Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+16
Против всех
Ирина76
Aleksios
Елена-христианка
Михаил55
Георгий Вигант
nichar
Петр Петрович
Ksertoo
footloose
Admin
Евгений Сумский
noname
loretta
Русский
Стахий
Участников: 20
Фильм " Раскол"
Стахий- Магистр форума
- Сообщения : 5827
Дата регистрации : 2011-02-25
Откуда : Нижний Новгород
Вероисповедание : православный
- Сообщение 1
Фильм " Раскол"
Смотрю по ТВ Культура фильм " Раскол"- этот фильм об реформах патриарха Никона. У кого какие впечатления,соображения о фильме?
Русский- Бакалавр форума
- Сообщения : 2296
Дата регистрации : 2011-06-10
Откуда : Россия -великая страна
Вероисповедание : Единственно правильная ВЕРА
- Сообщение 2
Re: Фильм " Раскол"
Как-то раскол там в выгндном свете выставлен.Стахий пишет:Смотрю по ТВ Культура фильм " Раскол"- этот фильм об реформах патриарха Никона. У кого какие впечатления,соображения о фильме?
loretta- Бакалавр форума
- Сообщения : 4696
Дата регистрации : 2011-03-04
Вероисповедание : католик
- Сообщение 3
Re: Фильм " Раскол"
Мне фильм понравился.
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 4
Re: Фильм " Раскол"
А у меня культура плохо показывает, не смотрю.
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 5
Re: Фильм " Раскол"
Серега в инете онлайн чудно показывает телеканал Культура, правда есть такая шутка:Телеканал "Культура" окупается только за счёт огорода, который находится за телестудией.
Стахий- Магистр форума
- Сообщения : 5827
Дата регистрации : 2011-02-25
Откуда : Нижний Новгород
Вероисповедание : православный
- Сообщение 6
Re: Фильм " Раскол"
Мне фильм понравился, очень точно как мне кажется, показаны характеры русских людей.
Чисто логически патриарх Никон прав,Веру мы приняли от греков,надо же и обряды в порядок привести много было не правильного перевода с греческих книг,так ошибки переписывались входили в обряд,а вот методы борьбы с несогласными вызывают сомнения.Всё таки вопрос очень серьезный и нельзя анафемой было решить,ведь что говорили староверы,отцы и деды наши так крестились и такими обрядами жили,святые всеми уважаемые и признанные так крестились и что выходит они не правы? Не может быть такого! И считали что стоят за правду и за чистоту Веры!
Нашла коса на камень,мое мнение много горя принесла эта реформа ведь могли бы этот вопрос без анафем уладить и не доводить до крайностей.Это урок нынешним реформаторам в Церкви которые хотят провести реформы, где то у другого народа это может и пройдет без труда, у русских это кончится расколом.
Чисто логически патриарх Никон прав,Веру мы приняли от греков,надо же и обряды в порядок привести много было не правильного перевода с греческих книг,так ошибки переписывались входили в обряд,а вот методы борьбы с несогласными вызывают сомнения.Всё таки вопрос очень серьезный и нельзя анафемой было решить,ведь что говорили староверы,отцы и деды наши так крестились и такими обрядами жили,святые всеми уважаемые и признанные так крестились и что выходит они не правы? Не может быть такого! И считали что стоят за правду и за чистоту Веры!
Нашла коса на камень,мое мнение много горя принесла эта реформа ведь могли бы этот вопрос без анафем уладить и не доводить до крайностей.Это урок нынешним реформаторам в Церкви которые хотят провести реформы, где то у другого народа это может и пройдет без труда, у русских это кончится расколом.
Admin- Корифей форума
- Сообщения : 23964
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : со дна
Вероисповедание : православие
- Сообщение 7
Re: Фильм " Раскол"
Грех аввакумовцев был не в двоеперстии и служении на 7 хлебах, а в том, что они поставили себя вне Церкви.
Стахий- Магистр форума
- Сообщения : 5827
Дата регистрации : 2011-02-25
Откуда : Нижний Новгород
Вероисповедание : православный
- Сообщение 8
Re: Фильм " Раскол"
Ну судя по фильму не они анафему издали ,а патриарх Никон и греческий митрополит объявили анафему на тех кто 2 перстами крестится,по моему нельзя было этого делать,догматических разногласий не было,все дело было в обрядах,да хотя ещё патриарх изменил символ Веры, где ему справедливо заметили что греческие слова не могут переводится слово в слово.Admin пишет:Грех аввакумовцев был не в двоеперстии и служении на 7 хлебах, а в том, что они поставили себя вне Церкви.
