Вечер, Сумрак! Приятно видеть Вас!
Впервые слышу и даже не представляю в каких границах ( национальных или географических)любящий Родину представляет объект своей любви.
А в чем смысл патриотизма вообще? Видно, он слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать.
Сначала малое дите любит родителей, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно это чувство растет вместе с ним и любовь уже охватывает село, город, и наконец, всю страну. А это уже большое и глубокое чувство - и оно называется любовь к Родине.
Мне ближе патриотизм в определении Стивена Декатюра: "Права или не права моя страна, но это моя страна".
Как жаль, что у патриота такого масштаба, как Вы, уважаемый Сумрак, не нашлось цитаты кого-либо из русских философов. А то получается почти как у Мятлева:
Патриот иной у нас
Закричит: «дюквас, дюквас,
Дю рассольник огуречный»,
Пьет и морщится сердечный;
Кисло, солоно, мове,
Ме се Рюс, э ву саве...
Можно понять ненависть к нечту или к некту, кто олицетворял государство ( Франция - это Я! (Людовик...не помню какой))или же к лицам, обладающим наивысшей властью в государстве, но не к самой стране ( хотя можно ненавидеть все что угодно).
Конечно, можно. И русская история - тому пример. Колчак и Врангель, к примеру, любили свою Родину, несмотря на то, что все встало с ног на голову в их время. Петр Врангель говорил: "Народ, сохранивший чувство нации, не может погибнуть." Народ для него означал Родину.
Уж кому кому, а Колчаку вряд ли откажешь в патриотизме. "Я, в конце концов,
служил не той или иной форме правительства, а служу Родине своей, которую ставлю выше всего"
А вот фраза "Я Родину свою люблю, но государство ненавижу." - принадлежит так любимому мной Б.Окуджаве.
Автор изречения "Святая Русь". Любил ли он Русь, переходя на сторону польского короля Сигизмунда, злейшего врага Руси?
Курбский ЛЮБИЛ свою родину. Недаром он и говорил "Святая Русь" - изречение, ставшее впоследствии характеристикой православной Руси. Он был знаковой фигурой своего времени, жаль, что несколько позабытой сейчас. Его жизнь, его эмиграция - это своеобразное решение вопроса, который решали потом целые поколения русских интеллигентов, мыслящих, неравнодушных людей, бунтарей. Как вести себя человеку в столкновении с властью? Вечные вопросы диссидентов: Можно ли считать выступление против деспота, который правит твоей Родиной, выступлением одновременно и против Отечества («целили в тирана, попали в Россию»)? Является ли эмиграция, бегство на чужбину предательством? «Горе от ума» – это неизбежная судьба русского интеллигента? Как быть и Что делать - камни русского диссиденства: безропотно принять смерть от неправедных властей, но не изменить стране, народу и вере, или стать "изменником" Родины?