Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+4
священник Михаил
viktor-sher
Сергей65
Светлана2012
Участников: 8
Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Светлана2012- Активный пользователь
- Сообщения : 756
Дата регистрации : 2012-01-23
Вероисповедание : христианка
- Сообщение 1
Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
По преданию Богородица жила при храме.Но по историческим свидетельствам такого просто быть не могло.Женщинам строго настрого запрещалось входить в храм,а тем более впустить женщину в святое святых.Многие православные знают,что это выдуманное предание,но все равно будут справлять этот праздник.
Сергей65- Пользователь
- Сообщения : 236
Дата регистрации : 2012-03-28
Возраст : 59
Откуда : Рыбинск
Вероисповедание : христианин
Интересная тема!
viktor-sher- Бакалавр форума
- Сообщения : 1900
Дата регистрации : 2011-02-12
Откуда : Белгород.
Вероисповедание : Православный
Наш ум (Апостол, Пророк) вводит Деву (душу не обрученную) в Святая Святых (богомыслие, созерцание) и там сочетается с Богом.Светлана2012 пишет:По преданию Богородица жила при храме.Но по историческим свидетельствам такого просто быть не могло.Женщинам строго настрого запрещалось входить в храм,а тем более впустить женщину в святое святых.Многие православные знают,что это выдуманное предание,но все равно будут справлять этот праздник.
Это идет речь о нашей душе.
Воистину Дева была в Святая Святых. Воистину это Праздник.
Воистину она там обрела Мужа. РАДУЙТЕСЬ.
священник Михаил- Бакалавр форума
- Сообщения : 3580
Дата регистрации : 2011-11-22
Возраст : 52
Откуда : город Бердянск
Вероисповедание : православно-кафолическое
В принципе для Бога ничего невозможного нет. Исторические сведения просто взяты из довольно древнего повествования, всё таки 2 век по Рождестве Христовом. Сама концепция этого торжественного входа не совсем ясна. Храм, как бы сам это только образ Богородицы, которая вместила Невместимого. В пророчестве Исайи говорится " Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя Эмануил, что значит с нами Бог". То есть осоновным моментом пророк запечатлел именно зачатие и рождество Господа нашего Иисуса Христа. С другой стороны откуда взялось у молодой девочки 12-14 лет желание сохранить своё девство, если Она не была научена этому свыше и не общалась непосредственно с горним миром. Интересен и тот факт , что например Анна дочь Фануилова вместе с Симеоном Богоприимцем встречают маленького Христа в храме (правда не описано точное место встречи(сретения Господня), следовательно престарелые женщины, вдовицы, уже в древности служили очевидно во дворе храма. То есть вдовы и девственницы очевидно почитались всё таки особо и в те времена. Что касается того, что введение во храм якобы невозможно, то это неправда, всё таки патриарх мог взять на себя такую ответственность, другое дело , что такой его поступок вряд ли бы оказался неииследованным.
Валерий (Миклош)- Почетный форумчанин
- Сообщения : 5954
Дата регистрации : 2011-02-09
Вероисповедание : атеист
священник Михаил пишет: вдовы и девственницы очевидно почитались всё таки особо и в те времена. Что касается того, что введение во храм якобы невозможно, то это неправда, всё таки патриарх мог взять на себя такую ответственность, другое дело , что такой его поступок вряд ли бы оказался неииследованным.
А расскажите нам про патриарха в 1 веке в Иерусалимском храме.
священник Михаил- Бакалавр форума
- Сообщения : 3580
Дата регистрации : 2011-11-22
Возраст : 52
Откуда : город Бердянск
Вероисповедание : православно-кафолическое
Простите о каком патриархе идёт речь. Из Библии мы знаем что патриархами при распятии Христа были Каиафа , а перед ним Анна. В 70-годы по рождестве Христовом Иерусалим был полностью уничтожен до основания. Ввведение во храм Пресвятой Богородицы, по логике вещей должно было иметь место до рождества Христова. Из апокрифов я прочёл, что имя того патриарха, который мог вводить Пресвятую Богородицу во храм было Захария. Возможно этот патриарх был убит между алтарём и жертвенником, хотя многие это относят к отцу Иоанна Крестителя , который также звался Захарием. Я сейчас изучаю Ветхий Завет думаю, что если что и найду обязательно поделюсь.