Admin- Корифей форума
- Сообщения : 23964
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : со дна
Вероисповедание : православие
- Сообщение 9
Re: Фильм " Раскол"
Стахий пишет:Ну судя по фильму не они анафему издали ,а патриарх Никон и греческий митрополит объявили анафему на тех кто 2 перстами крестится,по моему нельзя было этого делать,догматических разногласий не было,все дело было в обрядах,да хотя ещё патриарх изменил символ Веры, где ему справедливо заметили что греческие слова не могут переводится слово в слово.Admin пишет:Грех аввакумовцев был не в двоеперстии и служении на 7 хлебах, а в том, что они поставили себя вне Церкви.
Да. изменение Символа веры даже на одну букуву-опасно. Например, слово "omousios"-единосущие (православное понимание), если в него добавить еще одну "i" превращается в арианское исповедание- "ommoiusios"-подобосущие.
Но, все же, думается мне, что греческие переводы были более верными.
Обряд ведь не смысл веры, а средство веры.
А анафематствовали их именно за двоеперстие или за раскол? Двоеперстие, кстати, Стоглавым собором утверждено было законодательно.
footloose- Бакалавр форума
- Сообщения : 1299
Дата регистрации : 2011-02-07
Вероисповедание : православие
- Сообщение 10
Re: Фильм " Раскол"
Сергей, можно смотреть на компьютере онлайн (не скачивая), я так и делаюА у меня культура плохо показывает, не смотрю.
Стахий- Магистр форума
- Сообщения : 5827
Дата регистрации : 2011-02-25
Откуда : Нижний Новгород
Вероисповедание : православный
- Сообщение 11
Re: Фильм " Раскол"
Это верно,но как сказал священник из фильма: К Вере простой человек приходит через обряд.
Обряд ведь не смысл веры, а средство веры
А анафематствовали их именно за двоеперстие или за раскол?
По моему, анафема была тем кто крестится 2 перстами,только 3 нужно крестится.
З.Ы. Может кто по грамотней объяснит всю остроту проблемы в то время и почему так получилось что русские крестились 2 перстами а греки 3 перстами.
Admin- Корифей форума
- Сообщения : 23964
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : со дна
Вероисповедание : православие
- Сообщение 12
Re: Фильм " Раскол"
На момент принятия христианства в греции крестились 2-мя перстами (во всяком случае в тех провинциях, откуда к нам на Русь приехали священники и просветители), а потом стала преобладать иная традиция в Греции-троеперстие, а на Руси осталось двоеперстие.Стахий пишет:
Это верно,но как сказал священник из фильма: К Вере простой человек приходит через обряд.
Обряд ведь не смысл веры, а средство веры
А анафематствовали их именно за двоеперстие или за раскол?
По моему, анафема была тем кто крестится 2 перстами,только 3 нужно крестится.
З.Ы. Может кто по грамотней объяснит всю остроту проблемы в то время и почему так получилось что русские крестились 2 перстами а греки 3 перстами.
Ksertoo- Бакалавр форума
- Сообщения : 4156
Дата регистрации : 2011-03-08
Вероисповедание : нет
- Сообщение 13
Re: Фильм " Раскол"
Смотрел не все серии (где-то 2/3), но то что увидел - понравилось!
Протопоп Аввакум создал очень приятное впечатление - настоящего исповедника христианской веры, ревнителя церковного благочестия, смиренного, богобоязненного, с мужеством и твёрдым упованием на Господа сносившего все беды и скорби.
Патриарх Никон же создал впечатление прямо противоположное. Испортила власть человека Даже слуга ушёл от него. Его реформа также вызвала у меня непонимание и неприятие. Думаю, справедливо было возмущение некоторых героев фильма о том, что выходит, что предки их молились неправильно. Хотя, с другой стороны, эта реформа была вполне обоснована и адекватна.
Правда единственное, что смутило и смущает - это замена слова "несть" на "не будет" в Символе Веры, но я уже решил этот вопрос - я всё равно буду читать СВ на латинском языке.
Нельзя было не заметить, что тема секса была раскрыта вполне
Протопоп Аввакум создал очень приятное впечатление - настоящего исповедника христианской веры, ревнителя церковного благочестия, смиренного, богобоязненного, с мужеством и твёрдым упованием на Господа сносившего все беды и скорби.
Патриарх Никон же создал впечатление прямо противоположное. Испортила власть человека Даже слуга ушёл от него. Его реформа также вызвала у меня непонимание и неприятие. Думаю, справедливо было возмущение некоторых героев фильма о том, что выходит, что предки их молились неправильно. Хотя, с другой стороны, эта реформа была вполне обоснована и адекватна.
Правда единственное, что смутило и смущает - это замена слова "несть" на "не будет" в Символе Веры, но я уже решил этот вопрос - я всё равно буду читать СВ на латинском языке.
