Сергей_Михайлов пишет:Кураев, чем далее по времени, тем его мысли все хуже и хуже по качеству... сколько я его знаю, почти всегда ему не доверял.
В этом, как ни прискорбно, возможно есть доля правды.
Взять, например, ответ о.Андрея на негативную оценку исторической роли РПЦ В.Н.Познером.
В.Н.Познер уже ноднократно высказывал свое мнение о принятии православия в России. Есть разные блоги и интервью с его комментариями по данному вопросу. Они достаточно известны и, наверное, нет необходимости приводить их все. С одним из таких интервью можно ознакомиться, например, здесь:
http://vladimirpozner.ru/?p=3536
Андрей Кураев прокомментировал слова В.Н.Познера в своем видео:
https://www.youtube.com/watch?v=EmWY-rgqgpE
Насколько убедительным получился этот комментарий? Каждый сам для себя должен ответить на этот вопрос. Все изложенное ниже - это только мое личное мнение и я буду рад, если ошибаюсь.
Допустим, что о. Андрей, конечно, прав, а г-н Познер, конечно - неправ. Это очевидно, если руководствоваться старым добрым принципом: "Païens ont tort et Chrétiens ont droit" («язычники не правы, а христиане - правы»). Эта логика по своему хороша. Особенно если положить рядом коварно изогнутый ятаган и франкский меч, прямой как геометрическая линейка... Но, если серьезно, ответ о. Андрея вызывает не меньше вопросов, чем позиция г-на Познера.
1. Андрей Кураев говорит, цитата:
«Я не думаю, что уровень жизни русского рабочего или крестьянина начала XX века был ниже, чем уровень жизни итальянского рабочего или крестьянина того же времени. Я не думаю, что судьба русских казаков православных была более нищей или более трагичной, чем судьба португальских крестьян предыдущих столетий. Так что здесь эти исторические параллели - они как-то вот просто очень и очень хромают».
Действительно - хромают... Почему бы не сопоставить уровень жизни русского рабочего или крестьянина начала XX века с уровнем жизни английского рабочего или крестьянина той же эпохи? Или эпохи XIX, XVIII, XVII вв.? Нет? Тогда, может быть, голландского рабочего и крестьянина? Тоже нет? Ну, тогда, может, шведского? Датского? Бельгийского? А может уровень жизни простого населения швейцарских кантонов за 300-400 лет (или, хотя бы, со времен Альпийских походов Суворова) сравнительно с жизнью русской деревни в период от государя Алексея Михайловича до начала XX века? Вместо этого о.Андрей указывает на Итальянское Королевство, испытовавшее серьезные экономические, социальные и политические проблемы после «risorgimento» (особенно, но и не только, из-за присоединения Рима), помноженные на экспансионистские амбиции Савойского дома. (Ведь именно времена упадка и нестабильности и облегчили приход к власти Муссолини в 1922 году.) Затем о. Андрей приводит в пример Португалию, пережившую вторжение наполеоновских войск и на протяжении XIX века ослабляемую и раздираемую двумя революциями (1820, 1836 гг.) и несколькими гражданскими войнами. Португалию, испытавшую революцию 1910 года и военный переворот 1926, приведший к власти Антониу Салазара...
Насколько корректны ТАКИЕ исторические примеры в контексте заявления г-на Познера? Ведь г-н Познер приводил в пример протестантские страны, да и Италия с Португалией не составляют БОЛЬШИНСТВО европейских стран. Они - скорее исключение из общего правила.
2. Андрей Кураев говорит, цитата:
«Если оценивать религиозную жизнь по качеству потребления, то это, само по себе, крайне странно и дурно. Ну нельзя же оценивать качество выступлений шахматиста по цвету его глаз. Ну, точно так же и здесь... Религия существует, действительно, не для того, чтобы большие куски сала отрезать или меньшие. Она говорит немножко о другом.»По идее, критика позиции г-на Познера должна была начаться с разбора того, на чем эта позиция основана. Или, хотя бы, упоминанием о том, что г-н Познер далеко не оригинален, и что задолго до г-на Познера Макс Вебер в своем труде «Протестантская этика и дух капитализма» (Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, 1904/05) высказал такие-то положения. В частности, что «протестантская этика в социологической теории, признавала ценность тяжелого труда, бережливость, и преуспеяние в мирском призвании, которое, особенно среди кальвинистов, считалось признаком личной избранности, или вечного спасения». Сами же эти принципы, как было убедительно показано, базировались на этических посылках протестантского богословия, которое нередко прибегало к политизации и секуляризации Библии. Нелишне было бы, со стороны о.Андрея упомянуть и о том, что тезисы Вебера критиковали различные ученые, в первую очередь Курт Самуэльсон (Samuelsson), в работе «Религия и экономическое действие» (Religion and Economic Action, 1957), или британский историк Ричард Генри Тауни (R.H. Tawney), который расширил тезис Вебера в работе «Религия и возвышение капитализма» (Religion and the Rise of Capitalism, 1926), предположив, что
«политическое и социальное давление и дух индивидуализма с его этикой самоусовершенствования и бережливости, являлись более существенными факторами в развитии капитализма, чем кальвинистское богословие». Мог бы о.Андрей сказать хотя бы пару слов о том, какое место занимает концепция Вебера в современной науке и привести хотя бы пару критических научных статей, где эта концепция подвергается серьезному анализу. Но о.Андрей об этом даже не упоминает...
