Недавно, один человек, увлекающийся философией, а так же желающий изучать Священное Писание, задал мне, думаю, интересный вопрос: "В Евангелии от Матфея:27:52,53 говорится о телесном воскресении многих святых и о явлении их людям.
Кто они такие? И какова природа их воскресения?".
Скажу сразу, что в результате переписки получилось маленькое библейское исследование, увлекшее нас обоих, хотя ...
Я ответил ему.
Мф.27:52,53 "И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим" - о чем конкретно идет речь в данных стихах?
Рассмотрев смысловой дословный перевод, пользуясь словарем-справочником Барнуэлл К. "Ключевые понятия Библии", видим, что:
? тела усопших (греч. "сома") - труп, мертвое тело человека или животного;
? святых (греч. "ой агиой") - святых людей, людей принадлежащих Богу. Это слово использовал и Лука в книге Деяний, называя им последователей Иисуса Христа (см. Деян.9:13,26:10);
? Завеса разодралась после смерти Иисуса Христа, а святые воскресли после (или вместе - в греч. оригинале возможно прочтение и так, и так) воскресения Иисуса Христа.
Значит, в Евангелии действительно сказано о воскресении людей Божьих, об их воскресении в прославленных телах: потому что они лишь явились жившим в Иерусалиме, а не стали жить среди них.
Отмечу еще одну деталь, не отраженную в Синодальном переводе: хотя Матфей говорит о воскресении святых, сразу же после слов о том, что завеса в храме разодралась сверху до низу, эти действия произошли вероятнее всего не в одно время (греческий перевод допускает такое понимание): то есть, завеса разодралась после смерти Иисуса Христа, а воскресение мертвых произошло вместе со Христом, ибо Он - первенец из умерших (1Кор.15:20).
А то, что эти две фразы слиты в одну, да еще "камни расселись" - относящуюся к воскресению мертвых - поместили в 51 стихе - это уже "творчество" переводчиков. Хотя, не их вина, что им пришлось расставлять точки и запятые; а если еще вспомнить, что перед нами двойной перевод: с арамейского на греческий, а затем, с греческого - на русский ...
Теперь рассмотрим, кто были те воскресшие святые?
В Писании сказано: верою Авраам повиновался ... (и) обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования ... они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. (Евр.11:8-16)
Верою Моисей ... поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. (Евр.11:24-26)
Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение. (Евр.11:35)
И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. (Евр.11:39,40)
Да, сейчас каждый из верующих - Церкви Христовой - имеет привилегию быть с Господом сразу же после смерти (хотя и не в теле), а жившие и умершие до Иисуса ожидали Его воскресения, чтобы пребывать в Царствии Божием вместе с Ним.
"И пророки жили о Иисусе Христе, посему и терпели гонения. Вдохновляемые благодатию Его ... Итак, жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью воскресения ... Пророки, будучи учениками Иисуса Христа, по духу ожидали Его. Посему-то Он, когда пришел на землю, воскресил (их) из мертвых." (Игнатий Антиохийский (+ 116г.). Послание к Магнезийцам. 8,9)
Собеседник продолжил тему: "Как я понял, ты считаешь, что Матфей пишет о реальном телесном воскресении ветхозаветных святых. Учитывая то, что Енох и Илия, еще при жизни получили преображенные тела и были взяты на Небо, так же что Иисус на кресте сказал раскаявшемуся разбойнику, что он попадет в Рай. Так что же получается, что в Раю есть три категории людей: бесплотные духи, Енох и Илия, и те воскрешенные в теле ветхозаветные святые? Что-то сложновато получается".
А ведь действительно, почему так сложно устроен Божий мир? Ведь гораздо устойчивее системы с малым числом составляющих.
Второе мое письмо:
Ты удивляешься, что в Царствии Небесном могут быть очень сложные и многообразные формы пребывания людей при воскресении? Чему тут удивляться? Ведь в пакибытии, в новом творении, люди будут пребывать в разной славе, поэтому, возможно, и в разных формах. Одни пребудут в славе Господней в Небесном Иерусалиме. Другие - на новой земле, и будут входить в Иерусалим и вкушать плоды и листья от древа жизни. Третьи, вообще будут спасены, но как бы из огня. Точно так же, и в Геенне не будет всё одинаково для всех. Да посмотри на Ангелов: насколько мы знаем, они различаются по своей природе, и при этом, каждый из них индивидуален.
Бог неизменен. Если даже здесь, где все временное, Он сотворил такой разнообразный мир, а не ограничился парой видов животных, парой птиц, да парой видов рыб, а создал тысячи и тысячи их - то почему Он должен быть ограничен в Царствии Небесном?
А насчет "равенства" всех спасенных: там, где пребывают индивидуальности, в принципе не может быть равенства. "Равенство" - этот лозунг придумали, чтобы людей сделать рабами.
Во, разошелся!
Но вопрос, почему после воскресения люди могут быть в разных телах, потребовал уточнения для собеседника: "Мне представляется, что нужно делать различие между положением и природой. У всех людей природа одна, однако, положение различно, как различны дары и силы какими они обладают. Президент и рабочий, по природе - люди, хотя положение у них различно. То же самое я думаю и об ангелах. Что касается существования тела после смерти, то тут два варианта. Либо душа и дух отделяются от тела и переходят в иную сферу бытия (в духовный мир). Либо человек это механизм, который Бог восстанавливает и переводит туда же".
