Да, всё очень точно.Fra Angelico пишет:Шпенглер считает, что "Русскому народу была навязана искусственная и неподлинная история". Также он разбирает проблему Достоевского, как носителя и выразителя "прарусскости", и образ Христа у Достоевского, восходящий к раннехристианскому мироощущению. И характеризует Толстого, как носителя и выразителя западной культуры, который "говорит о Христе, но имеет в виду Маркса". Там все, конечно, спорно, но в логике Шпенглеру не откажешь. Также, довольно интересной, хотя и спорной, на мой взгляд, является мысль, что подлинное русское христианство (или "третья разновидность христианства", как Шпенглер его называет) еще не сформировалось и его появление можно ожидать в будущем...
Потому и должен Иван Карамазов назваться убийцей, хотя убил другой. Преступник несчастный это полнейшее отрицание фаустовской персональной ответственности. В русской мистике нет ничего от того устремленного вверх горения готики, Рембрандта, Бетховена, горения, которое может дойти до штурмующего небеса ликования. Бог здесь — это не глубина лазури там, в вышине. Мистическая русская любовь — это любовь равнины, любовь к таким же угнетенным братьям, и всё понизу, по земле, по земле, любовь к бедным мучимым животным, которые по ней блуждают, к растениям, и никогда — к птицам, облакам и звездам.
"Марксизм среди русских покоится на ревностном непонимании. Высшую экономическую жизнь петровской Руси здесь только терпели, но ее не создавали и не признавали. Русский не борется с капиталом, нет: он его не постигает. Кто вчитается в Достоевского, предощутит здесь юное человечество, для которого вообще нет еще никаких денег, а лишь блага по отношению к жизни, центр которой лежит не со стороны экономики. «Ужас прибавочной стоимости», доводивший многих перед войной до самоубийства, представляет собой непонятое литературное обличье того факта, что приобретение денег с помощью денег является кощунством, а если его переосмыслить исходя из становящейся русской религии, — грехом".
"Глубинной Русью создается сегодня пока еще не имеющая духовенства, построенная на Евангелии Иоанна третья разновидность христианства, которая бесконечно ближе к магической, чем фаустовская, и потому основывается на новой символике крещения… Занятая исключительно этим, Русь снова смирится с западной экономикой, как смирились с римской экономикой древние христиане, однако внутренне она в ней больше не участвует".
Очень увлекательно! Благодарю, Фра Ангелико! Такие европейцы как Шпенглер - это надежда, что Россия и Европа смогут сохранить дружбу и родство связей.Боюсь, что получилось совсем "не в двух словах". Извините. Но уж больно увлекательно пишет...