Толкование Св.Иоанна Златоуста
Беседа 23. “Всякая душа да будет покорна высшим властям” (13:1).
О повиновении. - Как нужно любить Бога.
1.
(Апостол) много рассуждает об этом предмете и в других посланиях, когда
говорит о покорности слуг господам и подначальных начальникам. А это он
делает с целью показать, что Христос ввел Свои законы не для
ниспровержения общего гражданского устройства, но для лучшего его
исправления, и вместе хочет научить, чтобы мы не предпринимали лишних и
бесполезных войн. С нас достаточно тех козней, какие строятся против нас
за истину, а лишних и бесполезных испытаний присоединять не следует.
Заметь же, как благовременно завел (апостол) речь об этом предмете.
После того, как предложил слушателям различные требования любомудрия,
расположил их жить в мире с друзьями и врагами, научил быть полезными
для счастливых, для несчастных, для нуждающихся и, кратко сказать, для
всех, после того, как насадил житие, приличное ангелам, истощил гнев,
смирил высокомерие и совершенно умягчил их сердце, - после всего этого
предлагает наставление о повиновении властям. В самом деле, если
обижающим должно воздавать противоположным, то тем более надлежит
повиноваться делающим добро. Но это побуждение (апостол) отлагает к
концу своего увещания, а пока не представляет таких доказательств, о
которых я упомянул, а призывает нас делать это по сознанию долга. И,
желая внушить, что это всем повелевается, не одним только мирянам, но и
священникам, и монахам, он объявляет об этом в начале, говоря так:
“Всякая душа да будет покорна высшим властям”; хотя бы ты был апостол
или евангелист, хотя бы ты был пророк и кто-либо другой, но подчинение
власти не подрывает благочестия. И (апостол) не просто сказал - да будет
послушна, но – “да будет покорна”. Первое основание такого
законоположения, удовлетворяющее и правильным рассудочным доводам,
состоит в том, что власти учреждены от Бога. “Ибо нет власти не от
Бога”, - говорит (апостол). Как это? Неужели всякий начальник поставлен
от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о
каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование
властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то
обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы
народы носились туда и сюда, подобно волнам, - все это я называю делом
Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника,
который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе
власти и говорит: “Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога
установлены”. Так и Премудрый, когда говорит, что “от Господа
сочетается жена мужу” (Притч. 19:14), разумеет здесь, что брак
установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак,
так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по
закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу. Но что сказал
Христос: “Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал:
посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей" (Mф.
19:4,5), то же самое разумел и Премудрый. Так как равенство часто
доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчинения,
как-то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и
юношею, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между
учителем и учеником. И почему ты удивляешься этому в отношении к людям,
когда то же самое Бог устроил и в теле? И здесь Он не все члены устроил
равночестными, но сделал один меньше, другой важнее, одни для
управления, другие для подчинения. То же самое можно заметить и у
бессловесных: у пчел, у журавлей, в стадах диких овец. Даже и море не
лишено такого благоустройства, и там многие породы рыб управляются
одной, которая и предводительствует прочими, и под начальством которой
они отправляются в отдаленные путешествия. А безначалие везде есть зло, и
бывает причиной беспорядка. Апостол, сказав, откуда возникают власти,
присовокупил: “Посему противящийся власти противится Божию установлению”
(Рим. 13:2). Смотри, куда он ведет дело, чем устрашает и как
доказывает, что повиноваться - наша обязанность. Чтобы верующие не
сказали: ты нас унижаешь и делаешь презренными, подчиняя начальникам
тех, которые должны получить небесное царство, (апостол) доказывает, что
и в настоящем случае он подчиняет их не начальникам, но опять Богу, так
как подчиняющийся властям повинуется Богу. Впрочем, (апостол) не
говорит это в таких, например, словах: кто слушается начальников, тот
повинуется Богу, но устрашает противоположным и тоже самое подтверждает с
большей силой, сказав: кто не повинуется начальнику, тот противится
Богу, узаконившему это. И он везде старается внушать это, т.е., что мы
не дарим властям повиновение, но исполняем долг. Такими наставлениями
(апостол) и верующих побуждал к повиновению, и неверующих начальников
располагал в пользу (христианского) благочестия. Ведь тогда повсюду
носилась молва, обвинявшая апостолов в восстании и нововведениях, а
также в том, будто они и словом и делом стараются подорвать все
общественные законы. А доказав, что общий наш Владыка повелевает всем
соблюдать эти законы, можно и заградить уста клеветников, обвиняющих в
нововведениях, и с большею смелостью защищать истинное учение.
http://mission-center.com/ru/tolkovaniy-sv-pisaniy/357-sv-ioann-zlatoust/7631-tolk-na-posl-pavla-k-rimlynam