О столкновении рацио и романтики специально для Русской Весны рассказывает доктор физико-математических наук, автор более 80 научных работ в области молекулярной биофизики, уроженец Луганской области Юрий Нечипоренко.
— Юрий Дмитриевич, верна ли концепция биохимической эволюции, которая является магистральной в объяснении возникновения жизни?
— Жизнь — самое сложное явление, с которым сталкивается наука — и здесь очень много непонятного. Попытки концепции биохимической эволюции всё объяснить, на мой взгляд, не всегда удаются. Эта концепция не должна превращаться в идеологический таран, как это происходит сейчас, когда её выводят из области применения в науке и применяют для обоснования атеизма. В этом случае она сама становится объектом поклонения, возникает своеобразный культ эволюции.
— Могла ли клетка возникнуть из самопроизвольно протекающих химических (синтетических) процессов? Не кажется ли вам, что узкомолекулярный подход в биологии дал повод многим русским людям отвернуться от веры в Бога еще при первой встрече с этим подходом в школе?
— Однозначно можно сказать, что клетка сама возникнуть не могла. Устройство живой клетки сложнее, чем устройство любого завода, института, города или даже целого государства, а эффективность работы клетки позволяет говорить о мудрости жизни, у которой нам надо учиться и учиться. Может быть, вера в молекулы и химические реакции кого-то и отвратила от веры в Бога, но я встречал статьи в самом престижном научном журнале «Nature» (Юрий Дмитриевич имеет собственные публикации в «Nature» — РВ), где известные учёные писали, что молекулярная биология никак не противоречит такой вере, напротив, познание мудрости жизни на молекулярном уровне может привести человека в храм.
— Позволяют ли современные технические средства создать модель живой клетки? С учетом той фантастической самопроизвольной динамики процессов, которые в ней происходят. Поможет ли приблизиться к правдивому пониманию клетки физико-математическая теория живых систем (если бы она была создана)?
— Пока мы далеки от полноценных моделей жизни клетки, но с известной долей огрубления систему метаболических и энергетических связей для простых клеток мы уже прослеживаем — и успехи здесь налицо. Мы многое можем понять и предсказать при помощи математических моделей, и приближаемся к детальному количественному описанию ряда процессов.
— Обязан ли ученый быть поэтом, на подобие того как поэт обязан быть гражданином? Должна ли наука признавать беспомощность человеческого разума перед вселенной?
— Учёный — человек, силы которого направлены на выяснение истины. Он живёт в своём мире, и мир этот может быть самым разным: математическим, биологическим, химическим. Навязывать учёному какие-то дополнительные обязанности не имеет большого смысла. Иное дело, что учёный, которому близки художественные образы, может лучше, полнее и глубже описать некоторое явление. В этом смысле университетское образование имеет ценность. Однако были примеры успешных учёных, которые были далеки от поэзии, так что рецепта общего тут нет. Хороший учёный сам по себе — не деталь массового производства которую можно «навострить стихами», а драгоценный вид человека, в личности которого есть своя тайна.
— Ну, а есть ли в научном познании гордыня с христианской точки зрения? Не кажется ли вам, что наука зачастую просто препарирует мир, что оскорбительно по отношению к тайне мироздания? Признают ли ученые эту тайну?
— Фундаментальная наука занимается поиском истины. Я писал в своей работе «Думать по-русски», что в картине мира, которую создают разные языки, под истиной понимается нечто разное. Для русского языка слово «истина» восходит к слову «есть» — в смысле «быть, существовать» — и истину русский учёный видит в жизни (см. книгу «Смеяться и свистеть», М., 2012 или здесь http://ruszhizn.ruspole.info/node/319)
На мой взгляд, наука и религия — не конкуренты или соперники, а сотрудники. Наука и религия видят разные стороны мира, они читают две разные книги, о которых говорил ещё Ломоносов. Многие учёные полны гордыни, но в самом научном познании гордыни нет, и величайшие ученые были глубоко религиозными людьми. Учёные очень разные, среди них есть и чудаки, и легкомысленные люди, и те, что видят перед собой тайну, и те, кто трепещут перед ней…
— Обесценивают ли генетические эксперименты ценность человеческой жизни в глазах общества? Как вы относитесь к фильму Аватар? Нет ли в нем попытки морально подготовить человека к окончательному расставанию с образом Божьим, в рамках постмодернистской игры знаков: смена ценностей, смена национальной идентичности, смена пола, смена тела (на более комфортное)?
— Может быть, Вы и правы, здесь есть исток расчеловечивания. Но я не вижу опасности в фильме «Аватар», может быть, потому что не являюсь специалистом в конспирологии.
— Опасна ли идея искусственного бессмертия? Сегодня на полном серьезе существуют финансовые лоббистские группы, одержимые идеей продления жизни. Мы дарим вам дополнительные пятьдесят лет! Ради этого многие народы легко отрекутся от своих моральных принципов….
— За последние 100 лет вообще появился феномен массового старения общества — по сути, люди уже стали жить уже в среднем намного дольше. Стремление человека к механическому бессмертию может представлять опасность, если человек истребил в себе всё человеческое: стремление к добру, справедливости, чувства взаимопомощи и взаимовыручки... Про народы не знаю, но изменения в жизни элит могут представлять для всех угрозу.
Беседовал Артем Сериков