Да, Дар Веры даётся только лучшим из лучших. Мы, христиане, по Слову Божьему, являемся светом миру и солью земли.Анфиса пишет:Может еще и потому, что вера это дар Божий. И не всем он дается. Как один имеет слух от рождения, а другому медведь на ухо наступил. Не знаю.
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+25
zint
Елена-христианка
Zar
Nuklon
andrey_17
Voldemir
miha61
Sevlagor
Инезилья
Нюся
Admin
Смердяков
Владимир3b1
Валенсия
Евгений Сумский
Мафусал
noname
Алина
Анфиса
Национал - патриот
din
Петра
Алекс С
Luchik
protestih2
Участников: 29
Почему люди верят в Бога
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 61
Re: Почему люди верят в Бога
Luchik- Бакалавр форума
- Сообщения : 3317
Дата регистрации : 2012-09-06
Возраст : 45
Откуда : Украина, Киев
Вероисповедание : Христианство
- Сообщение 62
Re: Почему люди верят в Бога
Тут на форуме подобных людей отсилы на пальцах одной руки сосчитать можно. Ваш искаженный взгляд постоянно вводит Вас тут в какие-то конфликтные ситуации. Через пост от Вас претензии к верующим.Анфиса пишет:Так если так и поняли, почему мне вменили как нескромность? Я не поставила себя выше других, а просто озвучила факт, что на форуме большинство, к моему сожалению. нетерпимых к иноверным и атеистам "типа все будут а аду". У меньшинства, в т.ч. и у меня, другое отношение.
Вы постоянно говорите про православных в разрезе "Они (такие сякие), а вот я... "
А Вы точно верующая, Анфиса?
Что за недружелюбие такое и предвзятость к другим православным?
Алина- Активный пользователь
- Сообщения : 749
Дата регистрации : 2011-06-06
Откуда : из-под С-Пб
Вероисповедание : христианcтво православное
- Сообщение 63
Re: Почему люди верят в Бога
Ну он пишет, что рассудочная вера недолговечна, и люди имеющие такую веру, но так и не достигшие живого богообщения, легко отпадали в неверие. Свой жизненный опыт описывает.Анфиса пишет: Спасибо, Петра за книгу, но там так много читать, что сейчас не осилю. Скажите своими словами, если можно.
Оттуда отрывок
- Спойлер:
- Итак, в академию я приехал с простою верою, но с рациональным умом, которому все нужно "доказывать". Но постепенно — и даже довольно быстро — этот тяжелый груз рационализма, ложной веры в могущество ума стал спадать с моих духовных плеч... Я освободился от этого зловредного гнета... Я увидел относительную ценность всякого вообще "знания" и с очевидностью узрел полную несостоятельность ума в предметах веры. Мало-помалу прежний страх пред недоказанностью пропал у меня... Потом я даже перестал хотеть доказательств от ума — как немощных. Далее я узрел другие пути духовных знаний, не рациональные... И они мне нравились уже несравненно больше, чем прежние "доказательства"... А потом я даже невзлюбил доказательства, а полюбил "тайны", коих прежде боялся малодушно и совершенно ложно даже с рациональной точки зрения... И таким образом, я воротился — какое круговращение! — к той же "простой вере", какою всегда жил, с какою приехал и в академию. Но только теперь эта "простота" была ограждена не одним сердцем и традицией, а уже и тем самым умом, который прежде казался врагом простоты. "Знания" помогли "вере"; ум — сердцу.
Так наступил и прошел второй этап моей веры, так называемый "сознательный", т. е. когда вера прошла чрез горнило рассудка, "знания", критической гносеологии (учения о способах познания). У нас тогда говорили о таком периоде веры, что мы веруем уже "по убеждению", т. е. будто бы на основе разума. В сущности, такое определение совершенно неверное: ибо вера (как увидим) по-прежнему осталась вне и выше рассудка, но поскольку разумное обследование способностей самого ума показало несостоятельность его в областях веры, а тем самым — устранило его с дороги веры, освободило ее от мнимых уз ума, постольку можно сказать, что к вере прибавился важный придаток: устранение умом ума... По выражению одного из ученых и глубоких архиереев, наука устранила саму себя; ум как бы съел самого себя. Вера освободилась... А уж потом тот же самый ум начал и помогать немного вере: но не "доказывая" ее, а подводя некоторые "вспомогательные" подпорки. Поставленный в законные рамки, ум уже сделался добросовестным и скромным помощником веры, как низший орган для высшего (духа). Прежде он считался господином, теперь стал слугою. И известное выражение схоластического западного богословия, что "философия есть служанка (ancilla) богословия" отчасти верно: но только далеко не в объеме схоластической расценки ума. Схоластика верила и думала, что умом можно все объяснить, старалась это делать; я же усмотрел совершенную ложь такой высокой оценки ума; но все же увидел частичную пользу философии — именно в подготовке души к вере, в устранении рациональных препятствий к ней, а потом и в некоторой последующей помощи. Разница — большая.
