Алекс@ндр в постинге № 25 пишет:Вообще, прочитайте главу 7 из 2 кн. Маккавейской и обратите внимание на то, как в подобной ситуации вела себя мать семи сыновей и что при этом говорила. Очень полезные для души слова те.
Алина в постинге № 26 пишет:Задачка похожа на историю мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии. Насколько тверда должна быть вера, чтобы так же поступить.
Прочитал рекомендованное. Впечатляет. Впечатляет преданностью Господу. Но сходство с предложенной в топике на рассмотрение ситуацией, мягко сказать, не идеальное.
И в притче, на которую сослался Алксандр, и в притче, на которую сослалась Алёна, отречение от Господа было предложено хоть и подросткам, но уже воцерковлённым верующим, и они в такой ситуации сами трагически распорядились своей жизнью, явив образец стойкости в вере, давно принятой вере.
Роль матерей здесь существена, но не подавляюще велика: их мнение по поводу приемлемости той или иной линии поведения детей совпадало с мнением самих детей. Матери просто укрепляли детей в их готовности на подвиг во имя веры. Кроме того, надо бы согласиться, что мать обладает некоторыми правомочиями в отношении своих детей. Тем больше эти правомочия, когда мать и её дети – единоверцы, когда живут они в силу этого в одной системе ценностей. Дети в таком случае понимают и одобряют поведение своей матери: она желает оградить их от возможной минутной слабости, которая в уступке соблазну избежать кратковременных мучений таит опасность лишиться вечного райского блаженства и обрести муки вечные.
Ситуация, заданная в топике, совсем иная. И с точки зрения нравственного выбора она не легче. Пожалуй, труднее.
Не задано ни какой информации о заложниках. Не факт, что они христиане. Правильно предположить, что это среднестатистические резиденты РФ. Если так, то, согласитесь: нет оснований полагать, что они готовы пожертвовать собой ради того, чтобы один христианин (пусть даже христианин в высоком сане) не стоял перед необходимостью отречься от Иисуса Христа.
Потенциальный спаситель (или не спаситель), которому отречение предложено, должен единолично решать судьбу заложников, и с вероятностью почти 1 - расходясь во мнениях с заложниками, их родственниками…
Хочется вернуться к оценке поступков матерей в рекомендованных притчах. Как уже сказал, впечатляет. Но вряд ли можно говорить об уникальности подобных поступков (материнской жертвы своими детьми ради высокой цели), о локализации подобных поступков только в христианстве.
Хочу рассказать о реальной женщине, реальной матери, о Сабине Шпильрейн (http://afisha.webrostov.ru/news/3538454). Имя это узнал давно. Мимо мемориальной доски на Пушкинской улице в свои студенческие годы проходил не раз и не знал, какая яркая и трагическая судьба за этой доской. А перед Рождеством 2010 увидел сюжет о ней по областному ТВ. Узнал, что одна голливудская кинокомпания снимает фильм о Сабине Шпильрейн. Что администрация Ростова не разрешила проводить съёмки. Поэтому фильм снимают в Румынии.
Но вот что меня потрясло в той передаче. Зная об очередном готовящемся расстреле в Змиевской балке, Сабина Шпильрейн, собралась и со своими дочерями отправилась в Змиевскую балку, чтобы используя своё знание языка, свой опыт жизни в Европе, предотвратить расстрел, стать между стреляющими и расстреливаемыми.
Насколько правдоподобна её история? Даю, пожалуй, процентов 75-80 вероятности, что так оно и было. Скорее всего, что с Сабиной сыграли злую шутку последние двадцать лет её жизни в Ростове-на-Дону и отсутствия общения с немцами. Немцами уже господства фашистской идеологии, немцами Второй Мировой, ими развязанной и в общем-то успешной для них. Западную Европу Сабина покинула в 1924. Понятно, с какими немцами она тогда рассталась. С миролюбивыми, растерявшими свои воинские национальные амбиции, увлечёнными психологией и философией, комплексующими от поражения в Первой Мировой. Отсюда надежда на возможность уговорить немцев не стрелять. Осознавала ли она риск? Несомненно. Могла ли спастись, если бы поставила целью своё личное спасение и спасение своих дочерей? Вероятнее всего, да (с её-то талантами и возможностями, которые, несомненно, помогли ей и её дочерям избежать трагической участи в 1937 году).
Но Сабина любила людей и поставила задачей спасти не только себя и своих дочерей, но ещё хотя бы десяток-другой ни в чем не повинных. Спасти НЕ УБИЙСТВОМ ВРАГОВ, НО МИРНО: СИЛОЙ СВОЕГО СЛОВА. Ради этой цели подвергла она страшному риску себя и своих дочерей. И погубила и себя, и их…
Итак. Как в рекомендованных библейских историях, так и в истории Сабины Шпильрейн, дети погибли в результате (в частности) верности матерей их убеждениям. В случае библейских притч – верности Господу. В случае Сабины – верности тому гуманистическому принципу, что самая большая ценность – человек, и если есть хоть малейшая возможность спасти от смерти многих, то один, имеющий такую возможность, должен попытаться это сделать.
Сильны ли библейские истории? Сильны! Но история Сабины Шпильрейн сильнее. В случае библейских историй матери вели себя героически и призывали своих детей принять муки, но сохранить верность Господу в обычной религиозной надежде (именно на этой надежде зиждется любая религия), что проявив верность, получишь взамен посмертные безмерные райские блага. Сабина Шпильрейн верующим человеком, несомненно, не была. Нельзя быть ученицей Карла Юнга и Зигмунда Фрейда и при этом веровать. Поэтому, рискуя своей жизнью и жизнью своих дочерей, она не могла надеяться, что «воздастся» в какой бы то ни было форме. Её мотивом была не надежда на воздаяние, а лишь ВЕРНОСТЬ ЛЮДЯМ.
И не воздалось. Не воздаст её памяти РПЦ МП, не воздадут православные. «Души человеческой тёмное свойство; чужих уничтожить, спасая своих». Проклятые большевики поместили на доме, где она жила, маленькую мемориальную доску. Занимала бы РПЦ тогда то место в жизни, какое занимает сейчас – не было бы и доски. Княгиня рязанская, бросившаяся с крепостной стены, Николай II (кровавый) - это – да. А Сабина? Э-э, нет. Таких нам не надо. Еврейка, атеистка, психоаналитик…
С уважением,