КОГДА МОЛЧАТЬ НЕЛЬЗЯ
- Недавно мы обсуждали тему: «Не слишком ли много Церковь себе позволяет, вмешиваясь в общественную жизнь». Протоиерей Алексий Уминский в своей статье «Церковь немолчащая» утверждает: «пришло такое время
, когда церковь, как защитница интересов народа, как защитница семьи, как защитница детей, обязана ставить перед государством очень жесткие вопросы, требовать от государства ясности». И что плата церкви за ее молчание и невмешательство в политику отворачивает людей от церкви. То есть, церковь слишком мало себе позволяет?
Ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия», протоиерей Алексий Уминский (П.А.У):
- Политкорректное молчание церкви пора разрушить. Я просто приведу пример. Скажем, мэр Читы в свое время заявил, что проблему с бездомными, с бомжами разрешить было бы легко, если бы у него была лицензия на отстрел. Но так лицензии на отстрел этих людей нет, значит, проблема решиться не может. Мне казалось, что эти слова не могут быть незамеченными, местным епископом. Епископ Читы – человек очень принципиальный, мне казалось. Когда один из его священников посчитал для себя важным выступить в защиту Ходорковского, за это последовало совершенно, в моем представлении, несправедливое наказание - он был лишен сана без всякого церковного суда. А тут мы ничего не услышали, хотя тут церковь должна была сказать, что и бомжи — люди, что они нуждаются в любви и заботе. Напомнить, Христос о себе говорил, что он не имеет где преклонить главу. Я считаю, что случаев и высказываний, на которые церковь должна реагировать, достаточно много.
- Отец Всеволод, насколько упреки отца Алексия, с вашей точки зрения, обоснованы?
П.В.Ч.:Отец Алексий во многом прав и, прежде всего, прав относительно того, что церковь должна обличать грех, который есть в обществе. Церковь, конечно, это часто делает. Вопрос в том, обязательно ли называть имена? Я считаю, что иногда это делать нужно. И сам называл достаточно большое количество имен, в разных дискуссиях. В частности, я очень определенно высказывался о предложении господина Прохорова относительно увеличения рабочих часов – это предложение очень спорное, мягко говоря. Это предложение, которое без серьезного обсуждения вот так подсовывать власти нельзя. Ну и много других имен я называл за последнее время.
Вот как раз я хотел высказаться по поводу двух акций движения одного молодежного движения. Оно сделало хорошее дело, когда вывело на улицы большое количество молодых людей выступить против коррупции, но оно сделало довольно неприятное дело и постыдное дело, когда полуодетых девушек, соблазнили тем, чтобы они, якобы, прославились, сфотографировавшись для известного календаря..
Я знаю, как воспринимают некоторые представители нашего общества попытки церкви сказать о чем-то важном. Мы говорили, что русские – это разделенный народ. Сколько было очень неприятных разговоров на эту тему со стороны политической элиты и со стороны элиты медийно-публицистической - «это нацизм, это фашизм». Говорит церковь о том, что нужно прекратить торговлю алкоголем по ночам или прекратить торговлю пивом в ларьках. Тут же отвечают, в том числе публично, - «не лезьте не в свое дело, вы не специалисты, вы не понимаете, народ это одобряет, ступайте кадилом махать».
«ЕСТЬ ГРЕХ РУСОФОБИИ СРЕДИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ»
-Но, тем не менее, сейчас очень часто звучат упреки, что как раз элиту политическую церковь и не обличает.
П.А.У.:Церковь, конечно, очень хорошо понимает, что ее положение от власти сильно зависит. Поэтому церковь, конечно же, всегда будет искать возможности хорошего и доброго диалога с властью. Но очевидно, что многие люди, в том числе члены церкви, ждут от Патриарха и от церкви защиты и их интересов.
П.В.Ч.:Здесь все не так просто. В случае с Кущевкой, сегодня об этом мало говорят, но, по-моему, было достаточно очевидно, что человек, которого убили, также был криминальным авторитетом. Правду нужно говоритьв отношении всех, а не только в отношении тех, кого ругают так называемые прогрессивные круги. Церковь не должна бояться говорить правду о грехах разных слоев населения. Не только власти и не только большого бизнеса, а и интеллигенции, а иногда и всего народа. Есть национальные грехи, есть грехи интеллигенции, их очень много, между прочим. Есть грех русофобии среди интеллигенции.
Есть грех ненависти по отношению ко всему, что символизирует и поддерживает сильное государство. Есть грех анархизма стихийного. У нас очень много среди интеллигенции людей, которые только и живут мыслью о том, как бы все развалилось и тогда наступит свобода. Эти люди часто даже знают историю и понимают, что за этим хаосом всегда следует либо большая кровь, либо диктатура. Но тем не менее хочется развалить государство. Это тоже грех, его тоже нужно обличать и осуждать.
П.А.У.:Отец Всеволод верно сказал, что есть грехи не только у элиты, есть грехи у наших сограждан, равнодушноых к тому, что происходит вокруг них. Ждут, что кто-то придет и что-то будет за него делать. Например, церковь должна прийти и всех взять и «построить». Церковь не «строит». Церковь свидетельствует. Единственная цель, которую ставит перед собой церковь, это спасение людей, приведение людей ко Христу и свидетельство об истине. И свидетельство об истине является даже не целью церкви, а ее постоянной, прямой обязанностью. Церковь не только строит храмы, она не только открывает приюты для бездомных или для сирот, она не только занимается благотворительностью, она не только печатает просветительную литературу и пишет красивые иконы, не только занимается культурным пространством, но она еще, конечно же, обязательно входит в пространство нравственное, пространство моральное и это не цель, это просто жизнь церкви.
http://kp.ru/daily/25680/839658/