Валерий (Миклош)- Почетный форумчанин
- Сообщения : 5954
Дата регистрации : 2011-02-09
Вероисповедание : атеист
священник Михаил пишет: Простите о каком патриархе идёт речь. Из Библии мы знаем что патриархами при распятии Христа были Каиафа , а перед ним Анна. В 70-годы по рождестве Христовом Иерусалим был полностью уничтожен до основания. Ввведение во храм Пресвятой Богородицы, по логике вещей должно было иметь место до рождества Христова. Из апокрифов я прочёл, что имя того патриарха, который мог вводить Пресвятую Богородицу во храм было Захария. Возможно этот патриарх был убит между алтарём и жертвенником, хотя многие это относят к отцу Иоанна Крестителя , который также звался Захарием. Я сейчас изучаю Ветхий Завет думаю, что если что и найду обязательно поделюсь.
Это были первосвященники. Не патриархи. Вот их список. Буду рад, если поможет при изучении ВЗ. Я выделил того, который попал на годы жизни Марии. Если верить преданию, Мария родила Иисуса в 13 лет и было это в 6-4 году. Значит, родилась она сама в -19-17 годах. Три года ей, следовательно, было в -14-16. Значит, первосвященником был Симон бен Боэтус. Не Захария
Ananelus 37-36
Aristobulus III 36
Ananelus (restored) 36-30
Joshua ben Fabus 30-23
Simon ben Boethus 23-5
Matthias ben Theophilus 5-4
Joazar ben Boethus 4
Eleazar ben Boethus 4-3
Joshua ben Sie 3 - ?
Joazar ben Boethus ? - 6
Ananus ben Seth 6-15
Ishmael ben Fabus 15-16
Eleazar ben Ananus 16-17
Simon ben Camithus 17-18
Joseph Caiaphas 18-36
Jonathan ben Ananus 36-37
Theophilus ben Ananus 37-41
Simon Cantatheras ben Boethus 41-43
Matthias ben Ananus 43
Elioneus ben Simon Cantatheras 43-44
Jonathan ben Ananus 44
Josephus ben Camydus 44-46
Ananias ben Nebedeus 46-52
Jonathan 52-56
Ishmael ben Fabus 56-62
Joseph Cabi ben Simon 62-63
Ananus ben Ananus 63
Joshua ben Damneus 63
Mattathias ben Theophilu 65-66
священник Михаил- Бакалавр форума
- Сообщения : 3580
Дата регистрации : 2011-11-22
Возраст : 52
Откуда : город Бердянск
Вероисповедание : православно-кафолическое
Вот интересно:Эзрат-Нашим - Женский двор
Этот двор по периметру был опоясан балконом, отведенным для женщин - отсюда и его название - Женский двор. В четырех углах этого двора были построены помещения, использовавшиеся для различных нужд Храма:
То есть во дворе храма был балкон для женщин, которые приходили молится, очевидно что и обслуживали нужды женщин, также женщины, и одной из них могла быть Пресвятая Дева.
Этот двор по периметру был опоясан балконом, отведенным для женщин - отсюда и его название - Женский двор. В четырех углах этого двора были построены помещения, использовавшиеся для различных нужд Храма:
То есть во дворе храма был балкон для женщин, которые приходили молится, очевидно что и обслуживали нужды женщин, также женщины, и одной из них могла быть Пресвятая Дева.
Валерий (Миклош)- Почетный форумчанин
- Сообщения : 5954
Дата регистрации : 2011-02-09
Вероисповедание : атеист
священник Михаил пишет:То есть во дворе храма был балкон для женщин, которые приходили молится,
То есть, женщин дальше балкона в Храм не пускали, а вы... "святая святых...". Светлана правильно пишет - все, написанное в Предании о Деве Марии - выдумано от начала и до конца.
священник Михаил- Бакалавр форума
- Сообщения : 3580
Дата регистрации : 2011-11-22
Возраст : 52
Откуда : город Бердянск
Вероисповедание : православно-кафолическое
- Сообщение 10
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Дайте разобраться дружище, не будем всё таки делать выводов , я пока в поиске
andrey_17- Бакалавр форума
- Сообщения : 1276
Дата регистрации : 2012-01-24
Вероисповедание : православный
- Сообщение 11
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Светлана2012 пишет:По преданию Богородица жила при храме.Но по историческим свидетельствам такого просто быть не могло.Женщинам строго настрого запрещалось входить в храм,а тем более впустить женщину в святое святых.Многие православные знают,что это выдуманное предание,но все равно будут справлять этот праздник.
То женщинам, а пока Дева Мария была ребенком было можно.
А как стала жещиной, так и возник вопрос о том что делать дальше, вот и отдали на попечение Иосифу.
Так говорит предание. Так что никаких противоречий.
