IngvarRuricson пишет:Вообще гносеомахия, как жизненная парадигма, отрицающая необходимость познания окружающего мира, включая и сакральную его составляющую, далеко не всегда и не везде считалась ересью. В тёмном средневековье такая, с позволения сказать, гносеологическая концепция сплошь и рядом считалась естественной. И причина здесь не только и не столько в злой воле или непонимании отдельных деятелей церкви.
На самом деле подобный подход закономерно проистекает из восприятия Всевышнего, как всеблагого Боженьки. Действительно, если всемогущий Господь столь доброжелательно относится к своим чадам, помогает им во всём, то зачем предпринимать какие-либо усилия для улучшения своей жизни через познание окружающего мира в материальном или духовном аспекте. По идее, Господь должен сам позаботиться о благополучии каждого.
К сожалению, в эту философскую концепцию не укладывается чудовищная несправедливость, окружающая человека во все без исключения исторические эпохи. Данное противоречие всегда было и является источником смущения умов и даже потрясений церкви.
Единственным, на мой взгляд, выходом из этого логического тупика является провозглашение пассивного сострадания Всевышнего, который, наблюдая за нами, желает нам добра, но в большинстве случаев не вмешивается в ход событий.
Отсюда следует другой не менее важный для идеологии вывод о том, что Господь не знает наперёд, чем закончится история. Это утверждение наносит удар по другой весьма вредной философской концепции - фатализму, провозглашающему предопределённость всего сущего.Но если всё предопределено, то незачем что-либо предпринимать, активно строить свою жизнь. Таким образом отрицается свобода воли.
Что греха таить, научный детерминизм вплоть до теории относительности Эйнштейна только подкреплял подобный подход. В самом деле, если траектория каждой материальной точки в четырёхмерном пространстве-времени, так называемая мировая линия, может быть однозначно вычислена с помощью уравнений законов природы, то свободы нет, всё предопределено.
Прорыв в этой берлинской стене предопределённости сделала квантовая механика с её принципом неопределённости. Оказалось, что на уровне микромира определённость в смысле координат и компонентов движения микрочастиц отсутствует как таковая. А значит исход каждого конкретного испытания принципиально непредсказуем. Между тем каждый такой исход через цепочку причинно-следственных связей ведёт к вполне определённым макроскопическим последствиям.
Но ошибочно полагать, что в микромире царит хаос. Нет, детерминизмом обладают лишь статистические параметры случайного распределения упомянутых показателей микроскопического процесса. Вы думаете, почему на совершеннейшем из физических приборов Адронном коллайдере бозон Хикса обнаруживали несколько месяцев. Потому что нужно было набрать представительную статистику и сопоставить её с теоретическими предсказаниями сэра Хикса.
Таким образом, принцип детерминизма, т.е. фатализм потерпел фиаско не только применительно к человеческой судьбе, но даже к неживой природе.
А почему бы не предположить, что Бог сотворил мир как совокупность всех возможных состояний всех возможных объектов? То есть, как Вселенскую квантовую суперпозицию. Тогда всё становится на место: и Бог всеведущ и человек свободен выбирать свой вариант существования. А Промысел Божий осуществляется как тенденция - дреф вероятности. (Он действительно имеет место, как показал Борн). Да и похоже это на то, что происходит в жизни.