Как все это произошло в душе моей — об этом буду писать в следующей части записок. Первая кончилась.
И если первый период можно назвать "детской" верой, то наступивший — второй — назову условно "разумной" верой. А потом будет еще третий этап ее. Но всему время...
protestih2- Гость
- Сообщения : 678
Дата регистрации : 2013-02-28
Вероисповедание : .
- Сообщение 64
Re: Почему люди верят в Бога
Это я уже заметил, но все же на как Вы выразились "идеологических" форумах, естественнее было-бы наблюдать некоторое единомыслие, его нет. Следовательно вера в Бога все таки познается мозгом, а не чем-то "астральным".Luchik пишет:
Люди разные, и неадекватных в любом обществе хватает.
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 65
Re: Почему люди верят в Бога
Вера в Бога все таки познается сердцем, а потом уже мозгом.protestih2 пишет:Следовательно вера в Бога все таки познается мозгом, а не чем-то "астральным".
Luchik- Бакалавр форума
- Сообщения : 3317
Дата регистрации : 2012-09-06
Возраст : 45
Откуда : Украина, Киев
Вероисповедание : Христианство
- Сообщение 66
Re: Почему люди верят в Бога
Как выяснилось - у всех по-разному.protestih2 пишет:
Это я уже заметил, но все же на как Вы выразились "идеологических" форумах, естественнее было-бы наблюдать некоторое единомыслие, его нет. Следовательно вера в Бога все таки познается мозгом, а не чем-то "астральным".
Спасибо Алине за книгу.
В книге как раз и говорится об этом.
Мозг - первая ступень. Мы тут все на разных ступенях лестницы к Богу - отсюда и недопонимание, и разные точки зрения.
Мы тут как в притче, Слона в темной комнате щупаем, и кто-то говорит, что слон - это хобот, а кто-то что нога. А Слона нам целиком, пока свет не включили (Второе Пришествие), видеть до поры не дано.
Вот и спорим, глупые
Анфиса- Бакалавр форума
- Сообщения : 2469
Дата регистрации : 2012-12-12
Вероисповедание : православная
- Сообщение 67
Re: Почему люди верят в Бога
Нонейм, но Вы не можете отрицать, что разномыслие в православии присутствует, да еще и какое! На всех уровнях! И какую роль здесь играет разум?noname пишет:
Вера в Бога все таки познается сердцем, а потом уже мозгом.
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 68
Re: Почему люди верят в Бога
Апостол Павел говорил: “Надлежит быть разномыслиям, дабы обнаружились из вас искуснейшие” (1 Кор.11:19).Анфиса пишет:Нонейм, но Вы не можете отрицать, что разномыслие в православии присутствует, да еще и какое! На всех уровнях! И какую роль здесь играет разум?
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 69
Re: Почему люди верят в Бога
Вера всегда беспричинна. Как беспричинны все способности человека.protestih2 пишет:Почему люди верят в Бога, вроде нет для этого серьёзных обоснований,а все же люди продолжаю верить, в чем причина?
Простой пример: зрение. Мы видим потому, что нам это дано как естественная способность. Не потому, что появляется причина на что-то посмотреть, а просто так. Даже если мы закроем глаза, эта способность никуда не исчезнет. Мы можем видеть во сне или в воображении. Так и вера всегда есть в человеке не зависимо ни от чего.
Вопрос в том, на что человек смотрит и как понимает увиденное? Во что верит и как понимает то, во что верит? Если многие люди легко верят в Бога, значит им это дано как естественное свойство. А если не верят, значит им не дано, как некоторым не дано зрения.
protestih2- Гость
- Сообщения : 678
Дата регистрации : 2013-02-28
Вероисповедание : .
