Вот я вам расскажу про себя, убого Серафима. - Родом я из курских купцов. Так, когда я не был еще в монастыре, мы,бывало, торговали товаром, которой нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте и, как в торговом деле, не втом сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в томсила, чтобы только молиться или другое какое либо доброе дело делать. Хотя апостол и говорит: "непрестанно молитесь"(1 Фес. 5:17), но да ведь, как помните, и прибавляет: "Хочу лучше пять слов сказать умом моим, нежели тьму словязыком" (1 Кор. 14:19). И Господь говорит: "Не всякий говорящий Мне Господи, Господи спасется, но творящий волю ОтцаМоего Небесного" (Мф. 7:21), т.е. делающий дело Божие и притом с благоговением, ибо "Проклят, кто дело Божие делаетнебрежно" (Иер. 48:10). А дело Божие есть: "Да веруете в Бога и в кого Он послал Иисуса Христа" (Ин. 14:1). Еслирассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счетадобрых дел, служащих только средством к цели нашей христианской жизни, но и извлечения из них большей выгоды, т.е.большем приобретении даров Духа Святого.
Так желал бы я, чтобы и вы сами копили этот неоскудевающий источник благодати Божией и всегда рассуждали себе, в Духели Божием вы обретаетесь или нет; и если - в Духе, то благословен Бог. Не о чем горевать: хоть сейчас на страшный судХристов. Ибо, "в чем застану, в том и сужу." Если же - нет, то надобно разобрать, отчего и по какой причине ГосподьБог Дух Святой изволил оставить нас и снова искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, пока искомый ГосподьБог Дух Святой не сыщется и не будет снова с нами Своею благостью. На отгоняющих же нас от Него врагов наших надобнотак нападать, покуда и прах их возьмется, как сказал пророк Давид: "Я преследую врагов моих и настигаю их, и невозвращаюсь, доколе не истреблю их. Поражаю их и они не могут встать, падают под наги мои" (Пс. 17:38-39).
Так-то, батюшка. Так и извольте торговать духовно добродетелью. Раздавайте дары благодати Духа Святого требующим попримеру воженной свечи, которая и сама светит, горя земным огнем, и другие вещи, не умаляя своего собственного огня,освещает все кругом. И если это так в отношении огня земного, то что скажем об огне благодати Всесвятого Духа Божия?Ибо, например, богатство земное, при раздаче его, оскудевает, богатство же небесное Божией благодати, чем болеераздается, тем более приумножается у того, кто его раздает. Так и сам Господь изволил сказать Самарянке: "Всякий,пиющий воду сию, возжаждет опять: а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век, но вода,которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4:13-14).