Θεόδωρου Ζήση
πτωτοπρεσβυτέρου
καθηγητοῦ πανεπιστημίου Θεσσαλονίκης
ΔΙΑΘΡΗΣΚΕΙΑΚΕΣ ΣΥΝΑΝΤΗΣΕΙΣ
ΑΡΝΗΣΗ ΤΟΥ ΕΥΑΓΓΕΛΙΟΥ ΚΑΙ ΠΡΟΣΒΟΛΗ ΤΩΝ ΑΓΙΩΝ ΜΑΡΤΥΡΩΝ
Θεσσαλονίκη 2003
2. Любовь к неверным и еретикам
Однако давайте обратим наше внимание на доводы экуменистов и синкретистов о любви, которую нам необходимо иметь в отношении других. Существует один из неоднократно повторяемых доводов со стороны тех, кто не делают различия между предметами и смешивают то, что не смешивается, и согласное свидетельство или ответ Священного Писания и позицию Святых Отцов. Несомненно Бог есть любовь, которую он подаёт всем, праведным и грешникам. Несомненно, что и мы должны рассматриваться со стороны кафоличной, всеобщей любви, поскольку она по преимуществу является признаком христиан. Однако, эта любовь не отделяет любовь от благочестия, она должна быть связана с истиной, поскольку любовь отделённая от истины является ложью и лицемерием. Необходимо заключать в свои объятия множество людей, но это должно быть не только на телесном и биологическом уровне, но должно быть на духовом уровне, в перспективе вечности. И необходимо проявлять интерес не ради мирских и временных выгод, но ради вечного, для спасения людей. Спасение людей не может иметь успеха, когда люди находятся в заблуждении и ереси, в которых упорствует эгоизм. Он терпит поражение и сам увлекает других в погибель. Итак, Церковь движимая любовью, а не ненавистью следует примеру Христа и Апостолов и запрещает общение и дружбу с еретиками с тем, чтобы и их самих из соображений воспитательных привести к осознанию заблуждения, а других уберечь. Из любви к личности еретиков она питала неприязнь к заблуждению и ереси. Их этой неприязни мы показываем с душевной болью им самим, что ересь и заблуждение являются безликими.
Сладчайший и кроткий Иисус, друг блудников и мытарей, начальник мира и любви, взял кнут и изгнал из храма тех, кто превратил его в место торговых сделок, как и папа превратил духовный характер Церкви в мирскую и экономическую силу с банками и всемирным господством. Господь произнёс страшное «горе» против фарисеев и книжников, которые самодовольным и лицемерным своим поведением, не только сами не спасались, но и других не привели ко спасению. Они были названы змеями и порождениями ехидны (Мф. 23, 13). Считаются ли и они законными представителями закона Моисеева, «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи», как и сам себя папа считает законным преемником апостола Петра, викарием Христа на земле? Когда ап. Пётр, исходя из мiрских критериев пытался отвратить Христа от шествия на Крест и от смерти, поскольку он желал мiрского начальствования при помощи власти на земле, как в точности и создавалась папское государство Ватикан, он услышал тогда страшные слова Христа: «Отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16, 23). Христос рекомендует избирать наших друзей с самого начала с рассудительностью. Однако когда грех и заблуждение стали укореняться, тогда мы предаём гласности наше избрание и вместе с ними разрываем всякие узы . «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17).
Та же строгая позиция преобладала в богословских и политических взглядах св. Иоанна Предтечи, «большего из всех рожденных женами». Его непревзойдённый пример аскетической жизни и дерзновения последовательно приумножился в его жизни, мужестве, дерзновении и его противостоянии властителям. И он называл фарисеев и саддукеев порождениями ехидны и им предсказывал, что «Уже секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 10).
Этой же линии придерживались и Апостолы и Святые, не только в своей жизни и учении, но и в канонических установлениях, которые запрещают общение с еретиками и прельщёнными. Как же кто-либо сможет удалить рекомендацию ап. Павла к Титу «еретика после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3,10). Папу на протяжении веков и ни один и ни два раза, а тысячу раз вразумляли с тем, чтобы он публично отрёкся от своих заблуждений. И нынешнего папу неоднократно вразумляли во время проведения диалогов. Даже богословы-представители официального диалога с Православной Церковью во Фрейсинг в Монако (1990) подписали осуждение унии как незаконному явлению, но Папа «не возжелал внимати». Он отверг и признал ненужным это решение и увлёк православные церкви, без всякой причины, к переговорам в Balamand в Ливане, где была оправдана при подписании документа «православными» ненавистная уния. Разве не является преступлением евангельской заповеди продолжать «после первого и второго вразумления» общаться и встречаться и тем самым оправдывать нам самоосуждённого папу? Апостол Пётр выставляет на позор лжепророков и лжеучителей, которые вводят «пагубные ереси» (2 Петр. 2, 1) и рекомендует верующим их избегать и подвизаться «в святой жизни и благочестии» (2 Петр. 3, 11). Евангелист Иоанн, Апостол и проповедник любви, тот, который был заквашен и сотворён в любви, говорит еретикам и заблудшим, которые извращают проповедь Евангелия, что их нельзя принимать в наших домах, и даже нельзя приветствовать. Совершенно иное происходит с нами и с ними. «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Иоан. 10-11). Этот Евангелист любви, осуждал и питал отвращение к еретикам настолько, что когда он как-то пришёл в общественную баню и ему сообщили, что там находится еретик Керинф, он сказал своим ученикам немедленно оттуда уходить, дабы не обвалилась крыша бани по причине нахождения в ней Керинфа1. Итак, неужели он был учителем ненависти и лишён любви по мнению тех, кто извратили любовь в «любовность» и экуменизм? Вполне определённо, что сегодня его бы причислили к фанатикам и фундаменталистам, в особенности из-за резкого текста Апокалипсиса.