- Сообщение 70
Re: Почему люди верят в Бога
В той притче, разговор вообще то шёл о слепых. А споры, скорее всего как раз и говорят, что вера целиком и полностью является продуктом мышления, тех самых биохимических процессов. Отсюда и такое разномыслие. Потому что каждый человек понимает веру, в силу своего образования, знаний и так далее. У людей с научным взглядом, конструкции веры достаточно сложны, у людей по проще, проще и так далее.Luchik пишет:
Мы тут как в притче, Слона в темной комнате щупаем, и кто-то говорит, что слон - это хобот, а кто-то что нога. А Слона нам целиком, пока свет не включили (Второе Пришествие), видеть до поры не дано.
Вот и спорим, глупые
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 71
Re: Почему люди верят в Бога
Атеисты слепы.Мафусал пишет:А если не верят, значит им не дано, как некоторым не дано зрения.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 72
Re: Почему люди верят в Бога
Вам, никак повоевать захотелось, Лучик! Да, весна пришла, кровь согревается, пора пробуждаться от спячки.Luchik пишет:
Так что Ваши примитивные представления о верующих в Господа Иисуса Христа совершенно и рядом не стояли с реальным положением вещей.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 73
Re: Почему люди верят в Бога
Увы, да. Но это не значит, что их за это нужно ненавидеть и презирать, как и обычных слепых не нужно ненавидеть и презирать. Их надо любя жалеть.noname пишет:
Атеисты слепы.
Алина- Активный пользователь
- Сообщения : 749
Дата регистрации : 2011-06-06
Откуда : из-под С-Пб
Вероисповедание : христианcтво православное
- Сообщение 74
Re: Почему люди верят в Бога
Не, Юль, первая ступень по его мнению (о.Вениамина и моему) это доверие, "детская вера", и многие на ней так и остаются, и продолжают питаться "молочком", что тоже примется Господом. Все в свою меру.Luchik пишет:
Как выяснилось - у всех по-разному.
Спасибо Алине за книгу.
В книге как раз и говорится об этом.
Мозг - первая ступень. Мы тут все на разных ступенях лестницы к Богу - отсюда и недопонимание, и разные точки зрения.
Мы тут как в притче, Слона в темной комнате щупаем, и кто-то говорит, что слон - это хобот, а кто-то что нога. А Слона нам целиком, пока свет не включили (Второе Пришествие), видеть до поры не дано.
Вот и спорим, глупые
Про слона классно))) как и про огурцы просоленные
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 75
Re: Почему люди верят в Бога
Это, прошу прощения, ошибка. Вера и мышление - это две разные способности. Но они тесно между собой связаны в одно целое. Нет веры без знания и знания без веры. Знание и вера - это как материя и энергия. Одно выражает, другое двигает.protestih2 пишет:
В той притче, разговор вообще то шёл о слепых. А споры, скорее всего как раз и говорят, что вера целиком и полностью является продуктом мышления, тех самых биохимических процессов. Отсюда и такое разномыслие. Потому что каждый человек понимает веру, в силу своего образования, знаний и так далее. У людей с научным взглядом, конструкции веры достаточно сложны, у людей по проще, проще и так далее.
Знание без веры мертво, а вера без знания слепа.
protestih2- Гость
- Сообщения : 678
Дата регистрации : 2013-02-28
Вероисповедание : .
- Сообщение 76
Re: Почему люди верят в Бога
Почему же, способности человека как раз очень хорошо объясняются генетикой и тем как человек их развивает. А если человек начинает верит, тут как правило всегда присутствуют какие то причины.Мафусал пишет:
Вера всегда беспричинна. Как беспричинны все способности человека.
Анфиса- Бакалавр форума
- Сообщения : 2469
Дата регистрации : 2012-12-12
Вероисповедание : православная
- Сообщение 77
Re: Почему люди верят в Бога
Вера в Бога познается сначала умом (чтение книг...и т.д.) А затем эта информация попадает сердце и вместе взятое ум и сердце дает веру.noname пишет:
Вера в Бога все таки познается сердцем, а потом уже мозгом.