Нельзя было не заметить, что тема секса была раскрыта вполне
Петр Петрович- Пользователь
- Сообщения : 279
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 49
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 14
Re: Фильм " Раскол"
С филиокве?СВ на латинском языке.
Стахий- Магистр форума
- Сообщения : 5827
Дата регистрации : 2011-02-25
Откуда : Нижний Новгород
Вероисповедание : православный
- Сообщение 15
Re: Фильм " Раскол"
Вот то и оно ,двоеперстие более древняя традиция чем троеперстие,формально староверы правы и разве можно было анафеме предавать только потому что двумя перстами крестится?На момент принятия христианства в греции крестились 2-мя перстами (во всяком случае в тех провинциях, откуда к нам на Русь приехали священники и просветители), а потом стала преобладать иная традиция в Греции-троеперстие, а на Руси осталось двоеперстие.
З.Ы.Хотелось бы услышать мнение батюшек.
Ksertoo- Бакалавр форума
- Сообщения : 4156
Дата регистрации : 2011-03-08
Вероисповедание : нет
- Сообщение 16
Re: Фильм " Раскол"
Петр Петрович пишет:С филиокве?СВ на латинском языке.
А если не скажу, спать не будешь, будешь всё гадать, с филиокве или без?
Стахий пишет:
Это верно,но как сказал священник из фильма: К Вере простой человек приходит через обряд.
Вот! Это главное, что не учёл Никон, взявшись реформировать.
Ksertoo- Бакалавр форума
- Сообщения : 4156
Дата регистрации : 2011-03-08
Вероисповедание : нет
- Сообщение 17
Re: Фильм " Раскол"
Забыл добавить, что нравы русских людей того времени показались для меня крайне дикими и неприемлемыми... Всё таки век либералистического плюрализма - это истинно моё время...
nichar- Бакалавр форума
- Сообщения : 3163
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 58
Откуда : Москва
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 18
Re: Фильм " Раскол"
Почему священники не отвечают на этот вопрос?
Как бы интересно старообрядцы не откололись, когда у них было твердо сложившееся мнение, что нужно креститься двумя перстами, в другую сторону Храм обходить и что-то еще. А сколько святых было до Никоновской реформы. Как всё это объяснить?
Как бы интересно старообрядцы не откололись, когда у них было твердо сложившееся мнение, что нужно креститься двумя перстами, в другую сторону Храм обходить и что-то еще. А сколько святых было до Никоновской реформы. Как всё это объяснить?
Георгий Вигант- Почетный форумчанин
- Сообщения : 3223
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 60
Откуда : Шангалы
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 19
Re: Фильм " Раскол"
Так вопрос надо задать в теме "Вопросы священнику". Они и ответят.nichar пишет:Почему священники не отвечают на этот вопрос?
Как бы интересно старообрядцы не откололись, когда у них было твердо сложившееся мнение, что нужно креститься двумя перстами, в другую сторону Храм обходить и что-то еще. А сколько святых было до Никоновской реформы. Как всё это объяснить?
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 20
Re: Фильм " Раскол"
Вот-вот , я летом со старообрядцем пообщался, он на то и напирал, что такие-то такие-то почитаемые святые крестились двумя перстами, а что я буду тремя?Я потом у него спросил, а почему двумя? Символ двойственной природы Христа! Я ему :" а тремя потому как Троица". Он:"Троицу на Христе не распинали". Я:"А вы верите в Троицу?". Он:"Безусловно".Я:"Христос одно из лицо Троицы, а Троица единая и неделимая! Так чего ты мне здесь чешешь?". Стыдно ему стало, и он ушел от меня прочь -- в публичный дом, должно быть . ...nichar пишет:Почему священники не отвечают на этот вопрос?
Как бы интересно старообрядцы не откололись, когда у них было твердо сложившееся мнение, что нужно креститься двумя перстами, в другую сторону Храм обходить и что-то еще. А сколько святых было до Никоновской реформы. Как всё это объяснить?
Ksertoo- Бакалавр форума
- Сообщения : 4156
Дата регистрации : 2011-03-08
Вероисповедание : нет
- Сообщение 21
Re: Фильм " Раскол"
Евгений Сумский пишет:Я:"Христос одно из лицо Троицы, а Троица единая и неделимая!"
Так значит, согласно крещению троеперстием, и всю Троицу распяли на кресте?
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 22
Re: Фильм " Раскол"
Согласно учению Христос Одно из Лиц Пресвятой Троицы. А Троица едина и неделима.Dixi.
Ksertoo- Бакалавр форума
- Сообщения : 4156
Дата регистрации : 2011-03-08
Вероисповедание : нет
- Сообщение 23
Re: Фильм " Раскол"
Евгений Сумский пишет:Согласно учению Христос Одно из Лиц Пресвятой Троицы. А Троица едина и неделима.Dixi.
