Евгений Сумский пишет:Отец, Сергий а правда что до реформы Никона было так: “Но что суть грехи твои, чадо, не осрамляйся мене, исповеждь без стыдения, аз бо таков же человек и грешнее паче всех человек» . То есть, не стыдись меня, я такой же человек, как ты, и тоже грешен. А после реформы это исчезло, теперь стало звучать: «се Христос невидимо стоит пред тобою, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся». То есть не стыдись меня, потому что меня тут нет, а на моем месте – сам Христос…
Ушли слова священника о том, что он так же грешен.
В обращении к иповедующемуся, которое есть в современных требниках, говорится «се Христос невидимо стоит пред тобою, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся..
аз же точию свиедетель есмь да свидетельствую пред Ним вся елико речеши мне.....», т.е. священник подчёркивает : " ты не мне исповедуешься, а Господу.." . Это , по моему то же важный аспект. Не менее важный , чем то , что священник предстаёт перед прихожанином грешником).
Тем более , что в нашем обществе понятие греховности уже не свидетельствует о сознательности человека, а скорее о его недостатке. Не секрет, что многие люди не желают исповедоваться в присутствии священника т.к. не видят в нём идеала праведности ( хотя бы даже в величине живота)), а в себе греха. другие , наоборот, создаётся впечатление, считают священника ангельским существом ( не ест, в туалет не ходит). И опять же очень разочаровываются если это не так.
Как-то подвозили меня попутно неопятидесятники в микроавтобусе. В беседе я упомянул, что может быть я гораздо более грешен чем прихожане....В салоне автобуса около минуты стоял дикий радостный хохот...Где -то читал о священнике, который в Прощенное воскресенье на своём новом приходе сказал с амвона, как это принято: " Простите меня, потому что я то-же грешник". Так прихожане после этого на него косится начали недобро. Говорили: " Батюшка наш-то блудник - матушке изменяет".
Хотя ,если кому-то приятно слышать от священника, что он большой грешник - он может услышать об этом на входных молитвах перед Литургией. когда священник просит прощения у присутствующих или настоять , в конце концов, чтобы батюшка к чину молитвы добавлял и дореформенную молитву).