Luchik- Бакалавр форума
- Сообщения : 3317
Дата регистрации : 2012-09-06
Возраст : 45
Откуда : Украина, Киев
Вероисповедание : Христианство
- Сообщение 78
Re: Почему люди верят в Бога
Да, это я уже погодя и сама поняла, что переэмоционировалаМафусал пишет:
Вам, никак повоевать захотелось, Лучик! Да, весна пришла, кровь согревается, пора пробуждаться от спячки.
Каюсь
Luchik- Бакалавр форума
- Сообщения : 3317
Дата регистрации : 2012-09-06
Возраст : 45
Откуда : Украина, Киев
Вероисповедание : Христианство
- Сообщение 79
Re: Почему люди верят в Бога
Я не читала книг например, чтобы уверовать.Анфиса пишет:Вера в Бога познается сначала умом (чтение книг...и т.д.) А затем эта информация попадает сердце и вместе взятое ум и сердце дает веру.
Люди по-разному приходят.
Вот кстати Мафусал по-моему через разум пришел. Может и поделится с нами.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 80
Re: Почему люди верят в Бога
Генетика объясняет не причины, а механизмы. Она отвечает на вопрос как, а не почему. Как человек видит, наука скажет, а почему - нет.protestih2 пишет:
Почему же, способности человека как раз очень хорошо объясняются генетикой и тем как человек их развивает. А если человек начинает верит, тут как правило всегда присутствуют какие то причины.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 81
Re: Почему люди верят в Бога
Да повоюйте себе на здоровье, Лучик. Разомните косточки.Luchik пишет:
Да, это я уже погодя и сама поняла, что переэмоционировала
protestih2- Гость
- Сообщения : 678
Дата регистрации : 2013-02-28
Вероисповедание : .
- Сообщение 82
Re: Почему люди верят в Бога
Да нет, она прекрасно объясняет что и почему.Мафусал пишет:
Генетика объясняет не причины, а механизмы. Она отвечает на вопрос как, а не почему. Как человек видит, наука скажет, а почему - нет.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 83
Re: Почему люди верят в Бога
Это только так кажется. Он видит, потому что смотрит. Он смотрит, потому что есть глаз. Есть глаз, потому что его создала природа... А почему природа создала глаз? Потому что эволюция.protestih2 пишет:
Да нет, она прекрасно объясняет что и почему.
Так и со вселенной, наука объясняет до тех пор, пока не дойдёт до большого взрыва. И на вопрос: почему произошёл большой взрыв? - она отвечает всегда одно: потому что произошёл.
Вот и получается: смотрит, потому что смотрит.
protestih2- Гость
- Сообщения : 678
Дата регистрации : 2013-02-28
Вероисповедание : .
- Сообщение 84
Re: Почему люди верят в Бога
Так и в религии, если я Вам задам вопрос, а откуда произошел Бог, что Вы мне ответите?Мафусал пишет:.
Так и со вселенной, наука объясняет до тех пор, пока не дойдёт до большого взрыва. И на вопрос: почему произошёл большой взрыв? - она отвечает всегда одно: потому что произошёл.
Петра- Бакалавр форума
- Сообщения : 2199
Дата регистрации : 2012-10-15
Возраст : 64
Откуда : м.Свобода
Вероисповедание : Православная христианка
- Сообщение 85
Re: Почему люди верят в Бога
Дорогая Анфиса, не всегда можно высшую математику на пальцах объяснить, поэтому своими словами я могу сказать только одно: выдающийся религиозный философ Н.Е.Трубецкой, ученик В.Соловьева, человек с высокой дисциплиной ума, культурой мышления, в сжатом до предела и при этом продуманном до самого логического конца виде излагает нам вИдение проблемы ада, которая и вас, Анфисочка, особенно занимает на протяжении нескольких уже дней на форуме.Анфиса пишет:Не помню тоже, но лучше бы своими словами -суть и небольшую цитату.