Да, именно это вы ответили староверу на его аргумент, что Троицу на кресте не распинали. Значит крестясь троеперстием мы указываем на то, что на кресте была распята вся Троица.
Стахий- Магистр форума
- Сообщения : 5827
Дата регистрации : 2011-02-25
Откуда : Нижний Новгород
Вероисповедание : православный
- Сообщение 24
Re: Фильм " Раскол"
Древнерусские поучения о крестном знамении говорят о том, что сочетание указательного и среднего пальцев обозначает Богочеловечество (две природы Христа, Божественную и человеческую), а сочетание большого пальца с безымянным и мизинцем — Троицу; такое понимание представлено и у старообрядцев. При этом символика Богочеловечества непосредственно соответствует представлению о распятии Христа: на кресте был распят Богочеловек, и таким образом перстосложение, как и движение руки при совершении крестного знамения, непосредственно изображает распятие Христово; в то же время идея Троицы имеет общий вероисповедный смысл: можно сказать, что человек крестится, изображая распятие Христово во имя Святой Троицы или призывая Святую Троицу. Как изображение Христа, так и изображение Троицы соответствуют словам, которыми принято вообще сопровождать крестное знамение: изображение Христа отвечает словам «Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй мя», изображение Троицы — словам «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» .
Первоначально исповедание Троицы выражалось не перстосложением, а утроением крестного знамения, как это до сих пор имеет место в православной церкви при освящении священником воды ; троекратное осенение себя крестным знамением и сейчас принято у греков. После осуждения монофизитов на Халкидонском соборе 451 г. христиане, признавшие решения этого собора, перешли на двуперстное крестное знамение (ранее принято было креститься одним перстом: одноперстное крестное знамение сохранилось у монофизитов и отчасти у католиков). Таким образом, двуперстное крестное знамение в свое время выражало идею Богочеловечества, но не идею Троицы. Именно так в середине XII в. описывает значение перстосложения Петр Дамаскин, сочинение которого мы цитируем в основном тексте настоящей работы: «Два перьста убо и едина рука являють распятаго Господа нашего Iсуса Христа во двою естеству и едином съставѣ познаваема». В дальнейшем оно стало
выражать обе идеи, и в одной из версий греческой статьи «О фрязех и о прочих латинех», дошедшей до нас в латинском переводе, говорится: «персты в знаменованиях должны быть располагаемы так, чтобы через них означались два естества [Христа] и три лица [Троицы]...».
Итак, первоначально перстосложение выражало в православной традиции идею Богочеловечества, но не идею Троицы, позднее же оно стало выражать обе идеи. Между тем, когда после реформы патриарха Никона двуперстное крестное знамение было заменено в русской церкви на троеперстное, новый способ перстосложения призван был выразить, напротив, идею Троицы, но не идею Богочеловечества; Большой московский собор 1666—1667 гг., в котором, как мы уже упоминали, приняли участие восточные патриархи, постановил: «И знаменiе честнаго и животворящаго Креста творити на себѣ треми первыми персты десныя руки: палецъ глаголемый, и иже близъ его глаголемый указателный, и среднiй, слагати в'купѣ во имя Отца, и Сына, и святаго Духа. Два же, глаголемый мизинецъ и иже близъ его близосреднiй, имѣти наклонены и праздны, по древнему преданiю святыхъ Апостоловъ и святыхъ Отцевъ». Таким образом, согласно этой формулировке мизинец и безымянный палец остаются «праздными», т. е. ничего не выражают . Анонимный автор статьи «О еже коими персты десныя руки изображати крест», опубликованной в никоновской «Скрижали» 1656г., посвящает свое рассуждение тому, что перстосложением можно и должно обозначить Троицу, но невозможно выразить идею Богочеловечества: те, кто пытаются выразить эту идею двумя
пальцами, утверждает он, разделяют Божественную и человеческую природу Христа и тем самым впадают в несторианскую ересь . Такое понимание, несомненно, было принято в это время у греков: так, Мелетий Пигас, будущий патриарх александрийский, в «Православном христианине» 1587г., константинопольский патриарх Паисий в ответе московскому патриарху Никону на вопрос о псрстосложении 1654г. (ответ 24) , а также Дамаскин Студит († 1577) и Христофор Ангел (1575—1638), объясняя символику перстосложения, говорят о Троице, но не упоминают о Богoчеловечестве. Равным образом в греческой статье о крестном знамении (обосновывающей троеперстие), приложенной к прениям Арсения Суханова с греками 1650 г., говорится, что первые три перста изображают Троицу, и что ее не могут изображать последние два пальца, и что эти два пальца не изображают две природы Христа. Отсюда протопоп Аввакум говорит в «Житии», что надо креститься не тремя, а пятью перстами: «Никонъ волъкъ со дьявол омъ предали трема перъсты креститца; а первые наши пастыри, яко же сами пятью персты крестились, такожде пятью персты и благословляли, по преданию святых отецъ нашихъ...»; Аввакум имеет в виду то, что принято понимать под двуперстным крестным знамением: речь идет о том, что все пять пальцев должны выражать догматическое содержание (тогда как у никониан лишь три пальца имеют символическую значимость). Никониане, утверждал Аввакум, «в сложенiи персть знаменающеся, слагая три персты. Христово вочеловѣчение отмещут, и то де все неправославно» . Равным образом дьякон Федор в прении с Афанасием, митрополитом иконийским, заявлял: «Да теми персты как вы, так крестяся, первое страсть прилагаете [т. е. распинаете Троицу], якоже древний еретици и армени, второе же вочеловечение Сына Божия в дву перстах не проповедуете, якоже мы, и несть Христа сугуба естеством в вашем сложении трех перстов» .