Может быть, британские ученые не правы, когда говорят, что
«в этическом отношении капитализм получил одобрение Протестантской Реформации XVI века, когда жадное стремление к обогащению лишилось традиционного к себе презрения, в то время как тяжелый труд и бережливость получили высочайшую религиозную санкцию. Экономическое неравенство было оправдано на том основании, что богатство является добродетелью». [Britannica, The New Encyclopedia. V. 2. Bayeu-Ceanothus: Founded 1768. – 15th edition. Chicago: Encyclopedia Britannica, Inc, 1995. С. 831] Или подобные высказывания - всего лишь следствие дилетантского подхода англичан к собственной истории? Вряд ли...
Если о.Андрей считает, что
«оценивать религиозную жизнь по качеству потребления, то это, само по себе, крайне странно и дурно», то он мог бы покритиковать жесточайшие законы, принятые английским Парламентом против нищенства и попрошаек («English Poor Laws», с 1536 до 1948), как людей,
которые не могут платить по счетам, а значит предназначены к погибели, то есть, прокляты Богом. И сопоставить с тем, как относились к нищим, попрошайкам и юродивым на Руси. Их точно не кидали в тюрьмы за публичное нищенство и бродяжничество, не загоняли в работные дома, как бесплатную рабочую силу, не отправляли на каторгу или виселицу за рецидив. Наоборот, нищенство и юродство всегда находили высокое моральное оправдание. И в том, и в другом случае имели место быть разные интерпретации Священного Писания, которые соответственно повлияли на отдельные законы и правовые нормы в Англии и в Московской Руси (Российской Империи). То, что о.Андрей уходит в сторону от этой проблемы, как будто ее не существует (а представить себе, что он и правда ее не видит, просто невозможно), заставляет непредвзятого слушателя усомниться в его искренности. Ничего личного...
Но ведь этого нет у о.Андрея...
Да, еще о.Андрей мог бы поспорить с пуританскими богословами, скажем, с Ричардом Бакстером (1615-1691), который писал: «
Если Бог указует вам путь, на котором вы, без ущерба для вашей души или для других можете законным образом нажить больше, чем другим путем, и если вы отклоняете это указание Божие и выбираете менее выгодный путь, то вы убиваете одну из целей вашего призвания, отказываетесь быть управляющим Бога и принимать Его дары, чтобы иметь возможность употребить их для Него, если Он этого потребует». [Вебер, М. Избранное. Образ общества/ М. Вебер, Пер. с нем. – М.: «Юрист», 1994. С.620-621] И пояснить, насколько такое видение божественного призвания естественно для русского православного человека семнадцатого столетия.
Стоило бы о.Андрею вспомнить и Бенджамина Франклина и его «Путь к богатству» («The Way to Wealth», альманах, издавался на протяжении 25 лет с 1758 года)
[Современные издания и аналитика:
1) Franklin, Benjamin. The Way to Wealth. Carlisle, MA: Applewood Books (1986).
2) Shipside, Steve. Benjamin Franklin's The Way to Wealth. Oxford: Infinite Ideas(2009).
3) Walters, Kerry S. Benjamin Franklin and His Gods. (1999) и т.д.]
А также прокомментировать, насколько уместным и естественным было бы появление сочинений, подобных «Пути к богатству» в русском православном обществе середины восемнадцатого столетия, да еще и издававшихся в периодике четверть века.
И где это все?
Пример с глазами шахматиста - замечательный. Но, если принять эту аналогию, то, получается, что богословие является совершенно нейтральным и отвлеченным фактором в истории христианских стран. И схоластика, гуманизм, развитие экспериментальной науки, политические и экономические утопии и события Реформации и Контрреформации - это тоже нейтральные явления, никак не связанные с развитием европейской теологии и философии?
Неужели, о.Андрей искренне считает, что церковной политики как инструмента не существует? Или что богословская доктрина не может быть активным и успешно работающим политическим механизмом (вопреки Фейербаху)? Возможно, тогда о.Андрею нужно спорить не с г-ном Познером, а с Жаном Кальвином или Ульрихом Цвингли и их последователями. Ведь именно крайний протестантизм являет многочисленные примеры того, как богословие успешно транспонировалось в политику и становилось орудием политического давления и террора... Или для о.Андрея лишение Причастия в понимании Кальвина - это всего лишь лишение Причастия, а не смертный приговор, как это было на самом деле? А Марбургские споры о сущности Святых Даров - это, всего лишь богословский спор и не более, а не провал идеи создания глобального антикатолического фронта, повлекший за собой поражение протестантских кантонов и гибель Цвингли на поле боя? Наверное, и Тридцатилетняя война (1618-1648) была неизвестно про что... а лозунги "Sola Fide!" и "Sola Scriptura!", поднимавшееся на щит протестантами, были совсем ни при чем?