Из многочисленных примеров твёрдого стояния апостола Павла против еретиков и иноверцев мы вспоминаем случай, который произошёл в Пафе на о.Кипр с иудейским лжепророком и магом Елимой, который убедившись, что проконсул Сергий с интересом слушал проповедь ап. Павела, воспротивился и хотел воспрепятствовать обращению в христианство римского полководца. Если бы это произошло в наши времена глобализации, экуменизма, межрелигиозных и межхристианских диалогов, создания лицемерной и ложной любви ко всем, даже к еретикам и заблудшим, апостолу Павлу было бы необходимо с уважением отнестись к вмешательству Елимы, не гневаться на него, даже не сопротивляться, но оставить демократично проконсула. Заблуждение и ложь теперь имеют ту же участь, что и истина. Духовная погибель уже не является злом, если проводится демократическим судопроизводством. Однако ап. Павел «исполненный Святого Духа» говорил слишком резко с иудейским лжепророком и это привело к действиям, которые сегодня расценивались бы как фанатизм и фундаментализм, как противоположные христианской любви. «О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: и ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого» (Деян. 13,10-11).
В Отечнике имеется множество рассказов из которых следует, что преподобные отцы ни желания не имели вести беседы с еретиками, ни встречаться с еретиками. Если же приходили к их келлии еретики, из человеколюбия они молча подавали им еду и затем их прогоняли. Авва Феодор Фермийский рекомендовал общаться с грешниками и им оказывать помощь. Но если кто-нибудь впадал в ересь и не могли убедить его оставить ересь, как не убеждается и папа, то необходимо было немедленно разорвать с ними всякие отношения, поскольку есть опасность вместе с ним утонуть во рву. «Если же впадёт в ересь и ты не сможешь убедить его оставить, немедленно отсеки его от себя, нисколько не мешкая, ибо вместе с ним впадёшь в яму». Авва Пимен, когда убедился в том, что некоторые посетители его келлии были еретики, не стал с ними вести разговора, но сказал монаху, который исполнял послушание странноприимства, дать еды ради заповеди любви, и затем по доброму отправить. «Поставь стол и приготовь им еду и отпусти их с миром». Очень много людей посещало авву Сысоя на горе прп. Антония, в одно время там поселились еретики мелетиане, они не приходили в авве Сысою, он был один, и один дабы не встречаться с еретиками. «И ради того, чтобы не встречаться с еретиками, старец сам не выходил из келлии». Этой же позиции держится сегодня и Святая Гора, в монастырях которой инославных сажают за отдельную трапезу, дабы избежать совместной молитвы с еретиками, которая священными канонами запрещена. Если в некоторых монастырях не сохраняется это, то это не означает, что не существует такого предания. Это означает, что и там в дверь стучит или входит обмiрщение, или мiрской образ мышления.
Преп. Ефрем, эта выдающаяся в области аскетики личность древней Церкви, труды которого составляют любимое чтение монахов за богослужением и на трапезе, в своём труде «Вопросы и Ответы», на вопрос как совмещается ненависть к еретикам с заповедью «никогда не проявляй ненависть к людям», даёт следующий ответ: «Еретичествующих, как хулящих Бога и врагов Его, Священное Писание не называет людьми, но псами и волками, и свиньями, и антихристами, как сказал Господь, не давайте святыни псам. И Иоанн (Богослов) говорит, что мнози антихристы суть. Поэтому их не следует любить, ни вступать в связь, ни молиться вместе, ни есть вместе, ни принимать в дом. Ни приветствовать их, дабы не приобщаться их заблуждению»2.
