Вот немного о еретиках
:4. Но возвратимся к предмету (нашей беседы). Иоанн говорит: "теперь появилось много антихристов" (1 Иоан. 2:18), и опять: "наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, ибо многие обольстители вошли в мир" (2 Иоан. 1:8,7). "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Иоан. 4:1). В другом месте: "Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.Ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2 Иоан. 1:10,11). И опять: "Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога" (ст. 9). Так наставляет нас Иоанн – сын грома, возлюбленный более всех святых, утвердивший церковь от конца до конца вселенной и заградивший уста еретиков своим богословием. А Иаков сказал: "кто хочет быть другом" им, "тот становится врагом Богу" (Иак. 4:4). Слушайте все вы, разделяющие с еретиками трапезу, этот горький для вас приговор: вы враги Христу. В самом деле, кто других с врагами царя, тот не может уже быть другом царя. Он не заслуживает даже и жизни и осуждается на все худшее. Иуда Иаковлев сказал: "Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа" (Иуд. 1:4). И далее: "в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям" (ст. 18). "Это звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки" (ст. 13). Так – и еще сильнее – поучает нас славный Иуда. Остается теперь, наконец, Павел, сосуд избрания: скажи нам и ты по благодати, данной тебе от Бога, скажи нам о настоящем веке лукавом, разоблачи тайных волков, обличи и посрами расхитителей святого стада Божия. Вот что говорит Павел: "я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада" (Деян. 20:29). Видите, повсюду богословы согласно с Учителем своим именуют безбожных еретиков собаками и волками? Так и в другом месте говорит Павел: "берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания" (Филипп. 3:2). "Смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением" (Кол. 2:8). "Смотрите, поступайте осторожно, потому что дни лукавы" (Ефес. 5:15,16). После таких увещаний кто может оправдаться в своем нерадении? И опять в другом месте: "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся" (Тит. 3:10). И еще: "учениями различными и чуждыми не увлекайтесь" (Евр. 13:9); еще: "злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь" (2 Тим. 3:13); еще: "для оскверненных и неверных нет ничего чистого" (Тит. 1:15). Слушайте же вы, разделяющие с ними вечери любви: как избежите вы гнева, грядущего на вас, вы, оскверняющиеся с ними в пище и питие? Как осмелитесь приступить к божественным и страшным тайнам? Разве не слышали вы блаженного Павла, взывающего: "не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской" (1 Кор. 10:21). "Выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому" (2 Кор. 6:17). Убедил ли я вас? Или труды мои были напрасны и я говорил на ветер? Впрочем, ради тех, которые охотно и усердно слушают наставления и их исполняют, я не остановлюсь и буду продолжать словами Павла; скажу опять тоже самое, слушайте: "не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Что общего у света с тьмою" (2 Кор. 6:14). Где дерзкие, утверждающие, что не говорится этого в божественных Писаниях, где они, "их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном" (Фил. 3:19)? Так поучает, наставляет и увещевает нас Павел, сосуд избрания, ограда церкви, победоносный борец, - Павел, боговещанная лира, вестник Христов, списатель догматов, труба слова, оратор благочестия, сеть уловлявшая язычников. Вот что и еще больше говорили о безбожных и неверных блаженные богословы – апостолы. А гораздо раньше их тоже самое говорили пророки: необходимо выслушать и этих последних. Так, пророк Давид говорил: "нет в устах их истины" (Пс. 5:10; еще: "мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне" (Пс. 138:21,22). Соломон говорит, что нечестивые лицемерно прикидываются благочестивыми, а в другом месте наставляет: "Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не ходи в путь с ними" (Прит. 1:10,15). Исайя же пророк – вернее Господь через пророка – говорит: "Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня" (Ис. 1:2); а в другом месте: "нечестивым же нет мира, говорит Господь" (Ис. 48:22).