Данный вопрос очень важен, ответ на него помогает человеку осознать – отчего же он избавляется в таинстве св. Крещения.
Этот вопрос очень важен и потому, что сейчас распространены ложные представления о первородном грехе, которые можно обнаружить и в некоторых церковных книгах, свободно продаваемых в православных храмах.
Еще этот вопрос очень важен потому, что усвоив неправое учение о первородном грехе, человек как следствие усваивает и др. современные заблуждения, которые клубком тянутся одно из другого…
Если в истории Церкви возникало какое-либо сомнение в важном богословском вопросе, то Церковь всегда решала его обращаясь к согласию святых отцов, т.е. к тому как всегда и везде учили святые отцы, их единодушное учение и называется «согласием святых отцов», об этом понятии должен знать каждый православный человек, чтобы иметь для себя верный духовный ориентир, которым он обезопасит себя от всякого лжеучения и не впадет ни в какое заблуждение.
Прежде чем озвучить согласие святых отцов о первородном грехе, назовем сперва ложное учение. Оно выглядит так: первородный грех – это смертность, тленность, страстность, человек алчет, жаждет, страдает – это и есть первородный грех. Но данное определение имеет большую недосказанность. Перечисленное действительно есть и напрямую связано с первородным грехом, является его следствием, но заблуждением будет если понятие о нём мы ограничим перечисленным. Нужно заметить, что в крещении человек от перечисленного и не избавляется, он так и остаётся смертным и тленным, так же хочет есть и пить: так от чего же избавляется человек в крещении?
Сейчас мы посмотрим на согласие свв. отцов о первородном грехе, но сперва хочу подчеркнуть, что: от первородного греха человек в крещении именно избавляется, как от непостижимой скверны, делающей его чадом гнева Божия, властно влекущей его ко греху. Свв. отцы говорят о первородной скверне, именно как о грехе, от которого человек избавляется в Крещении, который прощается. Но здесь может возникнуть недоумение: как же он нам прощается, если согрешили Адам и Ева, а не мы. Свв. отцы говорят, что согрешили именно мы, т.к. тогда все мы находились в Адаме, всё человечество, и все мы рождаемся грешными первородным грехом, хотя бы имели только один день жизни на земле. В таинстве крещения человек избавившись от него, остаётся и смертным и тленным, но он уже наследник Царства Божия, наследник вечной жизни, если не потеряет залог спасения, и не осквернит нераскаянно одежд души своей.
Сейчас я не буду озвучивать ничего своего, зачитаю согласие свв. Отцов, которое подтверждает всё сказанное мной:
- Свт. Амвросий Медиоланский: «Мы все согрешили в первом человеке, и чрез преемство естества распространилось от одного на всех преемство и во грехе...; итак Адам в каждом из нас: в нем согрешило человеческое естество, потому что чрез одного грех перешел во всех».
- Прп. Симеон Новый Богослов: «То изречение, в коем говорится, что никто не безгрешен, кроме Бога, хотя бы один день жития его был на земле (Иов. 14,4–5) не о тех говорит, которые сами лично грешат, потому что однодневное дитя как может согрешить? Но этим выражается то таинство веры нашей, что человеческое естество бывает грешно от самого зачатия своего. …Кто сим путем родился, хотя бы не сделал еще никакого греха, уже грешен есть тем прародительским грехом» (Слова преп. Симеона Нового Богослова. Вып.1. М. 1892. С.309).
Прп. Макарий Великий - Первородный грех это "некая скрытая нечистота и некая преизобилующая тьма страсти, которая через преступление Адама проникла во все человечество; и она помрачает и оскверняет и тело, и душу". (Как видите прп. Макарий не говорит, что первородный грех это, когда человек хочет есть и пить и является смертным).
Свт. Николай Сербский: "нас могут спросить — «от чего нас спас Христос?» а мы ответим — …Он спас нас от первородного греха".
-еще говорит святитель: "люди разумные считают крещение детей необходимым. Крещение изглаживает первородный грех" (свт. Николай Сербский).
(свт. Игнатий (Брянчанинов)): "При крещении человеку прощается первородный грех, заимствованный от праотцев, и собственные грехи, соделанные до крещения".
А свт. Филарет Московский пишет даже о "догмате искупления рода человеческого от первородного греха единственно Кровию воплощенного Сына Божия". Если первородный грех – это неукоризненные страсти, то тогда Христос нас не спас от него и не искупил, ведь христиане и после крещения, имеют все те же неукоризненные страсти.
Преподобный Иустин (Попович) - "Рождаясь от падшего Адама, от его зараженного грехом естества, люди в рождении принимают как неминуемое наследство греховное состояние естества, в котором обитает грех (греч. «amartia»), который как некое живое начало действует и влечет к творению личных грехов... Наследственность первородного греха всеобща, ибо никто из людей не изъят из этого, кроме Богочеловека Господа Иисуса Христа" (Итак, здесь мы видим, что Господь изъят от первородного греха через сверхъестественное рождение. Но Он также алкал и жаждал, а современное лжеучение говорит, что это и есть первородный грех: от чего же тогда был изъят Господь Иисус Христос? – именно от того первородного греха о котором говорят свв. отцы, с которым все мы рождаемся и освобождаемся от него в таинстве крещения).
