А так и следует это понимать:Михаил_ пишет:Вот мы знать не знаем, ведать не ведаем, а в 17 веке, как оказалось, предки наши узнали для себя нечто новое и неожиданное.
А.В. Карташев. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2.
«В июне 1654 г. в Москву прибыл патриарх сербский Гавриил, а в феврале 1655 г. антиохийский патриарх Макарий…
…
Сговорившись с Макарием, Никон решил провести демонстративную агитацию в пользу трехперстия. 12-го февраля 1656 г…
…
… Макарий через переводчика заявил: «Мужие всего православия, слышите… аще кто сими тремя персты на лице своем образ креста не изобразует..».
Через 12 дней была неделя православия. Никон снова использовал ее уже в Успенском соборе пред многолюдным стечением народа, в сослужении с собором епископов, гостей с Востока, тех же Макария и Гавриила и еще Григория митрополита Никейского и Гедеона.
Макарий снова по просьбе Никона выступил вперед пред царем и народом и, показывая трехперстное сложение, заявлял: “сими тремя перстами всякому православному христианину подобает изображати на лицы своем крестное знамение...” ... Никон ... От восточных собратьев архиереев он потребовал дать подписанное ими заявление...”
Заявление восточных архиереев имело такой вид:
“Предание прияхом от начала веры от св. апостол и св. отец и св. седьми соборов творити знамение честнаго креста тремя первыми персты десныя руки. И кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя церкве, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменом. И сего ради имамы его отлученна от Отца и Сына и Св. Духа и проклята. Извещение истины отписах своею рукою!”»
Как же так? Восточные иерархи ясно написали о триперстии для крестного знамения, ссылаясь на Предание, св. Апостолов, св. Отцов, Вселенские Соборы, а мы до сих пор ничего не знаем? Разве у нас с вами какое-то другое Предание? И как это понимать?
Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.
Глава V. Церковно-обрядовые реформы Никона
…
…решительные, не допускающие никаких возражений и сомнений, заявления указанныхи бывших тогда в Москве восточных иерархов, что будто бы церковь Христова от самих апостолов, древних св. отцев и от семи вселенских соборов приняла и всегда неизменно употребляла в перстосложении для крестного знамения троеперсие, и не допускала иных форм перстосложения, считая их за еретические; такое утверждение во всех отношениях было несправедливо.
http://christian-reading.info/data/1904/07/1904-07-02.pdf
Смирнов П.С. Полемика о перстосложении в первое время существования раскола
…
«Заявления православных о троеперстии, а раскольников о двуперстии, что эти формы сложения перстов ведут начало «от святых апостолов по преданию», конечно, ничем не было подтверждено и осталось голословным одинаково у той и другой стороны.».
Стр. 43–44.