Мафусал пишет:
Никому. Потому что искупление - это не выкуп, а механизм воссоединения. Способ возвращения заблудшего человека к Богу.
Тут не соглашусь. Искупление человека Христом и есть выкуп.
Св. Кирилл Александрийский:
"Единородное Слово Бога уничижило Себя добровольно, соделавшись человеком, «претерпело и Крест, пренебрегши посрамление» (Евр. 12, 2)
и поставило Собственную душу выкупом за жизнь всех и стяжало Богу и Отцу вселенную Кровию Завета вечного, прообразом которого была кровь, кропленная премудрым Моисеем на древних, как сказано: «взял Моисей кровь» и самую книгу завета, «окропил» весь «народ, глаголя: се кровь завета, который завещал Господь к вам» (Исх. 24, 7-8). Но это служило подобием и прообразом истины, а самою истиною служит Христос,
купивший всех нас Кровию Завета; ибо мы, как говорит ученик Его, «избавились не тленным серебром или златом, но честною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет. 1, 18-19)".
Св. Ириней Лионский:
«... показывая, что Христос пострадал, и что Сам Сын Божий умер за нас и
Своею Кровию искупил нас в предопределенное время, он [апостол Павел] говорит: «Ибо зачем Христос, когда мы еще были немощны, в определенное время умер за нечестивых? Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы еще были грешниками: тем более ныне, будучи оправданы кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, – тем более примирившись спасемся жизнию Его» (Рим.5, 6–10)».
Св. Кирилл Иерусалимский:
"...Не удивляйтесь тому, что
мир весь искуплен: ибо Тот, Кто умер за мир, не был простой человек, но Единородный Сын Божий... "
Св. Афанасий Великий:
«Потому воспринятое Им на Себя тело принося на смерть, как жертву и заклание, свободное от всякой скверны, этим приношением сходственнаго во всех подобных уничтожило немедленно смерть. Ибо Слово Божие будучи превыше всех, и Свой храм, Свое телесное орудие,
принося в искупительную за всех цену, смертию Своею совершенно выполнило должное, и таким образом, посредством подобнаго тела со всеми сопребывая, нетленный Божий Сын, как и следовало всех облёк в нетление обетованием воскресения».
Св. Василий Великий:«Брат не может искупить брата своего, а каждый человек - сам себя, потому что искупающий собой другого должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти и уже рабствующего. ... "Потому что все согрешили и лишены славы Божией: получая оправдание даром, по благодати Его,
искуплением во Христе Иисусе", Господе нашем (Рим. 3, 23-24). Поэтому "не даст Богу измены [Eksilasma- умилостивительная жертва] за ся и цену избавления души своея" (Пс. 48, 8-9).
Итак, не брата ищи для своего искупления, но Того, Кто превосходит тебя естеством, не простого человека, но Богочеловека Иисуса Христа, Который один может дать Богу "измену" за всех нас, потому что Его "Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его" (Рим. 3, 25)... Ибо что может человек найти столько ценное, чтобы дать в искупление души своей? Но нашлось одно равноценное всем вместе людям, что и дано
в цену искупления души нашей - это святая и многоценная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас. Почему мы и
"куплены дорогою ценою" (1 Кор. 6, 20)».
и далее http://verapravoslavnaya.ru/?svyatye_ob_iskuplenii