Казни египетские — десять наказаний Божиих, постигших Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения. Описаны в Ветхом Завете, в книге Исход (7-12).
Религией Египта того времени был политеизм – вера в нескольких божеств. Египетский пантеон включал в себя большое количество божеств различной значимости. В каждом городе были свои, особо чтимые культы. Обожествлялись и явления природы: солнце, звезды, ветер, стихийные бедствия. Звери, птицы, рептилии и даже насекомые также становились объектами поклонения.
Кроме того, древние египтяне в своих верованиях смешивали человеческое и животное начало. Примером может служить богиня Сахмет, целительница болезней, изображавшаяся как женщина с лицом львицы. Многие фараоны еще при жизни отождествляли себя со сфинксами и повелевали запечатлеть это в камне. Целый ряд изваяний сфинксов, находящихся ныне в Каирском музее, свидетельствует об этом. Часть из них сохранились до наших дней.
Одну из ключевых ролей в религии Египта играл сам фараон, выступавший в качестве единственного «посредника» между людьми и богами. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом.
По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.
С самого своего рождения фараон почитался одновременно и как верховный правитель, и как божество. Вполне естественно, что владыка Египта спрашивал Моисея: «Кто такой Господь, чтоб я послушался Его [и] отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исход 5:2). Просьба Моисея сразу была отклонена фараоном. Тогда Господь сказал Моисею нечто весьма необычное: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исход 7:1). Таким образом, у фараона появился «соперник». Живой Бог Израиля противостал одному из земных божков.
При чтении истории о десяти казнях, часто встречается повторяющаяся фраза: «И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш» (Исход 6:7; 7:5; 8:22; 10:2; 14:4). Эта фраза подчеркивает смысл всего происходящего. Господь хотел показать и египтянам, и евреям, что Он является истинным, всемогущим Богом. Поэтому даже самому фараону Господь сказал в самый разгар 10 казней египетских: «Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле» (Исход 9:16).
Десять казней египетских следовали одна за другой, после очередного отказа фараона отпустить израильский народ:
Превращение воды в кровь (Исх. 7:20-21)
Нашествие жаб (Исх. 8:6)
Нашествие мошек (Исх. 8:17)
Наказание песьими мухами (Исх. 8:24)
Мор скота (Исх. 9:6)
Язвы и нарывы (Исх. 9:10)
Гром, молнии и огненный град (Исх. 9:23-24)
Нашествие саранчи (Исх. 10:13-15)
Тьма (Исх. 10:22)
Смерть первенцев (Исх. 12:29).
Некоторые толкователи указывают на то, что египетскими казнями были последовательно унижены и посрамлены египетские идолы (Ра, Изида, Хапи, Амон и проч.) оказавшиеся неспособными защитить те области, влияние на которые им приписывали египтяне.
Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта следующего.
Все десять казней египетских нашли отражение в псалмах 77 и 104.
Псалом 77:41-51 «…не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче; виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых»;
Псалом 104:26-36 «Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой. Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его. Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их. Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их. Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их».
Иерей Геннадий Егоров. «Священное Писание Ветхого Завета»:
В чем же вина фараона, если Бог, как сказано, «ожесточил сердце» его (Исх. 10:2)? Ведь фараон получается в данном случае просто игрушкой в руках Божиих? Это не совсем так. Одно и то же действие Божие по-разному на разных людях сказывается, в зависимости от их собственного расположения. Содействие Бога израильтянам для израильтян служит укреплением веры, а для фараона – источником все более и более жестокого сопротивления (ср. Исх. 7:13, 14, 23 – «сердце фараона ожесточилось»; 8:15, 32; 9:35). «Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие». Чем более Бог являет Свои чудеса и содействует израильтянам, тем более ожесточается фараон. Точно так же как в Евангельской истории мы видим: чем более Господь Иисус Христос являет Свое мессианское достоинство, являет Свое божество, тем более и более безумно ополчаются на Него противники.
Коментарий Новой Женевской Библии:
«Ожесточу сердце фараона» (Исход 4:21). Это выражение, скорее, означает "сделаю твердым", чем "жестоким". Иными словами, Господь никак не будет влиять на фараона, чтобы тот переменил свое намерение, - фараона будет убеждать Моисей словом и знамениями".
Толковая Библия Лопухина:
Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле (Исх 8.19; Исх 9.27): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.
Сергей Худиев:
“Ожесточение” здесь проявилось в том, что Бог оставил фараона на него самого. Источником всего доброго в мире и людях является благодать Божия; то хорошее, что было в фараоне, было проявлением Божией благодати. Бог, Своей милостью, сдерживал злое сердце фараона и направлял его к добру. Когда же Бог отступил от фараона (в виду его собственного упорства), зло, бывшее в сердце фараона, беспрепятственно проявилось – именно это и имеется в виду в словах “я ожесточу сердце фараона”.
В конце, при поражении первенцев, Бог дает повеление сделать знак - помазать косяки дверей кровью жертвенного агнца - и все дома, где люди смирились перед этим повелением, были защищены. А это были не только еврейские дома, потому, что дальше написано:
И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. (Исход 12:37,38).
У Египтян был выбор, была возможность покориться Богу и присоединиться к Израилю. Многие так и сделали; те, кто упорно пренебрегли Божьими предостережениями, пострадали за свое преступление и за свое упорство.