Именно такое объяснение троеперстного крестного знамения мы находим затем в русских новообрядческих Часословах, где помещается специальная статья о том, как следует креститься : согласно этому объяснению три пальца (большой, указательный и средний), сложенные вместе, знаменуют Троицу, другим же пальцам никакого значения не приписывается. Нам известны две версии такой статьи — более ранняя (она представлена, например, в Часослове 1828 г.) и ее позднейшая переделка (представленная, например, в Часослове 1961 г.). В первой версии крестящиеся двумя перстами обвиняются в том, что они следуют армянскому учению; такого рода обвинение имеет определенную традицию, на которой мы остановимся ниже. Во второй версии это обвинение отсутствует и упоминается возможность креститься также и двумя перстами при условии подчинения господствующей церкви .
Итак, согласно учению Русской православной (новообрядческой) церкви перстосложение при крестном знамении призвано символизировать только Троицу. Парадоксальным образом это учение расходится с катехизаторской практикой: все без исключения русские священники, которые были нами опрошены, были убеждены в том, что троеперстное крестное знамение символизирует как Троицу, так и Богочеловечество: по их мнению, идея Троицы передается сочетанием большого, указательного и среднего пальцев, а идея Богочеловечества—сочетанием безымянного пальца с мизинцем . Такое объяснение встречается иногда в учебниках Закона Божия, которые, тем самым, расходятся с официальным учением церкви .
При таком понимании оказывается, что оба способа сложения перстов — двуперстное и троеперстное крестное знамение — выражают одно и то же содержание, хотя и расходятся на уровне выражения, т. е. используют для этого разные пальцы. Полагаем, что такого рода интерпретация троеперстия представляет собой результат переосмысления, возникшего в ходе полемики со старообрядцами. Это переосмысление мы впервые встречаем в «Жезле правления» Симеона Полоцкого (1667 г.) . Отвечая на упрек старообрядцев,
которые утверждали, что двуперстное крестное знамение богаче по своему содержанию, чем троеперстное, поскольку символизирует как Троицу, так и Богочеловечество , Симеон Полоцкий заявляет, что и троеперстное крестное знамение по существу имеет то же значение: «Глаголютъ расколницы, они лучше творятъ двѣ тайнѣ, из'образующе двема перстома два естества Христова, трехъ же совокупленiемъ три лица Божественная. Отвѣтуемъ: много унше [лучше] тѣ обѣ тайнѣ нами воображаетѣся, ибо трехъ первыхъ перстовъ соединенiем' первое трехъ лицъ безначалное во единствѣ естества является пребыванiе: Таже двема послѣднима преклоненныма перстома последняя тайна, еже есть преклоненiе небесъ и смиренное Бога слова вочеловѣченiе, унше являтися можетъ» . То же дословно повторяет затем Афанасий, архиепископ холмогорский, в «Увете духовном» (1682г.) . Еще яснее об этом говорит Платон Левшин, будущий митрополит московский, в «Увещании» к старообрядцам (1765 г.): «Мы теперь по церковному обычаю, когда из'образуемъ на себѣ кресть, слагаемъ три персты, соединяя вкупѣ большой палецъ, указателной, и среднiй: а оставииеся два к ладони пригибаемъ. А вы слагаете болшой палецъ съ двумя последними: а указательный и среднiй оставляете прямостоящими... Ежели спросить васъ: для чего вы три персты большой съ последними содиняете? вы отвечаете, что симъ, де, трехъ перстовъ соединенiемъ из'ображаемъ мы святую Троицу. Очень изрядно, чтобъ слагать персты, и ими изображать святую Троицу. Опять спросимъ васъ: что вы оставшимися двумя перстами указательнымъ и среднимъ из'образуете? вы отвечаете: что из'образуемъ ими два во Христе соединенныя естества, божеское и человеческое. Очень изрядно, чтобъ соединять руки персты, и из'ображать ими два во Христе соединенныя естества. Пускай же теперь спросите вы насъ: что вы из'образуете тремя соединенными перстами, большимъ, указательнымъ и среднимъ. Мы вамъ тотчасъ отвѣчаемъ, что из'образуемъ ими святую Троицу.