Сергей65- Пользователь
- Сообщения : 236
Дата регистрации : 2012-03-28
Возраст : 59
Откуда : Рыбинск
Вероисповедание : христианин
- Сообщение 12
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Чем Вы можете подтвердить Ваши слова? С чего Вы взяли, что ребёнку можно? На чём вообще основано предание, кроме апокрифов?andrey_17 пишет:
То женщинам, а пока Дева Мария была ребенком было можно.
А как стала жещиной, так и возник вопрос о том что делать дальше, вот и отдали на попечение Иосифу.
Так говорит предание. Так что никаких противоречий.
andrey_17- Бакалавр форума
- Сообщения : 1276
Дата регистрации : 2012-01-24
Вероисповедание : православный
- Сообщение 13
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Сергей65 пишет:
Чем Вы можете подтвердить Ваши слова? С чего Вы взяли, что ребёнку можно? На чём вообще основано предание, кроме апокрифов?
Предание включает в себя часть апокрифов, а основано оно на Духе Святом. Как Вы можете знать на апостолов сошел Дух Святой, и они начали создавать предание из устно.
А что касается детей в храме, то это не принципиально Дева Мария уже в детстве было необычным ребенком, для нее могли быть и исключения.
Сергей65- Пользователь
- Сообщения : 236
Дата регистрации : 2012-03-28
Возраст : 59
Откуда : Рыбинск
Вероисповедание : христианин
- Сообщение 14
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Да, на Вас сошёл "дух", и Вы всё это нам поведали... Лучше бы Вы не умничали и не позорили Церковь.andrey_17 пишет:
Предание включает в себя часть апокрифов, а основано оно на Духе Святом. Как Вы можете знать на апостолов сошел Дух Святой, и они начали создавать предание из устно.
А что касается детей в храме, то это не принципиально Дева Мария уже в детстве было необычным ребенком, для нее могли быть и исключения.
andrey_17- Бакалавр форума
- Сообщения : 1276
Дата регистрации : 2012-01-24
Вероисповедание : православный
- Сообщение 15
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Сергей65 пишет:
Да, на Вас сошёл "дух", и Вы всё это нам поведали... Лучше бы Вы не умничали и не позорили Церковь.
Зачем обманывать? я на себя не ссылался.
А на предание ссылался.
А если более интересно уяснить вопрос о роли предание в Церкви читайте:
Лосский В. Н. На страже истины
Сергей65- Пользователь
- Сообщения : 236
Дата регистрации : 2012-03-28
Возраст : 59
Откуда : Рыбинск
Вероисповедание : христианин
- Сообщение 16
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
А я и спрашивал: на чём, кроме апокрифов, основано предание? Можно отверить без словоблудия, коротко и ясно?Зачем обманывать? я на себя не ссылался.
А на предание ссылался.
andrey_17- Бакалавр форума
- Сообщения : 1276
Дата регистрации : 2012-01-24
Вероисповедание : православный
- Сообщение 17
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Сергей65 пишет:
А я и спрашивал: на чём, кроме апокрифов, основано предание? Можно отверить без словоблудия, коротко и ясно?
Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и
чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам,
учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды.— Святитель Филарет (Дроздов). «Пространный Православный Катихизис»
Сергей65- Пользователь
- Сообщения : 236
Дата регистрации : 2012-03-28
Возраст : 59
Откуда : Рыбинск
Вероисповедание : христианин
- Сообщение 18
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Разговор идёт о церковном предании. При чём здесь Священное Предание Церкви? И Вы так и не ответили на прямо поставленный вопрос.andrey_17 пишет:
Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и
чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам,
учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды.— Святитель Филарет (Дроздов). «Пространный Православный Катихизис»
andrey_17- Бакалавр форума
- Сообщения : 1276
Дата регистрации : 2012-01-24
Вероисповедание : православный
- Сообщение 19
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Сергей65 пишет:
Введение во храм Пресвятой Богородицы (греч. Εἴσοδος τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ, лат. Praesentatio S. Mariae in templo) — христианский праздник, основанный на Священном Предании.
Вот про это Священное Предание мы и говорим. Из определения ,данного в катехизиса, видно что Священное Предание основанно на прямой передаче(передают один другому) учения веры от одного истинно верующего другому истинно верующему.
Сергей65- Пользователь
- Сообщения : 236
Дата регистрации : 2012-03-28
Возраст : 59
Откуда : Рыбинск
Вероисповедание : христианин
- Сообщение 20
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Простите, но по ссылкам нет ничего о том, что Введение - христианский праздник, основанный на Священном Предании. По всему видно, что Вы самый обычный словоблуд, не умеющий или не желающий на прямо поставленный вопрос дать исчерпывающий ответ. Жаль только потраченного на Вас времени.andrey_17 пишет:
Введение во храм Пресвятой Богородицы (греч. Εἴσοδος τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ, лат. Praesentatio S. Mariae in templo) — христианский праздник, основанный на Священном Предании.