Поэтому еще короче я сказать не могу, простите меня, а спрячу-ка я эту главу, "Свобода твари и ад", под спойлер. Если интересно - прочитаете и получите пользу, а нет - воля ваша:
- Спойлер:
- VI. Свобода твари и ад
Окончательный и полный ответ на поставленные здесь вопросы может
быть дан только учением о мире как целом: ибо, если в божественном
замысле мир есть свободное другое, призванное стать другом, то вопрос о свободе
этого другого не есть какая-либо частность в христианстве, - это вопрос
об отношении к Богу мира в его целом. Стало быть, пока учение о мире
как целом нами не раскрыто до конца, ответ на вопрос о свободе, а с ним
вместе и на вопрос о зле и об аде может получить лишь предварительное и
не вполне законченное решение.
Свобода твари, о которой идет речь, есть, как мы видели,
возможность самоопределения за или против Бога, иначе говоря,
возможность выбора между жизнью и смертью. Утверждая свободу выбора,
христианство признает действительность ада, но вместе с тем отрицает
возможность для твари в какой-либо мере нарушить полноту вечной жизни
Божества. Как помирить эти два, казалось бы, взаимно друг друга
исключающие положения?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо присмотреться внимательнее к
христианскому учению об аде. Там ад противополагается вечной жизни не
как другая жизнь, а как "вторая смерть". Этими словами выражается
сущность христианского понимания ада. Ад не есть какая-либо вечная жизнь вне Христа, ибо вечная жизнь - одна: она только в Боге, только во Христе; действительность ада возникает не путем отторжения чего-либо живого от вечной божественной полноты, ибо тогда эта полнота была бы тем самым нарушена - нет! Отпадение ада от Бога есть отпадение смерти, а не отпадение жизни. Этим самым фактом отпадения смерти полнота божественной жизни не умаляется, а, напротив, утверждается.
Но, скажут нам, ад все-таки есть какая-то вечная внебожественная действительность, самым фактом своего существования ограничивающая действительность Божества. Посмотрим, что это за действительность!
Тексты св. Писания говорят об аде как о тьме внешней, где червь
не умирает и огонь не угасает. Это, как было уже выше сказано, два
начала, вечно разрушающие и вместе бессильные разрушить: ибо, если бы
огонь действительно разрушал, он не горел бы без конца. На самом деле в этом огне ничего живого не сгорает, ибо нет в аду вечной жизни; нет и среднего между жизнью и смертью, нет той временной жизни,
которою мы живем здесь, на земле. Там есть только мертвое, только
смерть: стало быть, и горит там не подлинное, а призрачное; и самое
пламя там столь же призрачно, как и то, что в нем сгорает. Также и червь
в аду не умирает, не оттого, чтобы он мог там питаться чем-либо живым, а
именно оттого, что пища его в аду абсолютно мертва и призрачна: она не
насыщает, вследствие чего червь должен без конца ее пожирать. И червь, и огонь в аду - не более и не менее как образы неумирающей смерти.
Очевидно, что эта действительность смерти не есть действительность жизни, а действительность призрака. Ад есть царство призраков, и лишь в качестве такового ему может принадлежать вечность. Вся вечная жизнь
- в Боге, а когда исполнится полнота времен, иной жизни, кроме вечной,
не будет. "Тьма внешняя", т. е. абсолютно внебожественная
действительность, очевидно, представляет собою нечто такое, что не
живет. Это жизнь - не действительная, а только кажущаяся. Действительность ада есть действительность разоблаченного праведным судом Божиим вечного миража.
И, однако, в св. Писании есть слова, которые как будто наделяют этот мираж какими-то "признаками жизни": там будет плач и скрежет зубов.
- Как могут быть страдания и "вечные муки" там, где нет жизни?
Очевидно, что это - страдания, всецело отличные от тех, которые мы
испытываем здесь, в нашей временной жизни. Эти последние суть страдания частичного умирания, страдания
частичного, неполного отрешения от жизни, муки жизненного стремления,
встречающего на пути своем препятствия и потому неудовлетворенного. Иное
дело - адские муки: это - страдания полной и окончательной утраты жизни. В этом и заключается роковая трудность, препятствующая их пониманию. Как может страдать то, что умерло второю и, стало быть, окончательною смертью? Есть ли в аду возможный субъект страдания: могут ли страдать призраки? Не составляет ли страдание исключительный удел живущего, живого? Трудность христианского понимания ада заключается именно в том, что оно как будто вводит нечто непризрачное - муку - в царство призраков. Если все в аду есть мираж, то как может быть в нем действительным страдание?