Ежели опять спросите: что вы из'образуете оставшимися двумя последними перстами? мы вамъ отвѣчаемъ, что из'образуемъ ими два во Христѣ соединенныя естества. Такъ какоежъ теперь осталось между вами и нами несогласiе? нѣтъ никакова» . «Увещание» Платона многократно переиздавалось, что должно было способствовать распространению такого толкования. Его повторяет, в частности, полемизируя со старообрядцами (в 1790г.), Никифор Феотоки, грек, обосновавшийся в России и поставленный здесь в епископы: «...Вы, равно как и мы, тремя соединенными перстами знамеше Креста знаменуете. Различiе же состоитъ въ семъ, что вы, соединивъ два послѣднiе съ первымъ, простерши же междусреднiе, мы же, соединивъ три первые перста и наклонивши два послѣднiе, Крестъ из'ображаемъ, такъ, что вами равно и нами таинство Троицы и два естества Iисуса Христа означаются. Но мы, простирая три первые перста, тройственнаго Бога первою всѣхъ виною быть показуемъ; наклоняя же два послѣднiе, снисхождеше Божественное и смиренiе воплощенiя и Креста Сына Божiя [siс!], къ рукѣ же оные соединяя, два естества его, въ одной vпостаси соединенныя, означаемъ. Вы же, без' всякой причины два среднiе перста простирая, двумя, а не тремя перстами креститься должно, сказываете» . То же говорит затем и П. С. Смирнов, который ссылается при этом на «Увещание» как на мнение церкви.
Как видим, интересующее нас переосмысление появляется в контексте полемики со старообрядцами, причем каждый раз оно высказывается как частное мнение, не выражая голоса церкви.
http://www.ec-dejavu.net/s/Sign_of_the_Cross.html#ex2
Первоначально исповедание Троицы выражалось не перстосложением, а утроением крестного знамения, как это до сих пор имеет место в православной церкви при освящении священником воды ; троекратное осенение себя крестным знамением и сейчас принято у греков. После осуждения монофизитов на Халкидонском соборе 451 г. христиане, признавшие решения этого собора, перешли на двуперстное крестное знамение (ранее принято было креститься одним перстом: одноперстное крестное знамение сохранилось у монофизитов и отчасти у католиков). Таким образом, двуперстное крестное знамение в свое время выражало идею Богочеловечества, но не идею Троицы. Именно так в середине XII в. описывает значение перстосложения Петр Дамаскин, сочинение которого мы цитируем в основном тексте настоящей работы: «Два перьста убо и едина рука являють распятаго Господа нашего Iсуса Христа во двою естеству и едином съставѣ познаваема». В дальнейшем оно стало
выражать обе идеи, и в одной из версий греческой статьи «О фрязех и о прочих латинех», дошедшей до нас в латинском переводе, говорится: «персты в знаменованиях должны быть располагаемы так, чтобы через них означались два естества [Христа] и три лица [Троицы]...».
