И когда финнов в 39-м били?noname пишет:
Нет, для Руси это всегда освободительная справедливая война.
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+20
Наташа Мостовенко
Михаил55
Ingwar
Kseniya
Смердяков
Перестукин
Девана
Ksertoo
Евгений Сумский
Лара
Артемолег
din
Инезилья
Елена-христианка
noname
dasha
Tanita
Комаров
nadizar
Алексей0909
Участников: 24
Мастер и Маргарита
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 181
Re: Мастер и Маргарита
Горюшкин- Корифей форума
- Сообщения : 7759
Дата регистрации : 2012-08-20
Откуда : с планеты Земля
Вероисповедание : захожанин православный
- Сообщение 182
Re: Мастер и Маргарита
Я раньше очень любил этот роман. И любил (и люблю) Иешуа за то, что Булаков показал Бога без чудес, как простого, слабого, беззащитного человека. Легко полюбить сильного, храброго, творящего чудеса, красивого героя. А вы полюбите и пожалейте просто человека.
И скажите мне - кто в советскую эпоху (да еще в такие жуткие годы) написал более христианское художественное произведение?
Конечно, сейчас легко всяким ревнителям христианства - искусствоведам бросаться камнями в Булгакова и искать в нем всякие сатанинские подтексты. Да их и за веру-то никто не тронет.
Но роман - неодназначный, согласен. Но надо понимать отчаяние писателя и его положение в СССР.
И скажите мне - кто в советскую эпоху (да еще в такие жуткие годы) написал более христианское художественное произведение?
Конечно, сейчас легко всяким ревнителям христианства - искусствоведам бросаться камнями в Булгакова и искать в нем всякие сатанинские подтексты. Да их и за веру-то никто не тронет.
Но роман - неодназначный, согласен. Но надо понимать отчаяние писателя и его положение в СССР.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 183
Re: Мастер и Маргарита
Точно также нельзя осудить Мела Гибсона за его трактовку Евангелия в условиях Голливуда.Горюшкин пишет:Я раньше очень любил этот роман. И любил (и люблю) Иешуа за то, что Булаков показал Бога без чудес, как простого, слабого, беззащитного человека. Легко полюбить сильного, храброго, творящего чудеса, красивого героя. А вы полюбите и пожалейте просто человека.
И скажите мне - кто в советскую эпоху (да еще в такие жуткие годы) написал более христианское художественное произведение?
Конечно, сейчас легко всяким ревнителям христианства - искусствоведам бросаться камнями в Булгакова и искать в нем всякие сатанинские подтексты. Да их и за веру-то никто не тронет.
Но роман - неодназначный, согласен. Но надо понимать отчаяние писателя и его положение в СССР.
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 184
Re: Мастер и Маргарита
Да, финны обнаглели. Граница была у самого Ленинграда.Мафусал пишет:
И когда финнов в 39-м били?
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 185
Re: Мастер и Маргарита
Так а раньше они тут и жили.noname пишет:
Да, финны обнаглели. Граница была у самого Ленинграда.
Горюшкин- Корифей форума
- Сообщения : 7759
Дата регистрации : 2012-08-20
Откуда : с планеты Земля
Вероисповедание : захожанин православный
- Сообщение 186
Re: Мастер и Маргарита
Я не смотрел его работу. Но Голливуд - это не всегда плохо. Да и у Гибсона есть альтернатива - приехать на Мосфильм и снять что-нибудь право же славное.Мафусал пишет:
Точно также нельзя осудить Мела Гибсона за его трактовку Евангелия в условиях Голливуда.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 187
Re: Мастер и Маргарита
Сначала я осудил. А потом принял. Ибо в наш век трудно передать человеческие страдания Христа. Зато он, Мел, потом и поплатился неприятностями от русской девицы. Так всегда в нашем мире: искренние намерения оплачиваются грязью.Горюшкин пишет:
Я не смотрел его работу. Но Голливуд - это не всегда плохо. Да и у Гибсона есть альтернатива - приехать на Мосфильм и снять что-нибудь право же славное.
