"Филипп, пресвитер и легат Апостольского Престола (Рима), сказал: "Нет никаких сомнений, и было во все времена известно, что святой и преблагословенный Петр, князь и глава Апостолов, столп веры, и основание Кафолической Церкви, получил ключи Царства от нашего Господа Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя человечества, и что ему была дана власть вязать и разрешать грехи: и он и до сего дня и вечно живет и судит в своих преемниках" (Деяния Третьего Вселенского Собора).
"Для сего святейший и благословенный Лев, архиепископ великого и древнего Рима, через нас, и через присутствующий святейший синод, вместе с трижды благословенным и всеславным Петром Апостолом, камнем и основанием Кафолической Церкви, отрешил его (Диоскора) от епископства" (деяния IV Вселенского Собора).
"Он не позволил ему более называться Симоном, используя власть и право управления над ним, который теперь принадлежал Ему. Дав ему звание, соответствующее обстоятельствам, Он изменил имя его на имя 'Петр', от слова 'petra' (скала); потому что на нем хотел Он позже основать Свою Церковь" (Св. Кирилл Александрийский, Comm. in Joan.)
"[Иисус сказал:] Симон, мой последователь, я сделал тебя основанием Святой Церкви. Я своевременно назвал тебя Петром, потому что ты будешь поддерживать все Ее здание. Ты надзираешь над теми, кто строит для Меня на земле Церковь. Если они захотят построить то, что ложно, ты, основание, осудишь их (вынесешь приговор). Ты глава ключа, из которого истекает Мое учение; ты - начальник (глава, руководитель) Моих учеников. Через тебя я напою все народы <...> Я избрал, как и случилось, перворожденным в Моем установлении и потому, как потомок, ты можешь быть распорядителем моих сокровищ. Я дал тебе ключи Моего Царства. Взгляни, я вручил тебе власть над всеми моими сокровищами!" Св. Ефрем Сирин. Гомилии 4:1 (351 г. н.э.)
Бл. Феодорит Кирский называет св. Петра (а не его исповедание) "великим основанием Церкви".
"Узри, что из учеников Христовых, все из которых возвышены и достойны избрания, один назван камнем и ему вверены основания Церкви" Св. Григорий Назианзен.
"Память Петра, главы Апостолов <...> он суть крепкий и твердейший камень, на котором Спаситель построил свою Церковь". Св. Григорий Нисский, Панегирик Св. Стефану, 3.
"Сам Петр, Глава или Венец Апостолов, Первый в Церкви, Друг Христов, получивший откровение не от человека, но от Отца, как Господь свидетельствует о нем, говоря: 'Благословен ты'. Этот самый Петр, и когда я говорю Петр, я именую этот неразбитый Камень, это твердое основание, Великого Апостола, Первого среди учеников, Первозваного и Первого, кто подчинился, - он был виновен <...> даже до отречения от Господа" св. Иоанн Златоуст, гомилии.
"Петр, этот возглавитель хора, Уста остальных Апостолов, Глава братства, один поставленный над всей Вселенной, это Основание Церкви" Он же.
"Господь говорит Петру: 'Я говорю тебе', говорит Он, 'что ты - Петр, и на этом камне я построю мою Церковь, и врата ада не преодолеют ее. И тебе я дам ключи Царства Небесного...'. На нем он строит Церковь и ему он повелевает пасти овец, и хотя он наделяет схожей властью всех Апостолов, все же он учредил одну кафедру, и Своей собственной властью установил источник существенную причину этого единства" Св. Киприан Карфагенский, О единстве Кафолической Церкви.
"Там (Ин. 6:68-69) говорит Петр, на котором будет построена Церковь, уча от имени Церкви и показывая, что даже если упрямство и гордость умножат отступления из нежелания повиноваться, все же Церковь не отступит от Христа" .
""[Христос] отвечал: 'ты - Петр, и на этом камне я построю мою Церковь <...>' Разве не мог Он затем укрепить веру человека, которому, действуя по своей власти, он вручил Царство, которого назвал камнем, провозглашая его тем самым основанием Церкви?" Св. Амвросий Медиоланский. О Вере 4:5
"Слова мои обращены к преемнику рыбака, к ученику креста. Я не следую ни за каким вождем, кроме Христа, и ни с кем не соединяюсь в общении кроме твоего блаженства (к Папе ДамасуI), то есть, кроме престола Петра. Ибо я знаю, что это камень, на котором была построена Церковь' . Бл. Иероним.
""Перечисли епископов самого Престола Петра. И в этом порядке Отцов смотри,кто кому преемствует. Это камень, который врата ада не преодолевают" Cв. Августин. Псалом против партии Доната, 18
""Наш Господь Иисус Христос <...> возложил основную (principal) ответственность на благословенного Петра, главу всех Апостолов <...> Он возжелал его, призванного к участию в Его неделимом единстве, назвать тем, чем был Он Сам, когда сказал: "Ты - Петр, и на этом камне я построю мою Церковь", так что строение вечного храма могло покоиться на твердом камне Петра, утверждающего свою Церковь столь надежно, что ни человеческая мощь не могла победить ее, ни врата ада - преодолеть" Св. Лев Великий. Письма 10:1
""Вселенская Церковь стала Скалой (petra) посредство ее возведения на первоначальной Скале, первом из Апостолов, благословеннейшем Петре" Он же.