Итак, первоначально перстосложение выражало в православной традиции идею Богочеловечества, но не идею Троицы, позднее же оно стало выражать обе идеи. Между тем, когда после реформы патриарха Никона двуперстное крестное знамение было заменено в русской церкви на троеперстное, новый способ перстосложения призван был выразить, напротив, идею Троицы, но не идею Богочеловечества; Большой московский собор 1666—1667 гг., в котором, как мы уже упоминали, приняли участие восточные патриархи, постановил: «И знаменiе честнаго и животворящаго Креста творити на себѣ треми первыми персты десныя руки: палецъ глаголемый, и иже близъ его глаголемый указателный, и среднiй, слагати в'купѣ во имя Отца, и Сына, и святаго Духа. Два же, глаголемый мизинецъ и иже близъ его близосреднiй, имѣти наклонены и праздны, по древнему преданiю святыхъ Апостоловъ и святыхъ Отцевъ». Таким образом, согласно этой формулировке мизинец и безымянный палец остаются «праздными», т. е. ничего не выражают . Анонимный автор статьи «О еже коими персты десныя руки изображати крест», опубликованной в никоновской «Скрижали» 1656г., посвящает свое рассуждение тому, что перстосложением можно и должно обозначить Троицу, но невозможно выразить идею Богочеловечества: те, кто пытаются выразить эту идею двумя
пальцами, утверждает он, разделяют Божественную и человеческую природу Христа и тем самым впадают в несторианскую ересь . Такое понимание, несомненно, было принято в это время у греков: так, Мелетий Пигас, будущий патриарх александрийский, в «Православном христианине» 1587г., константинопольский патриарх Паисий в ответе московскому патриарху Никону на вопрос о псрстосложении 1654г. (ответ 24) , а также Дамаскин Студит († 1577) и Христофор Ангел (1575—1638), объясняя символику перстосложения, говорят о Троице, но не упоминают о Богoчеловечестве. Равным образом в греческой статье о крестном знамении (обосновывающей троеперстие), приложенной к прениям Арсения Суханова с греками 1650 г., говорится, что первые три перста изображают Троицу, и что ее не могут изображать последние два пальца, и что эти два пальца не изображают две природы Христа. Отсюда протопоп Аввакум говорит в «Житии», что надо креститься не тремя, а пятью перстами: «Никонъ волъкъ со дьявол омъ предали трема перъсты креститца; а первые наши пастыри, яко же сами пятью персты крестились, такожде пятью персты и благословляли, по преданию святых отецъ нашихъ...»; Аввакум имеет в виду то, что принято понимать под двуперстным крестным знамением: речь идет о том, что все пять пальцев должны выражать догматическое содержание (тогда как у никониан лишь три пальца имеют символическую значимость). Никониане, утверждал Аввакум, «в сложенiи персть знаменающеся, слагая три персты. Христово вочеловѣчение отмещут, и то де все неправославно» . Равным образом дьякон Федор в прении с Афанасием, митрополитом иконийским, заявлял: «Да теми персты как вы, так крестяся, первое страсть прилагаете [т. е. распинаете Троицу], якоже древний еретици и армени, второе же вочеловечение Сына Божия в дву перстах не проповедуете, якоже мы, и несть Христа сугуба естеством в вашем сложении трех перстов» .
Именно такое объяснение троеперстного крестного знамения мы находим затем в русских новообрядческих Часословах, где помещается специальная статья о том, как следует креститься : согласно этому объяснению три пальца (большой, указательный и средний), сложенные вместе, знаменуют Троицу, другим же пальцам никакого значения не приписывается. Нам известны две версии такой статьи — более ранняя (она представлена, например, в Часослове 1828 г.) и ее позднейшая переделка (представленная, например, в Часослове 1961 г.). В первой версии крестящиеся двумя перстами обвиняются в том, что они следуют армянскому учению; такого рода обвинение имеет определенную традицию, на которой мы остановимся ниже. Во второй версии это обвинение отсутствует и упоминается возможность креститься также и двумя перстами при условии подчинения господствующей церкви .
Итак, согласно учению Русской православной (новообрядческой) церкви перстосложение при крестном знамении призвано символизировать только Троицу. Парадоксальным образом это учение расходится с катехизаторской практикой: все без исключения русские священники, которые были нами опрошены, были убеждены в том, что троеперстное крестное знамение символизирует как Троицу, так и Богочеловечество: по их мнению, идея Троицы передается сочетанием большого, указательного и среднего пальцев, а идея Богочеловечества—сочетанием безымянного пальца с мизинцем . Такое объяснение встречается иногда в учебниках Закона Божия, которые, тем самым, расходятся с официальным учением церкви .