Горюшкин- Корифей форума
- Сообщения : 7759
Дата регистрации : 2012-08-20
Откуда : с планеты Земля
Вероисповедание : захожанин православный
- Сообщение 188
Re: Мастер и Маргарита
Мафусал пишет:
Сначала я осудил. А потом принял. Ибо в наш век трудно передать человеческие страдания Христа. Зато он, Мел, потом и поплатился неприятностями от русской девицы. Так всегда в нашем мире: искренние намерения оплачиваются грязью.
Гоголь в "Портрете" писал про художника, который свом умом дошел до самой высокой точки любого искусcтва - христианских предметов.
Трудно талантливо живописать именно Евангельские сюжеты и предметы. Но у некоторых получается. Сейчас слушаю С. Копылову - она взяла притчу о Закхее и продолжила её. Но у неё в основном простые жизненные истории, а глядишь - в обыкновенной житейской ситуации вскрыта христианская сущность вещей и явлений.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 189
Re: Мастер и Маргарита
Извините, Горюшкин, но в "Портрете" совсем иная история. Там история о дьяволе, который действует через творчество людей. Гоголь мой любимый писатель, а "Портрет" - любимый рассказ после "Невского проспекта". Этот рассказ о способности дьявола влиять на человека через его творчество.Горюшкин пишет:
Гоголь в "Портрете" писал про художника, который свом умом дошел до самой высокой точки любого искусcтва - христианских предметов.
Горюшкин- Корифей форума
- Сообщения : 7759
Дата регистрации : 2012-08-20
Откуда : с планеты Земля
Вероисповедание : захожанин православный
- Сообщение 190
Re: Мастер и Маргарита
Мафусал пишет:
Извините, Горюшкин, но в "Портрете" совсем иная история. Там история о дьяволе, который действует через творчество людей. Гоголь мой любимый писатель, а "Портрет" - любимый рассказ после "Невского проспекта". Этот рассказ о способности дьявола влиять на человека через его творчество.
Там не только о дьяволе. О художнике, ушедшем в монастырь, забыли?
Отец мой был человек замечательный во многих отношениях. Это был
художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона
своего только одна Русь, художник-самоучка, отыскавший сам в душе своей, без
учителей и школы, правила и законы, увлеченный только одною жаждою
усовершенствованья и шедший, по причинам, может бытъ, неизвестным ему
самому, одною только указанною из души дорогою; одно из тех самородных чуд,
которых часто современники честят обидным словом "невежи" и которые не
охлаждаются от охулений и собственных неудач, получают только новые рвенья и
силы, и уже далеко в душе своей уходят от тех произведений, за которые
получили титло невежи. Высоким внутренным инстинктом почуял он присутствие
мысли в каждом предмете; постигнул сам собой истинное значение слова
"историческая живопись"; постигнул, почему простую головку, простой портрет
Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Корреджио можно назвать историческою
живописью и почему огромная картина исторического содержания все-таки будет
tableau de genre6, несмотря на все притязанья художника на историческую
живопись. И внутреннее чувство, и собственное убеждение обратили кисть его к
христианским предметам, высшей и последней ступени высокого.
Горюшкин- Корифей форума
- Сообщения : 7759
Дата регистрации : 2012-08-20
Откуда : с планеты Земля
Вероисповедание : захожанин православный
- Сообщение 191
Re: Мастер и Маргарита
Еще оттуда:
Я ждал тебя, сын мой, - сказал он, когда я подошел к его
благословенью.- Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя.
Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть
драгоценнейший дар бога - не погуби его. Исследуй, изучай все, что ни
видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще
всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник,
владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе. В ничтожном
художник-создатель так же велик, как и в великом; в презренном у него уже
нет презренного, ибо сквозит невидимо сквозь него прекрасная душа
создавшего, и презренное уже получило высокое выражение, ибо протекло сквозь
чистилище его души. Намек о божественном, небесном рае заключен для человека
в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего. И во сколько раз
торжественный покой выше всякого волненья мирского; во сколько раз творенье
выше разрушенья; во сколько раз ангел одной только чистой невинностью
светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страстей сатаны, - во
столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства.
Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью. Не страстью, дышащей
земным вожделением, но тихой небесной страстью; без нее не властен человек
возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для
успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно
не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к
богу. Но есть минуты, темные минуты...
Он остановился, и я заметил, что вдруг омрачился светлый лик его, как
будто бы на него набежало какое-то мгновенное облако.
- Есть одно происшествие в моей жизни, - сказал он. - Доныне я не могу
понять, что' был тот странный образ, с которого я написал изображение. Это
было точно какое-то дьявольское явление. Я знаю, свет отвергает
существованье дьявола, и потому не буду говорить о нем. Но скажу только, что
я с отвращением писал его, я не чувствовал в то время никакой любви к своей
работе. Насильно хотел покорить себя и бездушно, заглушив все, быть верным
природе. Это не было созданье искусства, и потому чувства, которые объемлют
всех при взгляде на него, суть уже мятежные чувства, тревожные чувства, - не
чувства художника, ибо художник и в тревоге дышит покоем. Мне говорили, что
портрет этот ходит по рукам и рассеивает томительные впечатленья, зарождая в
художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду
производить гоненья и угнетенья. Да хранит тебя всевышний от сих страстей!
Нет их страшнее. Лучше вынести всю горечь возможных гонений, нежели нанести
кому-либо одну тень гоненья. Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе
талант, тот чаще всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не
простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде,
стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь
народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его
неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других
проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не
замечаются пятна.
Я ждал тебя, сын мой, - сказал он, когда я подошел к его
благословенью.- Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя.
Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть
драгоценнейший дар бога - не погуби его. Исследуй, изучай все, что ни
видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще
всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник,
владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе. В ничтожном
художник-создатель так же велик, как и в великом; в презренном у него уже
нет презренного, ибо сквозит невидимо сквозь него прекрасная душа
создавшего, и презренное уже получило высокое выражение, ибо протекло сквозь
чистилище его души. Намек о божественном, небесном рае заключен для человека
в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего. И во сколько раз
торжественный покой выше всякого волненья мирского; во сколько раз творенье
выше разрушенья; во сколько раз ангел одной только чистой невинностью
светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страстей сатаны, - во
столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства.
Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью. Не страстью, дышащей
земным вожделением, но тихой небесной страстью; без нее не властен человек
возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для
успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно
не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к
богу. Но есть минуты, темные минуты...
Он остановился, и я заметил, что вдруг омрачился светлый лик его, как
будто бы на него набежало какое-то мгновенное облако.
- Есть одно происшествие в моей жизни, - сказал он. - Доныне я не могу
понять, что' был тот странный образ, с которого я написал изображение. Это
было точно какое-то дьявольское явление. Я знаю, свет отвергает
существованье дьявола, и потому не буду говорить о нем. Но скажу только, что
я с отвращением писал его, я не чувствовал в то время никакой любви к своей
работе. Насильно хотел покорить себя и бездушно, заглушив все, быть верным
природе. Это не было созданье искусства, и потому чувства, которые объемлют
всех при взгляде на него, суть уже мятежные чувства, тревожные чувства, - не
чувства художника, ибо художник и в тревоге дышит покоем. Мне говорили, что
портрет этот ходит по рукам и рассеивает томительные впечатленья, зарождая в
художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду
производить гоненья и угнетенья. Да хранит тебя всевышний от сих страстей!
Нет их страшнее. Лучше вынести всю горечь возможных гонений, нежели нанести
кому-либо одну тень гоненья. Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе
талант, тот чаще всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не
простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде,
стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь
народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его
неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других
проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не
замечаются пятна.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 192
Re: Мастер и Маргарита
Горюшкин, это художник в финале рассказа говорит о предыстории. Это буквально последние страницы повести. Они просто дают возможность осмыслить суть всего рассказа. А рассказ о том, что художник, который хотел достичь истины, продал душу дьяволу и написал некий портрет, который и стал передатчиком этой продажности дьяволу.Горюшкин пишет:
Там не только о дьяволе. О художнике, ушедшем в монастырь, забыли?