Вот про это Священное Предание мы и говорим. Из определения ,данного в катехизиса, видно что Священное Предание основанно на прямой передаче(передают один другому) учения веры от одного истинно верующего другому истинно верующему.
Сергей65- Пользователь
- Сообщения : 236
Дата регистрации : 2012-03-28
Возраст : 59
Откуда : Рыбинск
Вероисповедание : христианин
- Сообщение 21
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
О Священном Предании
andrey_17- Бакалавр форума
- Сообщения : 1276
Дата регистрации : 2012-01-24
Вероисповедание : православный
- Сообщение 22
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Сергей65 пишет:
Простите, но по ссылкам нет ничего о том, что Введение - христианский праздник, основанный на Священном Предании. По всему видно, что Вы самый обычный словоблуд, не умеющий или не желающий на прямо поставленный вопрос дать исчерпывающий ответ. Жаль только потраченного на Вас времени.
Посмотрите в Викепендии,
вот цитата оттуда:
Введение во храм Пресвятой Богородицы (греч. Εἴσοδος τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ, лат. Praesentatio S. Mariae in templo) — христианский праздник, основанный на Священном Предании.
там есть ссылки другие источники.
Или вот например.
http://www.pravenc.ru/text/149979.html
Все в свободном доступе.
Вотв этом выскзывании я даю прямой ответ на Ваш вопрос:
Из определения ,данного в катехизиса, видно что Священное Предание основанно на прямой передаче(передают один другому) учения веры от одного истинно верующего другому истинно верующему
Что Вас не устраивает?
Сергей65- Пользователь
- Сообщения : 236
Дата регистрации : 2012-03-28
Возраст : 59
Откуда : Рыбинск
Вероисповедание : христианин
- Сообщение 23
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Вы не дали НИ ОДНОГО вразумительного ответа на заданные Вам вопросы. Например, с чего Вы взяли, что ребёнку можно? Ну, и так далее, одно виляние и словоблудие.
andrey_17- Бакалавр форума
- Сообщения : 1276
Дата регистрации : 2012-01-24
Вероисповедание : православный
- Сообщение 24
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Сергей65 пишет:Вы не дали НИ ОДНОГО вразумительного ответа на заданные Вам вопросы. Например, с чего Вы взяли, что ребёнку можно? Ну, и так далее, одно виляние и словоблудие.
Раз в соответствии с предание жила возле храма, по обету данными праведными Иокимом и Анной, значит было можно. Это же просто логика.
Вот цитаты из указанных выше источников, подтверждающий этот факт:
Согласно упомянутым источникам, родители Пресв. Богородицы Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в иерусалимский храм.
пренепорочной Девы - пребывание при иерусалимском храме, продолжавшееся до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Свящ. Писания и рукоделию.
Вы кроме ругательств и обвинений можете вразумительно написать что Вам не ясно?
Сергей65- Пользователь
- Сообщения : 236
Дата регистрации : 2012-03-28
Возраст : 59
Откуда : Рыбинск
Вероисповедание : христианин
- Сообщение 25
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Теперь мне не ясно только одно: как Вы не можете понять, что показываете Церковь сборищем тупых самодовольных недоумков? Вас же просят: не умничайте,не позорьте Церковь!andrey_17 пишет:
Раз в соответствии с предание жила возле храма, по обету данными праведными Иокимом и Анной, значит было можно. Это же просто логика.
Вот цитаты из указанных выше источников, подтверждающий этот факт:
Согласно упомянутым источникам, родители Пресв. Богородицы Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в иерусалимский храм.
пренепорочной Девы - пребывание при иерусалимском храме, продолжавшееся до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Свящ. Писания и рукоделию.
Вы кроме ругательств и обвинений можете вразумительно написать что Вам не ясно?
andrey_17- Бакалавр форума
- Сообщения : 1276
Дата регистрации : 2012-01-24
Вероисповедание : православный
- Сообщение 26
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Сергей65 пишет:
Теперь мне не ясно только одно: как Вы не можете понять, что показываете Церковь сборищем тупых самодовольных недоумков? Вас же просят: не умничайте,не позорьте Церковь!
Хорошо, ну пусть я недоумок,
Все-таки ответьте пожулуйста на вопрос.
В чем сложность понимания рассматриваемой темы?
Михаил55- Корифей форума
- Сообщения : 10800
Дата регистрации : 2011-02-03
Возраст : 69
Откуда : Ярославль
Вероисповедание : .православный
- Сообщение 27
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Сергей и Андрей, неплохо бы покорректнее...