При таком понимании оказывается, что оба способа сложения перстов — двуперстное и троеперстное крестное знамение — выражают одно и то же содержание, хотя и расходятся на уровне выражения, т. е. используют для этого разные пальцы. Полагаем, что такого рода интерпретация троеперстия представляет собой результат переосмысления, возникшего в ходе полемики со старообрядцами. Это переосмысление мы впервые встречаем в «Жезле правления» Симеона Полоцкого (1667 г.) . Отвечая на упрек старообрядцев,
которые утверждали, что двуперстное крестное знамение богаче по своему содержанию, чем троеперстное, поскольку символизирует как Троицу, так и Богочеловечество , Симеон Полоцкий заявляет, что и троеперстное крестное знамение по существу имеет то же значение: «Глаголютъ расколницы, они лучше творятъ двѣ тайнѣ, из'образующе двема перстома два естества Христова, трехъ же совокупленiемъ три лица Божественная. Отвѣтуемъ: много унше [лучше] тѣ обѣ тайнѣ нами воображаетѣся, ибо трехъ первыхъ перстовъ соединенiем' первое трехъ лицъ безначалное во единствѣ естества является пребыванiе: Таже двема послѣднима преклоненныма перстома последняя тайна, еже есть преклоненiе небесъ и смиренное Бога слова вочеловѣченiе, унше являтися можетъ» . То же дословно повторяет затем Афанасий, архиепископ холмогорский, в «Увете духовном» (1682г.) . Еще яснее об этом говорит Платон Левшин, будущий митрополит московский, в «Увещании» к старообрядцам (1765 г.): «Мы теперь по церковному обычаю, когда из'образуемъ на себѣ кресть, слагаемъ три персты, соединяя вкупѣ большой палецъ, указателной, и среднiй: а оставииеся два к ладони пригибаемъ. А вы слагаете болшой палецъ съ двумя последними: а указательный и среднiй оставляете прямостоящими... Ежели спросить васъ: для чего вы три персты большой съ последними содиняете? вы отвечаете, что симъ, де, трехъ перстовъ соединенiемъ из'ображаемъ мы святую Троицу. Очень изрядно, чтобъ слагать персты, и ими изображать святую Троицу. Опять спросимъ васъ: что вы оставшимися двумя перстами указательнымъ и среднимъ из'образуете? вы отвечаете: что из'образуемъ ими два во Христе соединенныя естества, божеское и человеческое. Очень изрядно, чтобъ соединять руки персты, и из'ображать ими два во Христе соединенныя естества. Пускай же теперь спросите вы насъ: что вы из'образуете тремя соединенными перстами, большимъ, указательнымъ и среднимъ. Мы вамъ тотчасъ отвѣчаемъ, что из'образуемъ ими святую Троицу.
Ежели опять спросите: что вы из'образуете оставшимися двумя последними перстами? мы вамъ отвѣчаемъ, что из'образуемъ ими два во Христѣ соединенныя естества. Такъ какоежъ теперь осталось между вами и нами несогласiе? нѣтъ никакова» . «Увещание» Платона многократно переиздавалось, что должно было способствовать распространению такого толкования. Его повторяет, в частности, полемизируя со старообрядцами (в 1790г.), Никифор Феотоки, грек, обосновавшийся в России и поставленный здесь в епископы: «...Вы, равно как и мы, тремя соединенными перстами знамеше Креста знаменуете. Различiе же состоитъ въ семъ, что вы, соединивъ два послѣднiе съ первымъ, простерши же междусреднiе, мы же, соединивъ три первые перста и наклонивши два послѣднiе, Крестъ из'ображаемъ, такъ, что вами равно и нами таинство Троицы и два естества Iисуса Христа означаются. Но мы, простирая три первые перста, тройственнаго Бога первою всѣхъ виною быть показуемъ; наклоняя же два послѣднiе, снисхождеше Божественное и смиренiе воплощенiя и Креста Сына Божiя [siс!], къ рукѣ же оные соединяя, два естества его, въ одной vпостаси соединенныя, означаемъ. Вы же, без' всякой причины два среднiе перста простирая, двумя, а не тремя перстами креститься должно, сказываете» . То же говорит затем и П. С. Смирнов, который ссылается при этом на «Увещание» как на мнение церкви.
Как видим, интересующее нас переосмысление появляется в контексте полемики со старообрядцами, причем каждый раз оно высказывается как частное мнение, не выражая голоса церкви.
http://www.ec-dejavu.net/s/Sign_of_the_Cross.html#ex2
Admin- Корифей форума
- Сообщения : 23964
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : со дна
Вероисповедание : православие
- Сообщение 25
Re: Фильм " Раскол"
А где можно скачать сей фильм?
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 26
Re: Фильм " Раскол"
Я вон с торрента скачал 16 серий.
Admin- Корифей форума
- Сообщения : 23964
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : со дна
Вероисповедание : православие
- Сообщение 27
Re: Фильм " Раскол"
Кинете ссылочку?Евгений Сумский пишет:Я вон с торрента скачал 16 серий.
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 28
Re: Фильм " Раскол"
Тут первые шесть серий http://bigtracker.org/load/tv/raskol_1_6_iz_20_2011_satrip/33-1-0-4373
Михаил55- Корифей форума
- Сообщения : 10800
Дата регистрации : 2011-02-03
Возраст : 69
Откуда : Ярославль
Вероисповедание : .православный
- Сообщение 29
Re: Фильм " Раскол"
Начал не с 1-й, затем захватило - смотрел до конца. Анализ после последней серии по "Культуре" - не понравился.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 30
Re: Фильм " Раскол"
Я этот фильм перестала смотреть на 2-ой серии.
Объяснять не буду. Кому интересно, пусть не заказные фильмы смотрит, а читает историю( естественно, не советскую )
Объяснять не буду. Кому интересно, пусть не заказные фильмы смотрит, а читает историю( естественно, не советскую )