Согласно вере апостолов все люди, в том числе и дети, подвержены первородному греху — «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Первородный грех является следствием греха Адама — «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Еще ветхозаветные праведники о первородном грехе говорили так — «Кто родился чистым от нечистого? ни один» (Иов 14:4); «Я в беззакониях зачат и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Слово Божие говорит: «рожденное от плоти есть плоть» (Ин. 3:6). Человек до Крещения «по природе — чадо гнева» (Еф. 2:3), «находится во власти тьмы» (Кол. 1:13), «во тьме» (1Пет. 2:9), «во власти сатаны» (Деян. 26:18). Первородный грех смывается только Крещением (Рим. 6:7). Так как ничто нечистое в Царство Небесное не войдет (Откр. 21:27), то все без исключения нуждаются в Крещении, не только взрослые, но и дети. Детей необходимо приводить ко Христу Крещением, иначе они не войдут в Царствие Божие — «Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14).
При Крещении и детям и взрослым подается дар Духа Святого, и они очищаются от греха, зная это, апостол Петр призывал креститься и взрослых и детей — «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог» (Деян. 2:38). Апостолы крестили детей: «Крестилась Лидия и домашние ее» (ό оίκoς — дом, семья, род); «Спасешься ты и весь дом (ό оίκoς) твой... Крестился сам и все домашние его» (Деян. 16:15, 31:33). «Крестил я также Стефанов дом» (τoνоικον) — (1Кор. 1:16). Под словами: «домашние ее, его, дом твой, Стефанов дом» разумеются, очевидно, дети, составляющие с родителями дом, семью, которые и были крещены апостолом. Апостол Павел повелевает, чтобы в пресвитеры поставлялись лица, между прочим, имеющие «детей верных» (πιστα от πιστός — верный, верующий) — (Тит. 1:6). Πιστός в Новозаветных Писаниях означает принявших Святое Крещение, христиан: «когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною (πιστήν) Господу, то войдите в дом мой» (Деян. 16:15; ср. Еф.1:1; Деян. 10:45; 1 Кор.7:14; 1Тим. 4:10). Как показывает практика, если детей не крестить, они будут беззащитны перед «духами злобы поднебесной». Так бесноватый, которого исцелил Спаситель, был одержим с детства (Мк. 9:20–21). Как известно, Господь повелел обрезывать восьмидневных детей — «Восьми дней от рожденияда будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола» (Быт. 17:12). А те младенцы, которых не обрезывали их родители, т.е. не позволяли им вступить в Завет, истреблялись Богом — «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой» (Быт. 17:14). Неужели после пришествия Спасителя младенцам стало невозможно войти в Завет с Богом? Никак! Ибо Истинная Церковь продолжает исполнять это повеление Господа. По слову апостола Павла, Крещение — это нерукотворное обрезание: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2:11–14). Прообразом Крещения был переход иудеев через море, о чем говорит Павел — «все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1Кор. 10:1). Дети также прошли сквозь море. Хотя младенцы не совершают осознанных поступков, они способны воспринимать благодать Божию и дар Святого Духа — «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним» (Мк. 10:13). К тому же благодать может быть дарована одним по вере других. Так Иисус исцелил расслабленного по вере других людей: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5). Так же, по вере матери-хананеянки исцелил ее больную дочь (Мк.7:25), а по вере Иаира, начальника синагоги, воскресил его дочь (Мк. 5:41). Матери Саула и Самсона посвятили их Богу, когда они были еще детьми и за них дали обет служить Ему (Суд. 13:1–7; 1Цар. 1:11). Поэтому Православная Церковь крестит детей по вере приносящих восприемников, которые обязуются, что ребенок будет воспитываться в христианском благочестии.
Церковь никогда не подвергала сомнению действительность и спасительное значение Крещения христианами детей. Епископ Лионской Церкви Ириней Лионский (II век): «Христос пришел спасти через Себя всех, — всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога — младенцев, отроков, юношей и старцев» (Против ересей, 2, 22, 4; см. также 5, 15, 3). Также можно упомянуть Ипполита Римского (170–236 гг.) — ученика Иринея: «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». В 252 г. Карфагенский Собор определил: «Не должно нам никого устранять от крещения и благодати Бога, во всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, нужно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление». То, что всегда христиане крестили младенцев, доказывают надписи над гробницами детей в римских катакомбах в первые века христианства. В музее Рима хранится фрагмент надписи, выполненной на могильном камне ребенка, умершего в очень раннем возрасте. Эта надпись свидетельствует о том, что ребенок был крещен. О нем говорится, как о «dulcissimenate» (ILCV 1:1520), что буквально переводится как «блаженно омытый». Кроме того, были найдены датируемые этой же эпохой надгробные камни с могил, в которых похоронены дети различного возраста — от одиннадцати месяцев до двенадцати лет, принявшие «экстренное крещение».
