"Мистер Твистер" в современных церковных реалиях...
Для людей внимательных, наверное не секрет, что в нашей церковной жизни есть незримые границы - между духовными школами, некими сформировавшимися традициями. Конечно, раскола между ними нет, это не жесткие границы, есть люди, которые переходят их - и все же, круги общения, силы притяжения между сторонниками одних и силы отталкивания между приверженцами разных традиций есть и они довольно устойчивы.
Самые устойчивые - те, кто находятся на "полюсах" - сторонники о.Георгия Кочеткова и СФИ (они есть в разных городах, несколько по-разному могут себя называть, но остаются достаточно замкнутой силой). Далее - сторонники +о.Александра Меня и ББИ ап.Андрея. Их немного, это всего 2, м.б. немного больше приходов в Москве, еще несколько - в подмосковье, есть и в других городах. В понимании оппонентов, все такие приходы считаются "недправославными", "протестантами восточного обряда" и т.п.
С другой стороны - сторонники верности древнерусским (в их понимании) традициям в их буквальном прочтении и монархической государственности, они в целом нетерпимы к новым проявлениям жизни, часто - в оппозиции к Патриарху Кириллу...
Таких приходов гораздо больше, хотя они несколько разобщены. Впрочем, СМИ в виде "Русской народной линии" и "Благодатного огня" отражают их взгляды.
Такие СМИ стреляют "по всему, что движется".
Это самые характерные, но не единственные разделения. Увы, к тем, кто не принадлежит к их группе, люди почти всегда относятся с подозрением, как и к тем, кто привык этих групп... не то что не замечать, но видеть в каждом - человека и православного христианина.
Однако, если не сможем понять друг друга - как нас поймут люди, приходящие из безбожного мира? Скажем, что вся Церковь - это только наша традиция? А все остальные вокруг - недоделанные православные? Неполные члены Церкви (если использовать один немного переиначенный псевдо-катезизаторский термин).
Так вот, мне думается, что наше время может стать временем диалога между православными разных духовных традиций. Т.е. современный православный Мистер Твистер должен осознать, что он живет не только в мире своей "белой расы". Что
Только при этом
Имейте в виду:
Комнату справа
Снимает китаец,
Комнату слева
Снимает малаец.
Номер над вами
Снимает монгол.
Номер под вами —
Мулат и креол!..
Это не значит, что наш герой должен перекрашиваться и/или танцевать африканский танец. Это значит, что внутри Православия могут быть разделения, и... они могут существовать вместе, не самоуничтожаясь. И это реальность церковного бытия. Такой вот внутриправославный экуменизьм получается.
Дневник жителя Ниневии