И современные святогорские старцы Порфирий и Паисий имели весьма строгую позицию в отношении еретиков, в особенности в отношении папы. Когда папа был извещён о существовании этих святых старцев и о том авторитете, который они имеют у православного народа, он захотел с ними познакомиться, и решил проверить с помощью одного лица, через которого спросил как бы с вежливостью и учтивостью: захотели бы они, чтобы он их посетил если сможет приехать в Афины, и не создаст ли он проблем в Элладской Церкви? Ответ же обоих старцев, без всякого согласования друг с другом, поскольку они были духовные, богодвижимые был таков: если папа последует своему эгоизму, самодовольству и заблуждениям папства и не покается, то эта встреча будет невозможна3.
Давайте прекратим призывать любовь там, где она не уместна, и призывается в действительности, чтобы сокрыть другие умыслы. У нас есть огромное пространство для упражнения в любви. Давайте кормить жаждущих, одевать нагих, принимать странников, посещать в темницах заключённых и больных (Мф. 25, 34-36). Не станем изменять на свой лад Евангелие и священные каноны, которые учат нас не общаться с еретиками. Мы будем обучаться любви ко Христу и к Святым? Они познали что есть рассуждение вещей, мы же их смешиваем. Рассуждение является самой большой из всех добродетелей. Наша Церковь, полагая в основу эту добродетель, учит нас, что существует добрая брань4, которая требуется для борьбы против нечестивых, еретиков и богохульников, и существует плохой мир и плохое согласие, которые проистекают из-за нарушения и пренебрежения верой и благочестием. Этой доброй войне за добродетель и благочестие научил нас Сам Христос, когда Он возвещал, что Евангелие разъединит и разделит людей, и те, кто последуют Евангелию, должны быть готовы противостоять враждебному окружению даже в семье. Не следует разрушать истину Христову и благочестие ради того, чтобы не исчез мир, который в данном случае является притворным и ложным, поскольку он не несёт в себе согласие с небесным, с духовным. Как иначе мы сможем разъяснить всё то, что говорит Христос? «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч. Ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку домашние его» (Мф. 10, 34-36). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что мир и согласие не всегда являются добром, иногда они обращаются против Бога и предлагают зло и слепоту. Чтобы воцарился истинный мир, необходимо отрезать больные члены, отделить то, что будет пачкать. Бог хочет, чтобы все имели согласие на основе благочестия. Когда же люди живут нечестиво, то они вызывают войну. «Не везде есть доброе согласие. На этой башне (Вавилонской) водворился злой мир, который разрушил добрую вражду»5. Святой Григорий Богослов хвалит явную и мужественную войну даже и против священников, когда дело касается вопросов веры. Вместе с тем он видит и себя среди борцов и приходит к выводу словами своего известного изречения о хорошей войне и плохом мире: «Я желал бы и сам быть в числе подвизающихся и ненавидимых за истину, даже похвалюсь, что действительно принадлежу к сему числу. Ибо похвальная брань лучше мира, разлучающего нас с Богом»6. Все проблемы, связанные с многовековым противостоянием Церкви еретикам разрешены аксиомой: «Хорошо быть в мире со всеми, но только в согласии с истиной». Любовь без благочестия – это фальшивая и ложная любовь.
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1Свщмч. Ириней Лионский. Против ересей 3, 3, 4
2Ὁσίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου, Ἔργα, τόμος Στ´ σελ. 234-235, Θεσσαλονίκη 1995, ἔκδ. Τό Περιβόλη τῆς Παναγίας.
3См. Μ. Μιχαίλ. Τό μεγάλο μυστικό τοῦ Γέροντα Παϊσίου, Κύπρος 1997, σελ. 115. «Нет, мы не можем встречаться. Потому, что Римо-Католическая церковь и Папа не готовы. У них много эгоизма. Они не только хотят нас захватить, но не верят, что мы обладаем истиной. Нет необходимости нам встречаться. Лучше будет, если мы поможем этому делу нашей молитвой». Это традиционная позиция Православия. Наоборот, многие осовремененные и обмiрщённые клирики и богословы ездят в Ватикан обнимаются и целуют руку папе. По этой причине сегодня они не противостоят, подготовлена почва, они расплачиваются дружбой. Из-за порицания папа сегодня ещё не приезжал, он приезжал сюда духовно и в течение нескольких десятилетий. Как говорят из достоверных источников, старец Порфирий заранее предвидел и пророчествовал с сожалением о приезде папы. Он соответственно говорил: «Молитесь, чтобы Бог продлил дни жизни Серафиму. Потому что после Серафима приедет папа». (Серафим – архиепископ Афинский Серафим).
4Славянское слово «брань» равняется слову «война» на современном языке (примеры: «духовная брань», «невидимая брань»).
5Π. Τρεμπέλα, Ὑπόμνημα εἰς τό Κατά Ματθαῖον Εὐαγγέλιον, Ἀθῆναι 1989, σελ. 204
6Свт. Григорий Богослов. Защитительное слово по поводу удаления его в Понт. ΕΠΕ 1, 176
______________________
http://apologet.spb.ru/ru/72.html