иерей Сергий пишет:Я хоть и не о.Роман, ....
Простите, пожалуйста. Пересидел лишнее в интернете.
С праздником Святой Троицы Вас.
Отец Сергий, прежде, чем выскажусь по Вашему сообщению, большое спасибо за конкретный ясный ответ.
иерей Сергий пишет:...Опираясь на здравый смысл..., можно (и нужно) сделать вывод...
Мы все стараемся опираться на здравый смысл прежде, чем сделать какие-либо выводы, но случается, что приходим к различным друг от друга выводам.
иерей Сергий пишет:...каяться надо за свои собственные грехи, и не выдумывать всякого рода "народного", "соборного", "архиерейского" и прочего покаяния.
А у архиереев РПЦЗ в 2000г. появилась потребность покаяться за тех реформаторов и их последователей и они сделали это. Их мненме по этому вопросу оказалось отличающимся от Вашего нынешнего. Мне вот нигде до сих не встретился пример подобного именно "соборного" покаяния. Может быть они посчитали случай особенным: последствия раскола видятся настолько тяжёлыми, что даже такое вот не имевшее прежде прецедентов в истории Православной Церкви покаяние по их мнению имело смысл. Во всяком случае часть старообрядцев после получения этого послания присоединилась-таки к РПЦЗ.
иерей Сергий пишет:...Опираясь на вышеизложенное..., можно (и нужно) сделать вывод, что каяться надо за свои собственные грехи...
Согласен с Вами, но нигде не нашёл запретов на подобное покаяние. Может они "опирались" на что-то другое. У меня есть 2 ссылки, на которых как мне видится можно было бы опереться при написании послания архиереев РПЦЗ. Не удержусь и всё-таки приведу фрагменты текста.
1)https://predanieneo.forum2x2.ru/post?p=32607&mode=quote — здесь текст из их послания сильно совпадает с текстом по ссылке.
Перенесение мощей святого отца нашего Иоанна Златоустого
…
Царь, сняв свою багряницу, простер ее над мощами, а затем, припав на перси святого, со слезами говорил:
- Прости, отче, прегрешение, причиненное тебе завистью. Не считай меня сообщником греха моей матери и не допусти, чтобы я страдал от оскомины за родительскую невоздержность. Хотя я и сын твоей гонительницы, однако, я неповинен в причиненном тебе бедствии. Прости ей согрешение, чтобы и я был свободен от упрека, тяготеющего на ней. Преклоняю свой сан к ногам твоим и всю мою власть подчиняю твоему молению. Прости оскорбившую тебя безрассудным насилием, ибо она раскаялась в сделанном тебе и просит прощения, обращаясь к тебе со смирением моими устами так: помяни, отче, твое учительное слово о непамятозлобии и сам забудь мою злобу.
…
2)Из книги о преп. Силуане Афонском. http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/sofroniy_starets_siluan_afonskiy_06-all.shtml#Head21 — здесь не могу ничего добавить, не знаю какими словами.
О различии христианской любви и человеческой справедливости
ЛЮДЯМ обычно свойственно юридическое понимание справедливости. Возложение на кого-либо ответственности за вину другого — они отвергают, как неправду. В их юридическом сознании это не укладывается. Но иное говорит дух любви Христовой. По духу этой любви разделение ответственности за вину того, кого любим, и даже несение всей полноты ее, не только не чуждо, но и до конца естественно. Больше того, в этом несении чужой вины выявляется подлинность любви и достигается ее самосознание. Если от любви пользоваться только ее услаждающей стороною, то где разумность? Но когда привходит свободное принятие на себя вины и трудов любимого, тогда любовь достигает своего всестороннего совершенства.
Многие не могут или не хотят понять и доброю волею понести последствия первородного греха Адама. Они говорят: «Адам и Ева съели запрещенный плод, а причем тут я? Я готов отвечать за мои грехи, но только за свои личные, а никак не чужие». И не понимает человек, что таким движением своего сердца он в самом себе повторяет грех Праотца, и последний становится уже его личным грехом и падением. Адам отрекался от ответственности, возлагая вину на Еву и Бога, давшего ему эту жену, и тем разбил единство Человека и единение его с Богом. Так всякий раз, когда мы отрекаемся от несения вины за общее зло, за дела ближних своих, мы повторяем тот же грех и также разбиваем единство Человека. Господь спросил Адама прежде Евы. И нуж-но думать, что если бы он не оправдывался, но взял бы на себя ответственность за их общий грех, то иными были бы судьбы мира, как изменятся они, если и мы будем брать на себя тяготу вины ближних.
Всякий человек, во всяком деле многое может сказать в свое оправдание, но если он внимательно посмотрит в сердце свое, то увидит что, оправдываясь, не избегает лукавства. Оправдывается человек, во-первых, потому, что не хочет признать себя хотя бы частично виновником зла в мире, оправдывается потому, что не сознает себя одаренным богоподобною свободою, а лишь явлением, вещью мира сего, и потому зависимым от него. В таком сознании есть много рабского, и потому оправдываться — рабское дело, а не богосыновнее.
…
иерей Сергий пишет:...Нет, не было и не будет иной причины покаяния, кроме личного согрешения.
Если можно, уточните на всякий случай происхождение этой фразы: это офиц. позиция Церкви или Ваше личное мнение?
Спаси, Господи.