Сергей65- Пользователь
- Сообщения : 236
Дата регистрации : 2012-03-28
Возраст : 59
Откуда : Рыбинск
Вероисповедание : христианин
- Сообщение 28
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Я не вижу никакой сложности понимания рассматриваемой темы. Есть пара апокрифов и есть предание, основанное на этих апокрифах... Да, там ещё было вмешательство императоров и в дела церковные, и даже в решения Соборов. Вот и получились красивые рассказки, что мы имеем на данный момент.andrey_17 пишет:
Хорошо, ну пусть я недоумок,
Все-таки ответьте пожулуйста на вопрос.
В чем сложность понимания рассматриваемой темы?
andrey_17- Бакалавр форума
- Сообщения : 1276
Дата регистрации : 2012-01-24
Вероисповедание : православный
- Сообщение 29
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Сергей65 пишет:
Я не вижу никакой сложности понимания рассматриваемой темы. Есть пара апокрифов и есть предание, основанное на этих апокрифах... Да, там ещё было вмешательство императоров и в дела церковные, и даже в решения Соборов. Вот и получились красивые рассказки, что мы имеем на данный момент.
Сомневаться можно вообще во-всем, в том числе и в решениях Соборов, и Священном Предании.
Где у Вас критерий истины?
Сергей65- Пользователь
- Сообщения : 236
Дата регистрации : 2012-03-28
Возраст : 59
Откуда : Рыбинск
Вероисповедание : христианин
- Сообщение 30
Re: Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
- Спойлер:
- История рождения Марии пользовалась необычайной популярностью среди христиан в поздней античности и средневековье. Церковь не могла признать Протоевангелие каноническим: оно было создано слишком поздно, сказочные детали, хотя и перетолкованные богословами, контрастировали с повествованием евангелий Нового завета. Против этого сочинения резко выступил Иероним; в V в. оно было включено в список запрещенных книг. Особенно сильной была оппозиция против него в западной церкви вплоть до XVI в. Пий V исключил из латинского требника службу Иоакима, однако затем она была восстановлена. Особенно популярно было Протоевангелие на Востоке: оно читалось, толковалось, дало основание для ряда Богородичных праздников, в частности - рождества богородицы, введения во храм. Но и на Востоке оно иногда упоминается в списках "отрешенных книг". На Русь "Иаковлева повесть" пришла в XII в.; еще в XIV в. эта повесть встречается в списках запрещенных книг {9}. Формирование культа богоматери способствовало популярности этого апокрифа. Почитание Марии впитало в себя элементы мистериального культа Великой матери - божества, которое объединяло образы различных языческих богинь (Исиды, Кибелы, Астарты, Артемиды и др.), воспринимавшихся как ее ипостаси. Это божество в глазах его почитателей было не только властителем всего живого, но и носителем высшей справедливости, защитником людей {10}. Эта последняя черта особенно ярко выступила затем в культе богоматери-заступницы. Протоевангелие Иакова положило начало для создания различных легенд о Марии: в конце IV в. появился анонимный апокриф "Об успении Марии", написанный в том же ключе, что и Протоевангелие. В нем рассказывалось об успении (не о смерти) и вознесении ее на небо. В апокрифе содержится описание множества чудес: сам Иисус с ангелами спустился на облаке, чтобы принять ее душу. Но душа лишь временно покинула тело богоматери (отсюда понятие "успения"), затем душа ее снова воссоединилась с телом, и Мария вознеслась на небо, обретя новую, преображенную сущность. Как и в Протоевангелии Иакова, в сказании об успении Марии отдельные реалистические детали (например, там рассказывалось, что апостол Фома опоздал на похороны Марии и захотел проститься с ней) сочетаются с религиозной символикой, использовавшей образы Нового завета. Так, о предстоящем успении Марии возвещает архангел Гавриил - тот, кто возвестил ей рождение Иисуса.
Тем самым весть о смерти становится вестью о чуде нового рождения, которое должно произойти с нею... О воскресении Марии апостолы узнают так же, как ученицы Христа узнали в евангелиях о его воскресении, - они открывают по просьбе Фомы гробницу Марии и находят ее пустой. Такой повтор был связан с тем, что автор не имел в своем распоряжении традиции о последних годах жизни Марии и создавал свое сказочно-богословское произведение, используя историю Иисуса и наполняя ее символикой, подчеркивавшей божественность Марии в отличие от остальных, даже самых праведных, святых и мучеников. Несмотря на столь позднее появление апокрифа об успении Марии, с конца V в. церковь празднует успение богоматери.