Раз моим собеседником была поднята тема воскрешения не только тела, но и души и духа, я постарался разобраться в деталях; что происходит с душой, с духом и с телом при воскресении.
Не знаю, разобрался ли, но ответ получился такой:
Очень интересные детали ты подмечаешь в вопросе о воскресении людей и пребывании их в Царствии Небесном. Что ж, давай будем вместе разбираться (ведь и ты, и я - оба мы учимся, оба мы познаем мир).
Что нам известно?
1. Душа и дух человека бессмертны и принадлежат к духовному миру; следовательно, могут пребывать в духовном мире без изменения природы.
2. А вот наши тела не только материальны, но и тленны. О них в Писании сказано: "Кровь и плоть не могут наследовать Царствия Божия (1Кор.15:50)". Следовательно, для того чтобы человек мог пребывать во всей своей целостности на Небе (дух, душа и тело), ему нужно преображенное, духовное тело; что и произойдет при воскресении.
Теперь о воскресении и вознесении людей, пребывающих сейчас в Раю.
? Енох и Илия были вознесены на Небо, не увидев смерти. То есть их тела преобразились в духовные без воскресения из мертвых. Считается, что перед вторым Пришествием Христа именно они сойдут на землю и будут проповедовать в Иерусалиме, потом будут убиты Антихристом и воскреснут на третий день на глазах у всех. То есть, в конечном итоге, они воскреснут в вечных прославленных телах. Но ведь и сейчас они в прославленных телах? Да. Но ведь когда сойдут, их тела снова будут обычными, ветхими. То есть, выходит, что нынешняя слава их тел - лишь временное "авансирование" той славы, что станет уже их неотделимой сущностью при втором Пришествии: когда они предстанут со Христом на Небесах.
? Воскресшие со Христом ветхозаветные умершие - их тела уже прославленные? Возможно. Но скорее всего, как у Илии с Енохом - лишь отражение (временное пребывание в прославленном теле) до второго Пришествия. Так же, наверно, и Моисей.
? Церковь - сейчас, мы знаем, что на Небе с Богом души и дух верующих (но, скорее всего, вне тел). Но при втором Пришествии, Священное Писание говорит, что Церковь явится на небе вместе со Христом, и уже в прославленных телах; а те из Церкви, кто еще будет жить на земле, в мгновение изменятся и будут восхищены навстречу Господу в прославленных телах (см. 1Кор.15:51-54).
Итак, при втором Пришествии Господа все три вышеперечисленные группы людей явятся на небе вместе с Господом, и у них будут ВЕЧНЫЕ, ПРОСЛАВЛЕННЫЕ ТЕЛА (ибо они, по вере, наделены праведностью и славой Иисуса Христа), и будут пребывать со Христом во веки, и в пакибытии будут жить с Господом в Небесном Иерусалиме. Это люди, о которых сказано: "Это - ПЕРВОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом (Отк.20:5,6)".
А другие люди?
О них сказано: "Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет (Отк.20:5)".
Спустя тысячу лет, после конца света, когда сгорит земля и вселенная свернется как свиток, вторая группа людей (это, подавляющее большинство людей) будет воскрешена Богом в БЕССМЕРТНЫХ ТЕЛАХ; ибо сказано: смерти уже не будет (Отк.21:4). Но они воскреснут НЕ В ПРОСЛАВЛЕННЫХ телах: ибо эти люди будут судимы пред Великим Белым Престолом, и по суду: кто будет жить на новой земле, а кто - в Геенну огненную.
Что же получится, в конце концов?
После двух воскресений и суда, получается, что будет, как минимум, три группы людей, различающихся, если не природой, то духовной славой тел.
У одних тела будут сияющие ярче солнца, прославленные и вечные, наделенные славой и праведностью Иисуса Христа.
У других - вечные, но они будут вкушать плоды и листья от дерева жизни: "для исцеления народов (Отк.22:2)". У этих людей тела не будут прославленными, но ни боли, ни страдания уже не будет.
У третьих - вечные тела, но они будут пребывать в вечных муках.
Да, людей ожидает различная вечность, но все они будут в вечности находиться во всей своей целостности: дух, душа и тело.
А относительно твоих (собеседник) рассуждений, ситуация получается ближе к первому варианту. Сначала душа и дух отделяются и пребывают в духовном мире (по сути, это их родной мир), но в конце Господь воскресит (у некоторых изменит) и тела - но это будут не те тела, что были у нас на земле, а духовные, вечные - способное пребывать "в иной форме бытия".
По Писанию и по логике получается так, а как будет на самом деле: помрем - увидим. Божии пути, не наши пути.
Вот такая получилась переписка о воскресении мертвых.
Хотя, скажу честно, мой собеседник с моими доводами не согласился, а начал ссылаться на Оригена, что тело - это темница души, и так далее. И я увидел, что дальнейшее продолжение этой темы не имеет смысла.
Что сказать?
Иисус Христос хорошо сказал о людях, для которых закрыто Божие откровение.
Он сказал им в ответ: для того (говорю притчами), что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. (Матф.13:11-15)
Радуйтесь слышащие и разумеющие, ибо это дано вам не по делам и не по уму вашему, а по благодати Божией! Воистину, только по благодати.
Погребняк Н. 2012