Чтобы преодолеть эту трудность, нужно прежде всего уяснить себе
ее психологический источник. Она возникает вследствие того, что мы
мыслим адские муки по образу и подобию нашего временного процесса, как что-то без конца длящееся во времени. На самом деле они таковыми быть не могут. Полная, окончательная утрата жизни есть переход во времени от жизни к смерти и а качестве перехода может быть только актом мгновенным. Вечная мука есть не что иное, как увековеченный миг окончательного разрыва с жизнью.
Свободным самоопределением сотворенное существо на веки вечные
отделяется от самого источника жизни и в этом отрешении испытывает
крайнюю, беспредельную муку. Это - решимость умереть навсегда, окончательно. Но в каком смысле может вечно страдать то, что навеки умерло? Очевидно, страдание "второй смерти" не может быть ни длящимся переживанием во времени, ибо время для умершего этой смертью навсегда остановилось, ни состоянием вечной жизни, ибо
именно от вечной жизни данное существо навсегда отрешилось. Это
страдание для переживающего его существа, как сказано, может заполнять
только единый миг - тот миг, которым для него заканчивается
время. Но в этот миг духовный облик существа, его переживающего,
утверждается на веки вечные: оно определяется навсегда к смерти.
Стало быть, в данном случае "миг" совпадает с вечностью и потому
вмещает в себе ту беспредельность страдания, которая соответствует
беспредельности утраты.
Говоря иначе, действительность ада есть действительность перехода, который совершается навсегда;
- перехода от жизни к смерти, от бытия к небытию. В известном тексте
св. Писания ад именуется "воскрешением суда". - "И изыдут сотворшие
благая в воскрешение живота, а сотворшие злая - в воскрешение суда" (Ин.
V, 29). "И се есть вторая смерть" (Апокал. XXI, 8). Значит, ад
определенно приурочивается к заключительному моменту мировой истории, к
суду, который отделяет то, что наследует жизнь, от того, что обречено на
смерть. "Воскрешение суда" есть именно то воскрешение, за которым не
следует "живот вечный".
В этом и заключается ответ, и целый ряд религиозных сомнений. Ад возмущает совесть, поскольку мы представляем себе жизнь в аду, жизнь, обреченную на бесконечные мучения. Но именно жизни в аду нет, есть только бесконечная и вечная смерть; а смерти там некого жалить,
потому что в аду нет живого. Оттого и сказано: "Смерть! где твое жало?
ад, где твоя победа?" (Осии. XIII, 14, I Кор. XV, 55). Ад существует
вечно не как состояние какой-либо мучащейся жизни, а именно как
"воскрешение суда", т. е. именно как акт окончательного отделения от
жизни, коему праведным судом Божиим суждено на веки его необходимое последствие - логическое и жизненное - смерть. Ад
не есть какое-либо субстанциальное бытие, чрез само себя существующее. -
Он существует лишь чрез Божий суд и в этом суде; сам же в себе он пуст и
призрачен. В нем есть беспредельное страдание. Но не забудем, что это -
страдание не того, что живет вечно, а того, что некогда жило, страдание, не совершающееся во времени и не пребывающее в сверхвременной действительности (ибо в аду нет ничего сверхвременного), а страдание, уже совершившееся в тот последний роковой миг, когда данное существо своим преступлением и праведным Божиим судом навсегда извержено во "тьму внешнюю".
Тот адский парадокс, который смущает религиозную совесть,
облечен в форму антиномии. С одной стороны, ад есть полная утрата
сверхвременного: в нем отсутствует не только вечная жизнь, но и всякая
связь с каким-либо вечным содержанием. С другой стороны, он есть "огнь
вечный". Как согласить эти исключающие друг друга тезис и антитезис?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо ярко, конкретно себе
представить, что такое то "воскрешение суда", которое в Евангелии
противополагается "воскрешению живота". Суд Божий над миром есть, с
одной стороны, суд вечного сознания: в качестве такового он от века произнесен в божественном предвидении и предшествует мировой истории. Но в мире он открывается в конце времен. Следовательно, в экзотерической сфере временного бытия он является как событие,
завершающее историю мира. Сущность этого события заключается в. том,
что грань между экзотерической и эзотерической сферой всеединого
сознания окончательно снимается. Во времени становится явным Божий суд
обо всем, что есть, и обо всем, что было.