Отец мой был человек замечательный во многих отношениях. Это был
художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона
своего только одна Русь, художник-самоучка, отыскавший сам в душе своей, без
учителей и школы, правила и законы, увлеченный только одною жаждою
усовершенствованья и шедший, по причинам, может бытъ, неизвестным ему
самому, одною только указанною из души дорогою; одно из тех самородных чуд,
которых часто современники честят обидным словом "невежи" и которые не
охлаждаются от охулений и собственных неудач, получают только новые рвенья и
силы, и уже далеко в душе своей уходят от тех произведений, за которые
получили титло невежи. Высоким внутренным инстинктом почуял он присутствие
мысли в каждом предмете; постигнул сам собой истинное значение слова
"историческая живопись"; постигнул, почему простую головку, простой портрет
Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Корреджио можно назвать историческою
живописью и почему огромная картина исторического содержания все-таки будет
tableau de genre6, несмотря на все притязанья художника на историческую
живопись. И внутреннее чувство, и собственное убеждение обратили кисть его к
христианским предметам, высшей и последней ступени высокого.
Горюшкин- Корифей форума
- Сообщения : 7759
Дата регистрации : 2012-08-20
Откуда : с планеты Земля
Вероисповедание : захожанин православный
- Сообщение 193
Re: Мастер и Маргарита
Мафусал пишет:
Горюшкин, это художник в финале рассказа говорит о предыстории. Это буквально последние страницы повести. Они просто дают возможность осмыслить суть всего рассказа. А рассказ о том, что художник, который хотел достичь истины, продал душу дьяволу и написал некий портрет, который и стал передатчиком этой продажности дьяволу.
Чего Вы придираетесь? Вы видите по-своему, я - по-своему.
Там о разных художниках. Рассказ из нескольких частей состоит. Перечитайте его.
Горюшкин- Корифей форума
- Сообщения : 7759
Дата регистрации : 2012-08-20
Откуда : с планеты Земля
Вероисповедание : захожанин православный
- Сообщение 194
Re: Мастер и Маргарита
Мафусал пишет:
Горюшкин, это художник в финале рассказа говорит о предыстории. Это буквально последние страницы повести. Они просто дают возможность осмыслить суть всего рассказа. А рассказ о том, что художник, который хотел достичь истины, продал душу дьяволу и написал некий портрет, который и стал передатчиком этой продажности дьяволу.
Ничего себе последние страницы! Это начало второй части рассказа.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 195
Re: Мастер и Маргарита
Интересно, и чем же вторая часть тогда заканчивается?Горюшкин пишет:
Ничего себе последние страницы! Это начало второй части рассказа.
Горюшкин- Корифей форума
- Сообщения : 7759
Дата регистрации : 2012-08-20
Откуда : с планеты Земля
Вероисповедание : захожанин православный
- Сообщение 196
Re: Мастер и Маргарита
Мафусал пишет:
Интересно, и чем же вторая часть тогда заканчивается?
Художник, написавший портрет старика (который потом купил Чартков, и благодаря которому разбогател, зазвездился и обленился), ушел в монастырь, потом в пустынь и осознал высшее значение искусства.
А зловещий портрет исчез с аукциона и с тех пор...
Горюшкин- Корифей форума
- Сообщения : 7759
Дата регистрации : 2012-08-20
Откуда : с планеты Земля
Вероисповедание : захожанин православный
- Сообщение 197
Re: Мастер и Маргарита
Ну, вообще, можно сказать, что 2-я часть - это предыстория.
---------------------------
Вообще, какая-то связь между Булгаковым и Гоголем чувствуется. Мистическая, что-ли.
---------------------------
Вообще, какая-то связь между Булгаковым и Гоголем чувствуется. Мистическая, что-ли.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 198
Re: Мастер и Маргарита
Разве это не концовка?Горюшкин пишет:
Художник, написавший портрет старика (который потом купил Чартков, и благодаря которому разбогател, зазвездился и обленился), ушел в монастырь, потом в пустынь и осознал высшее значение искусства.
А зловещий портрет исчез с аукциона и с тех пор...
