Андрей Зар пишет:
Галина, давайте я попробую дать толкование этого эпизода. Толкование, самое простое и обыденное. )))
Андрей Зар, я вас люблю и обожаю!
Во-первых, за то, что вас, по-моему, интересует именно истина, как она есть, а не то, как ВЫ будете выглядеть, отстаивая истину; а во-вторых, люблю и обожаю, КАК РОДНЫХ по духу, тех, кто любит и уважительно, благоговейно и добросовестно относится к Священному Писанию. Ведь Слово Божие - это Сам Бог, и Евангелие мы целуем на аналое, как Самого Бога, предварительно очистившись в Таинстве покаяния.
Действительно, и блж. Феофилакт также отмечает, что изгнание из храма описано в Евангелии и от Матфея, и от Иоанна, и вот почему:
Хотя Матфей (Мф.21:12–13) повествует о сем, но знай, что Он сделал сие не однажды. Рассказываемое у Матфея Он совершает близко к страданиям Своим, а настоящее – у Иоанна – Он совершает в начале знамений. Посему здесь с послаблением сказал: «дома Отца Моего не делайте домом торговли». Ибо чудеса только еще начинались, и у Него не было еще той смелости, какую придавали чудеса. А там, то есть у Матфея, говорит: «не делайте вертепом разбойников». В Евангелии от Матфея вообще бича нет:
12. И вошел Иисус в храм Божий, и изгнал всех продающих и покупающих в храме, а столы менял и лавки продавцов голубей опрокинул…
(Евангелие от Матфея 21:12)
Получается, что когда Христос ВТОРОЙ раз изгонял торгующих из храма, у него не было бича потому, что и волов-овец в храме тоже УЖЕ не было! Но "мелочь" кое-какая осталась ("голуби")))
Послушались Его всё же иудеи, раз больше не приходили с волами-овцами в храм.
Никому не навязываю своего мнения, но по своей жизни вижу, что придя в первый раз в храм моей ДУШИ, Господь изгнал и очистил "помещение")) от самых вопиющих ПЛОТСКИХ грехов, крупных и очень уж "заземлённых" волов-овец. Вот жду, когда и второй раз придёт, чтобы и от этих "летучих голландцев"-помыслов очистить - от "голубей", изгнав торгующих. Достали!
А торгующие - это о бесах всё-таки, наверное: это они предлагают, а мы и... покупаем, отдавая золото за стеклянные бусы, как дикари...
Но, как и показано в Писании, и блж. Феофилакт отмечает, это - очищение и от помыслов - будет уже "близко к страданиям Своим", к смерти крестной.
Что касается знаменитого высказывания Златоуста...
Не буду ничего утверждать. Кому интересно - разберутся сами: для чего Златоуст призывал "заграждать уста" и кому.
Сами Слова... не прочитала пока полностью, не нашла, обрывки какие-то (буду благодарна за ссылку на полн.собр., у меня интернет - не того...), но из ваших высказываний так поняла, Андрей, что там было нечто подобное тому, как мы тут "заграждаем уста" Тарасу, который жалуется на "несправедливые" прещения со стороны власти (а значит - Бога!) в ответ на бунты? ))