Так ли обстоят дела в действительности? Нет. И мужчин наших всех поголовно нельзя назвать
- Спойлер:
- физическими или психическими уродами. Большинство православных мужей простые честные труженики, и на работе, и дома. Но, к сожалению, за долгие годы безбожия и антихристианской политики властей, направленной на разрушение традиционного для Православия патриархального уклада семьи в сознании общества сложился такой стереотип роли мужа в семье: хороший муж – это тот, кто безропотно отдает всю зарплату, довольствуясь лишь тем, что ему выделят на карманные расходы (если, конечно, выделят), и делает то, что ему жена скажет. Или прикажет. Это – не муж. Это – подкаблучник. Это раб и рабом он стал, скорее всего, по своей собственной вине. И не надо словоблудить, прикрывать неспособность занять твердую, решительную позицию ложной любовью и фальшивым смирением. Кто любит жену более, нежели Господа, тот не достоин Его. К тому же следует знать, что правильная любовь к ближнему заключается в исполнении относительно его евангельских заповедей, а отнюдь не в исполнении прихотей ближнего, не в действиях относительно его по влечениям падшего сердца, по расчетам и понятиям лжеименного разума. Исполнение евангельских заповедей относительно человеков по большей части непонятно и неприятно для них: они ищут и требуют, чтоб была исполняема воля их, чтоб были удовлетворяемы страсти их. Это они называют любовью, и эту любовь, исполненную лицемерия, лукавства, обмана, приносят сыны мира тем, кто нужен им в видах земного, плотского преуспеяния. Эту неправильную любовь, это искажение любви, эту ненависть, прикрытую личиной любви, Писание называет человекоугодием. Человекоугодием уничтожается не только любовь к Богу, но и само памятование о Боге. Рассыплет Бог кости человекоугодников (Пс. 52, 6) – всю силу души, без чего не может быть непоколебимой ни одна добродетель. Если бы я поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Галл. 1, 10), - говорит Апостол. (Святитель Игнатий Брянчанинов. Поучение в неделю 25-ю “О любви к Богу”)
А смирение – это не самоуничижение, не пресмыкательство и не рабская покорность, как сложилось о нем неверное мнение: “… возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим “– говорит Господь. И в другом месте сказано: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Послушным, конечно же, не осудившим Его на смерть религиозным вождям народа иудейского, а Богу. Молитва Господа в Гефсиманском саду: “Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты” – вот образец истинного смирения, данный нам Спасителем. Так что смирение – это приоритет воли Божией, предпочтение ее своеволию или воле другого человека, в том числе и жены. И так как воля жены и воля Бога в большинстве случаев прямо противоположны, смиряющийся перед женой подкаблучник тем самым восстает против Бога, против плана Божественного домостроительства, начало которому положено еще от сотворения мира:
И сказал Господь Бог: нехорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. … И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. (Быт. 2, 18; 23)
Помощницу сотворил Бог, а не начальницу; жену для мужа, а не мужа для жены; это богозданная природа, и искажение ее есть не что иное, как дело сатанинское. Кажется, уже этого должно быть достаточно, чтобы понять всю несостоятельность как полиархата, так и, тем более, матриархата. Но на деле все обстоит не так. Еще в глубокой древности находились и жены - мегеры, и мужья - подкаблучники, о чем мы можем узнать из книг Ветхого Завета:
Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою. Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице ее мрачным, как у медведя. Сядет муж ее среди друзей своих и, услышав о ней, горько вздохнет. Всякая злость мала в сравнении со злостью жены; жребий грешника да падет на нее. Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа. Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем. Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная – злая жена. Опущенные руки и расслабленные колени – жена, которая не счастливит своего мужа. От жены начало греха и чрез нее все мы умираем. (Сирах 25, 18-22; 25, 24-27)
Там же мы находим и практические советы, как вести себя с такими женами:
Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей. Не давай воде выхода, ни злой жене – власти; если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей. (Сирах 9, 2; 25, 28-29)
Не дает женам столь вожделенного ими равноправия, что фактически вылилось бы во власть над мужем, или же привело к распаду семьи, и Новый Завет. Святой апостол Петр так наставляет супругов:
Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. (1 Петр. 3, 1-7)
Апостольское наставление благоразумно обращаться с женами отнюдь не призывает потакать им, что было бы как раз верхом неблагоразумия. И главенство мужа не дает ему права своевольничать, ибо и над ним есть глава:
Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. (1 Кор. 11, 3)
Как видно из приведенного выше отрывка послания апостола Павла, стройный Божественный порядок не дает мужу-христианину права самодурства. А что происходит при нарушении этого порядка? Кем становится муж-подкаблучник? Боюсь, что богоотступником, ибо сказано: мужу глава Христос, а не сказано: мужу глава жена. Но самое страшное, кем в таком случае становится жена. Делая себя главой мужа, жена занимает место не мужа, а Христа, то есть становится своего рода антихристом.
Теперь немного об обязанностях мужа, как главы семьи. Кроме общеизвестных обязанностей, например, материального обеспечения семьи, ее защиты, выполнения тяжелых физических работ и вообще помощи жене по домашнему хозяйству(!), чего не будет делать деспот, есть обязанность, о которой почему-то совсем забыли, благополучно свалив ее на духовника. Это обязанность духовного руководителя семьи, главы малой или домашней церкви, чем, на мой взгляд, и обусловлено главенство мужа в христианской семье.
Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви – пишет Апостол. (1 Кор. 14, 34-35)
К стыду нашему следует признать, что практически никто из современных мужей не может принять аргументированного, основанного на Священном Писании и святоотеческом наследии решения по самым различным возникающим в семейной жизни духовным вопросам: а это и взаимоотношения с окружающими, и воспитание детей, и просмотр телепрограмм, да и многое другое - то есть не может быть духовным руководителем своей семьи. И жены спрашивают у своих духовников(!), и руководствуются их(!) советами, а то и приказами типа “благословляю”. В результате – семейные разногласия, конфликты. Муж требует одно, “батюшка благословил” другое, жена вследствие неразберихи делает то, что сама считает нужным, и даже начинает учить мужа, вопреки слову того же Апостола: а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. (1 Тим. 2,12)
И это христианская семья? Это – позор! Это – дискредитация Православия в глазах инославных и неверующих. Так что своим повелением женам в церкви молчать Апостол обязывает мужей знать!
Хочется обратить внимание на Апостольское чтение из Последования венчания, которое не только дает правила супружеских взаимоотношений, но и указывает на великую тайну нашего спасения, проводя аналогию между отношениями мужа и жены и отношениями Христа и Церкви.
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтоб представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий жену свою любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится мужа своего. (Ефес. 5, 22-33)
Выход из любой тупиковой ситуации в семейных отношениях один – евангельский образ жизни. Грех, разделяя нас с Богом, разделяет нас и друг с другом. Любой грех разделяет нас и друг от друга. Самая прочная семья там, где стремятся к святости. Самая непрочная там, где думают: "Мы можем жить, как угодно, и мы останемся едиными". Ничего подобного. Самообман. Грех – это есть разделение. (А. И. Осипов. Лекция «Понятие Церкви»)
Сергей Цветков 2011г.
- Спойлер:
Последний раз редактировалось: Сергей65 (29.03.12 10:44), всего редактировалось 3 раз(а)