(по книге Джеймса Данна "Единство и многообразие в Новом Завете")
Книга рекомендована сайтом "Богослов.ру")
(http://www.bogoslov.ru/biblio/text/467309/index.html)
Каждая церковь, деноминация или секта непременно считают, что именно им принадлежит преемство ортодоксии и отрицают ее у других, которых они считают еретиками, отступниками от правильной, ортодоксальной веры.
При этом следует признать, что четкой грани между ортодоксией и ересью не существует. Каждая церковь дает свое определение ортодоксии, определения конкурентов считает неправильным. Так под критериями ортодоксии понимались:
1. апостольские писания
2. евангелие
3. тайные апостольские предания
4. живое предание Церкви
5. вселенские символы веры
6. апостольское преемство
7. церковь в лице соборов
8. папа
9. «внутренний свет»
С исторической точки зрения вопрос состоит в следующем: существовала ли когда-нибудь единая и четко сформулированная вера, которая бы позволяла отделить христиан от еретиков. Традиционный ответ – да. Считается, что единая чистая вера существовала всегда. Еще с апостольского времени Церковь сохранила учение Иисуса и бережет его в неповрежденном виде. Церковные историки утверждают – ересь появилась с конца 2 века, которая стала вносить смуту в чистое учение Христа. (Евсевий цитирует Егизиппа – «безбожное заблуждение" стало проникать в церковь только во II веке, когда никого из апостолов уже не осталось в живых, а до того церковь "пребывала чистой и непорочной девой" (Евсевий Кесарийский, Церковная история, III. 32.7-8).
Однако работы историков Церкви показали, что это далеко от истины. Они говорят – «чистой» и изначальной формы христианства, которая бы могла по праву именоваться «ортодоксией» не существовало никогда. Всегда были различные христианские движения, соперничавшие в борьбе за приверженцев. Понятие ортодоксии рождалось в борьбе между сторонниками различных точек зрения – победившие провозглашали себя носителями истинного знания. Это можно сказать не только о втором веке, но и о веке первом, традиционно считавшимся идеальным апостольским веком, когда прямые ученики Иисуса высказывали свое авторитетное мнение по всем вопросам веры. Течений в христианстве первого века было намного больше, и они были намного шире в своих вероучительских положениях, чем в современном христианстве.
Ученые отмечают, что «какая-либо норма или авторитетный орган для суждений о доктрине» в тот период отсутствовали.
Так что такое ортодоксия и что такое ересь?
В каких религиозных спорах и диспутах решался вопрос о преемстве учения Иисуса?
Кто сейчас является носителем апостольского учения?
(Джеймс Данн «Единство и многообразие в Новом Завете»)
Книга рекомендована сайтом "Богослов.ру")
(http://www.bogoslov.ru/biblio/text/467309/index.html)
Каждая церковь, деноминация или секта непременно считают, что именно им принадлежит преемство ортодоксии и отрицают ее у других, которых они считают еретиками, отступниками от правильной, ортодоксальной веры.
При этом следует признать, что четкой грани между ортодоксией и ересью не существует. Каждая церковь дает свое определение ортодоксии, определения конкурентов считает неправильным. Так под критериями ортодоксии понимались:
1. апостольские писания
2. евангелие
3. тайные апостольские предания
4. живое предание Церкви
5. вселенские символы веры
6. апостольское преемство
7. церковь в лице соборов
8. папа
9. «внутренний свет»
С исторической точки зрения вопрос состоит в следующем: существовала ли когда-нибудь единая и четко сформулированная вера, которая бы позволяла отделить христиан от еретиков. Традиционный ответ – да. Считается, что единая чистая вера существовала всегда. Еще с апостольского времени Церковь сохранила учение Иисуса и бережет его в неповрежденном виде. Церковные историки утверждают – ересь появилась с конца 2 века, которая стала вносить смуту в чистое учение Христа. (Евсевий цитирует Егизиппа – «безбожное заблуждение" стало проникать в церковь только во II веке, когда никого из апостолов уже не осталось в живых, а до того церковь "пребывала чистой и непорочной девой" (Евсевий Кесарийский, Церковная история, III. 32.7-8).
Однако работы историков Церкви показали, что это далеко от истины. Они говорят – «чистой» и изначальной формы христианства, которая бы могла по праву именоваться «ортодоксией» не существовало никогда. Всегда были различные христианские движения, соперничавшие в борьбе за приверженцев. Понятие ортодоксии рождалось в борьбе между сторонниками различных точек зрения – победившие провозглашали себя носителями истинного знания. Это можно сказать не только о втором веке, но и о веке первом, традиционно считавшимся идеальным апостольским веком, когда прямые ученики Иисуса высказывали свое авторитетное мнение по всем вопросам веры. Течений в христианстве первого века было намного больше, и они были намного шире в своих вероучительских положениях, чем в современном христианстве.
Ученые отмечают, что «какая-либо норма или авторитетный орган для суждений о доктрине» в тот период отсутствовали.
Так что такое ортодоксия и что такое ересь?
В каких религиозных спорах и диспутах решался вопрос о преемстве учения Иисуса?
Кто сейчас является носителем апостольского учения?
(Джеймс Данн «Единство и многообразие в Новом Завете»)