[quote="Wimar"]
На официальном сайте Синодальной богословской комиссии опубликован текст заключения о Совместном заявлении православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви»
Упомянутое заявление православно-лютеранской комиссии, принятое на встрече в Братиславе, проходившей со 2 по 6 ноября 2006 года, вызвало большие недоумения в среде православных. В связи с чем Синод Русской Православной Церкви поручил богословской комиссии подготовить экспертное заключение о нем. По запросу богословской комиссии свои отзывы на спорный документ подготовили ведущие учебные и научные учреждения Русской Православной Церкви: Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Издательский совет и Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
На основании их отзывов и было составлено заключение синодальной богословской комиссии, в котором дана четкая недвусмысленная оценка рассматриваемому документу: «Изложение православной позиции, представленное в Совместном заявлении православно-лютеранской комиссии “Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви”, по ряду важнейших вопросов богословия Евхаристии не соответствует традиционному учению Православной Церкви».
А именно: «в документе православная сторона отрицает сущностное изменение Евхаристических хлеба и вина… В таком изложении православное учение о Евхаристии представляется очень близким к лютеранскому… Документ также содержит целый ряд богословских положений, близких древним евхаристологическим заблуждениям… многие другие положения документа выражены весьма расплывчато и допускают взаимоисключающие толкования разными участниками диалога… Документ выдержан в духе конвергенции и компромисса, он создает иллюзию единства и согласия за счет игнорирования и замалчивания реальных различий, выяснение которых является не менее важной задачей диалога, чем поиск сходных вероучительных положений»[1].
Ценность этого заключения богословской комиссии состоит не только в том, что в нем дана ясная, взвешенная, прекрасно аргументированная оценка сомнительного документа экуменических собеседований. Конечно, и это хорошо, поскольку показывает, что Русская Православная Церковь ответственно относится к диалогам с инославными, дорожит чистотой веры, на деле отвергает компромиссы с ересью и всегда готова указать и исправить ошибку, если она была допущена во время таких собеседований.
Однако данное заявление касается также и того спора о таинстве Евхаристии, который шел в последние годы и среди некоторых православных богословов. Поэтому особая ценность этого заявления именно в том, что оно вносит ясность и в эту, «внутреннюю» дискуссию.Документ отличают ясность изложения, точность формулировок, но главное достоинство – серьезная аргументация, вся построенная на обращении к церковному Преданию – постановлениям Соборов, творениям святых отцов, литургическим текстам. В частности, сказано: «Для выражения своей веры в действительное тождество Евхаристических даров и Тела и Крови Христовых… святые отцы использовали разные термины и разные аналогии. Наиболее известный из этих терминов – преложение… В период полемики с протестантизмом Православной Церковью было соборно принято употребление термина пресуществление. Это произошло на Иерусалимском Соборе 1672 году и Константинопольском Соборе 1691 года… В Евхаристии хлеб и вино прелагаются, пресуществляются в Тело и Кровь Христовы – то есть меняют свою сущность, перестают быть хлебом и вином, сохраняя все свои внешние признаки».
На последнем заседании Священный Синод Русской Православной Церкви счел необходимым довести данное заключение до сведения членов православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу. Теперь же оно опубликовано и доступно всем, кому вопросы богословия небезразличны.
http://www.st-tatiana.ru/text/72781.html
Комментарии по поводу прошедшего заседания Богословской комиссии Интернет-порталу «Татьянин День» дали архиепископ Львовский и Галицкий Августин и протоиерей Максим Козлов.
Августин, архиепископ Львовский и Галицкий
- Владыка, каковы Ваши впечатления от сегодняшнего заседания богословской комиссии?
- Сегодняшнее заседание богословской комиссии еще раз убеждает нас в том, что решение острых вопросов не надо откладывать, иначе возникают сложности, может быть, неизбежные, но преувеличенные. Необходимо работать, реагировать на все вызовы времени. Сейчас, когда есть уже опыт диалога с инославными, мы имеем возможность глубже познать и раскрыть православное вероучение. Что касается непосредственно этого вопроса, соборность - это действительно то благословенное и совершенное, лучше чего ничего нельзя придумать и мне нравится, что председатель комиссии дает возможность высказаться всем, и мы видим, что люди, которые занимали крайнюю (или не крайнюю, но все-таки категоричную) позицию прислушиваются к голосу своих коллег. При всей искренности и благожелательности участников дискуссии, важно прислушаться к голосу Церкви - первое, и второе - смирять себя. Несмотря на разность личных убеждений, любовь и смирение приведут к полноте церковной.
- Ваше суждение в целом по обсуждаемой проблеме, у Вас есть своя позиция?
Надо уточнить терминологию, ведь она создавалась в то время, когда еще в голову не приходило, как можно анализировать вещество. Немного жаль, что так далеко зашло. Для меня негатив состоит еще и в том, что спор ведется и среди преподавателей Московской Духовной Академии, и студенты неравнодушны к этому. Часть молодежи уже определилась в личной симпатии к Осипову. То есть нельзя никогда откладывать такие вещи, тем более, по таким деликатным вопросам.
- Вы считаете, что частные богословские суждения не должны звучать с академической кафедры?
- Да, чтобы не смущать. И без того: секуляризация, либерализм, соблазны, а мы еще сами привносим источники искушения. Нужно выработать уровень и формат таких дискуссий. Одно дело, когда друзья собрались поговорить за столом, другое - прийти и сказать с кафедры: «Я так считаю». Когда есть братство, тогда будет компромисс. Один из провоцирующих моментов был, когда еретики не хотели покоряться. Собор решил - надо покоряться. Вот сегодняшнее заседание покажет, есть смирение или нет.поклонники проф. Осипова-- секта?поклонники проф. Осипова-- секта?