О истинности одной единой православной церквь (Иоанн Кронштадтский)Сознают ли лица, бывшие по рождению, крещению и воспитанию в Церкви Православной и уходящие, или ушедшие, в какое-либо неправославное вероисповедание или же в секты, все то, что они оставляют и до какой крайности, и до какого лишения они доходят?
Что же? Неужели Церковь и вера православная есть одно только название без исторического значения и без полной силы истины и жизненности, — или же это есть твердое и непоколебимое здание Небесного, Вечного, Премудрого и Всемогущего Архитектора Бога, как гора великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно ко спасению всех верных Сам Господь и Глава Церкви — Иисус Христос?
Имя ли одно — Церковь Православная, разве она без действительного "православия" и без величайшей, неописуемой силы, не побежденной никакими силами ада? Разве ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями?
Разве Церковь Православная одиноко стоит в мире, без славных и громких свидетелей ее истины и Православия, ее чудной животворности и спасительности, даже до нашего времени?
Разве не за нас непрестанно стоит Сам Всеистинный и Всемогущий, Всеспасающий Глава Церкви — Христос, исполняющий ее славой и спасением и непобедимой силой Своей?
Разве не с нами всегда Пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православно верующим и усердно молящимся?
Разве не за нас и не с нами все апостолы и пророки со своими Боговдохновенными писаниями, чистого смысла коих мы не нарушили ни на йоту?
Разве не с нами и не за нас все мученики, добре веру сохранившие и увенчанные от Подвигоположника Христа венцами славы и нетления...
Знают ли лица, отрекающиеся от Православия, и те лжемудрецы наши, которые считают безразличной всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, — знают ли они, каковы были столпы Православия, наши благоверные святые князья: равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер православную, особенно же святой благоверный князь Александр Невский, обличитель латинства, Даниил и Роман Галицкие, святой Михаил Черниговский и Михаил, благоверный князь Тверской?
Разве не славны доселе у Бога и у людей нетленно почивающие святители Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген, Московские и всея России чудотворцы, и множество прославленных Богом русских святителей и угодников: Никита, Иоанн, Моисей и Евфимий Новгородские, Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские и прочие? А Серафим Саровский, прославленный Богом еще при жизни явлениями Господа и Богоматери, стоящий на очереди к открытому прославлению — разве он не свидетель о истине и спасительности нашей веры и Церкви?
Наконец, скажу: разве не за нас вся история Церкви от начала и доныне? Какая иная вера может похвалиться столь многочисленными свидетелями истины?..
Только одна истинная и всеспасительная в мире вера — вера православная: она такова по истории, по своей истине, по самому существу, полному света и жизненной силы, чего о других вероисповеданиях сказать нельзя: ибо в них истина перемешана с ложными человеческими мудрованиями, установлениями и правилами, противными Откровению и сильно затрудняющими спасение душ. Небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут, — говорит Господь (Мк. 13, 31). Между тем в инославных вероисповеданиях многие слова Господни извращены (о Духе Святом; об обоих видах причащения; о главенстве Церкви)
Будем же твердо держаться своей православной веры. Только Православная Церковь есть столп и утверждение истины, ибо в ней почивает вечно Дух истины, свидетельствующий непрестанно и громко всему миру о истине ее.