Горюшкин- Корифей форума
- Сообщения : 7759
Дата регистрации : 2012-08-20
Откуда : с планеты Земля
Вероисповедание : захожанин православный
- Сообщение 199
Re: Мастер и Маргарита
Мафусал пишет:
Разве это не концовка?
Это - вторая часть повести. В первой - о Чарткове, во 2-й - о художнике-монахе.
Он не то, чтобы продал душу дьяволу сознательно, он просто увлекся.
Admin- Корифей форума
- Сообщения : 23964
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : со дна
Вероисповедание : православие
- Сообщение 200
Re: Мастер и Маргарита
Алексей0909 пишет:Огромное число людей,хоть даже признаваясь,что не понимают роман,все равно называют его великим. Те которые "понимают" роман на вопрос ну и в чем смысл романа путного сказать ничего не могут,в основном общие фразы "о любви","о дъяволе" и тд. Так о любви или о дъяволе? Одни защищают роман,другие наоборот. Историк Олег Платонов назвал Булгакова - русским православным писателем. Удивительно как он его масоном не обозвал... Другие наоборот говорят,что это "нечистый" роман. Кстати,мне попалась на вполне православном сайте статья "Озаренные адом"(жуткое название),о Нике Турбиной(девочка такая была,которая "взрослые" стихи сочиняла в -7 лет.) Православный автор считает,что Ника одержима была и через нее стихами говорили бесы,потом говорят,что она покончила самоубийством(это только версия,большая вероятность,что она сорвалась с окна,потому что ее видели висевшей на руках,схватившись за карниз и зовущей на помощь).
Что Булгаков хотел сказать этим своим романом?
-------
Может это такой тип литературного юродства? Я как-то купил две книги - полное собрание сочинений юродивого Юрия Смоленского и полное собрание сочинений Даниила Хармса. Продавщица сказала,что Хармс пишет дурость ужаснейшую. Хорошо,что она не читала блаженного Юрия Милославского,а то бы ее вырвало. Вот тоже юродивые - ведь много святых а почитайте их житие - безнравственная жизнь,похабщина,кидание камней в окна домов благочестивых христиан и целование стен публичных домов,и много чего,что может смутить "моральных" людей.
Осознав что русские другой народ (с другой традицией, другой историей, другой верой, другим политическим строем, другими бытовыми привычками), советские тем не менее при здравом размышлении должны прийти к выводу, что русские народ им близкий. А если посмотреть на другие великие народы - удивительно близкий. Т.е. процесс демократизации и европеизации должен быть процессом подражания не столько англичанам, немцам, французам, тем более американцам, и уж конечно не японцам и китайцам, а подражанием русским.
Очень медленно, но процесс в этом направлении идёт. Могу привести символический и злободневный пример - экранизацию "Мастера и Маргариты". Советских от этого произведения корёжило. Я даже встречал упрёки Булгакова в "сатанизьме". Между тем Булгаков был человеком во всех отношениях светлым: умным, красивым, добрым, спокойным. Не говоря о таланте. А для советских у него был "чёрный глаз", от одного имени Михаила Афанасьевича они вздрагивали, проливали на себя чай. Почему? Потому что мистически чувствовали человека ДРУГОЙ КУЛЬТУРЫ. Не дьявол к ним приседал на лавочку поговорить, это была сцена романа, а к читателю приседал на лавочку гигант-автор. Советский листал книжку и не понимал, что происходит. Но размерчик "собеседника" интуитивно чувствовал. При этом собеседник говорил с ним на родном советском языке, оперировал понятными зощенковскими реалиями. Но это был не Зощенко и не Окуджава. Перед ними разворачивалась БЕЗДНА. Всё равно, если бы вы начали говорить с человеком, и вдруг выяснилось, что ему пятьсот лет. Пожил человек, многое повидал. Его опыт и ваш - несопоставимы. Это... страшно. Всё большое таит в себе скрытую угрозу. Стоит добродушная лошадь. Морда - во, холка, копыта. Сопит как пылесос. Неровён час случайно ногу копытом и отдавит. Копытом не злым, так сказать очеловеченным. Но копытом. Вот этого "копыта" советские боялись. И, в общем объяснимо, путали его с копытом настоящим.