Все христиане знают, что у Бога гнев только праведный , но есть ли праведный гнев у человека?
Конечно же есть, вот только нужно различать этот гнев от гнева, порождающего грех.
Праведный гнев, по словам отцов Церкви, это гнев, направленный против зла, против греха; пресекающий это зло. Такой гнев не заражает сердце злобой, мстительностью, злопамятством.
Если человек увидит, напр., как бьют другого человека, то неужели пройдет молча мимо, не возмутиться, не попробует пресечь такое зло? Или промолчит против богохульства, клеветы, лжи?
И , наоборот, неправедный гнев направлен против человека, а не против его греха. Даже, если человек такой гнев не покажет явно, но , впустив в свое сердце, он уже согрешает. И это все равно проявится в виде мстительности, злорадства и т.д.
Чтобы подтвердить свои размышления, приведу ссылки на Св.Писание и св.отцов:
ап.Павел в своем Послании к Эфесянам писал:
"Гневаясь, не согрешайте :солнце да не зайдет во гневе вашем..."
т.е. даже при гневе можно не грешить.
вот как толкует этот отрывок св.Иоанн Златоуст:
Что же говорить он? "Гневаясь, не согрешайте". Хорошо не гневаться; но
если кто впадет в эту страсть, то, по крайней мере, не на долгое время:
"Солнце", – говорит, – "да не зайдет во гневе вашем". Ты не можешь
удержаться от гнева? Гневайся час, два, три; но да не зайдет солнце,
оставив нас врагами. Оно по благости (Господа) взошло, – да не зайдет
же, Сиявши на недостойных. Если Владыка послал его по многой своей
благости и сам оставил тебе согрешения, а ты не оставляешь их своему
ближнему, то подумай, какое это большое зло.(беседа 14)
http://agios.org.ua/wiki/index.php
Или слова Господа Иисуса Христа из Нагорной проповеди:
" А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду".
т.енапрасный (неправедный) гнев.
Толкования св.отцов на эти слова ( тут есть разномыслия):
Святой Василий Великий допускал проявление праведного
гнева, для того, чтобы исправить согрешившего. Такой гнев был направлен
против греха, а не против согрешившего брата своего. Однако Василий
Великий соглашался с тем, что и такой вид гнева может перейти в гнев
напрасный, потому что душа, начав с хорошего, может впасть в худое.
Святой Григорий Богослов, не допуская проявление
справедливого гнева людей благочестивых, писал так: “гнев питай на
одного только дьявола, через которого ты пал” (“Творения”, том 4, слово
44). В “Слове на гневливость” этот Святой о гневе говорит так:
“Сержусь на домашнего беса, на гневливость и мне кажется что этот один
гнев справедлив, если уже надобно потерпеть что-нибудь из обычного
людям. Знаю, что из многих корней, от которых прозябает зло, самый
дикий и черный – есть гнев” (“Творения”, часть 5).
Августин Блаженный полагал, что словами Иисуса Христа
воспрещается гнев на брата, но не на грех. Этот Святой признавал, что
разгневанный человек никогда не считает свой гнев не справедливым, и
что застаревший гнев может породить ненависть. И на основе этого
советовал не допускать гнева по причине и без причины, и даже имея
основания к гневу, не допускать этого чувства, избегать затаивания
гнева и ненависти. (Августин Блаженный. Толкование Нагорной проповеди
извлеченное из его творений).
Совершенно иное толкование словам Иисуса Христа о гневе придавал Святой Иоанн Златоуст.
Он считал, что словами Спасителя о гневе на брата своего “гнев не
уничтожается совершенно; страсть гнева может быть полезна, если только
умеем пользоваться ею в приличное время... когда мы не за себя отмщаем,
но обуздываем дерзких и обращаем на прямой путь беспечных. Не гнев
собственно есть нарушение закона, но гнев не благовременный; посему и
пророк сказал: “гневаясь не согрешайте” (Псалом 4,5). Посмотри сколько
добра произвел гнев Апостола Павла против коринфян. Посредством гнева
также обратил он опять и отпавший народ галатийский и многих других”
(Беседы на Матф. 16,7). Этот Святой высказал и такую мысль: “Гнев
внедрен в нас не с тем, чтобы мы грешили, но чтобы останавливали других
согрешающих” (Беседы на псалмы, 4).
http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/nagornaya_propoved_19-all.shtml