Попытаемся представить себе, как происходит это откровение
Божьего суда. Мы уже говорили, что Бог вечно видит все временные ряды
законченными и завершенными. Он созерцает начало всякой жизни, ее
развитие и тот конец, к которому она приходит, тот ее окончательный
облик, к которому она в конце навеки определяется. - В этом всевидении,
от которого не скрываются ни желания наши, ни чувства, ни действия, ни
результаты, к которым они приводят, и заключается предвечный Страшный
суд Божий над миром: Страшный суд во времени наступает в тот момент,
когда это предвечное всевидение становиюя явным в ми ре. Тогда для одних
наступает "воскрешение живота", для друг их - "воскрешение суда".
В обоих случаях как бы восстановляется, вспоминается вся
прожитая человеком жизнь до малейших подробностей. Сохраненная вечною
памятью Безусловного, она в единый миг целиком проходит перед сознанием
пережившего ее человека; и в этом прохождении пережитых им чувств и
совершенных дел человек читает свой окончательный приговор - прощение
или осуждение. Одно из двух: если Христос был центром его жизни, то и
конец прожитого им временного ряда ведет ко Христу; тогда логическое
завершение этого ряда есть окончательное, вечное сочетание со Христом, воскрешение живота.
Или весь ряд во времени, вся земная жизнь утверждалась вне Христа,
против Него; тогда жизнь во Христе не может быть и вечным концом ряда.
Тогда концом может быть только окончательное отсечение от Христа "ветви,
не приносящей плода". В этом и заключается "воскрешение суда":
осужденный воскресает не для того, чтобы вечно жить во Христе, а только для того, чтобы ожить на единый миг окончательного и бесповоротного отделения от жизни, от самого ее источника.
В этом смысле, как я сказал, вечность ада есть вечность мига.
Не живший во Христе во времени, в конце времен на веки извергнут "во
тьму внешнюю", в сферу, абсолютно чуждую Христу и, стало быть, чуждую
жизни. Перед очами Всеединого вечно действителен этот решающий
миг со всей его беспредельной мукой. Мне кажется, что в этом смысле и
должно разуметь тот "огнь вечный", о котором говорит Евангелие. Но, с
другой стороны, этот миг, вечно памятный, навеки забыт, ибо ад оставлен
за бытием. Нет реального существа, которое в нем мучится, - есть только
мятущиеся призраки. Вся жизнь этих призраков - в прошедшем; стало быть, и
все их страдание - в прошедшем, когда они жили и чувствовали, особенно в
тот страшный миг "воскрешения суда", когда их темный облик запечатлелся
навеки. Но нет у этих призраков ни настоящего, ни будущего. В аду есть только бесконечное, темное прошедшее. И только в качестве навеки превзойденного, прошедшего ад сохраняется в вечном божественном всевидении. Ад есть в полном смысле забытый мир, т.е. мир, оставленный навсегда за пределами бытия безусловного, божественного.
Этим забвением не только убито его жало, но вместе с тем сведен
на нет весь его соблазн. Как сказано, ад для нас соблазнителен,
поскольку его существование кажется нам противным любви. Но если нет в
нем жизни, которая томится и страждет, то что же в нем любить? Нет в нем
того существа, которому бы можно было сострадать, ибо самое
понятие "существа" несовместимо с адом: там есть только тени - мнимое,
кажущееся, а не существенное. Есть ли в нем неудовлетворенное, не
достигнувшее цели стремление? Нет, такое стремлеие мыслимо только
во времени; стало быть, по отношению к аду оно есть прошедшее; ад не
есть смена моментов во времени, а навеки застывший окончательный миг, от которого уже нет перехода к какому-либо другому мигу или серии моментов. Стало быть, вся жизнь - по ту сторону ада: вся его действительность сводится к пустому миражу,
который уже не соблазняет, потому что он разоблачен и побежден
окончательно. Раз все живое - вне его, то что же в нем сгорает,
уничтожается, рушится? Только смерть! Но это истребление смерти и есть
окончательное торжество жизни. "Вечный огонь", попалящий смерть, - не
жестокость, а избавление и победа.