Братья и сестры, призываю Вас интересоваться основами Вашей православной веры, а в сомнительных вопросах обращаться к согласию святых отцов, как к верному и надежному духовному ориентиру.
Доп. цитаты свв. отцов по теме:
- «Св. Амвросий [Медиоланский] учит о всеобщности первородного греха, из чего исключением является один Христос. "Из всех рожденных женами нет ни одного совершенно святого, кроме Господа Иисуса Христа, Который, по особому новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения". (In Luc., сар. II).
- "Один только человек, Ходатай Бога и человеков, свободен от уз греховного рождения, потому что Он родился от Девы и потому, что рождаясь, не испытал приражения греха". (Против Иулиана, кн. 2)» (Свт. Иоанн (Максимович)).
- Изречение из «Православного Исповедания Веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной». Оно звучит так:
«Первородный грех есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму. Сей прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поелику все мы тогда находились в Адаме, и таким образом чрез одного Адама грех распространился на всех нас. Посему мы и зачинаемся и рождаемся с сим грехом, как учит Священное Писание: Единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим. 5,12)» (часть 3, ответ на вопрос 20).
Это изречение перетолковать невозможно. Здесь ясно сказано, что «сей», т.е. первородный или прародительский грех, «перешел от Адама во все человеческое естество… посему мы и зачинаемся и рождаемся с сим грехом.
- Карфагенский собор, постановления которого включены в состав общеобязательных правил Церкви, определил, что крещение младенцев необходимо именно как освобождение их от первородного греха. О том же учат и ближайшие к нам по времени святые - "Крещение есть омовение первородного греха, а у взрослых и произвольного" (свт. Димитрий Ростовский);
- Свт. Григорий Богослов: «Этот новонасажденный грех к злосчастным людям пришел от прародителя..., все мы участвовавшие в том же Адаме, и змием обольщены, и грехом умерщвлены, и спасены Адамом небесным».
По причине первородного греха все матери рождают чад «… уже убитыми вечною смертью и для вечной смерти. Божия Матерь родила Жизнь и Подателя жизни"[58]. http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=906#b58 "ИЗЛОЖЕНИЕ УЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О БОЖИЕЙ МАТЕРИ"
Если первородный грех – это неукоризненные страсти, то тогда в чем это освобождение состоит? Ведь крещеные младенцы также хотят есть и пить, как и некрещеные, также смертны и т.д. Почему мы умираем?
Cмерть – следствие первородного греха, в таинстве Крещения мы его «снимаем», почему человек остается смертным? На этот вопрос есть разные точки зрения. Отвечает иерей Вадим ЛЕОНОВ http://www.pravmir.ru/pochemu-my-umiraem/
Правила Карфагенского Собора. Вот что сказано в 124 правиле этого Собора:
«Определено такожде: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5,12)... Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».
Как видим, правило Собора направлено как против отрицающих нужду крещения детей, так и против тех, кто отрицает переход на нас прародительского, Адамова греха. Отцы Собора говорят, что если мы не виновны за грех нашего праотца, тогда получается, что образ крещения во отпущение грехов совершается Церковью над младенцами не в истинном, но в ложном значении. Ибо младенцы не имеют личных грехов. Какие грехи отпускаются младенцам в крещении? И если они не виновны за грех Адама, тогда Церковь, крестя младенцев во отпущение грехов, выходит, употребляет над ними этот образ крещения в ложном значении. Примечательно, что в подтверждение этого Собор, также как и Восточные Патриархи, привел изречение апостола Павла (Рим. 5,12), то самое изречение, которое ныне пытаются перетолковать. Но Собор засвидетельствовал, что это изречение Апостола должно понимать именно так, как его всегда понимала Православная Церковь: что в Адаме согрешили все люди, что первородный грех распространился на всех. А авторитет его безусловен: 2-м правилом VI Вселенского Собора правила отцов Собора Карфагенского, в числе прочих правил Поместных и Вселенских Соборов, «запечатлены согласием», т.е., утверждены. А VII Вселенский Собор своим 1-м правилом это утверждение подтвердил.
Совсем не случайно отцы Собора в этом правиле объединили переход Адамова греха на его потомков с необходимостью крещения младенцев. Младенцев потому и нужно крестить, поскольку они грешны, грешны единственным грехом – прародительским, с которым они рождаются в мир. И если этот грех не будет очищен в купели крещения, то в случае смерти младенца, грешником он предстанет на суд Божий. Почему отцы Собора под страхом анафемы повелели крестить младенцев.
св. Игнатий Брянчанинов "Аскетические опыты. Том II. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу"