evimov пишет: По догматике помоему учитель говорил что есть Божественная природа, а есть Божественная сущность , так вот в природу Божества входит сущность и нетварные энергии. И именно своими природными свойствами, которые мы называем благодатью , силами, нетварными энергиями Бог воздействует на видимый мир.
Хоть бы не запутаться потому что по догматике у меня четыре.
Да, на счёт объяснения терминов природа и естество, святые вкладывали двоякий смысл. Зачастую природу и естество отождествляли только с сущностью Бога(субстанцией), а иногда называли всё существо вместе с частными около природными свойствами, которые существуют акцидентно. Ведь акциденция созерцается внутри субстанции, хотя субстанцией не является.
Например, говорим о цвете волос, как принадлежности к человеческому естеству и природе. Цвет волос и сами волосы не являются природой, сущностью и субстанцией человека, но они нераздельно принадлежат к природе и естеству. Поэтому, читая святых отцов надо понимать, какой смысл вкладывает человек в том или ином случае.
Божественная природа не выходит за пределы Божественной сущности, это нонсенс.
В своём понимании субстанции, сущности и природы, и каждой ипостаси исхожу из определения Дамаскина.
ФГ. - Глава IV. О сущем, субстанции и акциденции
Сущее (to on) есть общее имя для всего существующего. Оно разделяется на субстанцию и акциденцию. Субстанция (ousia) есть нечто самое важное, так как она имеет существование в себе самой, а не в другом. Акциденция (sumbebekos) же есть то, что не может существовать в самом себе, а созерцается в субстанции. Субстанция есть подлежащее (upokeimenon), как бы материя вещей. Акциденция же есть то, что созерцается в субстанции как подлежащем, Каждое существо(ипостась), и первоначально Сущий представляет собой СУБСТАНЦИЮ(сущность, природу) и исходящую из субстанции АКЦИДЕНЦИЮ.
Субстанция(сущность, природа) - основа, самое главное и изначальное любого существа.
Акциденция, - вторичное, исходящее из субстанции, характеризующее особенные или частные свойства.
Субстанция(сущность, природа) + акциденция = существо(ипостась)
Например, каждый человек имеет человеческую природу, она у всех одна, общая, нераздельная от всех людей. Внутри природы(на фоне природы) созерцаются особенные свойства, как например человеческим телом, - рост, цвет глаз, принадлежность полу, характер, психология. Все эти свойства частные и характеризуют индивидуальность отдельного человека. Но, они не выходят за пределы человеческой природы и не могут созерцаться вне человеческой сущности.