При Крещении и детям и взрослым подается дар Духа Святого, и они очищаются от греха, зная это, апостол Петр призывал креститься и взрослых и детей — «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог» (Деян. 2:38). Апостолы крестили детей: «Крестилась Лидия и домашние ее» (ό оίκoς — дом, семья, род); «Спасешься ты и весь дом (ό оίκoς) твой... Крестился сам и все домашние его» (Деян. 16:15, 31:33). «Крестил я также Стефанов дом» (τoνоικον) — (1Кор. 1:16). Под словами: «домашние ее, его, дом твой, Стефанов дом» разумеются, очевидно, дети, составляющие с родителями дом, семью, которые и были крещены апостолом. Апостол Павел повелевает, чтобы в пресвитеры поставлялись лица, между прочим, имеющие «детей верных» (πιστα от πιστός — верный, верующий) — (Тит. 1:6). Πιστός в Новозаветных Писаниях означает принявших Святое Крещение, христиан: «когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною (πιστήν) Господу, то войдите в дом мой» (Деян. 16:15; ср. Еф.1:1; Деян. 10:45; 1 Кор.7:14; 1Тим. 4:10). Как показывает практика, если детей не крестить, они будут беззащитны перед «духами злобы поднебесной». Так бесноватый, которого исцелил Спаситель, был одержим с детства (Мк. 9:20–21). Как известно, Господь повелел обрезывать восьмидневных детей — «Восьми дней от рожденияда будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола» (Быт. 17:12). А те младенцы, которых не обрезывали их родители, т.е. не позволяли им вступить в Завет, истреблялись Богом — «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой» (Быт. 17:14). Неужели после пришествия Спасителя младенцам стало невозможно войти в Завет с Богом? Никак! Ибо Истинная Церковь продолжает исполнять это повеление Господа. По слову апостола Павла, Крещение — это нерукотворное обрезание: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2:11–14). Прообразом Крещения был переход иудеев через море, о чем говорит Павел — «все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1Кор. 10:1). Дети также прошли сквозь море. Хотя младенцы не совершают осознанных поступков, они способны воспринимать благодать Божию и дар Святого Духа — «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним» (Мк. 10:13). К тому же благодать может быть дарована одним по вере других. Так Иисус исцелил расслабленного по вере других людей: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5). Так же, по вере матери-хананеянки исцелил ее больную дочь (Мк.7:25), а по вере Иаира, начальника синагоги, воскресил его дочь (Мк. 5:41). Матери Саула и Самсона посвятили их Богу, когда они были еще детьми и за них дали обет служить Ему (Суд. 13:1–7; 1Цар. 1:11). Поэтому Православная Церковь крестит детей по вере приносящих восприемников, которые обязуются, что ребенок будет воспитываться в христианском благочестии.
Церковь никогда не подвергала сомнению действительность и спасительное значение Крещения христианами детей. Епископ Лионской Церкви Ириней Лионский (II век): «Христос пришел спасти через Себя всех, — всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога — младенцев, отроков, юношей и старцев» (Против ересей, 2, 22, 4; см. также 5, 15, 3). Также можно упомянуть Ипполита Римского (170–236 гг.) — ученика Иринея: «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». В 252 г. Карфагенский Собор определил: «Не должно нам никого устранять от крещения и благодати Бога, во всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, нужно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление». То, что всегда христиане крестили младенцев, доказывают надписи над гробницами детей в римских катакомбах в первые века христианства. В музее Рима хранится фрагмент надписи, выполненной на могильном камне ребенка, умершего в очень раннем возрасте. Эта надпись свидетельствует о том, что ребенок был крещен. О нем говорится, как о «dulcissimenate» (ILCV 1:1520), что буквально переводится как «блаженно омытый». Кроме того, были найдены датируемые этой же эпохой надгробные камни с могил, в которых похоронены дети различного возраста — от одиннадцати месяцев до двенадцати лет, принявшие «экстренное крещение».