Этим мы ответили на важнейший вопрос теодицеи. - Свобода твари,
определившейся ко злу, не в состоянии нарушить полноту божественной
жизни, потому что она не в состоянии произвести из себя ничего
субстанциального, существенного: она рождает только пустые призраки. Ее
субстанциальное, существенное содержание - только в том нераздельном,
неслиянном единении с Богом, которое было явлено в образе Богочеловека.
Читатель без труда заметит неполноту данных здесь разъяснений:
указание, что свобода ко злу и даже крайнее ее проявление - ад - не в
состоянии нарушить полноту вечной божественной жизни, еще не дает полного
ответа на основной вопрос теодицеи. Остается без ответа ряд тяжких
сомнений. Раз тварь отпадает от вечной жизни, то, по-видимому, по тому
самому остается невыполненным предвечный замысел Божий о ней, остается неосуществленной предвечная божественная идея о сотворенном.
Не нарушается ли этим полнота божественной победы над злом? Чтобы
ответить на это сомнение, надо поставить общий вопрос об отношении твари
к предвечному божественному замыслу. В связи с этим должен быть
углублен и вновь разрешен и самый вопрос о свободе твари. К
осуществлению Божьего замысла призваны мы, сотворенные существа, в
качестве свободных сотрудников Божиих. А между тем наш
повседневный опыт свидетельствует о том, что наша свобода - не на уровне
этой задачи. Она парализована превозмогающею силою общего, родового и
унаследованного греха. Как же мирится самая возможность этого греха, как
бы исключающего нашу свободу и ответственность, с правдою Божией? Мы
попытаемся ответить на эти и другие связанные с ними вопросы в
последующих частях настоящего труда.
Полностью здесь
P.S.
И особенно автору темы, с научным складом ума и неудобопроизносимым ником, рекомендую.
Последний раз редактировалось: Петра (01.03.13 15:45), всего редактировалось 1 раз(а)
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 86
Re: Почему люди верят в Бога
Бог потому и Бог, что вечный и нерождённый. И потому мы Ему одному и поклоняемся. А если не поклоняться Богу, придётся поклониться Большому Взрыву.protestih2 пишет:
Так и в религии, если я Вам задам вопрос, а откуда произошел Бог, что Вы мне ответите?
Алина- Активный пользователь
- Сообщения : 749
Дата регистрации : 2011-06-06
Откуда : из-под С-Пб
Вероисповедание : христианcтво православное
- Сообщение 87
Re: Почему люди верят в Бога
Мне тоже книги понадобились потом, даже, неудобно сказать , и сама Библия (в т.ч НЗ), чтобы разузнать, что же такое со мной приключилось и случалось ли такое же еще хоть с кем-то. И мне открылся и открывается целый неведомый мир, параллельный с мiром.Luchik пишет:
Я не читала книг например, чтобы уверовать.
Люди по-разному приходят.
Анфиса- Бакалавр форума
- Сообщения : 2469
Дата регистрации : 2012-12-12
Вероисповедание : православная
- Сообщение 88
Re: Почему люди верят в Бога
Дело в том, что ни мы не можем доказать, что Бог есть, ни Вы атеисты не можете доказать, что Бога нет. Но на месте атеиста, я бы подстраховалась, а вдруг Он есть, а тогда жить с оглядкой на Бога.protestih2 пишет:
Так и в религии, если я Вам задам вопрос, а откуда произошел Бог, что Вы мне ответите?
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 89
Re: Почему люди верят в Бога
Знакомая формула.Анфиса пишет:Дело в том, что ни мы не можем доказать, что Бог есть, ни Вы атеисты не можете доказать, что Бога нет. Но на месте атеиста, я бы подстраховалась, а вдруг Он есть, а тогда жить с оглядкой на Бога.
"Все люди верят. Одни люди верят, что Бог есть, другие — что Бога нет. И то, и другое недоказуемо."
"Берегись автомобиля"
protestih2- Гость
- Сообщения : 678
Дата регистрации : 2013-02-28
Вероисповедание : .
- Сообщение 90
Re: Почему люди верят в Бога
То есть Вы это принимаете на веру, правильно?Мафусал пишет:
Бог потому и Бог, что вечный и нерождённый. И потому мы Ему одному и поклоняемся. А если не поклоняться Богу, придётся поклониться Большому Взрыву.