Насчет сала - это без комментариев...
3. Андрей Кураев говорит, цитата:
«Сможет ли г-н Познер показать, какие нюансы именно православной веры в Бога, отличающие нас от протестантов или католиков, привели к тем или иным катастрофическим, по его мнению, последствиям в истории Руси?»Если бы о.Андрей хотел осветить богословскую сторону вопроса, он мог бы разобрать проблему религиозного освящения приобретательства в протестантизме («erwerben sollst du, erwerben»), раскрыть смысл богословской установки, согласно которой «Бог - это единственно достойный кредитор», затронуть проблему «certitudо salutis» и как она оправдывается в Канонах Дортского Синода, обсудить взгляды Джона Уэсли, Менно, Фокса, английских морализаторов типа Шефтсбери, и объяснить тот факт, как в протестантском обществе вообще стала возможной морально-философская позиция, изложенная в «Левиафане» Томаса Гоббса. И почему в русском православном обществе ничего подобного не было и быть не могло. И, опять таки, вспомнить о богословском оправдании «Английских Законов о бедных» и отношение к нищим и юродивым в Православной церкви. И сделать вывод: действительно ли протестантское богословие способствовало экономическому процветанию, или речь идет, всего лишь, о бездоказательной и ничем не подкрепленной идее г-на Познера.
Ну, и где это все? Я не представляю, как можно доказать чью-то некомпетентность путем замалчивания фактов, которые имеют реальное отношение к делу.
Неужели, о.Андрей искренне считает, что г-н Познер (крещенный в Римско-Католической церкви, читавший, по его собственным словам, Св.Писание, заявлявший о том, что без понимания Библии невозможно понять творчество И.С.Баха и т.п.) не знает Символа Веры? Неужели, по мнению о.Андрея, г-н Познер настолько необразован? В любом случае, даже если и опустить это некорректное высказывание о.Андрея, какой смысл переводить тему из социально-исторической плоскости в богословскую? Только для того, чтобы показать неосведомленность г-на Познера в богословских вопросах? Сомнительное удовольствие...
4. Андрей Кураев говорит, что г-н Познер - это пример «воинствующего, агрессивного дилетантизма».
Это, о.Андрей хорошо придумал - заменить термин «воинствующий атеизм» на «воинствующий дилетантизм». Этим действием о.Андрей предупредил возможную критику за некорректное употребление исторического термина.
Но насколько корректно употребление словосочетания «воинствующий дилетантизм» для характеристики гражданской позиции г-на Познера? Если о.Андрей имел в виду «жесткая критика деятельности РПЦ», или «негативная оценка исторической роли РПЦ», или что-то в таком духе, то почему-бы так и не сказать? Зачем понадобилось обвинение в дилетантизме? Оно было бы логично, если бы о.Андрей перед этим привел собственные исследования по данному вопросу, опровергающие слова г-на Познера. Или, по крайней мере, указал бы на слабые места в позиции г-на Познера. А если этого сделано не было (а было только обхождение неудобных вопросов и замалчивание, скорее всего, неосознанное) то насколько морально оправдано обвинение в дилетантизме?
Общий вывод неутешителен. Ответ о.Андрея Кураева мог быть гораздо серьезнее и информативнее. Но оказался поверхностным, неточным и вызывающим, скорее, чувство жалости, чем уважения. По сути сложнейшей цивилизационного масштаба проблемы, затронутой г-ном Познером, не было сказано вообще ничего. Но удручает не столько отсутствие глубокой и объективной критики позиции г-на Познера, сколько то, что о.Андрей даже и не делает таких попыток. Это при том, что о.Андрей может и способен на такую критику. Возникает естественный вопрос: почему о.Андрей такой критики не дает? Неужели он считает, что его ответ является адекватным и исчерпывающим для публики (но при этом делает публичное заявление)? Поэтому, пока что комментарий о.Андрея к словам г-на Познера остается на уровне диалога:
«We have found a witch! May we burn her?» https://www.youtube.com/watch?v=O0WAEisvl-E
Г-н Познер, конечно, не Чаадаев. И ситуация историческая не та, чтобы объявить сумасшедшим и посадить под домашний арест. Поэтому вариант: "не слушайте его - он агрессивный дилетант" уже не пройдет. Кто-то наверняка ждал серьезного ответа от о.Андрея (раз уж он взялся отвечать). Кто-то, посмотрев ответ о.Андрея, был сильно разочарован. Кто-то мог бы расценить такие несерьезные комментарии от серьезного, уважаемого и авторитетного общественного и церковного деятеля как неуважение к публике... Но, каждый человек имеет право на ошибку. Что ж, будем надеяться, что о.Андрей впредь станет более серьезно относиться к словам оппонентов и постарается не разочаровывать своих поклонников.
Последний раз редактировалось: Fra Angelico (28.03.15 2:17), всего редактировалось 1 раз(а)